мастер класс для воспитателей "Игра девять клеток" для развития пространственной ориентировки у дошкольников"
консультация
Материал содержит практические советы по проведению дидактической игры, способствующей развитию пространственной ориентировки дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_9_kletok_po_razvitiyu_prostranstvennoy_orientirovki.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска
Мастер – класс для воспитателей
НА ТЕМУ: «Игра 9 клеток» по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»
Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.
Ориентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем.
В процессе обучения детей одна из значимых задач - научить их ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, в тетради, на
фланелеграфе, поверхности стола, магнитной доске).
Микроориентировка - ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своем теле и т.д. При этом ребенок находится в некотором фиксированном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве.
Начинать обучение ориентировке на микроплоскости необходимо с младшего дошкольного возраста, когда ребенок приобретает начальные навыки микроориентировки (на поверхности листа бумаги). Он показывает правую и левую, верхнюю и нижнюю сторону листа бумаги (по инструкции педагога). Знакомится с пространственными обозначениями сторон листа («верхняя», «нижняя», «правая», «левая»), пробует использовать эти обозначения в речи. Далее учится располагать предметы в названных направлениях микропространства: сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу, в середине (в центре) и т.д.
В старшем дошкольном возрасте ребенок совершенствует свое умение ориентироваться в микропространстве. Он самостоятельно располагает предметы в названных направлениях, меняет их местоположение, определяет разницу в расположении, рисует геометрические фигуры и игрушки в названных направлениях, обозначает в речи расположение предметов.
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и умением их определять имеет продуктивная деятельность. Сначала ребенок овладевает умением раскладывать предметы в указанном направлении, при этом дается образец правильного словесного обозначения расположения предмета в пространстве, далее он учится подбирать нужные слова для обозначения местоположения. Так постепенно у дошкольника формируются навыки самостоятельного обозначения в речи своих действий, и он приобретает навыки свободного самостоятельного ориентирования.
Опыт работы показывает, что одной из наиболее эффективных дидактических игр, направленных на развитие зрительно-пространственной ориентировки на микро-плоскости и активизацию соответствующей терминологии в речи детей, является игра «9 клеток». Это уникальное коррекционное средство. Располагая предметы в указанных направлениях в микропространстве, ребенок учится практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, а также словесно обозначать направления.
Игра «9 клеток» развивает зрительное внимание, слуховое восприятие, навыки ориентировки, связную речь, логическое мышление, умение рассуждать. Способствует развитию представлений о предметах окружающего мира, уточнению и закреплению знаний детей по лексическим темам («Игрушки», Транспорт», «Птицы», «Животные», «Насекомые» и т.п.). Учит классифицировать, обобщать, сравнивать. Развивает умение и навыки в узнавании предметов в различных модальностях: цветное, черно-белое, контурное, силуэтное изображения.
При разработке заданий к этой игре мы придерживаемся принципа их постепенного и последовательного усложнения. Так, в каждой новой серии заданий закрепляются навыки, приобретенные при выполнении предыдущих заданий, с введением более сложных.
Сначала учим ребенка ориентироваться на листе бумаги, объясняя, что такое верхний и нижний, правый и левый край листа. Тот край, который дальше от ребенка, будет называться верхним, а тот край, который ближе, - нижним. Где правая рука - там правая сторона листа, где левая - левая. Показываем середину (центр) листа. Далее знакомим с верхними и нижними углами, обращая внимание на их расположение с правой и левой стороны. Даем обозначения этих углов: правый верхний (нижний), левый верхний (нижний). Учим брать предмет правой (левой) рукой и располагать на листе бумаги справа и слева, вверху и внизу, посередине, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу.
Когда ребенок овладевает навыком ориентировки на листе бумаги, знакомим с игрой «9 клеток». Так же, как на листе бумаги, учим располагать предметы и в девяти клетках. Даем название каждой клеточке - в зависимости от того, где она располагается относительно листа: в середине, в середине вверху (внизу), в середине справа (слева), в правом (левом) нижнем углу, в правом (левом) верхнем углу.
