Проектная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по психологии на тему
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться и социализироваться в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_moe.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
Межрегиональная конференция
«Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения в современной школе»
Выступление по теме
«Проектная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила:
педагог-психолог МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
Килемарского района РМЭ Зурагаева Юлия Карловна
март 2018
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов в обучении и развитии детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все педагоги уже прекрасно понимают, насколько важно вовлекать ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является технология проектной деятельности.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является стимулирование самостоятельной деятельности детей
–исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир.
Суть «метода проектов» состоит в такой организации
образовательного процесса, при которой ребёнок приобретает знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности. При работе с детьми с ОВЗ организация проектной деятельности имеет не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться и социализироваться в обществе.
Каковы основные требования к использованию метода проекта?
Давайте попробуем найти научно обоснованные ответы на этот вопрос.
Чем же интересен метод проектов при работе с детьми с ОВЗ?
Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно –ориентированным обучением и его можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, поскольку при работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса:
1.Педагоги помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект.
2.Дети поэтапно осуществляют практическую деятельность по достижению поставленной цели.
3.Родители получают возможность принять участие в процессе реализации проекта, поскольку без участия семьи воспитательно-образовательный процесс будет менее результативным.
Дети с ОВЗ особенные, поэтому цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты проекта нужно адаптировать, исходя из диагноза и особенностей развития воспитанников.
Темы проектов должны основываться сначала на воспроизведении ближайшего окружения учащихся.
Лишь после этого постепенно тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни.
Особые требования необходимы в организации развивающей среды во время работы над проектом: предметно-развивающая среда должна быть максимально насыщена наглядным демонстративным и раздаточным материалом по теме проекта, чтобы ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений, а также стимулировать ребенка на развитие, желание активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
Проектная деятельность с детьми с ОВЗ осуществляется не на всех уровнях, поскольку, по возрастному показателю уровень психического развития таких детей на порядок ниже, усвоение полученной информации проходит более длительный период времени.
В начале учебного года в нашей школе был объявлен конкурс социально значимых проектов. И перед нашим коррекционным классом встала проблема, какой проект выбрать. Как то после урока технологии мальчики в класс принести кормушки. Предложили повесить их перед школой и кормить птиц. Так возникла идея реализации проекта «Покормите птиц зимой».
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма. Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом.
Проект «Покормите птиц зимой» разработан с учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы начали его реализовывать на уроках чтения и развития речи, трудового обучения, природоведения, рисования и во внеурочное время. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих птиц нашей местности, помочь птицам пережить зиму. С этой целью мы изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде; занимались поиском сведений в различных источниках.
Далее, мы начали собирать информацию о разнообразии птиц на земле и более подробно остановились на зимующих птицах нашей местности.
В течение подготовительного этапа для закрепления полученных знаний о птицах, были проведены дидактические игры: «Четвертый лишний», «Зимние гости», «Верю – не верю», «Закончи предложение», «Прилетели птицы».
Для привлечения внимания к нашей проблеме детей из других классов, мы составили и распространили листовки – обращения: «Птицы – наши друзья!», «Виды кормушек», «Корм для птиц». Мы узнали, что оказывается нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть.
Проводимые наблюдения мы фиксируем в дневнике наблюдений.
Во время наблюдений, а эта форма работы является основной с детьми с ОВЗ, развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Наблюдения развивают у детей стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях птиц. Изготовление кормушек, организация экскурсий, игр, викторин, активизируют познавательную деятельность. Игровые формы стимулируют общую активность детей с ОВЗ, корригируют высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь).
После развешивания кормушек и наблюдения за поведением птиц мы заметили, что воробьи садятся на кормушки разной конструкции, а вот синичкам понравилась кормушка, сделанная из двух упаковок от сока. Идея достаточно креативная, и такая простая в изготовлении, что может своим раскачиванием отпугивать воробьев, а синичкам только в удовольствие.
В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашей местности, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание придти на помощь нашим братьям меньшим, хотя осуществление проекта происходит лишь на подражательно-исполнительском уровне. И защита проекта, которая пройдет в конце учебного года будет затруднена для нас, ведь ребенок с ОВЗ не всегда способен рассказать о том, что узнал, чему научился, из-за недостаточного интеллектуального уровня развития и плохой памяти.
Хочется отметить, что метод проектирования актуален и эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
Список литературы:
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М., АРКТИ, 2003г.
2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М., 2006г.
3. Шаповалова О. Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе
воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефектология. – 1995г. – № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Мастер – класс на тему:«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"
quot;Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"...
4.3. Работа с детьми -инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья
Справка, копии дипломов...
Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Всегда существовала проблема образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...
Мастер-класс "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Мастер класс...
«Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.»
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно - нравственному, социальному и физическому развитию воспитанников....
Методы организации игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движе...