РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для обучающихся 1 доп., 1-2 кл. на 2023-2024 учебный год Вариант 2
рабочая программа

Самофалова Оксана Алексеевна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_defektologa_variant_2.docx107.1 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

протокол от 29.09.2023 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом ОКОУ «Курская школа»

от 29.08.2023 г. № 01-02-196

Директор школы ________П.В. Сеин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-дефектолога

для обучающихся 1 доп., 1-2 кл.

на 2023-2024 учебный год

Вариант 2

Составитель:

Самофалова О.А.

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи коррекционной работы

3

1.3.

Принципы коррекционной работы и специфика ее организации

4

1.4.

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

5

1.5.

Общая характеристика программы

9

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

10

2.1.

Основные направления коррекционной работы дефектолога

10

2.2.

Содержание программы коррекционных занятий

14

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

3.1.

График организации образовательного процесса

16

3.2.

Перспективное тематическое планирование

17

3.3.

Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

23

3.4.

Материально-техническое оснащение рабочей программы

35

3.5.

Перечень наглядно-дидактических пособий

25

3.6.

Список используемой литературы

26

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Рабочая программа коррекционных занятий с учителем-дефектологом  имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010;
  •  Устав ОКОУ «Курская школа».

Рабочая программа включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел раскрывает особенности детей с ментальными нарушениями, цели и задачи, принципы и подходы к реализации программы, и планируемые результаты по освоению программы. В содержательном разделе описывается деятельность учителя-дефектолога и основные технологии реализации программы (формы, методы, приемы, средства образования) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов. Организационный раздел включает в себя особенности работы в основных образовательных областях в разных видах деятельности, особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.

1.2. Цели и задачи коррекционной работы

Целью программы коррекционной работы является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими рабочей программы, преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Задачи:

освоение простых действий с предметами и материалами;

развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;

коррекция познавательной деятельности, высших психических функции у обучающихся;

  • развитие графомоторных навыков;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование элементарных общетрудовых умений и навыков;
  • формирование положительного отношения к обучению и труду;
  • развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
  • овладение навыками самообслуживания и личной гигиены.

1.3. Принципы коррекционной работы и специфика ее организации

В основу формирования программы коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;

принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;

принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения обучающегося с учетом изменений в их личности;

принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;

принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие занятия);

в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может существенно различаться. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются обучающиеся с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории обучающихся используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития обучающихся, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки, а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о ТМНР, которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.

Уровень психофизического развития обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося, как в семье, так и в обществе. Динамика развития обучающихся данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, обучающиеся не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Часть обучающихся, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза - сложные формы детского церебрального паралича (далее - ДЦП), спастический тетрапарез, гиперкинез, вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации. Большинство обучающихся этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких обучающихся может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от легкой до глубокой).

Обучающиеся с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с обучающимися и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения обучающихся вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения. Способность обучающегося к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У обучающихся названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки взрослого организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти обучающиеся не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для обучающегося обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития обучающихся с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

У третьей группы обучающихся отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части обучающихся также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с обучающимися, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть обучающихся данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых - речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть обучающихся, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.

1.5. Общая характеристика программы

Программа составлена на основе методических рекомендаций и учебных пособий следующих авторов:

1. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. /Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие:в 2 ч./Краснояр. гос.ун-т им. В.П. Астафьева-Красноярск, 2015-Ч.1.-276с.-Ч.2.-288с.

2. Мозгова В.М.,.Яковлева И.М., Еремина А.А. «Основы олигофренопедагогики»: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

3. Настольная книга педагога-дефектолога Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, Могилева И.А. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Дефектологические занятия позволяют стимулировать сенсорно-перцептивные и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей. Занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Обучающиеся с ОВЗ зачисляются на коррекционные занятия на основании заключения ПМПК.

Организационный период, предшествующий началу систематических занятий, рассчитан на первые 2 недели учебного года. Учитель-дефектолог проводит диагностику обучающихся с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений.

По итогам обследования, руководствуясь рекомендациями ПМПК, учитель-дефектолог комплектует состав учащихся, с которыми будет проводить индивидуальные занятия и подргупповые, определяя подходящий для каждого обучающегося коррекционный курс, рассчитанный на 14 часов обучения, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка и уровнем его актуального развития.

Занятия проводятся в индивидуальной форме и форме малых подгрупп продолжительностью 20 мин.

