Конспект занятия "Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]"
план-конспект
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;
Коррекционно-развивающие:
- дифференцировать звуки Ч-ТЬ в произношении слогов, слов и словосочетаний;
- упражнение в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- формирование навык составления предложений;
- закреплять правильное произношение звуков в свободной речи.
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к занятиям;
– воспитывать сосредоточенность при выполнении заданий;
– воспитывать умение работать совместно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.44 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;
Коррекционно-развивающие:
- дифференцировать звуки Ч-ТЬ в произношении слогов, слов и словосочетаний;
- упражнение в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- формирование навык составления предложений;
- закреплять правильное произношение звуков в свободной речи.
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к занятиям;
– воспитывать сосредоточенность при выполнении заданий;
– воспитывать умение работать совместно.
Ход работы
- Организационный момент.
– Ребята, посмотрите, кто изображен на картинке? (космонавты).
– Правильно, это космонавты, их зовут Чим и Тим. Они просят вас им помочь, у них закончилось топливо, поэтому они не могут полететь в космос. Вы готовы помочь нашим космонавтам?
– Что нужно, чтобы их ракета взлетела? Конечно же, топливо. Но только в наших топливных бочках находится не бензин, а задания. Ракета сможет взлететь в том случае, если будет в ней достаточно топлива. Вы готовы заправить топливом ракету для полета в космос?
После каждого задания дети получают бочку с топливом.
- Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
– Первую топливную бочку вы сможете получить, если выполните правильно упражнения для язычка.
Выполнение артикуляционных упражнение «Трубочка», «Бублик», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка».
– Первую бочку с топливом вы смогли получить, но одной бочки очень мало. Для того, чтобы бочек стало больше, вам нужно выполнить еще задания.
- Акустико-артикуляционный образ звуков.
Попеременное произношение и наблюдение за артикуляцией.
– Ребята, давайте вспомним имена наших космонавтов. Какой первый звук в имени Тим?
– Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.
Характеристика звука [Ть] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым квадратиком.
– А какой же первый звук в имени второго космонавта Чима?
– Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».
Характеристика звука [Ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
– Чтобы получить еще одну бочку топлива, сыграем в игру «Наоборот».
– Я назову слог со звуком «ТЬ», а вы заменяете его звуком «Ч» и наоборот. Отвечать нужно по очереди.
Тя – (ча), чи – (ти), оть – (оч), чер – (тер), кать – (кач), чем – (тем).
Игра «Скажи, какой звук».
– Я буду показывать картинки, вы определяете, какой звук есть в названии слова и где находится в начале, середине или конце.
Часы, терка, чайник, кровать, качели, утенок, очки, врач.
Игра «Путешественники».
– Ребята, пока космонавты к нам летели, у них открылись чемоданы, и все вещи перемешались. Давайте поможем найти вещи для Чима и для Тима.
Предлагаются картинки, в названиях которых содержатся различаемые звуки: ключ, ручка, очки, часы, зонтик, костюм, ботинки, полотенце.
Игра «Четвертый лишний»
Предлагаются картинки:
1 ряд – черепаха, чемодан, часы, телефон.
2 ряд – тетрадь, тигр, чайник, тюльпан.
Необходимо в каждом ряду выбрать лишнюю картинку в зависимости от дифференцируемых звуков.
Пальчиковая гимнастика.
Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть. Дети катают Су – Джок между ладонями. Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Пять пальцев мы в кулак зажмем, Пять видов транспорта мы назовем. Дети сжимают пальцы в кулачок.
– Ребята, какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ? Чтобы получить еще одну бочку с топливом мы должны вспомнить как пишутся буквы «Ч» и «Т», из каких элементов они состоят.
Игра «Буква потерялась»
– Детям предлагаются две карточки с пропущенными буквами в словах. В одном слове буква «Т», в другом «Ч». Дети вставляют пропущенные буквы и записывают эти слова у себя в тетради, затем буквы «Ч» и «Т» подчеркивают.
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка.
– Теперь топлива достаточно, чтобы ракета у космонавтов смогла взлететь. Они очень вам благодарны за помощь.
- Подведение итогов.
– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие задания выполняли?
– Какое задание вам всех больше понравилось?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трубочка
Бублик
Чистим зубки
Вкусное варенье
Маляр
Чашечка
Чим Тим
Пальчиковая гимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....
конспект урока "Звук и буква У"
Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....
Конспект урока - "Звук "С"
Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...
Конспект занятия "Звук Ж"
Данный конспект составлен к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...
план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....