Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики
план-конспект
Тема: «Познаем мир руками!
Цели:
Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание, ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;
Повышать интерес и значимость занятий по развитию осязания и мелкой моторики у незрячих учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики
Тема: «Познаем мир руками!»
Цели:
Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание, ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;
Повышать интерес и значимость занятий по развитию осязания и мелкой моторики у незрячих учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение активно пользоваться осязанием при познании окружающего мира;
- Совершенствовать умение классифицировать, различать тактильные ощущения;
- Обогащать активный словарь детей;
Развивающие:
- Развивать тактильное восприятие;
- Активизировать мыслительную деятельность;
Воспитательные:
- Закреплять формулы словесной вежливости;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- Продолжать формировать умение понимать эмоциональное состояние, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих;
Коррекционные:
- Продолжать учить обследовать предметы, дифференцировать их форму, величину, фактуру, температурные ощущения с целью их узнавания;
На коррекционном занятии УУД:
- личностные (формирование интереса, эмоционально-личностная готовность к саморазвитию и самообразованию);
- регулятивные (включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действия);
- познавательные (классифицировали, анализировали, составляли целое из частей, наблюдали и делали выводы);
- коммуникативные (сотрудничали с педагогом и сверстниками, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других, творчески работали в парах).
Оборудование: ткани, геометрические фигуры, природные материалы(грецкие орехи, желуди), звучащие мячи, палочки, чашка, тарелка, ложка, вилка, кастрюля, ковш, поварешка, терка (посуда, кухонные принадлежности)
Ход занятия
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
Тифлопедагог:
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
Давайте друг другу улыбнемся
И начнем урок скорей!
1. «Пальчиковая гимнастика»
Тифлопедагог: Чтобы получше приготовиться к заданиям мы с вами активизируем наши пальцы и сделаем пальчиковую гимнастику.
- Наши пальчики все поздоровались! Теперь здороваются большой палец правой руки и мизинец левой руки, левый указательный и правый средний, левый безымянный и правый мизинец, правый безымянный и левый большой палец.
Хорошо! Молодцы! А теперь поиграем в игру «Корова-зайчик-кольцо»
2.Нейроупражнения
Цель: Стимуляция нервных окончаний на ладонях рук, а также для улучшения циркуляции крови, для развития мелкой моторики.
Тифлопедагог: Взяли мячи в левую руку, перекатываем мяч между ладонями. Увеличиваем расстояние между ладошками. Перекатываем 15 раз, считаем про себя.
Следующее задание: Взяли мяч в правую руку и прокатываем вперед и ловим правой рукой.10 раз, а затем меняем руку. Тоже 10 раз. Усложняем задание. Прокатываем левой рукой вперед и ловим правой рукой. По 10 раз.
Молодцы!
II. Основная часть
1.Игра «Сложи узор»
- Ребята, вы сейчас должны собрать узор из геометрических фигур по образцу и назвать геометрические формы.
2.Физминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
3. Игра «Найди пару»
- Ребята, перед вами лежат лоскутки ткани, они все перемешались. Вы должны найти одинаковые лоскутки.
Тифлопедагог: Молодцы! Вы все сделали правильно!
4. Игра «Отгадай предмет»
Тифлопедагог: Сегодня мы с вами будем отгадывать предмет с помощью осязания, но только не рук, а через инструментальное осязание. Как вы думаете, зачем нам нужно тренироваться инструментальному осязанию? Я дам вам палочки, и вы с помощью этих палочек должны будете отгадать, что за предмет перед вами.
Тифлопедагог: Вы отгадали все предметы, как мы можем их обобщить?(посуда, кухонные принадлежности)
- Из чего они сделаны? Для чего нужны? Где их можно приобрести, купить?
5. Игра « Разложи предметы по группам» сортировка
Тифлопедагог: Сортировка предметов по группам. Ребята какие предметы вы сортируете , посмотрите? Узнали? Где можно их собрать?(Природные материалы)
-Давайте теперь посчитаем, у кого чего сколько? (например 2 грецких ореха, 3 камня, 4 веточки, 5 ракушек, 1 шишка, 3 желудя, 2 макадамии, 2пекана, 1 каштан)
Макадамия-это самый дорогой орех в мире, распространенный в Австралии и на Гаваях. Пекан - вид древесных растений семейства Ореховые, распространенный в США. Также выращивается в Крыму, на Кавказе.
III. Рефлексия
- Ребята, вы сегодня прекрасно справились с заданиями.
