Курс занятий по подготовке к обучению грамоте с помощью песочной терапии для детей 5-7 лет с ТНР (ОНР).
план-конспект

Пулина Нина Павловна

Курс разработан для детей группы компенсирующей направленности  с ТНР (ОНР)

5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_zanyatiy_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6  «Антошка» г. Павлово

Курс занятий по подготовке к обучению грамоте с помощью песочной терапии

для детей 5-7 лет с ТНР (ОНР).

                                                                          Разработала:

                                                                          учитель-логопед Пулина Н.П.

г. Павлово

Курс занятий по подготовке к обучению грамоте с помощью песочной терапии

Курс разработан для детей группы компенсирующей направленности  с ТНР (ОНР)

5-7 лет.

Цель курса: Познакомить с гласными и согласными звуками и буквами. Развивать речевые умения и навыки с помощью песочной терапии. Совершенствовать познавательную активность самостоятельность, творческие способности детей. Развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое и абстрактное мышление.

1 блок занятий  

 Знакомство с гласными  звуками и буквами на примере звука и буквы  «А»

1 этап: Учим звук  «А»

Цель: познакомить ребёнка с гласным звуком «А» и научить правильно его произносить.

Логопед предлагает послушать ребёнку, как произносится звук «А», фиксируя внимание ребёнка на артикуляции: ротик широко открыт, воздух не встречает преград. Затем просит ребёнка несколько раз произнести звук «А».

Далее логопед рисует на песке светового планшета круг, который изображает открытый ротик- символ звука «А». Предлагает ребёнку нарисовать на песке столько кругов, сколько звуков «А» произнесёт логопед.

2 этап: Учим звук «А». Произносим звук «А»

Цель  – закрепить правильное произнесение звука и подготовить ребенка к следующему шагу по изучению написания буквы.

Ребёнку предлагается картина Звёздного неба на световом планшете. Логопед предлагает собрать все звездочки по одной и собирая произносить звук «А». Затем вновь разложить все звёзды, каждый раз произнося звук «А»

3 этап: Учим звук «А» . Пять предметов на один звук «А»

Цель — научить ребенка выделять в произносимом слове нужный звук и правильно его произносить. развивать зрительную память и фонематический слух, ассоциируя визуальный образ предмета и звук, с которого начинается произносимое слово.

 На световом планшете ребенок видит красочные картинки с предметами, название которых начинаются с изучаемого звука. Логопед отчетливо и правильно произносит название предметов, выделяя первый звук, и предлагает ребёнку также назвать предметы на картинках.

4 этап: Учим звук «А». Находим предметы на звук «А»

Цель — научить малыша выделять в слове изучаемый звук и отличать его от других звуков. Учить сравнивать и сопоставлять  звуки и изображения предметов.

Ребенок видит на световом планшете красочные картинки, на которых изображены предметы, часть из которых начинается с изучаемого звука, а часть с других звуков. Ребенку предлагается собрать с песка только  те картинки, на которых названия предметов начинаются не с изучаемого звука, а с других звуков.

5 этап: Учим букву «А» Познакомить из каких частей состоит буква «А»

Цель — познакомить ребенка с буквой, показать последовательность написания ее элементов.

Логопед объясняет малышу, что произносимый звук можно записать соответствующей буквой. Далее логопед показывает ребёнку, как на световом планшете можно записать букву «А» пальчиком на песке с помощью 3 элементов. Ребёнку предлагается самостоятельно записать несколько букв «А» пальчиком на песке.

6 этап:  Учим букву «А»

Цель – запомнить визуальный образ (графическое изображение) изучаемой буквы и научиться самостоятельно ее складывать. Развивать зрительную память, логическое и абстрактное мышление, а также мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку собрать контур буквы из палочек. С помощью игры ребенок узнает, из каких частей состоит изучаемая буква, сможет запомнить разные элементы при составлении букв.

7 этап: Учим букву «А» Играем с разноцветными камушками.

Цель — сделать букву объектом узнавания, запомнить ее визуальный образ и графическое изображение.

Логопед предлагает ребенку заполнить контур буквы «А», нарисованный на песке,  разноцветными камушками С помощью игры ребенок запоминает начертание буквы, развивает мелкую моторику рук, раскладывая пальчиками камушки и складывая из них контур буквы. Для выполнения задания малышу нужно внимательно рассматривать контур буквы, что способствует быстрому запоминанию образа буквы.

8 этап:  Учим букву «А».  Собери шарики с буквой «А»

Цель — научиться сравнивать и сопоставлять разные буквы, находить сходства и различия между ними. Развивать зрительную память и внимание.

На световом планшете логопед раскладывает воздушные шарики, на которых изображены различные буквы. Ребенку предлагается собрать только те шарики, на которых нарисована изучаемая буква «А».  Играя, ребенок учится отличать буквы одну от другой, узнавать буквы и искать их среди других.

