Памятка родителям по развитию фонематического слуха
учебно-методическое пособие
Игры для развития фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx | 69.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематическое восприятие
Речь идёт о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Рекомендуемые упражнения и игры помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребёнка к усвоению элементов грамоты, письменной речи.
Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки
(бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п.), и только потом приступайте к формированию чётких фонематических операций на материале речевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто его издаёт.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Различение звуков. Надо объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.
Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
Скажи наоборот.
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
«Отбери картинки»
Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м].
«Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребёнок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].
«Отгадай загадку»
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.
«Цепочка из слов»
Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес— сок—кот—тапки ...
«Внимательные глазки»
Взрослый предлагает ребёнку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Подбери словечки»
Ребёнку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук.
«Подружи звуки»
Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак.
Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!
Держите все под контролем
Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребёнок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.
Материал подготовил:
учитель-логопед Винокурова В.Г.
МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида)
Рекомендации родителям
для практических занятий
с детьми
«И дома играем,
фонематический слух
развиваем»
Правильно слышу – хорошо говорю!
Что такое фонематический слух, и
каким образом он влияет на
развитие речи?
С помощью каких упражнений
родители могут самостоятельно
развивать у ребёнка точное
звуковое восприятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"
Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем его нужно развивать и чем опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"
В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....
Памятка для родителей "Развитие фонематического слуха"
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекц...
Рекомендации для родителей"Развитие фонематического слуха "
Формирование фонематического слуха, игровые упражнения...
Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями
С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти....
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"...