-Алиша (Вадим), скажи что тебе было самым интересным? Какое задание было самым трудным?
- Для вас еще есть последнее маленькое задание. Опустите руку в морские камушки, вы там должны найти и достать один предмет.(Конфета)
На этом наше занятие окончено, всем спасибо!
Самоанализ дефектологического занятия.
Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики
Тема: «Познаем мир руками!»
Цели:
Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание, ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;
Повышать интерес и значимость занятий по развитию осязания и мелкой моторики у незрячих учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение активно пользоваться осязанием при познании окружающего мира;
- Совершенствовать умение классифицировать, различать тактильные ощущения;
- Обогащать активный словарь детей;
Развивающие:
- Развивать тактильное восприятие;
- Активизировать мыслительную деятельность;
- Расширять представления об окружающем мире.
Воспитательные:
- Закреплять формулы словесной вежливости;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между учителем и сверстниками;
- Продолжать формировать умение понимать эмоциональное состояние, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих;
Коррекционные:
- Продолжать учить обследовать предметы, дифференцировать их форму, величину, фактуру, температурные ощущения с целью их узнавания;
На коррекционном занятии УУД:
- личностные (формирование интереса, эмоционально-личностная готовность к саморазвитию и самообразованию);
- регулятивные (включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действия);
- познавательные (классифицировали, анализировали, составляли целое из частей, наблюдали и делали выводы);
- коммуникативные (сотрудничали с педагогом и сверстниками, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других, творчески работали в парах).
3. Соответствие учебного материала целям и теме занятия.
Прослеживается четкое соответствие материала выбранной теме, целям и задачам занятия. Занятие построено логично и последовательно.
4. Активизация мыслительной деятельности ребенка в доступных пределах.
Активизации мыслительной деятельности учащихся способствовали
выбранные учителем-дефектологом игровые приёмы, которые пронизывали все
моменты занятия и делали его единым целым, эмоционально поддерживали ребят, вызывали желание выполнять задания.
5. Деятельность педагога в случае неточных ответов.
Учитель-дефектолог, в случае неточных ответов, достаточно корректно и тактично привлекала внимание ребенка к ошибке, не торопилась исправить сама, а подводила ребенка к
правильному ответу.
6. Соответствие учебного материала уровню развития детей и учебной программе.
Учебный материал подобран в доступной форме и преподнесён с учетом их психо-физиологических особенностей, что указывает на реализацию принципа развития.
7. Использование наглядного материала.
Использовались необходимые и достаточные наглядные средства,
которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у детей
8. Осуществление индивидуального подхода.
В ходе занятия чувствовалось знание психо-физиологических
особенностей детей учителем-дефектологом, на чем и основывался индивидуальный подход к каждому ребенку. Это благотворно влияло на создание эмоционально положительного фона на протяжении всего занятия.
9. Использование методических приёмов и видов работы.
На занятии было показано разнообразие видов работ, методических
Приемов.
10. Деятельность учителя-дефектолога на занятии.
Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: то
эмоциональный призыв к игре, то спокойное объяснение заданий; тон и речь учителя-дефектолога были
очень доброжелательны, располагали к общению и совместной работе
ребенка и педагога.
11. Методика работы над ошибками.
В ходе всего занятия учитель-дефектолог следила за правильным выполнением заданий детей
учетом их физических возможностей, в случае ошибок педагог тактично и доходчиво поправляла.
12. Деятельность ребенка на занятии.
Мальчики в процессе занятия проявляли заинтересованность. Им нравился сам процесс и содержание занятия, были достаточно активны, отзывались на все педагогические приемы, с удовольствием выполняли задания учителя-дефектолога.
13. Результативность занятия.
Занятие было достаточно насыщенным, проделан большой объем работы,
заключительные учебные задания наглядно продемонстрировали, что цели занятия достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития осязания и мелкой моторики рук
"Усатый - полосатый"...
Урок развития осязания и мелкой моторики рук в 5 классе
"Группировка пуговиц по величине"...
Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком
Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук"
Целью Адаптированной программы по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук" является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия ...
Коррекционно – развивающая курс по предмету «Развитие осязания и мелкой моторики» (вариант 3.2)
Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...
Коррекционно – развивающая курс по предмету «Развитие осязания и мелкой моторики» 1 - 5 классы (вариант 4.2)
Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики»...
Технологическая карта занятия тифлопедагога по развитию осязания и мелкой моторики у слепых школьников
Формирование умений и навыков опосредованного (инструментального) осязательного восприятия предметов окружающего мира....