Проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя – логопеда с младшими школьниками»
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neyropsihologicheskie_metody_i_priemy.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Ревякинская средняя общеобразовательная школа»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема
«Нейропсихологические методы и приемы
в практической работе учителя – логопеда с младшими школьниками»
Выполнила
Учитель –логопед
Чуркина Алёна Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Ожидаемые результаты
- Цель работы
- Задачи
- Формы работы
- Форма отчётности
- Этапы работы
- Источники саморазвития
- План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
Дата начала работы над темой 1 сентября 2023г.
Предполагаемая дата окончания работы 30 мая 2024 г
Пояснительная записка
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.
По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой системы, разработанной в учении А.Н. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой
Актуальность
Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
. Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
- желание улучшить образовательный процесс;
- повышение эффективности логопедических занятий.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей
Задачи:
- Изучить теоретический материал по теме.
- Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
- Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
- Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
- Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
- Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с нарушениями речи.
- Создание тетрадей с нейропсихологическими играми и упражнениями.
- Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Формы работы:
- совместная деятельность учителя - логопеда с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
Форма отчётности:
Консультации для педагогов по теме
Консультации для родителей по теме
Анкетирование родителей по теме
Тетради по теме:
«Кинезиологические сказки»;
«Нейропсихологических игры и упражнения.
Источники саморазвития:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы и медиаинформация;
Этапы работы
этапы реализации | виды деятельности |
I этап информационный Цель: планирование работы по теме проекта | Подбор и изучение психолого – педагогической и методической литературы, интернет-ресурсов, передового педагогического опыта Изучение инновационных нейропсихологических технологий |
II этап практический Цель: практическое применение знаний, умений, навыков | Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития. Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми. Составление перспективного плана занятий с детьми с учётом современных нейропсихологических технологий. Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий. Обновление мини сайта по теме Изготовление тетрадей по теме: « Кинеозологические сказки»; «Нейропсихологических игры и упражнения». |
III этап Заключительный Цель: подведение итогов работы | Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме проекта. Обобщение и трансляция опыта (демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.) Выступление в рамках заседания МО учителей начальных классов «Ревякинская СОШ» «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя-логопеда с младшими школьниками» Оформление результатов работы по теме проекта (анализ работы по проекту, отчёт о проделанной работе) |
Источники информации.
- Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
- Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
- Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
- Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения
Применение работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать коррекционный процесс с учетом интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...
Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда
Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности....
НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...
Нейрологопедический подход, оптимизирующий коррекционную работу учителя - логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в общеобразовательной школе.
В современных условиях, необходимо использовать в своей работе знания из смежных профессиональных областей (психологии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики, неврологии и др.) для того, чтоб...
Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»
В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....
Использование «Моторных дорожек», как нейропсихологического приема, в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ.
Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушени...
Рекомендации учителя-логопеда родителям младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Инициативы по развитию взаимодействия с родителями направлены на просвещение родителей об особенностях речевого развития обучающихся...