Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_rabote_s_detmi_s_umstvennoy_otstalostyu_.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Целью обучения детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:
- дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
- воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
- подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Обязательная компетенция профессиональной деятельности педагога - овладение современными педагогическими технологиями, и их применение на практике.
Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в для детей данной категории:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- технология разноуровневого обучения
- игровые технологии
- здоровьесберегающие технологии
Педагогические технологии:
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий. Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся
В своей практике я использую следующие типы урока:
- урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
- комбинированные уроки.
Из многообразия методов в своей педагогической практике использую те методы, которые, наиболее полно решают задачи развития детей.
Словесные:
- метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
- метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
- интернет ресурсы;
- интерактивная доска.
Наглядные:
- объяснение материала с использованием слайдов, презентаций,;
- проговаривание слайдов;
- обсуждение фильмов;
- рассказ (по слайдам, презентациям
- беседа по фильму.
Практические:
- упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
- устные упражнения и письменные упражнения;
Варианты организации деятельности с презентациями:
- объясняю тему с использованием презентации;
- ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
- сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
- предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
- предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
- даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.
Технология разноуровневого обучения.
Данная технология разноуровневого обучения, учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Данная технология базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Цель технологии является овладение обучающимися базовым уровнем знаний и умений для дальнейшего своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках.
Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
Игровые технологии
В своей работе широко использую игровые технологии. Уроки с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся и становятся более интересными. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Использую игровую деятельность в следующих случаях:
В качестве части урока (при работе с терминами).
Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Собираем тему урока по слогам среди набора знаков, цифр. Составляем цветок, солнце , дерево в части изучаемого материала, или в части закрепления.
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов, словосочетаний, побеждает тот, у кого больше смайликов. За правильный ответ смайлик.
Применяю на уроках игру – путешествие, экскурсию.
Дидактические игры на закрепление загадки, пословицы, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
На уроках использую элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
На уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся, объяснение, работа с тетрадями, учебником , карточками –заданиями и т. д. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физминутки, зарядку для глаз, минутки для шутки, эмоциональную разрядку, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.
Слежу за правильностью осанки учеников. На уроках использую релаксации. Тренировка
дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.
В работе провожу частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживать спокойную деловую обстановку
Литература:
- Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рекомендации помогут родителям выявить проблемы в развитии ребенка. А также помогут помогут найти ответы на некоторые вопросы....
Спортивно - оздоровительное направление во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад на педагогической конференции...
Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Доклад. Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...
Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения.В настоящее время современное общество ха...
Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование....
Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...
Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью играет важную роль. ИКТ помогает в реализации поставленных целей и задач и усвоении знаний....