Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика для детей с ОВЗ» (далее по тексту – программа) по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся 5-6-х классов.
Программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Программа является предметной. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов составляет 34.
На реализацию курса отводится 1 час в неделю. Работа проводится в сборной группе обучающихся 5-6-х классов.
Цель программы: Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии посредством рассмотрения коррекционно-развивающих вопросов при изучении математики – вопросов, обеспечивающих познавательный интерес к изучаемому предмету и восполнению математических знаний, способствующих успешному обучению детей с ОВЗ.
Основные задачи программы:
- мотивационные (создать комфортную обстановку, включить в активную деятельность, привлечь к познавательной (интеллектуальной) деятельности;
- познавательные (активизировать познавательный интерес, включить в познавательную деятельность);
- развивающие (развивать самостоятельность, развивать умение общаться, развивать умение взаимодействовать с другими людьми);
- обучающие (формировать умения, компетентности, навыки).
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на достижение следующих образовательных результатов:
Личностные результаты:
- готовность обучающихся к самостоятельной деятельности при выполнении математических заданий;
- готовность обучающихся к самостоятельному принятию решения при выборе способа решения математических задач;
- способность обучающихся к преодолению трудностей при решении сложных вопросов;
- способность обучающихся к взаимодействию с другими учениками (в паре, группе);
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них наиболее эффективные;
- готовность обучающихся к самостоятельной обработке информации.;
- способность учащихся применять математические знания в других предметных областях; умение формулировать собственное мнение и позицию.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Учебный материал | Виды внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Раздел 1. Математика - это интересно, 5 часов | ||
Как люди научились считать | Познавательная деятельность (работа с абаком, цифровое лото, арифметический диктант) | Практическая работа |
Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни | Познавательная деятельность (использование таблиц с разрядами и классами) | Круглый стол |
Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта | Игровая деятельность (задания-распечатки) | Игра по станциям |
Математические горки | Познавательная деятельность (работа по алгоритму, тренировочные задания) | Математические игры |
Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | Проблемно-ценностное общение (использование пословиц) | Математический бой |
Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины, 9 часов | ||
Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами | Познавательная деятельность (видеоурок) | Практическая работа |
Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа | Познавательная деятельность (работа по алгоритму, тренировочные задания) | Самостоятельное решение детьми поисковых задач |
Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число | Работа со схемами | Самостоятельное решение детьми поисковых задач |
Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров | Проблемно-ценностное общение (работа по алгоритму) | Практикум |
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | Познавательная деятельность (выработка плана выполнения задания) | Практическая работа |
Числа-великаны. Коллективный счёт | Игровая деятельность (обобщение знаний по нумерации многозначных чисел) | Игра- соревнование «Веселый счёт» |
Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части | Игровая деятельность (задания-распечатки) | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число» |
Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание чисел» | Познавательная деятельность (восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта) | Лабораторная работа |
Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами | Обсуждение применения и дальнейшего использования | Математический бой |
Раздел 3. В мире задач, 13 часов | ||
Занимательные задачи в стихах | Проблемно-ценностное общение (решение занимательных задач) | Диспут |
Решение ребусов и логических задач | Познавательная деятельность (воспроизведение способа решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения) | Математическая эстафета |
Решение задач на развитие смекалки и сообразительности | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи | Блиц-турнир |
Решение нестандартных задач | Обоснование выполняемых и выполненных действий | Практическая работа |
Задачи с многовариантными решениями | Социальное творчество (выбор наиболее эффективных способов решения) | Практикум |
Модель машины времени. Решение задач с именованными числами | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи | Лаборатория работа |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин) | Практическая работа |
Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения | Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | Исследование |
Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | Познавательная деятельность (обобщение) | Устная командная олимпиада |
Задачи-смекалки | Игровая деятельность (обобщение) | Блиц-турнир |
Задачи-тесты | Обсуждение изученных тем | Выполнение тестов |
Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным | Составление плана решения задач | Практикум |
Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа | Обсуждение применения и дальнейшего использования | Лабораторная работа |
Раздел 3. Практикум «Подумай и реши», 4 часа | ||
Математический КВН | Игровая деятельность (обобщение) | Игра-соревнование |
Математические головоломки | Тренировочные задания в тетради | Практическая работа |
Учимся отгадывать ребусы | Познавательная деятельность (обобщение) | Игра по станциям |
Компьютерные математические игры | Использование ПК | Самостоятельная работа |
Раздел 4. Геометрическая мозаика, 3 часа | ||
Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Конструирование предметов из геометрических фигур | Работа с геометрическим материалом | Работа с математическим конструктором «Живая математика» |
Магические квадраты. Нахождение площади фигур. Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | Познавательная деятельность | Практическая работа |
Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости | Игровая деятельность | Игра «Морской бой» |
4. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Как люди научились считать | 1 |
2 | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни | 1 |
3 | Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта | 1 |
4 | Математические горки | 1 |
5 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 |
6 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами | 1 |
7 | Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа | 1 |
8 | Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число | 1 |
9 | Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. | 1 |
10 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | 1 |
11 | Числа-великаны. Коллективный счёт | 1 |
12 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части | 1 |
13 | Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание чисел» | 1 |
14 | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами | 1 |
15 | Занимательные задачи в стихах | 1 |
16 | Решение ребусов и логических задач | 1 |
17 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности | 1 |
18 | Решение нестандартных задач | 1 |
19 | Задачи с многовариантными решениями | 1 |
20 | Модель машины времени. Решение задач с именованными числами | 1 |
21 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 |
22 | Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения | 1 |
23 | Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | 1 |
24 | Задачи-смекалки | 1 |
25 | Задачи-тесты | 1 |
26 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным | 1 |
27 | Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа | 1 |
28 | Математический КВН | 1 |
29 | Математические головоломки | 1 |
30 | Учимся отгадывать ребусы | 1 |
31 | Компьютерные математические игры | 1 |
32 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 |
33 | Магические квадраты. Нахождение площади фигур. Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | 1 |
34 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости. Урок-зачёт. | 1 |
Итого: | 34 |
Описание материально-технического обеспечения.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс
Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс
Данная программа "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час....