Учитель - дефектолог ведет работу в тесном контакте с учителями, воспитателями, логопедами, психологами и медицинскими работниками, а также вовлекает родителей в коррекционную работу с детьми.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность.

На занятиях используются словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), а так же развивающие игры и упражнения, которые в учебном процессе оказывают благотворное влияние на развитие познавательной деятельности.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями.

Для более полного усвоения учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются  элементы ИКТ.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей, предоставления обучающимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.

В основе коррекционно-дефектологических занятий лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Основные направления коррекционной работы дефектолога

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1) Диагностическая работа, обеспечивающая выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы, предполагающей осуществление:

а) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

б) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении программы;

в) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

сбор сведений об обучающемся у педагогических работников, родителей (законных представителей) (беседы, анкетирование, интервьюирование), психолого-педагогический эксперимент,

наблюдение за обучающимися во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с обучающимися, педагогическими работниками и родителями (законными представителями),

изучение работ обучающегося (тетради, рисунки, поделки).

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися).

2) Коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования, включает:

формирование на занятиях психологического климата комфортного для обучающихся;

разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

организацию и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых занятий, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе дефектологической работы используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и подгрупповые, игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики и технологии,

беседы с обучающимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование).

3) Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, включает:

консультирование педагогических работников по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся,

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогических работников, родителей (законных представителей), разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям (законным представителям).

4) Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия педагогических работников и обучающихся с их родителями (законными представителями), включает:

проведение тематических выступлений для педагогических работников и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся,

психологическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Программа занятий включает следующие основные направления:

коррекция и развитие когнитивной сферы;

коррекция и развитие социальной сферы;

коррекция и развитие коммуникативных способностей.

Занятия проводятся на основе основных лексических тем.

Программа рассчитана на 3 года обучения (1доп.,1 - 2 классы).

В ходе реализации программы  достигаются следующие результаты:

  • сформированность осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
  • сформированность дифференцированной самооценки (постарался - не постарался, справился – не справился);
  • сформированность умения соотносить полученный результат с образцом;
  • сформированность способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
  • способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
  •  совершенствование мотивационно - целевой основы учебно-познавательной деятельности;
  • улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;
  • способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
  • способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
  •  способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более трех единиц запоминаемого;

способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики);

  • способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале.        

Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы может выражаться в уровневой шкале - 3 балла - значительная динамика, 2 балла - удовлетворительная динамика, 1 балл - незначительная динамика, 0 баллов - отсутствие динамики.

2.2. Содержание программы коррекционных занятий

Коррекция и развитие когнитивной сферы

1 доп. класс

1 класс

2 класс

  • Формирование умения воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
  • Формирование умения различать свойства и качества предметов.
  • Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.
  • Формирование предпосылок к развитию у детей наглядно-действенного мышления.
  • Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания.
  • Формирование обобщенных представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.
  • Формирование представлений о некоторых свойствах объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.
  • Развитие умения дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.
  • Развитие умения выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.
  • Формирование образов восприятия, обучение запоминанию и называнию предметов и их свойств.
  • Формирование умения анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения.
  • Развитие умения обобщения практического опыта в словесных высказываниях.
  • Формирование предпосылок для развития наглядно-образного мышления: формирование фиксирующей и сопровождающей функции речи.
  • Формирование умения последовательного изучения объектов живой и неживой природы, наблюдения за ними и их описания.
  • Развитие умение соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.
  • Развитие восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца
  • Развитие координации руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.
  • Формирование умения опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).
  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
  • Формирование умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения.
  • Формирование умения соотнесения явлений окружающей действительности и деятельность человека.

Коррекция и развитие социальной сферы

1 доп. класс

1 класс

2 класс

  • Формирование интереса и потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым.
  • Формирование первичных способов усвоения общественного опыта.
  • Формирование представлений о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.
  • Формирование уверенности, чувства раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта.

  • Развитие представлений о себе и о своей семье.
  • Развитие представлений о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.
  • Формирование адекватного поведения в конкретной ситуации.
  • Формирование умения эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

  • Формирование умения видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей, выражать сочувствие.
  • Формировать умение обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями.
  • Развивать коммуникативные умения.
  •  Формировать умение осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников.

