Статья "Профориентация и социализация обучающихся с ТМНР во внеурочной деятельности через реализацию программы социальной направленности «Я сам»"
статья
В статье описано развитие личности обучающихся в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Я сам». Программа направлена на физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также на расширение контактов обучающихся с рядом находящимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Она способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с ТМНР и сверстников и взрослых из различных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентация и социализация обучающихся с ТМНР
во внеурочной деятельности через реализацию программы социальной направленности «Я сам».
Одним из стратегических направлений современной системы специального образования является оптимизация и совершенствование процессов профориентации, профподготовки, социально-трудовой адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, социализации и профориентации.
Термин профориентация, который широко используется в практике и который означает для нормы самостоятельный выбор индивидуумом желаемой профессии, практически не применим к категории лиц с ТМНР.
Он представляет собой подбор таких видов труда и профессий, которыми может овладеть обучающийся с ТМНР с учетом его психофизических возможностей и медицинских противопоказаний, в соответствии с его интересами, склонностями, а также потребностями рынка труда.
Программа внеурочной деятельности «Я сам» направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с рядом находящимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Она способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с ТМНР и сверстников и взрослых из различных организаций.
Цель этих занятий: развивать познавательный интерес, готовить к выбору будущей профессии, воспитывать аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, трудолюбие, укреплять здоровье.
Данная программа специально разработана мной для обучающихся классов ТМНР вариант 2.
Количество часов в неделю – 4. Продолжительность занятия 40 минут. Количество часов в год – 135 часов. Один раз в неделю проходят спаренные занятия, так как за одно занятие мы не успеваем сходить на экскурсию, выполнить какое-либо практическое задание, особенно задания, связанные с приготовлением пищи.
Программа включает следующие разделы:
- гигиена
- обращение с одеждой
- один дома
- готовлю сам
- один на улице
Каждый раздел программы имеет место в каждой четверти. Тематика каждого раздела регулярно повторяется, отрабатывается на протяжении всего учебного года.
В разделе гигиена мы отрабатываем приемы выполнения правил гигиены и приемы обращения с предметами гигиены, учимся ухаживать за предметами гигиены, следить за своим внешним видом. На занятиях обучающиеся соотносят натуральные объекты и предметы с картинкой и словом для выражения своих мыслей и действий.
Используем пиктографические карточки для составления правильной последовательности выполнения какого-либо задания: как правильно мыть руки, как правильно ходить в туалет, как правильно чистить зубы, как правильно стричь ногти и т.д..
Изучая этот раздел, мы говорим о таких профессиях как врач стоматолог, педиатр, парикмахер, санитарка, прачка, уборщица служебных помещений.
В разделе обращение с одеждой мы знакомимся с классификацией одежды в зависимости от половозрастного признака, сезона, функции, назначения.
Учимся самостоятельно надевать спортивную одежду, верхнюю, рабочую одежду (фартук, косынка, тканевые и резиновые перчатки), обувь. Учимся застегивать и расстегивать различные застежки.
Отрабатываем приемы складывания и хранения одежды в шкафах, приемы развешивания плечевой и поясной одежды на плечики. Пришиваем пуговицы и даже, выполняем несложный ремонт одежды (зашивание прямого разрыва, штопка дырок в одежде). Гладим вещи утюгом и отпариваем с помощью электрического отпаривателя.
Изготавливаем поделки из фетра, пуговиц, ниток.
Здесь мы знакомимся с такими профессиями как швея, обувщик, прачка, продавец.
Один дома – в этом разделе мы говорим о том, что каждый из них может сам делать дома, чем может помочь своим родителям. Учимся заправлять постель, менять постельное белье, протирать пыль, мыть зеркала, подметать и мыть полы, мыть посуду, сервировать стол, пользоваться бытовой техникой (пылесос, микроволновка, холодильник и т.д.).
Каждый из них может почувствовать себя уборщиком служебных помещений, посудомойщиком, гувернанткой, санитаркой.
Кроме этого, в разделе один дома они учатся самостоятельно организовывать свой досуг. Например: поиграть с конструктором, порисовать, собрать пазлы, сделать аппликацию и тд.
Самый любимый раздел программы – готовлю сам. Мы ходим в магазины, изучаем ассортимент продуктов, покупаем необходимые продукты для приготовления.
Готовим холодные и горячие бутерброды, фруктовые и овощные салаты. Чистим овощи и натираем их на терке, режим хлеб и намазываем его маслом, завариваем чай. Варим яйца и кисели. Стало традицией изготавливать пирожное «Картошка» и устраивать чаепитие. Печем блины на плите и вафли в электровафельнице.
Здесь мы говорим о профессии повара, кондитера, пекаря, рабочего по кухне, посудомойщице.
