Технологическая карта работы над проектом |
Название | «Фантазируем, творим, конструируем» |
Тип проекта | Краткосрочный, познавательно-творческий, групповой |
Участники | Дошкольники подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения, их родители, воспитатели, тифлопедагог. |
Продолжительность | 2 недели |
Срок реализации | 07 февраля – 18 февраля 2022 года |
Актуальность выбранной темы | Дошкольный возраст – это как раз тот период, когда ребенку все интересно и его привлекает новизна. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями - необходимо шагать с миром в одну ногу. У многих ребят к подготовительной группе уже прослеживается интерес к инженерным профессиям, так как дети находятся в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству и зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью разных видов конструкторов. Кроме того, актуальность конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как: - являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие); - позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); - формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; - объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
|
Проблема | Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Начиная уже с младшего дошкольного возраста, детям дается возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними. Дошкольники, как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково-познавательной, исследовательской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот), в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх. Конструктивная деятельность способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание и уважение к их творцам. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому очень важно при помощи конструирования удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности. Наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира послужило основанием для разработки и реализации познавательно-исследовательского проекта «Фантазируем, творим, конструируем!». |
Цель | Развитие творческих конструктивно-инженерных способностей детей дошкольного возраста |
Задачи
| Образовательные: - Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
- Способствовать развитию конструкторских, инженерных навыков.
- Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
Развивающие: - Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, творчество.
- Способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, начатое дело доводить до конца.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
Воспитательные: - Воспитывать интерес к различным видам конструирования.
- Воспитывать усидчивость, выдержку, уважение своего и чужого труда.
- Привлечь родителей и других членов семей к совместному с дошкольниками конструированию из разнообразного материала.
|
Методы и формы организации проектной деятельности | - Игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольные)
- Наглядный метод (мультфильмы, иллюстрации, презентации и др.)
- Словесные методы (беседы, загадки, презентации)
- Практические методы (рисование, лепка, аппликация, экспериментирование, конструирование)
|
Структура проектной деятельности Пахомовой Н.Ю. (Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие, 2012) | - Подготовительный этап (Организация деятельности)
- Основной этап (Активная деятельность)
- Заключительный этап (Презентация результатов)
|
План реализации проекта |
I. Подготовительный этап |
- Изучение и подбор методического материала, необходимого для реализации цели проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подборка стихотворений, загадок про конструкторы.
- Рассматривание иллюстраций о результатах труда людей разных инженерных профессий.
- Пополнение развивающей среды группы разными видами конструкторов.
|
II. Основной этап |
ОО | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | Социально – коммуникативное развитие | - Беседа «Какой конструктор нам известен?» - Рассматривание иллюстраций о результатах труда людей разных инженерных профессий
- Д/и «Кто, где работает?», «Кому, что нужно?»
- Д/и «Определи по предмету профессию (с мешочком)»
- Д/и «Покажи профессию»
| - Д/ игра с лего -конструктором «Построй по схеме»
- С/р игра со строительным материалом «Мы строители»
- С/р игра «Путешествие»
- Лото «Все профессии важны», «Кем быть?»
- Шашки
- Д/и «Танграм»
| Родительское собрание «Конструируем дома вместе» Совместно с детьми выполняют домашнее задание, делают макеты, фотографии для фотоальбома.
| Познавательное развитие | - НОД ФЦКМ «Мир профессий»
- НОД ФЦКМ «Профессия инженер-строитель с элементами конструирования»
- Экспериментирование «Магнит и некоторые его свойства»
- Конструирование по клеточкам
- Просмотр презентации «Многогранный мир инженерии»
|
- Игры с цветной магнитной мозаикой
- Д/и с магнитными буквами «Собери слово»
- Д/и с магнитными цифрами
- Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессиях
| - Письменная консультация для родителей «Игрушки будущего инженера»
- Письменная консультация для родителей «Логико-математические игры как средство развития к начальной ступени предынженерного мышления»
| Художественно – эстетическое развитие | - Лепка «Что умеют делать в городе»
- Рисование «На чем люди ездят»
- Рисования «Пожарная машина спешит на пожар»
- Рисование «Легковые автомобили едут по улице»
- Коллективная аппликация «Корабли на рейде»
- Рассматривание картин: «Мы строители», «Разве так играют».
- Прослушивание «Песенка о профессиях»
| - Раскрашивание предметных картинок по теме
- Конструирование из лего-конструкторов с опорой на образцы
- Раскрашивание предметных картинок по номерам цветными карандашами, фломастерами
- Конструирование по образцу из разноцветных плоских геометрических фигур
- Конструирование по замыслу, заранее обдумывая замысел будущей постройки
| Участие родителей в конкурсе «Мир прекрасного», изготовление творческих работ. Участие родителей в фотовыставке «Мастерим дома» | Речевое развитие | - НОД «Составление и описание предметов (транспортные игрушки)»
- Чтение С. Баруздин «Кто построил этот дом»
- Чтение Г.Люшин «Строители»
- Чтение В.Маяковский «Кем быть?»
- Отгадывание загадок по теме
- НОД «Рассказ «Кем и как работают мои родители»
- Заучивание стихотворения О.Бороненко «Инженер»
- Д/и «Назови профессию, в названии которой есть звук …»
- Д/и «Если бы не было …»
- Д/и «Назови слова-действия»
- Инсценировка рассказа «Как Аленка узнала, что такое работа»
- Викторина «Азбука профессий»
| - Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессиях и составление рассказов
- Рассказы детей о профессиях в совместных ролевых играх
| Составление рассказа о профессиях родителей | Физическое развитие | - Детская зарядка «Самолет»
- Пальчиковая гимнастика: «Дорожных правил очень много»; «Профессии»
- Зрительная гимнастика: «Светофор»;
«Врач» «Едем, едем на машине» «Все профессии важны» - Игра-эстафета «Чья команда быстрее построит»
|
|
|
III. Заключительный этап |
- Письменная консультация для родителей «Игрушки будущего инженера».
- Письменная консультация для родителей «Логико-математические игры как средство развития к начальной ступени предынженерного мышления».
- Анализ результатов и обобщение материала проектной деятельности.
- Презентация проекта для родителей и педагогов.
|
Продукты проектной деятельности | Фотоальбом «Мастерим дома»; Фотоколлаж «Наши лучшие постройки» Презентация для родителей Лепбук «Удивительный мир конструирования» |
Результаты проектной деятельности | У детей повысилась познавательная активность, возрос интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. Дети научились работать по образцу, анализировать и читать схематичные рисунки, создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию. Педагоги повысили уровень профессиональной компетентности по развитию творческих конструктивно-инженерных способностей детей старшего дошкольного возраста; обогатили и систематизировали методическую базу по развитию конструирования детей. Родители приобрели положительный опыт общения и творческой деятельности со своими детьми; повысили свою компетентность в вопросе формирования интереса к детскому конструированию. |
Методическое обеспечение | Е.А.Алябьева. Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М: ТЦ Сфера, 2017. Т.В.Потапова. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008. Шайдурова Н.В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» М: ТЦ Сфера, 2008. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала» М: Мозайка- Синтез», 2014 |