Коррекция и развитие коммуникативных способностей

1 доп. класс

1 класс

2 класс

  • Формирование невербальных форм коммуникации.
  •  Формирование интереса к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих действий.
  • Формирование активной позиции ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Формирование умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
  • Развитие речевых форм общения со взрослыми и сверстниками.
  • Развитие познавательной функции речи.
  • Формирование умения  выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
  • Расширение и обогащение словарного запаса.
  • Развитие потребности речевых высказываний в различных видах деятельности.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. График организации образовательного процесса

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностическое обследование детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета

18 сентября – 8 мая

Подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию

13 мая – 20 мая

Итоговое (мониторинговое) диагностическое обследование детей. Заполнение документации

3.2. Перспективное тематическое планирование занятий

Календарно - тематический план коррекционной работы на 2023-2024учебный год

1 доп. класс

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

Сентябрь

04.09 - 08.09.2023

11.09. – 15.09.2023

18.09. – 22.09.2023

25.09. – 29.09.2023

Мониторинг. Обследование уровня развития детей

Школа. Школьные принадлежности. Формирование умения воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.

Осень. Признаки осени. Формирование умения различать свойства и качества предметов.

Октябрь

02.10. – 06.10.2023

09.10. – 13.10.2023

16.10 – 20.10.2023

23.10. – 27.10.2023

30.10-06.11.2023

Лес. Деревья. Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.

Дары леса. Формирование предпосылок к развитию у детей наглядно-действенного мышления.

Огород. Овощи. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания.

Сад. Фрукты. Формирование обобщенных представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

Каникулы

Ноябрь

07.11. – 10.11.2023

13.11. – 17.11. 2023

20.11. – 24.11.2023

27.11. – 01.12.2023

Домашние животные и их детеныши. Формирование представлений о некоторых свойствах объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.

Дикие животные и их детеныши. Формирование интереса и потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым.

Домашние птицы. Формирование первичных способов усвоения общественного опыта.

Дикие птицы. Формирование представлений о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.

Декабрь

04.12 – 08.12.2023

11.12 – 15.12.2023

18.12 – 22.12.2023

25.12 – 29.12.2023

Зима. Признаки зимы. Формирование уверенности, чувства раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта.

Зимние забавы. Формирование невербальных форм коммуникации.

В гостях у сказки. Формирование интереса к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих действий.

Новый год у ворот! Формирование активной позиции ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира

Январь

01.01. – 08.01.2024

09.01 – 12.01.2024

15.01. – 19.01.2024

22.01. – 26.01.2024

29.01.-02.02.2024

Каникулы

Человек. Части тела. Формирование умения воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.

Одежда. Формирование умения различать свойства и качества предметов.

Обувь. Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.

Дом. Части дома. Формирование предпосылок к развитию у детей наглядно-действенного мышления.

Февраль

05.02. – 09.02.2024

12.02. – 16.02.2024

19.02. – 22.02.2024

26.02. – 01.03.2024

Мебель. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания.

Каникулы

День Защитников Отечества. Формирование обобщенных представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

Посуда. Формирование представлений о некоторых свойствах объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.

Март

04.03 – 07.03.2024

11.03. – 15.03.2024

18.03. – 22.03.2024

25.03-29.03.2024

8 Марта. Семья. Формирование интереса и потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым.

Профессии. Формирование первичных способов усвоения общественного опыта.

Каникулы

Продукты питания. Формирование представлений о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.

Апрель

01.04. – 05.04.2024

08.04. – 12.04.2024

15.04.– 19.04.2024

22.04.– 26.04.2024

Бытовая техника. Формирование уверенности, чувства раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта.

День космонавтики. Формирование невербальных форм коммуникации.

Весна. Признаки весны. Формирование умения различать свойства предметов.

Транспорт. Виды транспорта. Формирование умения различать  качества предметов.

Май

02.05. - 03.05.2024

06.05. – 08.05.2023

13.05.– 17.05.2023

Четыре времени года. Лето. Формирование первичных способов усвоения общественного опыта.

День Победы. Формирование интереса и потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым.

Итоговый мониторинг. Обследование уровня развития детей

Перспективный тематический план коррекционной работы на 2023-2024учебный год

1 класс

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

Сентябрь

04.09 - 08.09.2023

11.09. – 15.09.2023

18.09. – 22.09.2023

25.09. – 29.09.2023

Мониторинг. Обследование уровня развития детей

Школа. Школьные принадлежности. Развитие умения дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.

Осень. Признаки осени. Развитие умения выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.