В разделе один на улице мы отрабатываем правила дорожного движения (переход по зебре, переход по светофору, автобусная остановка), ходим на экскурсии на почту, на Набережную, торговые центры, учимся ориентироваться на улице.
Говорим о том, как себя вести с бездомными животными (кошками и собаками). Учимся убирать пришкольную территорию (подметаем, собираем листву, чистим дорожки от снега, собираем мусор на газонах вручную и т.д.).
Учащиеся учатся здороваться с незнакомыми людьми на улице, задавать несложные вопросы или наоборот отвечать на вопросы взрослых людей. Во время различных игровых моментов учащиеся учатся взаимодействовать между собой: просить о помощи, обращаться друг к другу.
Здесь мы знакомимся с профессией дворник, полицейский, шофер, пожарный.
Этапы профориентации и социализации обучающиихся с ТМНР включают следующие этапы:
• Пропедевтический этап
• Начальное трудовое воспитание
• Общетрудовая подготовка
• Допрофессиональная подготовка
• Профессиональное обучение (специальные группы в организациях СПО для обучающихся со сложным дефектом с интеллектуальными нарушениями)
На данных занятиях во внеурочной деятельности учащиеся проходят два этапа профориентации и социализации: пропедевтический и этап начального трудового воспитания.
Подводя итог вышесказанному, хочу обратить ваше внимание на результаты нашей совместной работы с детьми.
Одним из результатов можно назвать повышение уровня сформированности жизненных компетенций. За время обучения все дети научились хорошо ориентироваться в пространстве кабинета (знают названия и местонахождение уборочного инвентарь, посуды, спецодежды, моющих средств, предметов гигиены), могут самостоятельно взять необходимый предмет и поставить его обратно. Несколько человек научились самостоятельно надевать фартуки и резиновые перчатки. Значительно улучшилось понимание об используемом инвентаре, его назначении и свойствах. Заметно улучшилось развитие общей и мелкой моторики в обращении с уборочным инвентарем, посудой, одеждой и предметами гигиены. Расширился кругозор и словарный запас (многие узнали, что такое овощечистка и как ей пользоваться, что такое пульверизатор и для чего он нужен).
Добились успехов в развитии коммуникативных навыков. Учащиеся научились частично взаимодействовать друг с другом. Расширилось взаимодействие с незнакомыми взрослыми людьми (другие учителя трудового обучения, работники школьной столовой, продавцы в магазинах).
У учащихся стало складываться положительное отношение к трудовой деятельности, появилось желание и любопытство сделать еще что-то новое, что еще никогда не делали сами.
На своем курсе внеурочной деятельности «Я сам», выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать».
Я уверена, что программа курса внеурочной деятельности «Я сам» позволит обучающимся классов ТМНР более уверенно и успешно подойти к следующему этапу профориентации и социализации – этапу общетрудовой подготовки.
Содержание курса
Содержание | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. |
1 Т класс | ||||
| 4 | |||
| 5 | 5 | 6 | |
| 5 | 5 | 7 | 5 |
| 5 | 5 | 7 | 5 |
| 5 | 4 | 7 | 5 |
| 5 | 4 | 6 | 5 |
Повторение пройденного материала | 1 | 8 | 9 | 12 |
Итого за год | 135 | |||
Содержание | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. |
5 Т класс | ||||
| 2 | |||
| 6 | 4 | 5 | 4 |
| 6 | 6 | 6 | 2 |
4. Обращение с одеждой. | 7 | 6 | 5 | 6 |
5. Готовлю сам. | 4 | 5 | 5 | 5 |
6. Один на улице. | 4 | 6 | 6 | |
Повторение пройденного материала | 6 | 6 | 16 | 7 |
Итого за год | 135 | |||
Содержание | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. |
7 Т класс | ||||
1. Введение. | 4 | |||
2. Гигиена. | 5 | 5 | 6 |
|
3. Один дома. | 5 | 5 | 7 | 5 |
4. Обращение с одеждой. | 5 | 5 | 7 | 5 |
5. Готовлю сам. | 5 | 4 | 7 | 5 |
