Проектная деятельность с детьми
проект

Казаковская Ольга Александровна

Дошкольный возраст - притягивает ко всему новому и неизвестному, Чтобы сегодня успеть за новыми открытиями, мы должы соответствовать и успевать. Поэтому мы придумали НОВЫЙ ПРОЕКТ для детей с нарушениями зрения. Этот проект учит основам моделирования и конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fantaziruemtvorimkonstruiruem.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта работы над проектом

Название

«Фантазируем, творим, конструируем»

Тип проекта

Краткосрочный, познавательно-творческий, групповой

Участники

Дошкольники подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения, их родители, воспитатели, тифлопедагог.

Продолжительность

2  недели

Срок реализации

07 февраля – 18 февраля 2022 года

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст – это как раз тот период, когда ребенку все интересно и его привлекает новизна. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями - необходимо шагать с миром в одну ногу. У многих ребят к подготовительной группе уже прослеживается интерес к инженерным профессиям, так как дети находятся в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству и зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью разных видов конструкторов.

Кроме того, актуальность конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Проблема

Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.        Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.

   Начиная уже с младшего дошкольного возраста, детям дается возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними.

   Дошкольники, как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково-познавательной, исследовательской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот), в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх.

   Конструктивная деятельность способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание и уважение к их творцам.

    У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому очень важно при помощи конструирования удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

   Наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира послужило основанием для разработки и реализации познавательно-исследовательского проекта «Фантазируем, творим, конструируем!».

Цель

Развитие творческих конструктивно-инженерных способностей детей дошкольного возраста

Задачи

Образовательные:

  1. Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
  2. Способствовать развитию конструкторских, инженерных навыков.
  3. Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, творчество.
  2. Способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, начатое дело доводить до конца.
  3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе  в паре, коллективе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к различным видам конструирования.
  2. Воспитывать усидчивость, выдержку, уважение своего и чужого труда.
  3. Привлечь родителей и других членов семей к совместному с дошкольниками конструированию из разнообразного материала.

Методы и формы организации проектной деятельности

  • Игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольные)
  • Наглядный метод (мультфильмы,  иллюстрации, презентации и др.)
  • Словесные методы (беседы, загадки, презентации)
  • Практические методы (рисование, лепка, аппликация, экспериментирование, конструирование)

Структура проектной деятельности Пахомовой Н.Ю.

(Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие, 2012)

  1. Подготовительный этап (Организация деятельности)
  2. Основной этап (Активная деятельность)
  3. Заключительный этап (Презентация результатов)

План реализации проекта

I. Подготовительный этап

  1. Изучение и подбор методического материала, необходимого для реализации цели проекта.
  2. Составление плана основного этапа проекта.
  3. Подборка стихотворений, загадок про конструкторы.
  4. Рассматривание иллюстраций о результатах труда людей разных инженерных профессий.
  5. Пополнение  развивающей среды группы разными видами конструкторов.

II. Основной этап

ОО

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Социально – коммуникативное развитие

- Беседа «Какой конструктор нам известен?»

  • Рассматривание иллюстраций о результатах труда людей разных инженерных профессий
  • Д/и «Кто, где работает?», «Кому, что нужно?»
  • Д/и «Определи по предмету профессию (с мешочком)»
  • Д/и «Покажи профессию»

  • Д/ игра с лего -конструктором «Построй по схеме»
  • С/р игра со строительным материалом «Мы строители»
  • С/р игра «Путешествие»
  • Лото «Все профессии важны», «Кем быть?»
  • Шашки
  • Д/и «Танграм»

Родительское собрание «Конструируем дома вместе»

Совместно с детьми выполняют домашнее задание, делают макеты, фотографии для фотоальбома.

