Приемы работы с информацией или что такое майндмэппинг
учебно-методический материал на тему
Майндмэппинг - прием сокращения и оформления информации. Майнд-карты могут помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ГИА, к урокам, особенно гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_mayndmepping.pptx | 1.67 МБ |
pamyatka_osnovy_mayndmeppinga.docx | 129.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционная система записи Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. В конспекте трудно выделить главное. Время при такой записи расходуется очень неэффективно.
Приемы работы с информацией или что такое майндмэппинг
1974 Г. - книга Тони Бьюзена «Работай Головой» - основы майндмэппинга.
Майндмэппинг (от анлийского Mind map – карта мыслей) – это графический способ изображения информации в процессе мышления в удобной для человеческого восприятия форме – логических и ассоциативных схем.
Майндмэпинг Карта мыслей Майнд-карты Интеллект-карты Карты интеллекта Карты ума Карты памяти Карты сознания Карты разума Ум – карты Ментальные карты Карты представлений Мысленные карты Умственные карты
Основные элементы майнд-карты : Центральный образ, тема. Основные ветви с ключевыми словами. Дополнительные ветви с ключевыми словами. Рисунки.
Майндмэппинг – прием тайм-менеджмента . 2-3 майнд-карты с 90% точностью восстановят информацию в голове о прочитанных 200-300 страниц текста!
Правила составления майнд - карт
Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать. Сформулируйте кратко тему.
1. Рисуем центральный образ Это ключевой элемент нашей карты мыслей. Он должен максимально четко выражать вашу задачу и быть ярким, т.к. является центром внимания. Используйте в создании центральной идеи наиболее яркие цвета и цепляющие образы. Для центрального образа используйте три и более цветов. Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы. Пишите печатными буквами.
2. Рисуем основные ветви Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. Рекомендуется, чтобы ветвь утолщалась к основанию и уменьшалась к концу. Не используйте больше 9 ветвей ( оптимально 7 ) – мозгу весьма сложно воспринимать такое количество элементов. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
Пишите на каждой основной линии только одно ключевое слово. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
3. Рисуем внутренние ветви. Продолжаем основные ветви – внутренними. Цвет дополнительных ветвей должен быть таким же, как у основных. Старайтесь организовывать пространство , не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Каждую ветвь дописываем ключевыми словами. Не более 2-х слов! Пишем печатными буквами.
4. Оформляем. Обязательно оставляйте на своей карте тематические рисунки. Рисуйте! Качество ваших рисунков не имеет значения. Карта вообще может целиком состоять из рисунков :) Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры , чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Как и где использовать майнд-карты
Пользуемся рекомендациями Тони Бьюзена : После 60 минут продуктивного обучения, наиболее оптимальным временем для повторения материала (и значит его продуктивного запоминания), используя карты мыслей, будут следующие интервалы: Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
Планы по интеллект-картам наиболее удобны: Т акой план легко можно расширять и уменьшать, просто добавляя нужные веточки или убирая их. О ратора практически невозможно сбить с нужного места, т.к. оно легко припоминается – стоит лишь взглянуть на майнд-карту . У держать в голове общую картину выступления намного легче. П ростота запоминания и воспроизведения информации.
Использование майнд-карт в качестве наглядного материала рекомендуют по следующим причинам: К арта приковывают внимание слушателей. Е сли слушатели отвлекутся, они легко смогут восстановить пропущенную информацию. Л огика мысли доносится наглядно, а значит, возрастает скорость усвоения информации. П озволяют держать в голове общую картину выступления.
Ум-карты как раздаточный материал Вместо текста раздаем майнд-карты . Тексты люди обычно не читают, но схемами заинтересовываются!
Майндмэппинг в планировании Майнд-карты — отличное средство для планирования личной жизни , собственных проектов и идей, собственного времени. Майнд-карта позволяет увидеть всю картину целиком, неплохо разгрузить мозг, задействовать и направить весь наш потенциал на решение поставленной задачи.
Источники http://free-psycho.ru/chto-takoe-majndme-pping-i-karty-my-slej/ http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/ http://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html http://lifeact.ru/mind-maping-bases/ http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
Предварительный просмотр:
Майндмэппинг
- Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.
- Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
- Рисуем центральный образ. Это ключевой элемент нашей карты мыслей. Он должен максимально четко выражать вашу задачу и быть ярким, т.к. является центром внимания.
- Используйте в создании центральной идеи наиболее яркие цвета и цепляющие образы.
- Для центрального образа используйте три и более цветов.
- Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
- Рисуем основные ветви. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
- Рекомендуется, чтобы ветвь утолщалась к основанию и уменьшалась к концу.
- Не используйте больше 9 ветвей (оптимально 7) – мозгу весьма сложно воспринимать такое количество элементов.
- Старайтесь сначала нарисовать основные ветви, и только потом их расширять.
- Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
- Пишите на каждой основной линии только одно ключевое слово.
- Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
- Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
- Рисуем внутренние ветви. Продолжаем основные ветви – внутренними.
- Каждую ветвь дописываем ключевыми словами. Не более 2-х слов!
- Оформляем. Обязательно оставляйте на своей карте тематические рисунки. Зрительный образ сохраняется на длительное время, воспроизводиться практически мгновенно и легко формирует новые ассоциации.
- Качество ваших рисунков не имеет значения.
- В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :)
- Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих.
- Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
- Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
- Учитывайте, что карта обычно читается по часовой стрелке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Применение графических приемов представления учебной информации в рамках производственного обучения"
В представленной презентации дано описание графических приемов изучения учебного материала и применение их на уроках производственного обучения в рамках начального профессионального образования....
Применение графических приемов представлена учебной информацией в рамках производственного обучения
Данная методическая разработка рекомендуется для уроков производственного обучения по профессии "повар . кондитер"....
Приемы, техники работы с информацией.
Материал содержит несколько приемов работы с информацией....
Приемы работы с информацией в рамках системно-деятельностного подхода
В рамках системно-деятельностного подхода у современных школьников должны быть сформированы не только умения самостоятельно использовать приобретенные знания, но и должна быть возможность самим ...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ОБОБЩАЮЩЕГО ТИПА
Методы и приемы работы с источниками информации на уроках обобщающего типа...
Игровые приемы работы с текстовой информацией
Данные методические материалы содержат примеры приемов работы с текстовой информацией как на уроках литературы, так и на уроках русского языка...
«Приемы работы с научной информацией. Ментальная карта»
В презентации отражены принципы составления ментальных карт и примеры карт, созданных детьми...