Как тренировать функции приема и переработки информации у детей с ОВЗ.
статья

В статье рассматриваются особенности построения коррекционного процесса детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, тренировки функций приема и переработки информации. Также предлагается ряд игр и рекомендации для работы с детьми обозначенной нозологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubtsova_yun_4.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как тренировать функции приема и переработки информации у детей с ОВЗ.

Воспитатель, учитель - дефектолог,

Голубцова Ю.Н.

МДОУ «Детский сад 78»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности построения коррекционного процесса детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, тренировки функций приема и переработки информации. Также предлагается ряд игр и рекомендации для работы с детьми обозначенной нозологии.

Ключевые слова: нейроигры, прием и переработка информации межполушарное взаимодействие, соматогнозис

В.А.Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, его поддерживал и И.М. Сеченов, который считал, что “неподвижный глаз также слеп, как и неподвижная рука’. А работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Самая приемлемая форма для занятий с детьми и дошкольниками с ОВЗ, в том числе,- это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности. А нейроигры- эффективнейшая методика, которая позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. То есть это инструмент, который поможет скорректировать психические дисфункции у детей.

А вот здесь  необходимо коротко рассказать об особенностях работы головного мозга. Мозг очень сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное и творческое развитие. Левое носит аналитический характер, соответственно оказывает влияние на развитие математических способностей,  речи.

А. Р. Лурия- советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии выделил три блока мозга, развитие которых и могут скорректировать нейроигры и нейроупражнения. Их применяют как со здоровыми детьми, так и с детьми, имеющими определенные нарушения:

-проблемы с памятью;

-снижение внимания при выполнении заданий;

-проблемы с усвоением материала;

-зеркальное письмо;

-нет понимания пространственных представлений (право- лево);

-плохая координация, неуклюжесть;

-леворукость;

-тики, заикание, навязчивые движения;

-синкинезии (движение языком и другими частями тела во время рисования или письма);

-частые головные боли;

-частый плач, проблемы со сном, аппетитом;

-проблемы в поведении.

Важно помнить, что коррекционная работа должна быть направлена “снизу-вверх“ (от движения- к мышлению, а не наоборот).

   Хотелось бы остановиться на коррекции второго блока мозга, так как она является по истине самой масштабной. Данный блок мозга помогает не только принимать информацию, но и правильно ее воспринимать и перерабатывать.

         Итак, первичные поля являются проекционными, каждый анализатор (глаза, уши, кожа) имеет свой участок в первичных полях. То есть первичные поля отвечают за то, чтобы наши органы чувств передали то, что нас окружает. Если идет нарушение первичных полей или самого анализатора, то это исключительно медицинское поле деятельности. Вторичные поля- отвечают за переработку полученной информации. Именно там идет обработка сигнала таким образом, чтобы мы получили верное отражение реальности. А в третичные поля направляется вся обработанная информация, если говорить простым языком.

   Нарушения второго блока мозга ведут к:

-нарушению восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического);

-нарушению пространственных представлений;

-нарушению фонетико-фонематических процессов;

-нарушению моторики (общей, кистевой, артикуляционной);

-нарушению понимания обращенной речи;

-нарушению памяти и мышления;

    Значит и методы коррекции должны быть направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий, соматогнозис, тактильный, слуховой, зрительный гнозис, память, пространственные представления и речь.

 Соматогнозис-это восприятие собственного тела. Кажется, что может быть проще, но…В последнее время все чаще встречаются дети с этим нарушением. Чаще это связано с нарушением тактильной чувствительности. При нарушении соматогнозиса у ребенка нарушено не только восприятие собственного тела, но и пространственные представления. И прежде всего необходимо вспомнить онтогенез (развитие) соматогнозиса.

Итак, примерно в 8-9 месяцев у ребенка формируется понятие локализации боли. Это говорит о том, что если ребенку причинить боль, для него это уже не просто общее понятие. Он понимает, где локализация боли. Вообще чувство боли и дискомфорта очень полезно для малыша (как бы абсурдно это не звучало). Дискомфортные состояния помогают ребенку обратить внимание на собственное тело, понять его. Например, прикоснитесь к пальчикам малыша льдинкой, малыш тут же отдернет руку и начнет рассматривать пальчики, к которым только что прикоснулись.

Далее, развитие соматогнозиса невозможно без взаимодействия с окружающим миром. Нельзя познать свое тело, не понимая, как окружающий мир влияет на него, и как собственное тело влияет на окружающий мир. Мягкая трава под ногами, папин колючий подбородок, первая клубника во рту. Все это, дает возможность понять малышу, как его тело реагирует на окружающий мир.

Следующий этап развития - двигательная активность. Теперь ребенок не просто познает свое тело, он постигает свойства своего тела во времени и пространстве. Если идти, то к игрушке приближусь медленно, а если побежать, то достану ее быстрее. Почему по полу ползти проще, чем по одеялу? Такие простые движения помогают ребенку понять, как влияют его движение на окружающий мир.

Если по каким - то причинам, ребенок не достаточно взаимодействовал с окружающим миром (часто болел, или много сидел в коляске, или родители боялись, что он сможет себе навредить, поэтому сидел часто в манеже), то в старшем возрасте ребенок становится неуклюжим, он не понимает, как надо переступить порог, чтобы не споткнуться. У таких детей долго не определяется ведущая рука, они не умеют прыгать или кататься на велосипеде.

