Программа социального сопровождения
рабочая программа

Попов Андрей Юрьевич

Цель программы:поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через прфессионально-трудовое обучение, включение детей с  нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. и потребностей рынка труда в специалистах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsialnogo_soprovozhdeniya_2022.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

                                                       УТВЕРЖДЕНА

                                                                Приказом № ___ от ______ года

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников

г. Нефтеюганск, 2022

Паспорт программы

Наименование программы

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников

Основания для разработки

  • Федеральный закон от 24.11. 1995 №181-ФЗ (ред. От 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

-Приказ Минтруда России №515 о т 04.08.2014 года «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» с изменениями.

Заказчик программы

Администрация школы-интерната

Разработчик

программы

Педагоги-психологи, педагоги, воспитатели

Основные

исполнители

программы

Педагогический коллектив, обучающиеся, специалисты, родители, социальные партнеры.

Социальные

партнеры:

- Муниципальное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив»;

- Муниципальное бюджетное учреждение центр физической культуры и спорта «Жемчужина Югры»;

- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»;

- Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского округа Югры «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж»;

- МБУК Городская библиотека;

- КУ Нефтеюганский центр занятости населения;

- МГМУП «Универсал – сервис»;

- ИП «Шкафы – купе от Федора»

Сроки и этапы реализации программы

  1. год (9, 11 класс) - подготовка выпускников к трудоустройству, самостоятельной жизни;
  2. год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);
  3. - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников)

Цель программы

Поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через прфессионально-трудовое обучение, включение детей с  нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. и потребностей рынка труда в специалистах

Задачи программы

  1. Расширить кругозор и осведомленность об основном содержании профессий, о современном «рынке профессий».
  2.  Научить ориентироваться в мире профессий, проявлять готовность к самостоятельному выбору профессии.
  3. Сформировать у обучающихся, адекватные представления об индивидуальных особенностях (адекватно оценивать свои возможности, способности, результаты обучения и труда, уметь соотносить свои интересы, возможности и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией).
  4. Оказать помощь в получении профессии, трудоустройстве и адаптации        выпускников в социальной среде.
  5.  Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников      

Основные направления работы

- профориентация обучающихся;

- постшкольное сопровождение (помощь в     трудоустройстве       выпускников);

- помощь при адаптации обучающихся в условиях  трудовой деятельности

Ожидаемый результат

  1. Увеличение обучающихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд.
  2. Увеличение обучающихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве.
  3. Увеличение выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой.
  4. Увеличение трудоустроенных выпускников

Система контроля программы

  • текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией и педагогическим советом школы-интерната:
  • административный контроль - 2 раза в год (сентябрь, февраль);

-   мониторинг трудоустройства выпускников (сентябрь, февраль), приложение 1

Тип программы

социальная

Вид программы

бессрочная

Социальная адаптация и профессиональная ориентация выпускников с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью, являются сложными неоднозначными процессами, требующими поиска педагогических путей своей реализации. Это связано с глубинным качественным своеобразием дефекта обучающихся коррекционной школы, особенностями их психофизического развития, а так же с состоянием обучения и воспитания.

Данная программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников коррекционных классов, которые испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом причин:

− психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

− отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

− неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

− неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

− низким уровнем социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие имеющихся нарушений психофизического развития.

 В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуальные психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Последовательность действий:

  1. год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству;
  2. год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);
  3. - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников).

Направления деятельности

№ п/п

Участники программы

Направление профориентационной деятельности

Администрация школы - интерната

-        координирует профориентационную работу в школе по направлению:

-        поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;

- организует работу педагогов по подготовке выпускников к сдаче квалификационного экзамена (подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов);

-        осуществляет анализ и коррекцию плана деятельности педагогического коллектива по данному направлению;

-        контролирует организацию встречи учащихся с выпускниками школы, средних профессиональных учебных заведений

Классный руководитель

  • проводит индивидуальные и групповые занятия,
    беседы, диспуты, классные часы
    профориентационной направленности;
  • организует тематические и комплексные экскурсии
    обучающихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в
    проведении анкетирования, учащихся и их родителей
    по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме
    формирования готовности учащихся к
    профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками
    школы, средних профессиональных учебных
    заведений;

- проводит анализ уровня трудоустройства
выпускников.