Октябрь

02.10. – 06.10.2023

09.10. – 13.10.2023

16.10 – 20.10.2023

23.10. – 27.10.2023

30.10-06.11.2023

Лес. Деревья.  Формирование образов восприятия, обучение запоминанию и называнию предметов и их свойств.

Дары леса. Формирование умения анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения.

Огород. Овощи. Развитие умения обобщения практического опыта в словесных высказываниях.

Сад. Фрукты. Формирование предпосылок для развития наглядно-образного мышления: формирование фиксирующей и сопровождающей функции речи.

Каникулы

Ноябрь

07.11. – 10.11.2023

13.11. – 17.11. 2023

20.11. – 24.11.2023

27.11. – 01.12.2023

Домашние животные и их детеныши. Формирование предпосылок для развития наглядно-образного мышления: формирование фиксирующей и сопровождающей функции речи.

Дикие животные и их детеныши. Формирование умения последовательного изучения объектов живой и неживой природы, наблюдения за ними и их описания.

Домашние птицы. Развитие представлений о себе и о своей семье.

Дикие птицы. Развитие представлений о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.

Декабрь

04.12 – 08.12.2023

11.12 – 15.12.2023

18.12 – 22.12.2023

25.12 – 29.12.2023

Зима. Признаки зимы. Формирование адекватного поведения в конкретной ситуации.

Зимние забавы. Формирование умения эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

Зимние виды спорта. Развитие речевых форм общения со взрослыми и сверстниками.

Новый год у ворот! Развитие познавательной функции речи.

Январь

01.01. – 08.01.2024

09.01 – 12.01.2024

15.01. – 19.01.2024

22.01. – 26.01.2024

29.01.-02.02.2024

Каникулы

Человек. Части тела. Формирование умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

Одежда. Развитие умения дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.

Обувь. Развитие умения выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.

Дом. Части дома. Формирование образов восприятия, обучение запоминанию и называнию предметов и их свойств.

Февраль

05.02. – 09.02.2024

12.02. – 16.02.2024

19.02. – 22.02.2024

26.02. – 01.03.2024

Мебель. Формирование умения анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения.

Каникулы

День Защитников Отечества. Развитие умения обобщения практического опыта в словесных высказываниях.

Посуда. Формирование предпосылок для развития наглядно-образного мышления: формирование фиксирующей и сопровождающей функции речи.

Март

04.03 – 07.03.2024

11.03. – 15.03.2024

18.03. – 22.03.2024

25.03-29.03.2024

8 Марта. Семья. Формирование предпосылок для развития наглядно-образного мышления: формирование фиксирующей и сопровождающей функции речи.

Профессии. Формирование умения последовательного изучения объектов живой и неживой природы, наблюдения за ними и их описания.

Каникулы

Продукты питания. Развитие представлений о себе и о своей семье.

Апрель

01.04. – 05.04.2024

08.04. – 12.04.2024

15.04.– 19.04.2024

22.04.– 26.04.2024

Бытовая техника. Развитие представлений о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.

День космонавтики. Формирование адекватного поведения в конкретной ситуации.

Весна. Признаки весны. Формирование умения эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

Транспорт. Развитие речевых форм общения со взрослыми и сверстниками.

Май

02.05. - 03.05.2024

06.05. – 08.05.2023

13.05.– 17.05.2023

Четыре времени года. Лето. Развитие познавательной функции речи.

День Победы. Формирование умения анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения.

Итоговый мониторинг. Обследование уровня развития детей

Перспективный тематический план коррекционной работы на 2023-2024учебный год

2 класс

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

Сентябрь

04.09 - 08.09.2023

11.09. – 15.09.2023

18.09. – 22.09.2023

25.09. – 29.09.2023

Мониторинг. Обследование уровня развития детей

Школа. Школьные принадлежности. Развитие умение соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

Осень. Признаки осени. Развитие восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца

Октябрь

02.10. – 06.10.2023

09.10. – 13.10.2023

16.10 – 20.10.2023

23.10. – 27.10.2023

30.10-06.11.2023

Лес. Деревья. Развитие координации руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

Дары леса. Формирование умения опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

Огород. Овощи. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Сад. Фрукты. Формирование умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения.

Каникулы

Ноябрь

07.11. – 10.11.2023

13.11. – 17.11. 2023

20.11. – 24.11.2023

27.11. – 01.12.2023

Домашние животные и их детеныши. Формирование умения соотнесения явлений окружающей действительности и деятельность человека.