6. Один на улице. | 4 | 5 | 3 | 5 |
Повторение пройденного материала | 2 | 6 | 17 | 8 |
Итого за год | 135 |
Календарно-тематическое планирование 1 Т класс
№ | Кол-во часов | Название темы | Календарные сроки | |||
по плану | по факту | |||||
30 | 1 четверть | |||||
1.Вводное занятие – 4 часа. | ||||||
1 | Знакомство с учителем. | |||||
1 | Знакомство с кабинетом. | |||||
1 | Экскурсия по школе. | |||||
1 | Практическая игра «Что и где находится в школе?» | |||||
2. Гигиена – 5 часов. | ||||||
1 | Я – человек. | |||||
1 | Мое тело. | |||||
1 | Когда надо мыть руки. | |||||
1 | Мыло, полотенце, раковина. | |||||
1 | Я сам мою руки с мылом. | |||||
3. Один дома – 5 часов. | ||||||
1 | Дома можно рисовать. Альбом, цветные карандаши. | |||||
1 | Я сам рисую цветными карандашами. | |||||
1 | Пазлы. Собираю пазлы сам. | |||||
1 | Собираю пазлы сам. | |||||
1 | Книжки малышки. | |||||
4. Обращение с одеждой – 5 часов. | ||||||
1 | Человек носит одежду. | |||||
1 | Одежда для школы. | |||||
1 | Игра «Выбираю одежду для школы». | |||||
1 | Спортивная одежда. | |||||
1 | Игра «Выбираю одежду для урока физкультуры» | |||||
5. Готовлю сам – 5 часов. | ||||||
1 | Питьевая вода. | |||||
1 | Я сам наливаю воду в стакан. | |||||
1 | Экскурсия в школьную столовую. Я сам наливаю воду из кулера. | |||||
1 | Фрукты. Банан – это фрукт. | |||||
1 | Я сам мою, очищаю банан от кожуры. | |||||
6. Один на улице – 5 часов. | ||||||
1 | Пешеходный переход. | |||||
1 | Экскурсия на мемориал. | |||||
1 | Экскурсия на мемориал. | |||||
1 | Экскурсия по территории школы. Собираем гербарий. | |||||
1 | Экскурсия по территории школы. Собираем гербарий. | |||||
Повторение пройденного материала – 1 час. | ||||||
1 | Я сам мою руки. | |||||
31 | 2 четверть | |||||
1. Гигиена – 5 часов. | ||||||
1 | Туалет для мальчиков и девочек. | |||||
1 | Правила гигиены: мыть руки после туалета. | |||||
1 | Руки, пальцы, ногти. | |||||
1 | Рисуем ладошки. | |||||
1 | Зарядка для пальчиков. | |||||
2. Один дома – 5 часов. | ||||||
1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | |||||
1 | Читаем сказки вместе. | |||||
1 | Пластилин. Лепим из пластилина. | |||||
1 | Лепим из пластилина. | |||||
1 | Я сам собираю пазлы. | |||||
3. Обращение с одеждой – 5 часов. | ||||||
1 | Одежда для головы: шапка, кепка, косынка. | |||||
1 | Я сам надеваю головной убор. | |||||
1 | В чем я пришел в школу? | |||||
1 | Игра «Выбери свою одежду». | |||||
1 | Экскурсия в гардероб. Игра «Найди свою одежду». | |||||
4. Готовлю сам – 4 часа. | ||||||
1 | Посуда: тарелка, кружка, вилка, ложка. | |||||
1 | Игра «Четвертый лишний». | |||||
1 | Игра «Выбери посуду для завтрака». | |||||
1 | Я сам наливаю воду из кулера. | |||||
5. Один на улице – 4 часа. | ||||||
1 | Животные на улице. | |||||
1 | Игра «Кто это?». | |||||
1 | Школьный автобус. Ремень безопасности. | |||||
1 | Я сам застегиваю ремень безопасности. | |||||
Повторение пройденного материала – 8 часов. | ||||||
1 | Я сам мою руки с мылом. | |||||
1 | Я сам рисую цветными карандашами. | |||||
1 | Я сам надеваю головной убор. | |||||
1 | Я сам выбираю посуду к завтраку. | |||||
1 | Я сам наливаю воду из кулера. | |||||
1 | Я сам рисую цветными карандашами. | |||||
1 | Я сам собираю пазлы. | |||||
1 | Я сам надеваю головной убор. | |||||
39 | 3 четверть | |||||
1. Гигиена – 6 часов. | ||||||
1 | Зубная щетка, зубная паста. | |||||
1 | Игра «Третий лишний». | |||||
1 | Просмотр мультфильма «Мойдодыр». | |||||
1 | Мыло, полотенце, раковина. | |||||
1 | Горячая и холодная вода. | |||||
1 | Умываюсь сам. | |||||
2. Один дома – 7 часов. | ||||||
1 | Играем в игры «Найди предмет». | |||||
1 | Играем в игры «Кто это?» | |||||
1 | Аппликация. Изготавливаем открытку. | |||||
1 | Аппликация. Изготавливаем открытку. | |||||
