Доклад «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка по математике

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_maushevoy_z.s.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий

Задачи:

1. Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.

2.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по математическому развитию. 
3. Развивать у детей познавательные способности, любознательность, логическое мышление, самостоятельность, умение устанавливать закономерности, находить оптимальные решения.

4.Повысить мотивацию детей, интерес к занятиям математикой за счет разнообразия игр.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский

 В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми, с родителями, в методической работе. На сегодняшний день понятие «игровые   технологии» подразумевает большую и разнообразную группу методов при организации педагогического процесса в форме различных развивающих игр.  Игры, в том числе и математические, несут в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Следует обратить внимание на то, что игровые технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления. Мне хочется поделиться опытом работы в области применения игровых технологий в формировании математических представлений с дошкольниками.

Считаю, что развитие элементарных математических представлений — это одна из важных частей интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

 Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе. С целью стимулирования интеллектуального развития детей, совместно с родителями, в группе создан центр познавательного развития, где расположены книги, цветные палочки, дидактические игры и другой занимательный материал: Палочки Кюизенера, блоки Дьениша, наборы для игр «Геометрическая компания» Игры «Геометрическая мозаика», «Веселый счет», «Собери танграм» и т.д.

2.Тематические альбомы «В мире математики», «Занимательная математика», «Решай и считай», «Логические примеры»

3. Картотека ребусов, задач на смекалку, загадок.

В своей работе использую компьютерные презентации «Веселый счет», «Засели цифры в домик» и.т.д, интерактивные игры «Сосчитай котят», «Сосчитай цыплят», «Космические счетоводы», «Веселый счет», «Счетоводы», «Сосчитай и обозначь цифрой», учимся играя «Упражнения для устного счета»; ориентировка в пространстве- учимся играя «Ориентировка в пространстве»; геометрические фигуры – интерактивная игра «Геометрические фигуры», развивающая интерактивная игра «Складываем из фигур»; «Веселые фигурки», и т.д. С помощью презентаций и интерактивных игр дети вовлекаются в образовательную деятельность, она становится эмоционально-окрашенной, вызывает у детей математический интерес, а также является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом для формирования математических представлений в игровой форме. В режимных моментах с целью формирования математических представлений совместно с детьми проводились элементарные опыты и эксперименты. Перед началом опыта, детям давалась игровая проблемная ситуация, например, «У гимнасток замотались ленточки, что делать?», или «Куклам нужен столик. Как нам купить подходящий столик?» Опыты и эксперименты в игровой форме позволяют детям самостоятельно или совместно с педагогом сформировать практический опыт, добывать путем поиска или эксперимента, анализировать, т.е. добывать знания самостоятельно.

Еще одной интересной формой взаимодействия с детьми стали математические сказки, задачи-загадки, ребусы и т.д. С помощью них у детей развивается логическое мышление, память, умение анализировать. Большую роль в математическом развитии мне оказал народный фольклор и художественное слово. Широкое использование народного творчества пробуждает у детей интерес к математике, к совершенствованию познавательной деятельности, а также умственного развития. Например, для ознакомления с частями суток или времен года детям предлагала веселые стихотворения, задания практического характера. Это мне помогло в том, чтобы дети лучше усвоили знания о ориентировке в пространстве. Через художественные произведения знакомила детей с цифрами и геометрическими фигурами.

Все игры находятся в свободном доступе, что позволяет детям применять их в свободной самостоятельной деятельности и так же использовать их во время занятий педагогом.

В своей педагогической деятельности кроме традиционных занятий по математике использую нетрадиционные формы обучения: занятия-путешествия, которые построены на игровой форме обучения, где в гости приходят сказочные герои, герои любимых мультфильмов (Незнайка, Карлсон), которым ребята помогали разобраться в ситуациях: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы

Выводы:

Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей будет эффективным в случае применения комплексной работы в данном направлении, а именно:

сочетание традиционных и нестандартных формы обучения. По результатам проделанной работы могу сделать вывод, что все используемые игровые технологии отвечают интересам детей, обеспечивают эффективное развитие и интереса к познавательной деятельности и самое главное соответствуют стандартам ФГОС ДО и стимулирует к дальнейшему математическому развитию на этапе подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье приведены  приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста ....

Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

В своей работе с детьми по развитию математических способностей широко использую театрализованную деятельность. (из опыта работы) ....

Методическая разработка «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Игровые технологии в формировании элементарных математических знаний для детей с ОВЗ

Игровые технологии в формировании элементарных математических знаний для детей с ОВЗ...

Рабочие тетради по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением интеллекта

Данная рабочая тетрадь представляет методический комплект к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта по развитию элементарных математ...

Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений (ЭМП) и в развитии лексико-грамматического строя речи.

laquo;Природа говорит на языке математики» Галилео Галилей        Элементарные математические представления (ЭМП) – это не только счёт,  представления о числах и ...