При этом, чем старше ребенок, тем обширнее симптомы нарушения соматогнозиса, которые потом, кажется, никакого отношения к восприятию собственно тела не имеют. Для того, чтобы развивать соматогнозис, необходимо начинать работу с самого начала: знакомить ребенка с различными ощущениями комфорта/дискомфорта. Например, предложить ребенку угадать, где спрятан холодный стакан, а где горячий, попробовать различные текстуры на ощупь, угадывайте их, подобрать ассоциации. Все это важно делать с закрытыми глазами для того, чтобы развивалась тактильная чувствительность. После знакомства ребенка с ощущениями, переходят к движениям и пространственным представлениям: право-лево, верх-низ и т.д. Игры "Шагай в ту сторону, где я потрогала", "Повтори позу" отличные упражнения для развития соматогнозиса.

   Познание мира начинается с познания собственного тела, поэтому соматогнозис является базой для развития ребенка.

   Тренируя с ребенком соматогнозис, мы развиваем и его тактильную сенсорную систему. Давайте вспомним старую восточную мудрость: "Сколько не говори "халва", во рту слаще не станет". Давайте взглянем на эту мудрость со стороны наших сенсорных систем. И ведь как тонко подмечено, сколько не пытайся рассказать о свойствах предмета, пока сам их не ощутишь, порой сложно понять, что же это за свойство такое. Что же говорить о ребенке, который в принципе наш мир увидел впервые.

Тактильная сенсорная система, как и полагается, начинает формироваться у ребенка еще до рождения. Младенец начинает познавать мир именно через тактильную систему: прикосновение матери, ощущение молока на губах и во рту, дискомфорт мокрых пеленок. Как только у ребенка появляется возможность ухватить предмет, первым делом ребенок его тянет в рот, пытаясь почувствовать свойство предмета, и только потом, может его начать рассматривать.

Самыми чувствительными частями тела для тактильного восприятия являются рот, ступни и ладони. Именно в них находится большое количество клеток отвечающие за тактильные ощущения. Тактильная система важна не только для детей, но и взрослым она помогает выполнять "на автомате" те действия, которые мы выполняем без зрительного контроля:

· застегните пуговку на спине;

· найдите монетку в кармане;

· включите свет в темной комнате;

   Эти и многие другие действия мы выполняем быстро, не затрачивая времени на рассматривание предмета или своих рук, чтобы скоординировать их движение

Как помочь ребенка развивать тактильную систему?

- Прячьте и ищите различные предметы, спрятанные в крупах. Прежде чем достать предмет, предложите ребенку описать, что он чувствует.

- Предложите ребенку мешочек с игрушками и картинку, той игрушки, которую необходимо найти.

-Учите ребенка сравнивать на ощупь мягкое/твердое, холодное/теплое и т.д.

- Рисуйте или пишите на спине ребенка, а он должен угадать, что вы изобразили.

- Готовьте вместе с ребенком, кухня невероятный источник тактильных ощущений.

Программно-методические ресурсы

1. Никитин В.Н. Онтология телесности (смыслы, парадоксы, абсурд) /

В.Н. Никитин. – М., 2006 – С. 83

2. Онтология человеческой телесности: филос. очерки) / В.Л. Круткин; Удм.

гос. ун-т. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993 – 169 [2] с.

3. Стребкова Ю.А. Психологические аспекты изучения телесности / Ю.А.

Стребкова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.

– 2008 – Т. 10: «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение»,

вып. №6–1. – С. 183–187.

4. Теоретико-методологический анализ феномена схемы тела [Текст] /

А.А. Лысых // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017 – №3. – С. 61–68.

5. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Смысл,

2002 – 287 с.

6. Феноменология тела: Введ. в филос. антропологию: материалы лекц. кур-

сов 1992–1994 гг. / В. Подорога. – М.: Ad Marginem, 1995 – 339 с.

7. Фомичева Н. Образ тела изнутри и снаружи / Н. Фомичева [Электрон-

ный ресурс]. – Режим доступа: https://psy4psy.ru/obraz_tela_formirovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Применение графических приемов представления учебной информации в рамках производственного обучения"

В представленной презентации дано описание графических приемов изучения учебного материала и применение их на уроках производственного обучения в рамках начального профессионального образования....

Использование метода десенсибилизации и переработки информации с помощью движений глаз (EMDR) в преодолении предэкзаменационной тревожности у подростков

Предэкзаменационная тревожность – довольно распространённое среди подростков явление, актуализирующееся задолго до непосредственного наступления экзаменов. Подготовка в 9-х классах к ГИА, а в 11-х к Е...

Применение графических приемов представлена учебной информацией в рамках производственного обучения

Данная методическая разработка рекомендуется для уроков производственного обучения по профессии "повар . кондитер"....

Приемы работы с информацией или что такое майндмэппинг

Майндмэппинг - прием сокращения и оформления  информации. Майнд-карты  могут помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ГИА, к урокам, особенно гуманитарного цикла....

Приемы работы с информацией в рамках системно-деятельностного подхода

В рамках системно-деятельностного подхода у современных школьников должны быть сформированы не только умения самостоятельно использовать приобретенные знания, но и должна быть возможность самим ...

Частные психофизиологические особенности переработки информации.

ЧАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ИХ НАРУШЕНИЙ....