1 | Собираю пазлы сам. | |||||
1 | Разукрашиваем раскраски. | |||||
1 | Читаем книги. | |||||
3. Обращение с одеждой – 7 часов. | ||||||
1 | Зимняя одежда: валенки, рукавицы, пуховик. | |||||
1 | Игра «Четвертый лишний». | |||||
1 | Игра «Выбери свою зимнюю одежду». | |||||
1 | Надеваю шапку сам. | |||||
1 | Надеваю пуховик сам. | |||||
1 | Надеваю рукавицы сам. | |||||
1 | Игра «Выбери свою обувь». | |||||
4. Готовлю сам – 7 часов. | ||||||
1 | Посуда. Игра «Четвертый лишний». | |||||
1 | Выбираем посуду для обеда. | |||||
1 | Фрукты: банан, яблоко, груша. | |||||
1 | Игра «Четвертый лишний». | |||||
1 | Экскурсия в продуктовый магазин. Покупаем фрукты. | |||||
1 | Экскурсия в продуктовый магазин. Покупаем фрукты. | |||||
1 | Я сам мою фрукт. | |||||
5. Один на улице – 6 часов. | ||||||
1 | Автобус. Автобусная остановка. | |||||
1 | Экскурсия до автобусной остановки. | |||||
1 | Экскурсия до автобусной остановки. | |||||
1 | Играем в игры «Лепим снежки». | |||||
1 | Осторожно, сосульки! | |||||
1 | Светофор. | |||||
6. Повторение пройденного материала – 9 часов. | ||||||
1 | Я сам выбираю одежду по погоде. | |||||
1 | Я сам одеваюсь на прогулку. | |||||
1 | Я сам мою фрукты. | |||||
1 | Я сам рисую. | |||||
1 | Я сам рисую. | |||||
1 | Я сам собираю пазлы. | |||||
1 | Я сам собираю пазлы. | |||||
1 | Я сам играю конструктором. | |||||
1 | Я сам играю конструктором. | |||||
36 | 4 четверть | |||||
1. Один дома – 5 часов. | ||||||
1 | Играем в лото. | |||||
1 | Играем в лото. | |||||
1 | Игра «Кто это?» | |||||
1 | Собираем пазлы. | |||||
1 | Разукрашиваем раскраски. | |||||
2. Обращение с одеждой – 5 часов. | ||||||
1 | Застежки на одежде: пуговицы. | |||||
1 | Игра «Четвертый лишний». | |||||
1 | Сам застегиваю пуговицы. | |||||
1 | Просмотр мультфильма «Сто пуговиц». | |||||
1 | Играем с развивающей игрушкой «Подушка». | |||||
3. Готовлю сам – 5 часов. | ||||||
1 | Что такое бутерброд. | |||||
1 | Экскурсия в продуктовый магазин: покупка хлеба. | |||||
1 | Экскурсия в продуктовый магазин: покупка хлеба. | |||||
1 | Я сам делаю бутерброд: хлеб с маслом. | |||||
1 | Знакомство с электрочайником. | |||||
4. Один на улице – 5 часов. | ||||||
1 | Учимся переходить дорогу на школьном автодроме. | |||||
1 | Практическая экскурсия к регулируемому пешеходному переходу. | |||||
1 | Практическая экскурсия к регулируемому пешеходному переходу. | |||||
1 | Практическая экскурсия к нерегулируемому пешеходному переходу. | |||||
1 | Практическая экскурсия к нерегулируемому пешеходному переходу. | |||||
Повторение пройденного материала – 12 часов. | ||||||
1 | Я сам рисую цветными карандашами. | |||||
1 | Я сам собираю пазлы. | |||||
1 | Я сам одеваюсь на прогулку. | |||||
1 | Я сам раздеваюсь после прогулки. | |||||
1 | Я сам правильно мою руки. | |||||
1 | Я сам правильно умываюсь. | |||||
1 | Я сам правильно перехожу дорогу. | |||||
1 | Я сам правильно перехожу дорогу. | |||||
1 | Я сам выбираю посуду для завтрака. | |||||
1 | Я сам сервирую стол к завтраку. | |||||
1 | Я сам застегиваю и расстегиваю пуговицы. | |||||
1 | Я сам застегиваю и расстегиваю пуговицы. | |||||
135 | Итого за год |
Календарно-тематическое планирование 5Т класс
Дата | Кол-во часов | Название темы | Календарные сроки | ||||
по плану | по факту | ||||||
31 | 1 четверть | ||||||
1.Вводное занятие – 2 часа. | |||||||
1 | Вводное занятие. | ||||||
1 | Игра «Как я ориентируюсь в школе, учебном кабинете». | ||||||
2. Гигиена – 6 часов. | |||||||
1 | Как укрепить здоровье. | ||||||
1 | Зарядка. Закаливание организма. | ||||||
1 | Экскурсия в бассейн. | ||||||
1 | Режим дня. Гигиена рук. | ||||||
1 | Уход за предметами гигиены: мыльница, полотенце. | ||||||
1 | Стираем полотенце. | ||||||
3. Один дома – 6 часов. | |||||||
1 | Мой дом, моя комната. | ||||||