Познавательное развитие

  • НОД ФЦКМ «Мир профессий»
  • НОД ФЦКМ «Профессия инженер-строитель с элементами конструирования»
  • Экспериментирование «Магнит и некоторые его свойства»
  • Конструирование по клеточкам
  • Просмотр презентации «Многогранный мир инженерии»

  • Игры с цветной магнитной мозаикой
  • Д/и с магнитными буквами «Собери слово»
  • Д/и с магнитными цифрами
  • Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессиях
  • Письменная консультация для родителей «Игрушки будущего инженера»
  • Письменная консультация для родителей «Логико-математические игры как средство развития к начальной ступени предынженерного мышления»

Художественно – эстетическое развитие

  • Лепка «Что умеют делать в городе»
  • Рисование «На чем люди ездят»
  • Рисования «Пожарная машина спешит на пожар»
  • Рисование «Легковые автомобили едут по улице»
  • Коллективная аппликация «Корабли на рейде»
  • Рассматривание картин: «Мы строители», «Разве так играют».
  • Прослушивание «Песенка о профессиях»
  • Раскрашивание предметных картинок по теме
  • Конструирование из лего-конструкторов с опорой на образцы
  • Раскрашивание предметных картинок  по номерам цветными карандашами, фломастерами
  • Конструирование по образцу из разноцветных плоских геометрических фигур
  • Конструирование по замыслу, заранее обдумывая замысел будущей постройки

Участие родителей в конкурсе «Мир прекрасного», изготовление творческих работ.

Участие родителей  в фотовыставке «Мастерим дома»

Речевое развитие

  • НОД «Составление и описание предметов (транспортные игрушки)»
  • Чтение С.  Баруздин «Кто построил этот дом»
  • Чтение Г.Люшин «Строители»
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?»
  • Отгадывание загадок по теме
  • НОД «Рассказ «Кем и как работают мои родители»
  • Заучивание стихотворения О.Бороненко «Инженер»
  • Д/и «Назови профессию, в названии которой есть звук …»
  • Д/и «Если бы не было …»
  • Д/и «Назови слова-действия»
  • Инсценировка рассказа «Как Аленка узнала, что такое работа»
  • Викторина «Азбука профессий»
  • Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессиях и составление рассказов
  • Рассказы детей о профессиях в совместных ролевых играх

Составление рассказа о профессиях родителей

Физическое развитие

  • Детская зарядка «Самолет»
  • Пальчиковая гимнастика: «Дорожных правил очень много»; «Профессии»
  • Зрительная гимнастика: «Светофор»;

«Врач»

  • Физкультминутка

«Едем, едем на машине»

«Все профессии важны»

  • Игра-эстафета «Чья команда быстрее построит»

III. Заключительный этап

  • Письменная консультация для родителей «Игрушки будущего инженера».
  • Письменная консультация для родителей «Логико-математические игры как средство развития к начальной ступени предынженерного мышления».
  • Анализ результатов и обобщение материала проектной деятельности.
  • Презентация проекта для родителей и педагогов.

Продукты проектной деятельности

Фотоальбом «Мастерим дома»;

Фотоколлаж «Наши лучшие постройки»

Презентация для родителей

Лепбук «Удивительный мир конструирования»

Результаты проектной деятельности

У детей повысилась познавательная активность, возрос интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. Дети научились работать по образцу, анализировать и читать схематичные рисунки, создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.        

Педагоги повысили уровень профессиональной компетентности по развитию творческих конструктивно-инженерных способностей детей старшего дошкольного возраста; обогатили и систематизировали методическую базу по развитию конструирования детей.

Родители  приобрели положительный опыт общения и творческой деятельности со своими детьми; повысили свою компетентность в вопросе формирования интереса к детскому конструированию.

Методическое обеспечение

Е.А.Алябьева. Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М: ТЦ Сфера, 2017.

Т.В.Потапова. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Шайдурова Н.В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности»  М: ТЦ Сфера, 2008.

 Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала» М: Мозайка- Синтез», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Проектная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Представлен проект технической направленности (в приложении инструкция сборки))...

Использование технологии «Дерево решений» в проектной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Презентация: Использование технологии «Дерево решений» в проектной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС....

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

Проектная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя...

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)

Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандарто...

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...