Учителя – предметники

  • способствуют развитию познавательного интереса,
    творческой направленности личности школьников,
    используя разнообразные методы и средства:
    проектную деятельность, деловые игры, круглые
    столы, предметные недели, факультативы;
  • обеспечивают профориентационную
    направленность уроков, формируют у учащихся
    общетрудовые, профессионально важные навыки
    (учителя трудового обучения);
  • способствуют формированию у школьников
    адекватной самооценки в выборе профессии;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- готовят к сдаче квалификационного экзамена: подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов

Библиотекарь

  • регулярно подбирает литературу в помощь
    учителям и обучающимся (выбор профессии;
    профориентационная работа);
  • изучает читательские интересы выпускников и
    рекомендует им литературу, помогающую в выборе
    профессии;

- организует мероприятия, выставки книг о
профессиях и читательские диспуты на темы выбора
профессии

Социальный педагог

  • планирует работу педагогического коллектива по
    профориентационным мероприятиям;
  • оказывает педагогическую поддержку детям с ОВЗ
    в процессе их профессионального и жизненного
    самоопределения;
  • консультирует обучающихся и родителей по
    вопросам выбора профессии и учебного заведения;
  • оказывает помощь классному руководителю в
    анализе и оценке социальных факторов,
    затрудняющих процесс самоопределения школьника;
  • организует встречи учащихся с выпускниками
    школы, средних профессиональных учебных
    заведений;

- организует и проводит индивидуальные и
групповые занятия, беседы, диспуты по теме выбора
профессии (совместно с классным руководителем);

- оказывает выпускникам помощь в постановке на
учет и консультирование в ЦЗН;

- совместно с классным руководителем проводит мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет

Педагог - психолог

  • изучает профессиональный интерес и склонности
    учащихся;
  • проводит занятия по программе профориентации
    обучающихся;
  • проводит психолого-педагогическое
    консультирование по вопросам адекватного выбора
    профессии;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к
    профессиональному самоопределению через
    анкетирование обучающихся и их родителей;

- оказывает помощь классному руководителю,
родителям в анализе и оценке интересов и
склонностей обучающихся;

  • способствует формированию у школьников с ОВЗ
    адекватной самооценки;
  • проводит диагностику и консультирование на этапе
    трудоустройства (по запросу и необходимости);

- проводит диагностику и консультации на этапе
профессиональной адаптации в трудовом коллективе
(по запросу и необходимости)

Родители

- участвуют в родительских собраниях, мероприятиях, экскурсиях, беседах, консультациях;

- участвуют в опросах (профориентационная направленность)

Обучающиеся, выпускники

- участвуют в профориентационных мероприятиях, экскурсиях, анкетированиях, кружках, занятиях

Социальные партнеры

  • участвуют в профориентационных мероприятиях, экскурсиях, родительских собраниях;
  • оказывают помощь в постановке на первичный учет, проводят консультирование в ЦЗН, ЦМИ; предоставление вакансий

Этап

Класс

Цель этапа

Мероприятия

Ответственные

1 год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству

9 - 12

Формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности

Анкеты «Кто я?», «Какой я?»,  «Как ты готовишься к выбранной профессии?»