9 этап: Учим букву «А». Двухсторонние шарики.

Цель игры – добиться, чтобы на всех шариках появилась изучаемая буква.

Учить запоминать графическое изображение букв, сравнивать написанные буквы, анализировать и делать выводы. Развивать диафрагмальное дыхание.

Развивать зрительную память, внимание и логическое мышление ребенка.

Логопед  предлагает  ребёнку отыскать в песке спрятанные воздушные шарики (картинки). Для этого с помощью коктельной трубочки надо сдуть песок с шарика, перевернуть шарики,  на которых нарисованы различные буквы так, чтоб на всех появилась буква «А». При переворачивании шарика, неправильная  буква меняется на букву «А»

10 этап:  Учим букву «А»

Цель – помочь сформировать стабильный графический образ буквы, запомнить ее верное написание и научиться находить правильно написанную определенную букву среди других букв.

Логопед  на  световом планшете ребенку показываются правильно нарисованные на песке  буквы и перевернутые буквы. Малыш должен выбрать только те буквы, которые  написанные   верно. Для этого ему надо вспомнить, как выглядит буква, найти и стереть пальчиками неправильно написанные буквы.

11этап: Учим букву «А», закрепляем звук «А». Отгадываем загадки на звук «А»

Цель – закрепить полученные знания о букве «А». С помощью игры учить ассоциировать написанную букву и звук в слове. Развивать память.

На песочном планшете логопед раскладывает картинки со звуком «А» (автобус, арбуз, ананас, утка)

Ребенку предлагается  послушать и отгадать загадки:

На колёсах едет дом. Люди могут ехать в нём.

По бокам большие окна. Сверху крыша, чтоб не мокнуть (автобус)

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный (арбуз)

Для этого малышу нужно найти картинку, которая  начинается на изучаемый  звук. Все загадки сопровождаются рисунками - подсказками.

2 блок занятий  

Знакомство с согласными  звуками и буквами на примере звука и буквы  «М»

1 этап: Учим звук  «М»

Цель: познакомить ребёнка с согласным звуком «М» и научить правильно его произносить.

Логопед сообщает, что звук «М» произнести не так легко, как гласные звуки.

Логопед предлагает послушать ребёнку, как произносится звук «М», фиксируя внимание ребёнка на артикуляции: губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

Далее логопед рисует на песке светового планшета улыбочку, которая  изображает звук «М». Предлагает ребёнку нарисовать на песке столько улыбочек, сколько раз произнесёт логопед звук «М»

2 этап  «Покорми мышку сыром».

Цель  – закрепить правильное произнесение звука и подготовить ребенка к следующему шагу по изучению написания буквы.

На световом планшете под слоем песка спрятаны картинки с кусочками сыра. Все они соединены одной волнистой линией (подземным мышиным ходом). Логопед предлагает ребёнку мышку-игрушку покормить сыром. Продвигаясь по определённой траектории ребёнок отыскивает кусочки сыра. Находя сыр, дотрагиваясь до него мышкой,  ребёнок произносит звук «М»

3 этап: Учим звук «М» . Пять предметов на один звук «М»

Цель — научить ребенка выделять в произносимом слове нужный звук и правильно его произносить. Развивать зрительную память и фонематический слух, ассоциируя визуальный образ предмета и звук, с которого начинается произносимое слово.

 На световом планшете ребенок видит красочные картинки с предметами, название которых начинаются с изучаемого звука. Логопед отчетливо и правильно произносит название предметов, выделяя первый звук, и предлагает ребёнку также назвать предметы на картинках.

Затем логопед переворачивает картинки и предлагает ребёнку вспомнить: где какой предмет нарисован. 4 этап: Учим звук «А». Находим предметы на звук «А»

4 этап: Учим звук «М». Находим предметы на звук «М»

Цель — научить малыша выделять в слове изучаемый звук и отличать его от других звуков. Учить сравнивать и сопоставлять  звуки и изображения предметов.

На световом планшете, присыпанные песком разложены  красочные картинки, на которых изображены предметы. Часть этих  предметов начинается с изучаемого звука, а часть с других звуков. Ребенку предлагается  отыскать в песке только  те картинки, на которых названия предметов начинаются не с изучаемого звука, а с других звуков.

5 этап: Учим букву «М» Познакомить из каких частей состоит буква «М»

Цель — познакомить ребенка с буквой, показать последовательность написания ее элементов.

Логопед объясняет малышу, что произносимый звук можно записать соответствующей буквой. Далее логопед показывает ребёнку, как на световом планшете можно записать букву «М» пальчиком на песке с помощью 4 элементов. Ребёнку предлагается самостоятельно записать несколько букв «М» пальчиком на песке.

