Развитие координационных способностей на занятиях по скандинавской ходьбе с детьми школьного возраста с нарушением интеллекта
статья

Развитие координационных способностей на занятиях по скандинавской ходьбе с детьми школьного возраста с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье описывается влияние скандинавской ходьбы на координационные способности у детей школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, координационные способности, нарушение интеллекта, школьный возраст.

  В наше время сохраняется тенденция к росту заболеваемости, примерно 2-4% в год, количество здоровых детей снижается во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными и официальной статистики, и результатами выборочных научных исследований[4]. Большинство исследователей отмечают, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений. Любое двигательное действие требует согласованного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, амплитуды, ритма, других характеристик движения[1]. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте [2].

Младший школьный возраст является тем периодом, в котором будущий член общества обучается основным двигательным умениям и навыкам, в формировании которых значительную роль играют координационные способности. У детей с нарушением интеллекта выявлена приблизительно одинаковая степень отставания (45–55% от уровня здоровых школьников) по всем показателям тестов, отражающим уровень развития базовых координационных способностей [5].

 Многие авторы отмечают, что необходимо искать новые пути применения специальных средств и методов физической культуры, которые будут корректировать недостатки двигательной сферы и физической подготовленности. Поэтому мы обратили внимание на такой вид как скандинавская ходьба.

Скандинавская  ходьба  – это  ходьба  с палками, вид  физических  упражнений,  прогулки  на  свежем  воздухе  с  парой модифицированных  лыжных  палок. Она способствует улучшению согласованности движений, развивает равновесие, позволяет успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Противопоказаний к занятиям по скандинавской ходьбе почти нет, кроме тяжелых форм заболеваний различных систем организма [7].

В своей статье Е.В. Коркин и О.Б. Крысюк пишут о существующих исследованиях оздоровительных и восстановительных эффектов скандинавской ходьбы, указывающих на улучшение функций опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, возможности формирования выносливости и коррекции избыточной массы тела [3]

Технология обучения скандинавской ходьбе, созданная еще Марко Кантанева, отлично подходит для начального разучивания и представляет собой 3-шажную технику:

1 шаг - идем спокойным, ровным шагом, руки опушены вдоль туловища, кисти расслаблены, палки держатся на руках при помощи темляков (креплений для кистей рук). Тащим палочки за собой, вдоль туловища.

2 шаг - идем также спокойным шагом, таща палки за собой, но только теперь начинаем немного размахивать руками назад - вперед, поочередно с ногами, так же как мы это делаем при обычной ходьбе.

3 шаг - это уже непосредственно переход к скандинавской ходьбе. Теперь мы начинаем подхватывать палку при переносе вперед, опираться на нее и отталкиваться, палки уже не «тащатся» по земле, а оставляют после себя одни «дырочки».

Пошаговая техника дает представления о правильной ходьбе, постановке палки под нужным углом. Каждое занятие можно начинать именно с такого повторения, которое никогда не помешает [6]

Однако, на данный момент исследований, посвященных влиянию скандинавской ходьбы на развитие координации у детей с нарушением интеллекта, в научной литературе еще не было представлено.

Структура занятия:

Занятия по скандинавской ходьбе построены на классической структуре. Она состояла из трех частей: подготовительная, основная и заключительная, но, учитывая особенности занимающихся, время подготовительной и заключительной частей было увеличено.

В содержание занятий включаются  различные специальные  упражнений, эстафеты, подвижные игры и разного вида скандинавской  ходьбы с палками.

Занятия строились от простого к сложному с многократным повторением упражнений.

Подготовительная часть занятия включает в себя различные виды ходьбы, бега, дыхательные и  общеразвивающие упражнения с палками.

Общеразвивающие упражнения с палками – это специальные упражнения с использованием скандинавских палок, которые помогают ребенку освоить работу с палками при ходьбе: он учится не бояться их, правильно держать и манипулировать ими. Основная часть занятия посвящена обучению основным видам ходьбы, а также упражнения, способствующий развитию координаций:

- обучение попеременному ходу;

- обучение одновременному ходу;

- обучение подъему «Лесенка» и «Ёлочка»;

- упражнения по скандинавской ходьбе в усложненных условиях;

- игры и эстафеты по скандинавской ходьбе.

 Все упражнения способствуют развитию ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесию, моторной памяти, внимания, ловкости.

Заключительная часть занятия содержит подвижные игры, эстафеты с палками, упражнения на восстановление дыхания и релаксацию.

Таким образом, в результате занятий наблюдался сочетанный эффект формирования техники скандинавской ходьбы и развития координационных способностей.

Список литературы

  1.  Болдырева, В. Б. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 9-11 лет средствами физического воспитания/ А.Ю. Кейно, П.М.Грицков// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. М., 2017. С. 151-159.
  2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры, том 2: учебник– М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
  3. Коркин, Е. В. Влияние занятий Скандинавской ходьбой на физическую подготовленность студентов-спортсменов/ Крысюк О.Б. // Ученые записки универ.Им п.ф.Лесгафта. -  2016. - №9(139). – С.81-89.
  4. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» - М.: Науч. центр здоровья детей РАМН, 2010. - 102 с.
  5. Тираспольская, В. А. Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида / Е. Ю. Нарышкина// III Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики». 2013. С. 148 – 151.
  6. Marko kantaneva.  Silver ONWF Trainer Membership (rus). — World Original Nordic Walking Federation (ONWF). —  56 с.
  7.  Nordik walking: учебник.-М.: Челябинский государственный педагогический институт. – 2016. – 44с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения  по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...

Статья "Методы работы с детьми школьного возраста с нарушениями развития"

Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают ег...