1 | Заправляю кровать. | ||||||
1 | Инструменты и моющие средства для уборки. | ||||||
1 | Экскурсия в магазин бытовой химии. | ||||||
1 | Протираю пыль. | ||||||
1 | Подметаю пол. | ||||||
4. Обращение с одеждой – 7 часов. | |||||||
1 | Уход за одеждой. | ||||||
1 | Застежки на одежде и обуви. | ||||||
1 | Экскурсия в швейную мастерскую. | ||||||
1 | Пришивание пуговиц. | ||||||
1 | Пришивание пуговиц. | ||||||
1 | Развешивание одежды на плечики. | ||||||
1 | Складывание спортивной одежды. | ||||||
5. Готовлю сам – 4 часа. | |||||||
1 | Фрукты. | ||||||
1 | Покупка фруктов в магазине. | ||||||
1 | Кухонный инвентарь: разделочная доска, нож, нож для удаления сердцевины. | ||||||
1 | Готовлю фруктовую нарезку. | ||||||
Повторение пройденного материала – 6 часов. | |||||||
1 | Я сам заправляю кровать. | ||||||
1 | Я сам протираю пыль на мебели. | ||||||
1 | Я сам подметаю пол. | ||||||
1 | Я сам мою пол. | ||||||
1 | Я сам пришиваю пуговицу. | ||||||
1 | Я сам складываю спортивную одежду . | ||||||
31 | 2 четверть | ||||||
1. Гигиена – 4 часа. | |||||||
1 | Органы зрения. Правила гигиены зрения. | ||||||
1 | Как курение влияет на детей. | ||||||
1 | Просмотр фильмов о вреде курения. Беседа с медсестрой. | ||||||
1 | Спорт. Виды спорта. | ||||||
2. Один дома – 6 часов. | |||||||
1 | Телефон «03». | ||||||
1 | Игра «Моя бабушка заболела». | ||||||
1 | Электроприборы, которые облегчают ручной труд. | ||||||
1 | Пылесос. Уход за пылесосом. | ||||||
1 | Чистим дорожку пылесосом. | ||||||
1 | Чистим радиаторы отопления пылесосом. | ||||||
3. Обращение с одеждой – 6 часов. | |||||||
1 | Игра «Четвертый лишний». | ||||||
1 | Экскурсия в магазин одежды. | ||||||
1 | Электрический утюг. | ||||||
1 | Глажение косынки и фартука. | ||||||
1 | Глажение косынки и фартука. | ||||||
1 | Одеваюсь на прогулку по погоде. | ||||||
4. Один на улице – 4 часа. | |||||||
1 | Какие правила дорожного движения мне надо знать. | ||||||
1 | Пешеходный переход, автобусная остановка. | ||||||
1 | Игра «Переходим дорогу правильно». | ||||||
1 | Телефон «02». | ||||||
5. Готовлю сам - 5 часов. | |||||||
1 | Хлеб, хлебобулочные изделия. | ||||||
1 | Экскурсия в хлебный магазин. Покупка хлеба. | ||||||
1 | Нарезка хлеба на сухарики. | ||||||
1 | Электрический чайник. | ||||||
1 | Кипятим воду в электрочайнике. Завариваем чай. | ||||||
Повторение пройденного материала – 6 часов. | |||||||
1 | Я сам утюжу фартук и косынку. | ||||||
1 | Я сам протираю пыль на мебели. | ||||||
1 | Я сам подметаю пол. | ||||||
1 | Я сам мою пол. | ||||||
1 | Я сам собираю пыль пылесосом. | ||||||
1 | Я сам нарезаю хлеб. | ||||||
43 | 3 четверть | ||||||
1. Обращение с одеждой – 5 часов. | |||||||
1 | Обувь. Игра «Четвертый лишний». | ||||||
1 | Подбираем обувь по погоде. | ||||||
1 | Шнурки. Учимся шнуровать ботинки. | ||||||
1 | Учимся шнуровать ботинки. | ||||||
1 | Экскурсия в магазин обуви. | ||||||
2. Гигиена – 5 часов. | |||||||
1 | Гигиена полости рта. | ||||||
1 | Правильно чистим зубы. Уход за зубной щеткой. | ||||||
1 | Уход за волосами. Средства для мытья волос. | ||||||
1 | Заплетаем косички. | ||||||
1 | Заплетаем косички. | ||||||
3. Один дома – 6 часов. | |||||||
1 | Предметы для сервировки стола. | ||||||
1 | Правила сервировки стола к приему пищи. | ||||||
1 | Мытье грязной посуды. | ||||||
1 | Экскурсия в школьную столовую. Наблюдение за работой посудомойки. | ||||||
1 | Подметаем пол. | ||||||
1 | Моем пол с моющим средством. | ||||||
4. Готовлю сам – 5 часов. | |||||||
1 | Холодильник. Хранение продуктов. | ||||||
1 | Покупка сыра и хлеба. | ||||||
1 | Что такое бутерброд? | ||||||
1 | Микроволновка. | ||||||
1 | Готовим бутерброды в микроволновке. | ||||||
5. Один на улице – 6 часов. | |||||||
1 | Городской транспорт. | ||||||
