Статья "Методы работы с детьми школьного возраста с нарушениями развития"
статья
Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность карточек заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filina_statya_1.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор : Филина В.П. – учитель 1 квалификационной категории (г Нефтеюганск. КОУ«Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»)
Статья: Методы работы с детьми школьного возраста с нарушениями развития.
Детям с ОВЗ при освоении образовательных программ требуются специальных условий обучения и воспитания. Классы школьников с ОВЗ очень неоднородны. Так как они скомплектованы из детей с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с комплексными нарушениями развития. Поэтому главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
В связи с этим построение учебного процесса имеет свою структуру и содержание образования:
- в содержание обучения вводятся специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- используются специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию обучения;
- учебный процесс индивидуализируется в большей степени , чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечивается особая пространственная и временная органи-зация образовательной среды;
- максимально раздвигается образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Рассмотрим общие принципы и правилах коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, расширяющих их кругозор, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Поощрение за незначитель-ные успехи, своевременная помощь каждому ребенку, развитие в нём веры в собственные силы, возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии постоянно применяются мной в урочной деятельности и внеклассной работе.
В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья обучающихся, используя:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).
- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек», «Муха»).
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай»,
«Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»).
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Поэтому применение и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно- развивающего процесса в моей работе.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро приспосабливаться к новым условиям, уметь налаживать коммуникативные связи с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему адаптироваться к социуму.
Одним из основных принципов обучения является принцип сознательности и активности обучающихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения» (Ю. К. Бабанский.) Активность обучающихся должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном уровне и с направляющей или обучающей помощью учителя. Одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления. При подборе содержания занятий для обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать принцип доступности. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения на уроке. Здесь имеются в виду различные типы уроков, характер взаимодействия учителя с классом и отдельным обучающимся, характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности обучающихся. Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формирую через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приемов.Например: поможем сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т.д. На уроках в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Зашифрованная тема. «Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание - Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку».
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
- Применяю сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность карточек заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
- Использую вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём применяю в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами использую для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности учителя.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и обучающегося. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс урока интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
6. Использую картинный материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Применяю активные методы рефлексии.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Существует следующая классификация видов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала (ее можно использовать, чтобы выяснить, как обучающиеся осознали содержание пройденного материала);
- рефлексия деятельности (обучающийся должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии учитываю цель урока, содержание учебного материала, тип урока, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Широко используется прием с показом смайликов, с различными цветовыми изображениями. У обучающихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. Можно проследить, как меняется эмоциональное состояние обучающегося. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребенка в ходе урока. Это ценная информация для корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зеленого, если ощущают дискомфорт.
Рефлексия окончания урока. Наиболее удачным окончанием урока считаю обозначение видов заданий или этапов урока картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для обучающегося этап урока, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приемы организации обучения стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приемов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся с нарушениями развития.
Литература:
- Коррекционная педагогика: Основы обучения воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Изд. центр
«Академия», 2009.
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М., 2009.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 2009.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. http://knigo-fond.ru/node/149
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 2009.
- Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют информационные ресурсы. В кабинете имеются диски по теоретическим и практическим разделам русского языка, с тестовыми заданиями. Использование компьютерных дисков на уроках русского языка позволяет учащимся лучше воспринимать объяснения учителя, узнавать много новой информации, проверять свои знания и умения с помощью тестов.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).
- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек», «Муха»).
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай»,
«Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на формирование мягкого округлого звука и плавного звуковедения.3. Упражнения на развитие четкой, ясной дикции и артикуляции....
Рабочая Программа для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в младшей, средней и старшей группах.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в разных возрастных группах....
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».
Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....
Вокальная работа с детьми школьного возраста
Пение не только развивает ребенка музыкально, но благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его с...
Вокальная работа с детьми школьного возраста.
Пение не только развивает ребенка музыкально, но благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его с...
Развитие координационных способностей на занятиях по скандинавской ходьбе с детьми школьного возраста с нарушением интеллекта
Развитие координационных способностей на занятиях по скандинавской ходьбе с детьми школьного возраста с нарушением интеллекта...