6 этап:  Учим букву «М»

Цель – запомнить визуальный образ (графическое изображение) изучаемой буквы и научиться самостоятельно ее складывать. Развивать зрительную память, логическое и абстрактное мышление, а также мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку собрать контур буквы из карандашей на световом планшете. С помощью игры ребенок узнает, из каких частей состоит изучаемая буква, сможет запомнить разные элементы при составлении букв.

7 этап: Учим букву «М» Играем с разноцветными пуговицами.

Цель — сделать букву объектом узнавания, запомнить ее визуальный образ и графическое изображение.

Логопед пишет на песке букву «М» предлагает ребёнку заполнить контур буквы «М»  разноцветными пуговицами. С помощью игры ребенок запоминает начертание буквы, развивает мелкую моторику рук. Для выполнения задания малышу нужно внимательно рассматривать контур буквы, что способствует быстрому запоминанию образа буквы.

8 этап:  Учим букву «М».  Собери шарики с буквой «М»

Цель — научиться сравнивать и сопоставлять разные буквы, находить сходства и различия между ними. Развивать зрительную память и внимание.

На световом планшете логопед раскладывает картинки с изображением воздушных шариков, на которых изображены различные буквы. Ребенку предлагается собрать только те шарики, на которых нарисована изучаемая буква «М».  Играя, ребенок учится отличать буквы одну от другой, узнавать буквы и искать их среди других.

9 этап: Учим букву «М». Двухсторонние шарики.

Цель игры – добиться, чтобы на всех шариках появилась изучаемая буква.

Учить запоминать графическое изображение букв, сравнивать написанные буквы, анализировать и делать выводы. Развивать диафрагмальное дыхание.

Развивать зрительную память, внимание и логическое мышление ребенка.

Логопед  предлагает  ребёнку отыскать в песке спрятанные воздушные шарики (картинки). Для этого с помощью коктельной трубочки надо сдуть песок с шарика, перевернуть шарики,  на которых нарисованы различные буквы так, чтоб на всех появилась буква «М». При переворачивании шарика, неправильная  буква меняется на букву «М»

10 этап:  Учим букву «М»

Цель – помочь сформировать стабильный графический образ буквы, запомнить ее верное написание и научиться находить правильно написанную определенную букву среди других букв.

Логопед  на  световом планшете ребенку показываются правильно нарисованные на песке  буквы и перевернутые буквы. Малыш должен выбрать только те буквы, которые  написанные   верно. Для этого ему надо вспомнить, как выглядит буква, найти и стереть пальчиками неправильно написанные буквы.

11этап: Учим букву «М», закрепляем звук «М». Отгадываем загадки на звук «М»

Цель – закрепить полученные знания о букве «М». С помощью игры учить ассоциировать написанную букву и звук в слове. Развивать память.

На песочном планшете логопед раскладывает картинки со звуком «М» (морковь, матрёшка, груша, малина). Ребенку предлагается  послушать и отгадать загадки:

-Красненькая матрёшка, беленькое сердечко (малина).

-Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

Для этого малышу нужно найти картинку, которая  начинается на изучаемый  звук. Все загадки сопровождаются рисунками - подсказками.

3 блок занятий   Складываем буквы в слоги

Цель – познакомить ребенка с понятием слог, научить их произносить и читать.

Игры для обучения чтению слогов, вводящие малыша в следующий этап обучения чтению – изучению слогов. Научиться читать слоги важно: это переходный этап  от изучения букв к чтению слов.

Логопед прячет  в песке пазлы с написанными на них гласными и согласными буквами. Сначала предлагает ребёнку отыскать спрятанные в песке буквы, затем ребенку предлагает сложить из двух букв (согласной и гласной) открытые и закрытые слоги.

Логопед: - Складывай пазлы и произнеси слитно сначала первый звук, потом второй. Какой слог получился?

Пазлы с нарисованными на них буквами помогают малышу научиться произносить не два отдельных звука, а слитный слог.

4 блок занятий   Читаем  слоги, учимся читать слова.

Цель – научить ребенка читать слоги и находить их в словах.

Учить вычленять слоги в слове.

Развивать у детей логическое и абстрактное мышление.

Логопед раскладывает на  на световом планшете слоги из пластиковых букв н-р «МА»

и  картинку с изображением медведя. а рядом  засыпанную песком картинку, в которой содержится заданный слог (малина) И предлагает ребенку   прочитать слог. Ребёнок, прочитав слог, добавляет его до слова (ма-лина) и  с помощью коктельной трубочки сдувает песок с нарисованного предмета. Проверяет правильно произнесённое слово. Нарисованный предмет, который является ответом на вопрос, начинается с изучаемого слога, либо содержит его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск

Цели занятия:1.      Повторение букв.2.      Закрепление навыка послогового чтения.3.      Закрепление навыка звуко-буквенног...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...