Дикие животные и их детеныши. Формирование умения видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей, выражать сочувствие.

Домашние птицы. Формировать умение обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями.

Дикие птицы. Развивать коммуникативные умения.

Декабрь

04.12 – 08.12.2023

11.12 – 15.12.2023

18.12 – 22.12.2023

25.12 – 29.12.2023

Зима. Признаки зимы. Формировать умение осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников.

Зимние забавы. Формирование умения  выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

Зимние виды спорта. Расширение и обогащение словарного запаса.

Новый год у ворот! Развитие потребности речевых высказываний в различных видах деятельности.

Январь

01.01. – 08.01.2024

09.01 – 12.01.2024

15.01. – 19.01.2024

22.01. – 26.01.2024

29.01.-02.02.2024

Каникулы

Человек. Части тела. Развитие умение соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

Одежда. Развитие восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца

Обувь. Развитие координации руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

Дом. Части дома. Формирование умения опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

Февраль

05.02. – 09.02.2024

12.02. – 16.02.2024

19.02. – 22.02.2024

26.02. – 01.03.2024

Мебель. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Уход за жилищем. Формирование умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения.

День Защитников Отечества. Формирование умения соотнесения явлений окружающей действительности и деятельность человека.

Посуда. Формирование умения видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей, выражать сочувствие.

Март

04.03 – 07.03.2024

11.03. – 15.03.2024

18.03. – 22.03.2024

25.03-29.03.2024

  • 8 Марта. Семья. Формировать умение обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями.

Профессии. Развивать коммуникативные умения.

Каникулы

Продукты питания. Формировать умение осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников.

Апрель

01.04. – 05.04.2024

08.04. – 12.04.2024

15.04.– 19.04.2024

22.04.– 26.04.2024

Бытовая техника. Формирование умения  выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

День космонавтики. Расширение и обогащение словарного запаса.

Весна. Признаки весны. Развитие потребности речевых высказываний в различных видах деятельности.

Транспорт.

Май

02.05. - 03.05.2024

06.05. – 08.05.2023

13.05.– 17.05.2023

Четыре времени года. Лето. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

День Победы. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Итоговый мониторинг. Обследование уровня развития детей

3.3. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

Взаимодействию с семьями обучающихся уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ментальными нарушениями и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально - психологической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Как показывает опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально - психологическая поддержка. Работа с родителями включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе, оказание консультативной и практической помощи.

Основная цель работы с родителями – своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.

При работе с семьями решаются следующие задачи:

оказание практической и теоретической помощи родителям обучающихся через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

развитие детско-родительских отношений;

совершенствование коммуникативных форм поведения;

формирование навыков адекватного общения с окружающим миром;

использование с родителями различных форм сотрудничества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

информирование;

индивидуальное консультирование;

семейное консультирование;

организация работы родительских и детско-родительских групп;

вовлечение родителей в проектную деятельность;

тематические родительские собрания.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Родительские  собрания,

мероприятия

Цель

Консультации

Беседы

сентябрь, октябрь

Родительское  собрание:

«Коротко о  главном!»

Информирование родителей  о  специфике работы учителя - дефектолога, повышение интереса родителей к коррекционной работе с  детьми

Специфические особенности с ментальными нарушениями

Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики

ноябрь декабрь

Индивидуальная и подгрупповая  работа

«Особый ребенок –  особое отношение»

Информирование родителей о влиянии семейного  воспитания на эмоциональное развитие  ребенка

Как сделать скучное  интересным

Беседа с родителями о важности выполнения рекомендаций дефектолога

январь февраль

Индивидуальная и

подгрупповая  работа

«Совместный полезный досуг»

Ознакомление родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие высших психических функций

Мониторинг   успеваемости

Ознакомление родителей с динамикой психического развития своего ребёнка.

Индивидуальные рекомендации по развитию мыслительной деятельности ребенка

март

Индивидуальная и

подгрупповая работа

«Коротко о главном»

Ознакомление  родителей с игровыми упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики

Мир под рукой (пальчиковые игры, самомассаж кистей рук)

Беседа с родителями о важности развития мелкой моторики. Индивидуальные рекомендации дефектолога.

апрель май

Родительское  собрание

(по результатам года)

«Нужно ли  заниматься летом?»