Далее по словесной инструкции педагога ребенок самостоятельно располагает фигуры, предметы в девяти клетках, например: «В правый верхний угол положите квадрат, с правой стороны в середину - треугольник». Располагая фигуры, ребенок словесно обозначает их пространственное расположение в клеточках.
Задание можно усложнить, если детям предложить самим «по цепочке» придумать задание, называя пространственное направление расположения фигуры, предмета в определенной клетке. Такое задание они выполняют с удовольствием. Дети поочередно исполняют роль ведущего, который вправе выбрать любого из детей и спросить, где он расположил заданную фигуру (предмет) или в какой клеточке находится фигура (предмет).
Варианты дидактической игры «9 клеток» (игровые упражнения)
«Найди такую же картинку»
На игровом поле - изображения различных предметов. Есть еще один набор таких же картинок. Ребенок находит картинку, соответствующую изображению на поле, закрывает клеточку с этим изображением, словесно обозначая пространственное расположение предмета на игровом поле. В серии вариантов к заданию можно использовать изображения геометрических фигур, различных предметов в цветном, черно-белом, силуэтном, контурном исполнении (рис. 1, варианты 1, 2, 3).
«Отгадай и найди»
В девяти клетках могут располагаться цветные, черно-белые, контурные, силуэтные изображения предметов. Ребенок узнает предметы по слову-названию, рассказу-описанию, загадке, находит их в клетках, закрывая фишками, словесно обозначая пространственное расположение: в середине, в правом верхнем углу и т.п. (рис. 2).
Например, загадка:
Уж таков порядок древний - Я давно живу в деревне,
Там будильником служу,
Свой курятник сторожу.
(Петух.)
«Это петух. Петух - домашняя птица. Он находится в середине (центре) девяти клеток» и т.д.
«Заполни клеточки - рассели жильцов»
Клетки можно заполнять картинками, контурными и силуэтными изображениями, геометрическими фигурами, мелкими игрушками.
Ребенку предлагается заселить жильцов в трехэтажный домик. Например, игра «Теремок»: «На третьем этаже в левом верхнем уголке будет жить мышка, в середине на втором этаже - зайчик, справа от зайчика (с правой стороны в середине) - белочка, над белочкой (в правом верхнем уголке) - лягушка» и т.д. (рис. 3).
«Узнай животное и определи группу по месту его обитания»
На игровом поле расположены силуэтные или контурные изображения животных (например: домашние животные, животные жарких стран, дикие животные наших лесов). Ребенку предлагаются фишки трех цветов (например: красные, желтые, зеленые). Цвет фишки определяет место обитания: красная - домашнее животное, желтая - животное жарких стран, зеленая - дикое животное наших лесов. По загадке-описанию ребенок находит отгадку, называет животное, место его обитания, определяет местоположение в «9 клетках». Педагог предлагает закрыть клетку с изображением животного фишкой определенного цвета.
Игра продолжается до тех пор, пока все клеточки не будут закрыты фишками. Затем уточняется, каких животных на игровом поле было больше, а каких меньше. А может быть, всех животных было поровну?
По аналогии это игровое упражнение проводится по разным лексическим темам: «Транспорт», «Птицы», «Одежда» и т.д. (рис. 4).
Используемая литература: Журнал «Дошкольное воспитание» №5 -2016 года, с.99 – 107, статья Г. Труновой и Т. Шапошник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи
Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...
Развитие пространственной ориентировки
Игровые упражнения...
Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В данном документе представлена методическая разработка по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности, такими как...
Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"
Цельформирование умнения осматривать расчлененную орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное расположение , зрительного анализа цветовых сочет...
Развитие пространственной ориентировки
Рисуем по клеточкам...
Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.
Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.Задачи: 1.Коррекционно-обучающие:развивать пространственную ориентировк...
Консультация для родителей: "Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР"
Пространственный гнозис - познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения. Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и ...