1 | Поездка на почту на автобусе. | ||||||
1 | Поездка в магазин на автобусе. | ||||||
1 | Где я живу. Где я учусь. | ||||||
1 | Бездомные животные. | ||||||
1 | Экскурсия в Питон. | ||||||
Повторение пройденного материала – 16 часов. | |||||||
1 | Я сам зашнуровываю ботинки. | ||||||
1 | Я сам выбираю обувь по погоде и обуваюсь. | ||||||
1 | Я сам подметаю пол. | ||||||
1 | Я сам мою пол. | ||||||
1 | Я сам собираю пыль пылесосом. | ||||||
1 | Я сам сервирую стол к завтраку. | ||||||
1 | Я сам мою грязную посуду. | ||||||
1 | Я сам протираю пыль на мебели. | ||||||
1 | Я сам подметаю пол. | ||||||
1 | Я сам собираю пыль пылесосом. | ||||||
1 | Я сам выбираю обувь по погоде и обуваюсь. | ||||||
1 | Я сам сервирую стол к завтраку. | ||||||
1 | Я сам мою грязную посуду. | ||||||
1 | Я сам собираю пазлы. | ||||||
1 | Я сам рисую красками. | ||||||
1 | Я сам зашнуровываю ботинки. | ||||||
30 | 4 четверть | ||||||
1. Один дома – 2 часа. | |||||||
1 | Варим яйца на плите. | ||||||
1 | Моем грязную посуду. | ||||||
2. Готовлю сам - 5 часов. | |||||||
1 | Мой день рождения. Игра «У меня гости». | ||||||
1 | Кондитерские изделия. | ||||||
1 | Продуктовый магазин: покупка кондитерских изделий. | ||||||
1 | Сервировка стола к чаепитию. | ||||||
1 | Чаепитие. | ||||||
3. Гигиена – 4 часа. | |||||||
1 | Гигиена рук и ног. | ||||||
1 | Ухаживаем за ногтями. | ||||||
1 | Нижнее белье. | ||||||
1 | Стираем носовой платок. | ||||||
4. Обращение с одеждой – 6 часов. | |||||||
1 | Стиральная машина. | ||||||
1 | Стираем грязное белье на стиральной машине. | ||||||
1 | Развешивание одежды на плечики. | ||||||
1 | Складывание одежды. | ||||||
1 | Одеваюсь на прогулку по погоде. | ||||||
1 | Игра «Помоги одеться другу». | ||||||
5. Один на улице – 6 часов. | |||||||
1 | Планета наш дом – сохрани порядок в нем. | ||||||
1 | Сбор мусора в водосточных канавах. | ||||||
1 | Подметание дорожек на пришкольной территории. | ||||||
1 | Сбор мусора на газонах вручную. | ||||||
1 | Водоемы: правила поведения. | ||||||
1 | Игры на свежем воздухе. | ||||||
Повторение пройденного материала – 7 часов. | |||||||
1 | Я сам подметаю пол. | ||||||
1 | Я сам собираю пыль пылесосом. | ||||||
1 | Я сам одеваюсь на прогулку по погоде. | ||||||
1 | Я сам собираю мусор на улице. | ||||||
1 | Я сам подметаю дорожки на улице. | ||||||
1 | Я сам перехожу дорогу. | ||||||
1 | Я сам угощаю гостей чаем. | ||||||
135 | Итого за год |
Календарно-тематическое планирование 7 Т класс
№ | Кол-во часов | Название темы | Календарные сроки | |||
по плану | по факту | |||||
30 | 1 четверть | |||||
1.Вводное занятие – 4 часа. | ||||||
1 | Практическая игра «Здравствуйте, а вы кто?» | |||||
1 | Практическая игра «Как я ориентируюсь в школе, на территории школы». | |||||
1 | Практическая игра «Черный ящик с инвентарем». | |||||
1 | Рассказ в картинках: «Что я сам делал летом». | |||||
2. Гигиена – 5 часов. | ||||||
1 | Режим дня в будние и выходные дни. | |||||
1 | Игра «Режим выходного дня из картинок». | |||||
1 | Уход за предметами гигиены. Расческа. | |||||
1 | Экскурсия в салон. Наблюдение за работой мастеров. | |||||
1 | Экскурсия в салон. Наблюдение за работой мастеров. | |||||
3. Один дома – 5 часов. | ||||||
1 | Настольные игры. Играем в домино «Професии». | |||||
1 | Играем в «Парочки». | |||||
1 | Аппликация из природного материала. | |||||
1 | Аппликация из природного материала. | |||||
1 | Я сам протираю пыль на мебели. | |||||
4. Обращение с одеждой – 5 часов. | ||||||
1 | Застежки на одежде. Пришивание пуговиц с 2-мя отверстиями. | |||||
1 | Пришивание пуговиц с 4-мя отверстиями. | |||||
1 | Экскурсия в магазин тканей. Покупка швейных ниток. | |||||
1 | Экскурсия в магазин тканей. Покупка швейных ниток. | |||||
