Технологическая карта занятия тифлопедагога по развитию осязания и мелкой моторики у слепых школьников
план-конспект

Дондуп Сайлык Олеговна

Формирование умений и навыков опосредованного (инструментального) осязательного восприятия предметов окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_tiflopedagoga.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия тифлопедагога по развитию осязания и мелкой моторики у слепых школьников

Тема занятия

«Палочка-выручалочка»

Цель

Формирование умений и навыков опосредованного (инструментального) осязательного восприятия предметов окружающего мира.

Задачи

-формировать представления о форме, объеме, размере и качеств предметов;

-обогащать тактильный опыт для самостоятельного обучения предметным действиям;

-стимулировать познавательные действия для формирования приемов осязательного обследования;

-развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли;

Тип урока

Урок формирования умений

Планируемые
результаты
(предметные)

Самостоятельно выполняют задания и упражнения для развития инструментального обследования предметов, ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; имеют мотивацию к работе на результат.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку.

Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения  для развития инструментального обследования предметов, овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, строят рассуждения.

Коммуникативные: слушают собеседника, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Технологии

Здоровьесберегающие, развивающего обучения, игровые

Формы обучения

подгрупповой

Методы обучения

Практический, словесный

Образовательные

ресурсы

- чашки фарфоровая, керамическая

- пиалы керамические, стеклянные

- ваза для цветов стеклянная

- вилка

- ложка

- хрустальная ваза(конфетница)

- палочки

- грецкие орехи 12 шт.

-модули разной формы

-трость

        

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

  Здравствуйте , дети!

 Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствуют гостей и друг друга.

Садятся на свои рабочие места.

2 .Пальчиковая гимнастика.

Массаж рук

Сегодня на занятии мы с вами будем развивать нашу  чувствительность рук. Но сначала мы подготовим их к работе.

Для начала мы с вами сделаем

Массаж рук карандашом

- катаем карандаш между ладонями, согреваем их.

- катаем карандаш на столе сначала правой потом левой рукой.

- катаем карандаш на тыльной стороне ладони, возьмите карандаш левой рукой, положите правую руку на стол ладонью вниз и катаем карандаш на тыльной стороне правой руки. Также делаем с левой рукой.

Круговые движения орехами по Йосиро Цуцуми.

-Возьмите с корзинки один орех и вращаем его вокруг левой кисти, потом правой. Вращаем 10 раз.

- Делаем орехом круговые движения на тыльной стороне кисти одной руки, прижав его ладонью другой руки.

-В каждой ладони держим по два ореха одновременно и делаем ими круговые движения. В правой ладони – по часовой стрелке, в левой – против часовой.

Выполняют пальчиковую гимнастику и массаж рук

3. Постановка цели занятия.

- Нас окружает огромное количество разнообразных предметов. Они имеют разнообразную форму, тип  поверхность выполнены из разных материалов. Нам предстоит непростая задача: мы будем продолжать учиться  инструментальному обследованию предметов.

Перед вами  на коврике лежат предметы, по бокам предмета лежат палочки. Возьмите их. Обследуйте предмет с помощью этих палочек. Выделите форму, размер, из какого материла изготовлен. Попробуйте узнать этот предмет.

Слушают постановку цели занятия

4.Практическая работа

Вилка

-Какой формы? Большой ли предмет? Высокий или плоский?

Из какого материала? Из чего могут быть изготовлены вилки? Для чего могут быть вилки?

 Ложка

-Какой формы? Большой ли предмет? Высокий или плоский?

Из какого материала? Из какого могут быть материала ложки?

- Ребята, а вы знаете, какие еще бывают вилки, ложки?

Вилки бывают десертные, для рыбы, для макарон, для мороженого, для торта, даже для лобстеров и улиток.

А ложки тоже бывают десертные, коктейльные, кофейные, мороженого и др.

- теперь мы усложняем задачу.  Теперь мы будем обследовать предмет только одной палкой.

Чашка

- Какой формы? Большой ли предмет? Высокий или плоский?

Из какого материала?

Пиала

- Какой формы? Большой ли предмет? Высокий или плоский?

Из какого материала?

- Обследуйте свои предметы, догадались что за предмет?

Для чего он нужен?

-А теперь подойдите к моему столу и попробуйте найти такой же предмет как у вас уже без палочки, руками.

- Хорошо , молодцы! Справились с этим заданием.

Обследуют предметы

- Из металла, алюминия, пластмассовые, золотые, серебрянные.

- Могут быть чайные, столовые ложки

Круглая, куполообразная, из керамики, есть ножка, ручка

Круглая, куполообразная, из керамики, нет мелких деталей.

4. Минутка отдыха

ПП--

- А теперь пришло время немного отдохнуть.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Выполняют стоя физминутку

5. Продолжение практической работы

 

- Продолжаем с вами работу по инструментальному обследованию предметов.

- теперь мы задание еще усложняем. Работаем в паре. Теперь мы описываем предмет вслух, чтобы другой человек догадался. Максимально описываем этот предмет, если вы догадались, что за предмет, то не говорим вслух.

Ваза для цветов, хрустальная ваза (конфетница)

Обследуют предметы.

6. Работа с тростью

- Теперь мы переходим к следующему заданию.

Вам необходимо с помощью трости обследовать предмет, который перекрывает вам путь. Вы должны максимально описать предмет. Какой формы, большой ли предмет? Из чего изготовлен?

 Мягкие модули.

Обследуют преграду с помощью трости.

7.Рефлексия

- Наше занятие подошло к концу. Теперь нам нужно оценить его. Как вы считаете, справились ли вы со всеми заданиями или были трудности?

- Какое задание вам было самым трудным? Какое самым интересным?

- Теперь вы должны поставить себе оценки, к корзине лежать геометрические фигуры, круг-это 5, квадрат 4, треугольник -3.

Отвечают на вопросы учителя

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук"

Целью Адаптированной программы по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук" является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия ...

5 А Развитие осязания и мелкой моторики

Задания для учащися 5 А класса по предмету "Развитие осязания и мелкой моторики" в режиме дистанционного обучения....

Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики

Тема: «Познаем мир руками!Цели:Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание,  ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;Повышат...