Использование нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ
статья
статья посвящена использованию нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя, а также возможности его использования другими специалистами службы сопровождения, работающими с учащимися. Данный подход и предложенные методики применимы для учащихся всех возрастных групп, имеющих различные интеллектуальные нарушения, нарушения познавательной деятельности, для детей с СДВГ, РАС, с синдромом Дауна, а также нормотипичных детей вне зависимости от их социального статуса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
376.42
Баева Елена Викторовна, учитель надомного обучения, внеурочной деятельности
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №16 Пушкинского района города Санкт-Петербурга
Использование нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Аннотация: статья посвящена использованию нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя, а также возможности его использования другими специалистами службы сопровождения, работающими с учащимися. Данный подход и предложенные методики применимы для учащихся всех возрастных групп, имеющих различные интеллектуальные нарушения, нарушения познавательной деятельности, для детей с СДВГ, РАС, с синдромом Дауна, а также нормотипичных детей вне зависимости от их социального статуса.
Ключевые слова: нейропсихологический подход, нейрогимнастика, нейропсихологическая коррекция, учащиеся с ОВЗ, здоровьесберегающие технологии.
В последние годы во всем мире наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в России тоже отмечается негативная динамика в этой области. По данным последней переписи населения, в России около 10% детей имеют ограниченные возможности здоровья, а значит, что более 7 миллионов детей нуждаются в особом внимании и поддержке общества в создании специальных условий образования. Это вызывает повышенный спрос на разработку и применение новых, эффективных практик и технологий коррекционной работы.[3]
В специальном образовании всегда используется сложное сочетание методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно- педагогического эффекта. Поскольку я работаю с особенными детьми, с детьми с ОВЗ, то помимо традиционных методик использую в своей работе разнообразные вспомогательные инновационные технологии и методики, которые помогают мне в коррекционной работе с учащимися. Нет ни одного универсального метода, который одинаково подходил бы каждому ребенку, так как процесс обучения детей с ОВЗ индивидуализирован в большей степени, чем у нормотипичных детей. Тем не менее, я все же нашла для себя палочку- выручалочку, которая помогает мне добиваться положительных результатов и обеспечивает реализацию «обходных путей» обучения. Это использование разнообразных методов нейропсихологической коррекции.[2]
В рамках нейропсихологического подхода существуют два основных направления нейропсихологической коррекции. Первое направление (когнитивная нейропсихологическая коррекция) направлено на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. В этом направлении акцент ставится на развитие слабого звена ребенка при опоре на сильные звенья. В ходе взаимодействия ребенка и взрослого взрослый сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному, от совместного к самостоятельному действию. Второе направление нейропсихологической коррекции связано с движением и нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, а также собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей в усвоении образовательной программы и формирование высших психических функций.[8]
В данной статье я хочу поделиться опытом использования нейропсихологических методов и приёмов в своей работе с учащимися с ОВЗ. Нейродефектология меня интересует уже несколько лет, я составила свою программу по развитию высших психических функций посредством неиропсихологических методов, которые использую в своей профессиональной деятельности и получаю хорошие результаты. Это специальные телесные, глазодвигательные, дыхательные, графические упражнения, а также подвижные и словесные игры и задания для скоординированности различных видов деятельности и мышления. Постепенно увеличивается арсенал нейрогимнастических упражнений, расширяется спектр используемых инструментов. В моей программе появились нейроигры, нейропрописи, нейродорожки, пиши-стирайки. В качестве нейротренажёров мы с учащимися используем и готовые приспособления, и разнообразный подручный материал, с которым, как оказалось, можно придумать много интересных и полезных игр! Мы используем мячики, веревочки, попиты-пупырки, магнитные указки, удочки, и теперь уже вместе с детьми придумываем новые интересные упражнения и игры, усложняем их и пытаемся разнообразить. Хорошо зарекомендовали себя индивидуальные занятия по программе мозжечковой стимуляции с использованием балансировочной доски Бильгау и соответствующих атрибутов, которые влияют на общую моторику, развивают глазомер, ловкость, вестибулярный аппарат, и, собственно, мозжечок, который отвечает за процесс обучаемости в целом. Основной принцип отбора тех или иных упражнений и заданий- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подбираются те упражнения, которые наиболее адекватны проблемам ребенка и будут способствовать наиболее эффективному их преодолению.[7]
Нейропсихологические занятия строятся так, чтобы сохранять баланс между двигательными, игровыми упражнениями и работой за столом. Нейропсихологические приёмы и методы можно использовать на протяжении всего урока, либо в его части, во время физкультминутки, а также на динамической паузе и во внеурочной деятельности. В результате их применения улучшается переключаемость внимания, межполушарное взаимодействие, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка. Повышается интерес и мотивация, развиваются коммуникативные навыки. В рамках «простого», но действенного решения в этой статье я хочу предложить знакомство с нейрогимнастикой, ее еще называют нейройогой или гимнастикой мозга. Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться учащимися всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку реальную пользу:
- улучшает функции долгосрочной памяти;
- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
- повышает физическую и умственную работоспособность;
- снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
- активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
- способствует развитию общей и мелкой моторики;
- развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
- развивает коммуникативные навыки.[4]
Примерный комплекс нейрогимнастических упражнений:
- Упражнение «Кулак — ребро — ладонь».