1 | Одежда для физкультуры. Складывание одежды и обуви в мешок. | |||||
5. Готовлю сам – 5 часов. | ||||||
1 | Овощи. Очистка овощей овощечисткой. | |||||
1 | Очистка овощей овощечисткой. | |||||
1 | Натирание овощей на терке. | |||||
1 | Способы нарезки овощей и фруктов. | |||||
1 | Нарезка овощей.. | |||||
6. Один на улице – 4 часа. | ||||||
1 | Подвижные игры на улице. | |||||
1 | Подвижные игры на улице. | |||||
1 | Практическая игра «Переход дороги на регулируемом перекрестке». | |||||
1 | Практическая игра «Переход дороги на нерегулируемом перекрестке». | |||||
Повторение пройденного материала – 2 часа. | ||||||
1 | Я сам очищаю морковь овощечисткой. | |||||
1 | Я сам натираю морковь на терке. | |||||
30 | 2 четверть | |||||
1. Гигиена – 5 часов. | ||||||
1 | Нижнее белье. Экскурсия в магазин нижнего и нательного белья. | |||||
1 | Экскурсия в магазин нижнего и нательного белья. | |||||
1 | Уход за руками и ногтями. | |||||
1 | Подстригаем ногти, обрабатываем пилочкой для ногтей. | |||||
1 | Болезни грязных рук. Просмотр видеофильма. | |||||
2. Один дома – 5 часов. | ||||||
1 | Ремонтирую книжки сам. | |||||
1 | Изготовление поделки из бытовых отходов. | |||||
1 | Изготовление поделки из бытовых отходов. | |||||
1 | Уход за цветами. Поливаем и опрыскиваем цветы. | |||||
1 | Моем цветочные поддоны. | |||||
3. Обращение с одеждой – 5 часов. | ||||||
1 | Ремонт одежды. Пришиваем заплатку вручную. | |||||
1 | Пришиваем заплатку вручную. | |||||
1 | Отпариватель для одежды. Правила и приемы обращения. | |||||
1 | Отпариваем одежду. | |||||
1 | Развешиваем плечевую и поясную одежду на плечики. | |||||
4. Готовлю сам – 4 часа. | ||||||
1 | Экскурсия в продуктовый магазин. Покупка яиц. | |||||
1 | Приготовление яичницы с овощами. | |||||
1 | Приготовление яичницы с овощами. | |||||
1 | Варим морс. | |||||
5. Один на улице – 5 часа. | ||||||
1 | Подвижные игры на улице зимой. | |||||
1 | Играем в снежный бой. | |||||
1 | Лепим снеговика. | |||||
1 | Обморожение: что это такое и что надо делать. | |||||
1 | Чем опасны сильные морозы. | |||||
Повторение пройденного материала – 6 часов. | ||||||
1 | Я сам ухаживаю за цветами. | |||||
1 | Я сам ухаживаю за цветами. | |||||
1 | Я сам выполняю глажку одежды. | |||||
1 | Я сам выполняю глажку одежды. | |||||
1 | Я сам выбираю одежду по погоде. Я сам одеваюсь. | |||||
1 | Я сам раздеваюсь после прогулки и складываю свои вещи. | |||||
47 | 3 четверть | |||||
1. Гигиена – 6 часов. | ||||||
1 | Понятие ЗОЖ. | |||||
1 | Табак, снюс и другие опасности. | |||||
1 | Домашняя аптечка. Оказание первой помощи при ожогах. | |||||
1 | Оказание первой помощи при ожогах. | |||||
1 | Дышим правильно. | |||||
1 | Выполняем дыхательную гимнастику. | |||||
2. Один дома – 7 часов. | ||||||
1 | Протираем пыль. | |||||
1 | Моем зеркала. | |||||
1 | Меняем постельное белье. | |||||
1 | Заправляем кровать. | |||||
1 | Пылесосим ковровые покрытия и мягкую мебель. | |||||
1 | Выполняем уход за пылесосом. | |||||
1 | Выполняю уход за полом: подметаю, мою с использование моющего средства. | |||||
3. Обращение с одеждой – 7 часов. | ||||||
1 | Экскурсия в школьную обувную мастерскую. Наблюдение за работой учителя и учащихся. | |||||
1 | Уход за обувью. Чистка обуви. | |||||
1 | Нанесение крема для обуви. | |||||
1 | Шнуровка обуви. Выполняем различные способы шнуровки. | |||||
1 | Выполняем различные способы шнуровки. | |||||
1 | Выполняем глажение одежды. | |||||
1 | Уход за утюгом. | |||||
4. Готовлю сам – 7 часов. | ||||||
1 | Корнеплоды. Чистим картофель овощечисткой. | |||||
1 | Чистим и режим картофель брусочками. | |||||
1 | Готовим желе с кусочками фруктов. | |||||
1 | Готовим желе с кусочками фруктов. | |||||
1 | Готовим горячие бутерброды. | |||||
1 | Готовим горячие бутерброды. | |||||