Показать важность продолжения коррекционно- развивающей работы с детьми в летний период  по индивидуальным рекомендациям

Рекомендации на летний  период

Игры летом

Индивидуальные беседы с родителями о динамике  развития ребенка.

3.4. Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Предметно-развивающая среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, позволяет с помощью различных зон развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом их наклонностей, интересов, уровня активности:

рабочее место специалиста (рабочий стол, стул, монитор, системный блок, колонки, принтер, рабочая документация);

учебную зону, которая обеспечивает место для индивидуальных коррекционных занятий и для занятий в подгруппах, и содержит: столы и стулья, настенная доска для размещения наглядных пособий;

двигательную зону рабочего кабинета, которая обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр;

игровую зону рабочего кабинета, которая обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствие с возрастом детей.

3.5. Перечень наглядных дидактических пособий, используемых на коррекционно-развивающих занятиях

1. Набор объемные геометрические фигуры.

2. Планшет «Шнуровка»

3. Головоломка рамка-вкладыш «Чедесный круг»

4. Методика Б.П. Никитина для развития мышления «Сложи квадрат» уровень «3».

5. «Учимся считать до 100» книжка-лото наглядное пособие.

6. Деревянные цветные счетные палочки набор 50шт.

7. Пазлы «Геометрические фигуры».

8. Пазлы «Буквы».

9. «Счеты первоклассника»-наглядное пособие.

10. Кубики.

11. Игра серии «Учись играя» - Кто где живет?

12. Наборы раздаточных карточек: «Объемные фигуры», «Профессии», «Насекомые», «Чувства и эмоции», «Овощи», «Противоположности», «Большой-маленький», «Времена года», «Один-много», «Транспорт», «Мебель», «Деревья», «Мир морей и океанов», «Деревья», «Он,она,оно,они».

13. «Учись считать» - касса цифр и счетного материала.

14. Набор счетного материала «Геометрические фигуры».

15. Наглядно-дидактические пособия: «Грамматика в картинках -словообразование», «Рассказы по картинкам», «Предметы и контуры», «Времена года», «Грамматика в картинках - говори правильно», «Математика», «Память».

16. Развивающие карточки «Мама и малыш».

17. Игра логическая «4 в ряд».

18. Трафареты.

19. Пластилин, карандаши.

20. Разрезные картинки.

21. Карточки «Что сначала, что потом».

22. Карточки «Четвертый лишний», «Множества», «Времена года», «Лабиринты», «Запутанные дорожки», «Точки», «Корректурная проба», «Предлоги», «Мнемотаблицы», «Азбука», «Таблица умножения», «Схемы- упражнения для развития межполушарного взаимодействия».

23. Дидактическая игра «Бусины».

24. Игра «Колесо звуков».

25. Игра «Логическое математическое».

3.6. Список используемой литературы

1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.

2. Векшина Т.В Алимпиева М.Н. Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы - М., Владос, 2016.

3. Козырева Л.М. Как подружиться с математикой -Ярославль, Академия развития,  2002.

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 1997.

6. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников - Ярославль: Академия развития,1998.

7. Мозгова В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики: учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.

8. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром – Москва, 2006 г.

9. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития.

10. Упифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11. Сычева Г.Н. Фонетический разбор - Ростов на Дону, Феникс, 2015.

12. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба и игра: Математика -Ярославль: Академия развития,1997.

13. Тихомирова Л.Ф. Логика дети 5-7 лет, Ярославль, Академия развития, 2000.

14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя - дефектолога для глухих обучающихся (Вариант 1.2)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с глухими обучающимися....

Рабочая программа учителя - дефектолога коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1 (5-9 классы)

Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ (УО (ИН))....

Рабочая программа учителя – дефектолога для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2) «Учимся – играя» 1 – 4 класс.

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей занятий  с обучающимися 1-4 класса с задержкой психического развития (ЗПР)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности по «Мордовскому фольклору» для 6 класса 2023 – 2024 учебный год

laquo;Мордовскяй фольклор « дисциплинать содержанияц. 1-це разделсь. Фольклорсь. Мезе сон тяфтамсь и мезе теенза сувафневи?Терминологиясь.Мокшэрзянь народть устно-поэтическяй ликоц.Фолькло...

Рабочая программа с КТП по«литературе» для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа в 11 классе, 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа в 11 классе, 2023-2024 учебный год. УМК А.Г. Мордкович...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для обучающихся 1 доп., 1-2 кл. на 2023-2024 учебный год Вариант 1

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений)....