Выполняются поочередно три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности: сначала ладонь выпрямлена, затем сжимается в кулак, далее ладонь ставится ребром. Выполнять упражнение можно поочередно то одной, то другой рукой, либо одновременно обеими руками; последовательность движений можно менять, усложняя тем самым упражнение.
- Упражнение «Ухо—нос».
Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Одновременно под счет раз-два отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Как усложнение можно хлопнуть в ладоши один или два раза.
- Упражнение «Лезгинка».
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой, затем одновременно сменить положение правой и левой рук. Как усложнение- добиваться более высокой скорости смены положений рук.
- Упражнение «Перекрестные шаги».
Выполняется перекрестно-латеральная ходьба на месте с высоким подниманием колен и поворотом туловища, при этом противоположные руки и ноги движутся навстречу друг другу до полного соединения в области локоть-колено или локоть-бедро. Варианты усложнения: ходьба выполняется с добавлением рифмовок, скороговорок; по звуковому сигналу меняется направление касания рук и ног (правая рука-правая нога, касание за спиной).
- Упражнение «Колечки».
Поочередно соединять большой палец руки с остальными пальцами то одной, то другой рукой, образуя «колечки». Варианты усложнений: выполнять действия одновременно двумя руками, от мизинца к указательному пальцу, двумя руками в разных направлениях, подключая ходьбу на месте или проговаривание чистоговорок.
- Игра «Колпак мой треугольный»
Правила игры такие: слова в тексте постепенно заменяются движениями (жестами): «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем уже три слова: «колпак», «мой», «треугольный». И так далее…Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп. Для усложнения игры движения можно менять: хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, щелкнуть пальцами.[1,6]
Заниматься нейрогимнастикой рекомендовано регулярно, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше упражнений, но качественнее. Продолжительность гимнастики можно варьировать от 5 до 20 минут. Упражнений большое количество, и они очень разнообразны, поэтому можно составить разные комплексы, чтобы тренировка не была привязана к месту и временному промежутку: выполнять упражнения можно в любое время дня, в школе и дома, в помещении и на улице. Можно постепенно усложнять задания – например, ускорять темп выполнения, добавлять к упражнениям стихи, скороговорки дополнительные движения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-8 качественно выполненных заданий вполне достаточно.[5]
Исследование динамики нейропсихологической коррекции проводится на основе годовых результатов по предметам внеурочной деятельности: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность за три года.
В 2021-2024 уч. г. мною была проведена коррекционная работа с детьми с 5 ,6 и 7 класса II варианта обучения (для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью). В классе 5 человек - 2 девочки и 3 мальчика. У всех учащихся нарушены психические функции. Мышление конкретное, память механическая, кратковременная; внимание рассеянное, крайне неустойчивое. Познавательная деятельность снижена, причинно–следственные связи нарушены, аналитико-синтетическая деятельность затруднена.
Работоспособность на уроке низкая, учащиеся быстро устают, требуется постоянная смена видов деятельности; учебный материал усваивается медленно и не в полном объёме.
