Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность"
рабочая программа (5 класс)

Потапова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность" с КТП, 5класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_s_ktr_5kl._nadomnoe_obuchenie_.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность" предметной области "Искусство" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.

Пояснительная записка.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование        умений изображать предметы        и        объекты        окружающей                действительности        художественными средствами.                Основные                задачи:                развитие        интереса        к        изобразительной        деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение                        изображению (изготовлению) отдельных элементов развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.

Общая характеристика учебного предмета:

формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности. Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков работы с различными материалами и инструментами в процессе ручного труда.  

                Изобразительная деятельность является наиболее понятным и доступным видом трудовой деятельности. Изготовление учащимися разнообразных поделок и изделий дает широкие возможности для ознакомления их со свойствами материалов и простейшими инструментами, применяемыми в работе с ними. Уроки труда, проводимые в определенной системе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры учащихся. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: восприятия, внимания, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.  

Место учебного курса в учебном процессе

          Предмет «Изобразительная деятельность» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 2), включен в предметную область «Искусство», Рабочая программа по данному курсу в 5 классе рассчитана на 34 урока в год, 1 час в неделю (0,5ч) (34 учебные недели).

Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность" представлено следующими разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация".

Раздел "Лепка".

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом.

Раздел "Аппликация".

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Раздел "Рисование".

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой,

снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, граттаж, "под батик".

Ожидаемые результаты учащихся  

Изучение предмета обеспечивает достижение следующих результатов:

  1. Личностные результаты:
  • проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области деятельности;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;  овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способностей с позиций будущей социализации;
  • проявление мышления при организации своей деятельности.
  1. Предметные результаты: Формируемые знания:
  • свойства пластилина;
  • основные и промежуточные цвета.

Формируемые умения:

  • выполнение упражнений для кистей рук с использованием различных материалов: сжимание бумаги разной фактуры, ткани разной плотности, глины, разглаживание сжатой бумаги, раскладывание кусочков ткани на

столе;  

  • освоение основных приёмов работы с пластичными материалами: разминание двумя руками, расплющивание, разрывание на большие и мелкие части, соединение их, раскатывание прямыми и круговыми движениями, отщипывание кусочков от целого куска пластилина;
  • воспроизведение комбинации из 2-х, 3-х деревянных (пластмассовых) деталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик, гараж);
  • конструирование из бумаги: сгибание листа пополам, совмещая стороны и углы, приклеивание деталей;  
  • определение свойств и особенностей бумаги, ткани.

 

  1. Общеучебные результаты:
  • умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать аналогии;
  • умение работать с информацией;
  • умение работать в коллективе, коммуникабельность.

Название

Количество часов по четвертям

Проведено за год

раздела

I ч

II ч

III ч

VI ч

1

Лепка

3

2

2

2

9 часов

2

Аппликация

2

2

2

2

8 часов

3

Рисование

2

3

6

2

13 часов

4

Тестирование

1

1

1

1

4 часа

Итого:

8

часов

8

часов

11

часов

7

часов

34часа

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п\п

Наименование разделов

Содержание тем учебного предмета

1.

Лепка

Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик; переплетение колбасок; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия. Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом.

2.

Аппликация

Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).

3.

Рисование

Различение материалов и инструментов, 

используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по трафарету, по шаблону). Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием нетрадиционных техник (по - сырому).

 

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Изобразительная деятельность» (34 урока, 17ч.)

Тема урока

К-во часов

Дата проведен

I четверть – 8 часов

1

Рисование по шаблону больших и маленьких квадратов. Штриховка в заданном направлении.

1

2

Рисование по шаблону больших и маленьких кругов. Штриховка и раскрашивание.

1

3

Лепка по показу: «колобок», «лепешка», «палочка».

1

4

Аппликация из геометрических фигур «дом».

1

5

Лепка. Изготовление по показу пирамидки.

1

6

Тестовые задания за I четверть

1

7

Изготовление из пластилина «помидор».

1

8

Аппликация из бумаги «фрукты».

1

II четверть – 8 часов

9

Рисование по пунктиру и раскрашивание матрешки.

1

10

Работа с трафаретом «домашние животные». Штриховка и раскрашивание.

1

11

Работа с трафаретом «цветы». Штриховка и раскрашивание.

1

12

Работа с пластилином и семенами «подсолнух».

1

13

Аппликация из рванных кусочков бумаги «грибочек».

1

14

Аппликация из ваты «снеговик»

1

15

Тестовые задания за II четверть

1

16

Работа с пластилином «ветка ели с игрушками».

1

III четверть – 11 часов

17

Рисование по пунктиру и раскрашивание. Дед Мороз.

1

18

Рисование по пунктиру и раскрашивание. Елка.

1

19

Лепка по показу. Елка.

1

20

Аппликация из бумаги «Елочка»

1

21

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Самолёт».

1

22

Раскрашивание рисунка «23 февраля».

1

23

Раскрашивание рисунка «8 марта».

1

24

Рисование губкой. Цветы.

1

25

Тестовые задания за III четверть

1

26

Аппликация из бумаги «Пирамидка».

1

27

Лепка. «Пирамидка».

1

IV четверть – 7 часов

28

Работа с бумагой «складывание кораблика»».

1

29

Изготовление из пластилина «жук».

1

30

Работа с пластилином «гусеница».

1

31

Раскрашивание рисунка  «День Победы».

1

32

Аппликация из цветной бумаги  «Овощи».

1

33

Итоговое тестирование за год

1

34

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Божья коровка».

1

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Изобразительная деятельность" предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), шило, коврики, фигурные перфораторы, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: музыкальный центр, компьютер,; расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина).

Предметные результаты освоения учебного предмета "Изобразительная деятельность".

  1. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий:

интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

  1. Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:

положительные        эмоциональные        реакции        (удовольствие,        радость)        в        процессе изобразительной деятельности;

стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

  1. Готовность к участию в совместных мероприятиях:

готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;

умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 130405 "Подземная разработка полезных ископаемых"

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка местор...

Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Проектно-исследовательская деятельность»

Школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Поэтому в настоящее время необходимо учить личность  постоянно самостоятельно обнов...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествуем по городам Канады» на 2014-2015 учебный год . 9 класс

Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разны...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествуем по городам Великобритании» на 2013-2014 учебный год

Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разны...

Рабочая программа "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для специальности Преподавание в начальных классах....