1 | Выполняем уход за микроволновкой. | |||||
5. Один на улице – 3 часа. | ||||||
1 | Опасности весны: гололед, сосульки. | |||||
1 | Я самостоятельно еду в автобусе. | |||||
1 | Я самостоятельно еду в автобусе. | |||||
Повторение пройденного материала – 17 часов. | ||||||
1 | Я сам меняю постельное белье. | |||||
1 | Я сам заправляю постель. | |||||
1 | Я сам подметаю и мою пол. | |||||
1 | Я сам ухаживаю за цветами. | |||||
1 | Я сам выполняю уход за своей обувью. | |||||
1 | Я сам выполняю уход за своей обувью. | |||||
1 | Я сам выбираю одежду на прогулку и одеваюсь. | |||||
1 | Я сам раздеваюсь после прогулки и складываю вещи в шкаф. | |||||
1 | Я сам протираю пыль на мебели. | |||||
1 | Я сам подметаю и мою полы. | |||||
1 | Я сам меняю постельное белье. | |||||
1 | Я сам заправляю постель. | |||||
1 | Я сам подметаю и мою пол. | |||||
1 | Я сам ухаживаю за цветами. | |||||
1 | Я делаю генеральную уборку в классе. | |||||
1 | Я мою радиаторы отопления. | |||||
1 | Я сам мою стены и двери. | |||||
28 | 4 четверть | |||||
1. Один дома – 5 часов. | ||||||
1 | Поделки своими руками. | |||||
1 | Поделки своими руками. | |||||
1 | Телефоны экстренных служб «01», «02», «03», «04», «112». | |||||
1 | Практическая игра «Пожар! Помогите!» | |||||
1 | Разукрашиваем листовки «Телефоны эстренных служб». | |||||
2. Обращение с одеждой – 5 часов. | ||||||
1 | Хранение одежды в шкафу. | |||||
1 | Практическая игра «Разложи вещи в шкаф». | |||||
1 | Игра «Четвертый лишний». | |||||
1 | Пришиваем различные пуговицы. | |||||
1 | Пришиваем различные пуговицы. | |||||
3. Готовлю сам – 5 часов. | ||||||
1 | Готовим рулетики из слоеного теста в духовке. | |||||
1 | Готовим рулетики из слоеного теста в духовке. | |||||
1 | Варим компот из всежих фруктов. | |||||
1 | Варим компот из свежих фруктов. | |||||
1 | Осторожно, вредная еда! | |||||
4. Один на улице – 5 часов. | ||||||
1 | Подвижные игры на улице. | |||||
1 | Весна – время субботника. | |||||
1 | Практическая игра «Субботник». | |||||
1 | Правила поведения на водоемах.Экскурсия на набережную Амура. | |||||
1 | Экскурсия на набережную Амура. | |||||
Повторение пройденного материала – 8 часов. | ||||||
1 | Я сам пришиваю пуговицы. | |||||
1 | Я сам могу гладить одежду. | |||||
1 | Я сам ухаживаю за цветами. | |||||
1 | Я сам протираю пыль и мою пол. | |||||
1 | Я сам готовлю пирожное «Картошка». | |||||
1 | Я сам готовлю пирожное «Картошка». | |||||
1 | Чаепитие. | |||||
1 | Чаепитие. | |||||
136 | Итого за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
Реализация программы общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся начальных классовв условиях внедрения ФГОС.
В статье говорится о том, как реализуется программа общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся начальных классов в условиях внедрения Федеральных государ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Познай себя (социальное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс...
Программа инновационного развития "Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов"
Программа инновационного развития "Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов". Основная цель данной п...
ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Аннотация: данное портфолио собрано на основе материалов работы научного общества школьников «Интеллект – точка роста» МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Сою...
презентация " «Расширение образовательного пространства обучающихся с интеллектуальными нарушениями за счет реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности общеразвивающей направленности»
№1 Здравствуй те уважаемые коллеги! педагог дополнительного образования Шункова Елена Александровна государственного образовательного казенного учреждения специальной кор...