Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью играет важную роль. ИКТ помогает в реализации поставленных целей и задач и усвоении знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель  обучения детей с нарушениями интеллекта - это снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. 

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

  • дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
  • воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить детей к реабилитации в обществе.

Реализация поставленных целей и задач. А обучении необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Обязательная компетенция профессиональной деятельности педагога - овладение современными педагогическими технологиями, и их применение на практике.

             Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в для детей данной категории:

  1. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  2. технология разноуровневого обучения
  3. игровые технологии
  4. здоровьесберегающие технологии

Педагогические технологии:

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)

Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий. Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание обучающихся

В своей практике я использую следующие типы урока:

  • урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
  • комбинированные уроки.

Из многообразия методов в своей педагогической практике  использую те методы, которые, наиболее полно решают задачи развития детей.

Словесные:

  • метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
  • метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
  • интернет ресурсы;
  • интерактивная доска.

Наглядные:

  • объяснение материала с использованием слайдов, презентаций,;
  • проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов;
  • рассказ (по слайдам, презентациям
  • беседа по фильму.

Практические:

  • упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
  • устные упражнения и письменные упражнения;

Варианты организации деятельности с презентациями:

  • объясняю тему с использованием презентации;
  • ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
  • сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
  • предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
  • предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
  • даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.

Уроки с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.

Технология разноуровневого обучения.

Данная  технология разноуровневого обучения, учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Данная технология   базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

           Целью данной  технологии является  овладение  обучающимися базовым уровнем знаний и умений  для дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу как контроль  на  обобщающих уроках.

Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому,  в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания обуючащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

Игровые технологии

В своей работе широко использую игровые технологии. Уроки  с использованием игровых ситуаций,   способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся и становятся более интересными. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Использую игровую деятельность в следующих случаях:

В качестве части урока (при работе с терминами).

Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Собираем тему урока по слогам среди набора знаков, цифр.  Составляем цветок, солнце , дерево в части изучаемого материала,  или  в части закрепления.

Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов, словосочетаний, побеждает тот, у кого больше смайликов.  За правильный ответ смайлик.

Применяю на уроках игру – путешествие, экскурсию.

Дидактические игры на закрепление загадки, пословицы, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

На уроках использую элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

На уроке постоянно происходит смена деятельности обучающихся, объяснение, работа с тетрадями, учебником, карточками – заданиями и т. д. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения особое место уделяю физкультминуткам. Провожу физминутки, зарядку для глаз, минутки для шутки, эмоциональную разрядку, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения  позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

    Слежу за правильностью осанки учеников. На уроках использую релаксации. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.

В работе провожу частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживать спокойную деловую обстановку

Литература:

  1. Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рекомендации помогут родителям выявить проблемы в развитии ребенка. А также помогут помогут найти ответы на некоторые вопросы....

Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Доклад. Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...

Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения.В настоящее время современное общество ха...

Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование....

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...

Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с  умственной отсталостью (и...