В начале, середине и конце учебного года педагогами класса проводится психолого-педагогическое обследование, направленное на выявление коммуникативных возможностей учащихся (использование ими невербальных и вербальных средств общения), степени включения в предметно-практическую деятельность, элементов учебной деятельности.
Все данные психолого-педагогического обследования заносятся в СИПР и оцениваются по 10-бальной шкале с учетом содержания учебного предмета и с целью определения динамики развития при соотнесении показателей в начале и в конце учебного года.
Баллы | Критерий оценки |
0 | Навык и умение отсутствует. |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним). |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого. |
3 | Навык или умение проявляется в половине случаев при значительной помощи взрослого. |
4 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев при значительной помощи взрослого. |
5 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого. |
6 | Навык или умение проявляется в половине случаев при частичной помощи взрослого. |
7 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев при частичной помощи взрослого. |
8 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно. |
9 | Навык или умение проявляется в половине случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно. |
10 | Действия ребенок выполняет самостоятельно. |
Результаты обучения (в процентном соотношении) оцениваются по параметрам:
- Положительная динамика
- Стабильный результат
Показатели динамики развития по предметам внеурочной деятельности
за 2021-2024 уч. г.:
По результатам внедрения программы развития высших психических функций детей с интеллектуальными нарушениями посредством нейропсихологических методов я выбрала следующие показатели эффективности:
- переключаемость внимания;
- двуручная координация и графические функции;
- зрительно-моторная координация;
- долговременная память;
- мотивация к обучению;
- коммуникативные навыки;
- координация движений и равновесие.
Анализ результатов нейропсихологического обследования София В.
за 2023-2024 уч. год
Переключаемость внимания | Двуручная координация и графические функции | Зрительно-моторная координация | Долговременная память | Мотивация к обучению | Коммуникативные навыки | Координация движений и равновесие | Результатив-ность | |
Начало года | ||||||||
Середина года | Положит. динамика -57% Стабильный результат - 43% | |||||||
Конец года | Положит. динамика -86% Стабильный результат - 14% | |||||||
*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень |
Анализ результатов нейропсихологического обследования Леонид В.
за 2023-2024 уч. год
Переключаемость внимания | Двуручная координация и графические функции | Зрительно-моторная координация | Долговременная память | Мотивация к обучению | Коммуникативные навыки | Координация движений и равновесие | Результатив-ность | |
Начало года | ||||||||
Середина года | Положит. динамика -43% Стабильный результат - 57% | |||||||
Конец года | Положит. динамика -43% Стабильный результат - 57% | |||||||
*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень |
Анализ результатов нейропсихологического обследования Арсений З.
за 2023-2024 уч. год
Переключаемость внимания | Двуручная координация и графические функции | Зрительно-моторная координация | Долговременная память | Мотивация к обучению | Коммуникативные навыки | Координация движений и равновесие | Результатив-ность | |
Начало года | ||||||||
Середина года | Положит. динамика -57% Стабильный результат - 43% | |||||||
Конец года | Положит. динамика -57% Стабильный результат - 43% | |||||||
*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень |
Анализ результатов нейропсихологического обследования Юлианна К.
за 2023-2024 уч. год
Переключаемость внимания | Двуручная координация и графические функции | Зрительно-моторная координация | Долговременная память | Мотивация к обучению | Коммуникативные навыки | Координация движений и равновесие | Результатив-ность | |
Начало года | ||||||||
Середина года | Положит. динамика -57% Стабильный результат - 43% | |||||||
Конец года | Положит. динамика -86% Стабильный результат - 14% | |||||||
*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень |
Анализ результатов нейропсихологического обследования Александр Н.
