Проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя – логопеда с младшими школьниками»
проект

Чуркина Алена Александровна
Актуальность
 
Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. 
. Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neyropsihologicheskie_metody_i_priemy.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Ревякинская средняя общеобразовательная школа»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема

«Нейропсихологические методы  и приемы

в практической работе учителя – логопеда с младшими школьниками»

 

                                                Выполнила  

Учитель –логопед

Чуркина Алёна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка
  • Актуальность
  • Ожидаемые результаты
  • Цель работы
  • Задачи
  • Формы работы
  • Форма отчётности
  • Этапы работы
  • Источники саморазвития
  • План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

Дата начала работы над темой 1 сентября 2023г.

Предполагаемая дата окончания работы   30 мая 2024 г

Пояснительная записка

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.

По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой системы, разработанной в учении А.Н. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой

Актуальность

Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

. Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • желание улучшить образовательный процесс;
  • повышение эффективности логопедических занятий.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме.
  2. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  3. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
  4. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  5. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  6. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
  7. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с нарушениями речи.
  8. Создание тетрадей с нейропсихологическими играми и упражнениями.
  9. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

                               

Формы работы:

- совместная деятельность учителя - логопеда с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

Форма отчётности:

 Консультации для педагогов по теме

Консультации для родителей по теме

 Анкетирование родителей по теме

Тетради по теме:

«Кинезиологические сказки»;

 «Нейропсихологических игры и упражнения.

Источники саморазвития:

специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

интернет-ресурсы и медиаинформация;

Этапы работы

этапы реализации

виды деятельности

I этап информационный

Цель:

планирование работы по теме проекта

Подбор и изучение психолого – педагогической

и методической литературы, интернет-ресурсов,

передового педагогического опыта

Изучение инновационных нейропсихологических технологий

II этап практический

Цель:

практическое применение знаний, умений, навыков

Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий

в коррекции речевого развития.

Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.

Составление перспективного плана занятий с детьми с учётом современных нейропсихологических технологий.

Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.

Обновление мини сайта по теме

Изготовление тетрадей по теме: « Кинеозологические  сказки»;

 «Нейропсихологических игры и упражнения».

III этап

Заключительный

Цель: подведение итогов работы

Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме проекта.

Обобщение и трансляция опыта

(демонстрация опыта в форме открытого занятия

с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.)

Выступление в рамках заседания МО учителей начальных классов «Ревякинская СОШ»

«Нейропсихологические методы и приемы

в практической работе учителя-логопеда с младшими школьниками»

Оформление результатов работы по теме проекта

(анализ работы по проекту, отчёт

о проделанной работе)

Источники информации.

  1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  3. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
  4. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
  5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
  6. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
  7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
  8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
  9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
  10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
  11. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда

Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности....

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

Нейрологопедический подход, оптимизирующий коррекционную работу учителя - логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в общеобразовательной школе.

В современных условиях, необходимо использовать в своей работе знания из смежных профессиональных областей (психологии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики, неврологии и др.) для того, чтоб...

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....

Использование «Моторных дорожек», как нейропсихологического приема, в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ.

Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушени...

Рекомендации учителя-логопеда родителям младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Инициативы по развитию взаимодействия с родителями направлены на просвещение родителей об особенностях речевого развития обучающихся...