Беседы: «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», «Интересы и склонности в выборе профессий», «Подготовка к экзаменам и дальнейшее трудоустройство»

Классный час «В наших руках, наше будущее», «Выбор профессии – дело ответственное»

Индивидуальные беседы с родителями: «Права и обязанности родителей», «Дорога в будущее»

Беседа с родителями о подготовке к экзаменам и дальнейшему трудоустройству

Анкета мотивация выбора профессии

Занятия по профориентации

Беседа со специалистами ЦМИ, ЦЗН

Родительское собрание «Учебные заведения округа»

Дворники

Рабочий зеленого хозяйства

Портной

Столяр – строительный

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

Младший обслуживающий персонал

Столярное дело

Швейное дело

Дворник

Экскурсии: в ЦМИ, ЦЗН; МГМУП «Универсал – сервис»; ИП «Шкафы – купе от Федора»

Классные руководители

Педагог – психолог

Учителя – предметники

2 год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников)

1 год после выпуска

Помощь в трудоустройстве, дальнейшем обучении выпускников

Оказание помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении, консультации родителей

Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

3 - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников)

3 – 4 год после выпуска

Результативность трудоустройства, дальнейшего обучения

Мониторинг.

Встречи с выпускниками, работодателями

Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами являются:

• создание в школе – интернате системы профориентации, мотивирующей обучающихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;

• изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы;

• овладение основами трудовых профессий.

Показатели эффективности реализации программы

 Показателями эффективности реализации программы являются:

− количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

− количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;

− количество трудоустроенных выпускников.

Учебный год

Планируемый результат

Фактический результат

1.

Увеличение доли учащихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд

2.

Увеличение доли учащихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве

3.

Увеличение доли выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой

4.

Увеличение доли трудоустройстроенных выпускников, не являющихся инвалидами

Мониторинг постшкольного и постдипломного сопровождения и адаптации выпускников КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья»

Численность выпускников

9 класса

Сведения о трудоустройстве

Причины, по которым не трудоустроены

Сведения о получении образования

следующего уровня

Причины

неполучения

образования

следующего

уровня

Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ

С ОВЗ и

дети - инвалиды

Дети-

инвалиды

Трудоустроено

Не

трудоустроено

1

2

3

4

5

6

7

8

Численность выпускников

12 класса

Сведения о трудоустройстве

Причины, по которым не трудоустроены

Сведения о получении образования следующего уровня

Причины

неполучения

образования

следующего

уровня

Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ

С ОВЗ и

дети - инвалиды

Дети-

инвалиды

Трудоустроено

Не

трудоустроено

1

2

3

4

5

6

7

8

Список использованной литературы:

1. Информационно-методический материал к профориентационному курсу «Путь в профессию» (для учащихся 7- 9 классов образовательных школ).

2. Истратова О. Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.

3. Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ/ Н.Х. Элмурзаева, Х.Б. Ганиева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 545-548.

4. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. – М., 2006.

5. Прощицкая Е.А. Выбирайте профессию. – М., «Просвещение», 2011г.

6. Твоя профессиональная карьера. 8-9кл./ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М: Просвещение, 2018.

7. Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями/ Н. Н. Иванова // Молодой ученый. — 2014.— №1. — С. 531-532.

8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А. Блинкова, С.А. Игнатьева, Н.К. Горшунова. - М., 2012. – 304с.

Интернет-ресурсы:

− http://www.find-job.ru/

− http://som.fio.ru

− http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur

− http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html

− http://www.labirint.ru/books/201428/

− http://www.moeobrazovanie.ru/professions_oficiant.html

− http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/khochu-mogu-nado.html

− http://pedsovet.su/load/48-1-0-25339

− http://psylesson.ru/node/68

− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=mpi

− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=ddo

− http://onlinetestpad.com/ru

− http://festival.1september.ru/articles/310778/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе обучения и их социализации.

Данная программа соцально- педагогического сопровождения обучающихся - итог многолетней работы социального  педагога. В ней представлены обоснование, цели и задачи, формы реализации и прогнозируемый р...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Образец "Индивидуальная программа социального сопровождения (реабилитации и адаптации) несовершеннолетнего"

Основная цель работы с ребенком и семьей: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечени...

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников

Данная программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формировани...

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников...

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников...

Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...