за 2023-2024 уч. год
Переключаемость внимания | Двуручная координация и графические функции | Зрительно-моторная координация | Долговременная память | Мотивация к обучению | Коммуникативные навыки | Координация движений и равновесие | Результатив-ность | |
Начало года | ||||||||
Середина года | Положит. динамика -43% Стабильный результат - 57% | |||||||
Конец года | Положит. динамика -86% Стабильный результат - 14% | |||||||
*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень |
Сводная таблица результатов нейропсихологического обследования 7 класса
за 2023-2024 уч. год
Первое полугодие | Второе полугодие | ГОД | ||||
Положит. динамика | Стаб. результат | Положит. динамика | Стаб. результат | Положит. динамика | Стаб. результат | |
София В. | 57% | 43% | 86% | 14% | ||
Леонид В. | 43% | 57% | 43% | 57% | ||
Арсений З. | 57% | 43% | 57% | 43% | ||
Юлианна К. | 57% | 43% | 86% | 14% | ||
Александр Н. | 43% | 57% | 86% | 14% | ||
Итого по классу: | 51,4% | 48,6% | 71,6% | 28,4% | 61,5% | 38,5% |
Вывод: данные результаты показывают положительную динамику в развитии высших психических функций у детей с интеллектуальными нарушениями при использовании нейропсихологических методов. Таким образом, данное направление деятельности можно считать успешным и эффективным.
По профилю своей работы я веду сообщество «Копилочка дефектолога» в социальной сети в ВКонтакте, где делюсь и обмениваюсь опытом работы с коллегами и неравнодушными родителями, а также у меня свой мини- сайт в сети ns- портал, где я публикую свои работы. С удовольствием участвую в городских, межрегиональных, Всероссийских конференциях, семинарах, провожу мастер- классы и не останавливаюсь на достигнутом, повышаю свою квалификацию, занимаюсь самообразованием и нахожусь в постоянном поиске новых методов и приемов помощи моих воспитанникам.
Предвосхищая вопрос: «А как же мы-то выросли без нейрокоррекции?», могу пояснить следующее: раньше большинству детей была не нужна ни нейрокоррекция, ни сенсорная интеграция, поскольку дети росли близко к природе и получали необходимое количество стимулов в свободной деятельности. В играх, в том числе играх дворовых, групповых, проходила та самая нейрокоррекция! Вспомните любимые «Классики», «Резиночки», «Вышибалы», «Казаки-Разбойники» - вот вам и развитие моторики, координации, коммуникативных навыков, межполушарных связей, вот вам и мозжечковая стимуляция! Со временем гулять во дворах становилось небезопасно, пропали игры, дворовый футбол, дети перестали строить штабы, делать секретики и постепенно пересели от телевизоров к гаджетам, перестали общаться при помощи живой речи, перейдя на сленговые короткие сообщения и смайлики. Поэтому так актуальна стала в наше время нейрокоррекция.
Хочу отметить, что нейропсихологическая коррекция выделяется как одно из перспективных современных направлений, предлагая комплекс подходов, нацеленных на восстановление нарушенных функций мозга и развитие его компенсаторных возможностей. Такой подход обеспечивает значимые результаты, включая улучшение коммуникации, повышение внимания и успехи в учебе, что подтверждается научными исследованиями и практикой. Важно подчеркнуть нестандартность предложенных решений, их новизну и оригинальность, а также связь с современными запросами общества и возможность адаптации к условиям различных образовательных организаций. В данном случае мной определен благополучатель – ребенок с ОВЗ, хотя эта практика может успешно применяться и в работе с нормотипичными детьми.
Представленная методика, которую можно отнести и к здоровьесберегающим, и к игровым технологиям, отвечает качественным и количественным критериям достижений планируемых результатов, что делает ее целесообразной для применения в практике современных образовательных учреждений и интересной получателю.
Список литературы
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. М.: Изд-во Теревинф, 2017 г.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. 384 с.
- Ерсарина А.К. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах. Методические рекомендации / Ерсарина А.К. - Алматы: ИНЦП РСИО, 2022. - 142 с.
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников /Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова // М.: Издательство ИнтелТех. - 1994. -367 с.
- Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 1999. /Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. - М., Айрис-Пресс, 2007. / Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший возраст. - С-Пб., Речь 2005.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2015. 474 с.
- Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефедов И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Тривола, 2000. 50 с.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология. 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции
В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...
Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.
В настоящее время практически в каждом дошкольном образовательном учреждении встречаются дети, имеющие аутистическую симптоматику....
Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"
Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического уч...
«Эко-креатив нейропсихологического подхода на коррекционно-развивающих занятиях»
В данной статье представлена тезисы мастер-класса «Эко-креатив нейропсихологического подхода на коррекционно-развивающих занятиях»...