Программа коррекционно-воспитательной работы "Профориентация и социализация детей с ОВЗ в старших классах"
рабочая программа (9 класс)
Программа подготавливает воспитанников коррекционной школы к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvr_9a_klassa_programma.docx | 294.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
«Профориентация и социализация детей с ОВЗ в старших классах».»
Нормативная основа программы
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16" ;
- Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика показала, что особенности психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В настоящее время актуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. В соответствии с Декларацией о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.71, а также Конвенцией о правах ребенка, принятой в 1989 году, государства, подписавшие эти документы, признают право неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы о нем. Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.
Большое значение в системе трудового обучения имеет профессиональная ориентация учащихся, влияющая на степень овладения учащимися той или иной профессией, квалификацией. Здесь заложен огромный потенциал скрытых возможностей, которые при поддержке государства можно реализовать. Но для обучающихся по программам для детей с интеллектуальной недостаточностью ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.
Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков, но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут определиться в жизни самостоятельно, они не сразу реализуют полученные в школе навыки трудовой подготовки, поэтому профориентационная работа в школе, тесная связь с близлежащими начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, а так же и производственными предприятиями даёт возможность выбора профессии для выпускников коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья.
Создание Программы профессиональной ориентации учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения интеграции в общество выпускников коррекционной школы обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из выпускников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников школы. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима оптимальная занятость этой части трудоспособного населения, их самореализация, как полноценных членов общества, возможность жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в зависимости от социальной помощи государства.
Ценность программы:
Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями физического развития в развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.
Цель программы:
Подготовка воспитанников коррекционной школы к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному самоопределению.
Задачи программы:
- Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;
- Формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;
- Воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
- Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;
- Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;
- Научить детей правильному профессиональному самоопределению;
- Ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;
- Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
- Сформировать элементарные знания о законодательстве трудовых отношений в обществе.
Деятельность учащихся в процессе профессиональной ориентации нацелена на приобретение первоначального опыта в различных сферах, познавательной и социально - профессиональной практики. Этому способствует сама программа трудового обучения в коррекционном образовательном учреждении.
В соответствии с профессиональной ориентацией учащихся с ограниченными возможностями здоровья, ученик должен определиться в понимании своих интересов, под воздействием проводимой профориентационной работы, определение выбора профессии.
Программа рассчитана для учащихся 9 класса.
Формы занятий различны и многообразны:
- Беседы на различные темы.
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.
- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии.
- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.
- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
- Тестирование, подготовка к экзаменам по трудовому обучению.
Этапы программы по профориентации:
- Диагностический
- Профпросветительский (профинформационный)
- Профконсультационный
Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации. Занятия проводятся один раз в неделю.
I этап: « Диагностика учащихся»
Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов медицинских осмотров и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.
Это направление реализуется в двух планах:
-исследование у школьников качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
-оценка возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
При этом результаты медицинского обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.
В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:
- определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
- из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
- определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
- оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
- сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.
Применяемые методики:
- Схема « Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.
Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант. - «Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина
- Тест Айзенка по типу темперамента
II этап: «Информационно-просветительское направление»
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
III этап «Консультационное направление»
Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект.
- я в мире в мире профессий;
- я и мои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- требования современного общества к профессиональной деятельности человек о путях получения профессионального образования;
- правила выбора профессии;
- способы поиска работы и трудоустройства,
- о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях,
Учащиеся должны иметь представления:
- о профессиях и профессиональной деятельности;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
- самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.
Анализ воспитательной работы за 2020-2021 уч. год
воспитателя 9а класса Порандайкиной И.Н.
Воспитательная работа в 8а классе в 2020-2021 учебном году была направлена на реализацию следующей цели: формирование основ нравственного самосознания личности – способности воспитанников формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; воспитание положительных навыков и привычек. Все дети в 2020-2021 году были вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимали участие во всех школьных мероприятиях, конкурсах (городских, республиканских, международных). Всего больше сорока различных грамот, в основном призовые места. Первый раз наши дети приняли участие в конкурсе Абилимпикс, заняли Миша К.-3 и Андрей М.-4 места по столярному делу. Во внеурочное время ведется разносторонняя работа с воспитанниками по социализации и адаптации к жизни в интернате. Ребятам привито бережное отношение к общественно-полезному труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, к дежурству по школе, классу, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели. Учащиеся принимали активное участие в классных и школьных мероприятиях и выставках, посещали кружки. Уровень воспитанности в классе за год заметно улучшился:
на начало уч. года: 399б., 72%
Со средним уровнем воспитанности- 8 учащихся.
С низким уровнем воспитанности- 3учащихся.
На конец 2020-2021уч. год: 412 б., 74%.
На 2% улучшился уровень воспитанности.
Со средним уровнем воспитанности- 8 учащихся.
С низким уровнем воспитанности- 3 учащихся.
Диагностику проводили по методике Шиловой М.И. На конец учебного года в классе обучается 11 учащихся. Дети за год повзрослели, стали ответственнее и активнее. В классе микроклимат хороший. Класс сплоченный и дружный. У всех детей показатели по уровню воспитанности выросли. Но на новый учебный год следует поработать по следующим критериям. Долг и ответственность: Роме Л., Саше С., Мише К., Максиму С., Вике Ф. Бережливость: Роме Л., Саше С., Вике Ф., Мише К. Дисциплинированность: Роме Л., Саше С., Мише К., Максиму С., Вике Ф., Саше С. Ответственное отношение к учебе: Роме Л., Саше С., Максиму С., Толе Л. Отношение к полезному труду следует улучшить всем. Коллективизм и товарищество: Толе Л., Андрею Ч., Оле С., Антону Ш., Вике Ф. Толерантность, доброта и отзывчивость: Алине С., Максиму С., Вике Ф., Антону Ш. Честность и правдивость: Саше С., Роме Л., Вике Ф., Оле С. Простота и скромность : Вике Ф., Алине С., Роме Л., Саше С. Культурный уровень : Роме Л., Саше С., Толе Л., Максиму С., Вике Ф. По мониторингу социализации : достаточный уровень социализации имеют 5 детей: Миша К., Андрей М., Алина С., Ольга С., Андрей С. ; средний уровень социализации имеют 6 детей: Анатолий Л, Роман Л., Максим С, Александр С., Виктория Ф., Антон Ш. Особое внимание следует уделить социальной адаптации, коммуникативным навыкам, усвоению нравственных норм и правил.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 9а классе обучается 11 учащихся, из них 8 мальчиков и 3 девочки. В классе отношения между обучающимися дружелюбные, коллектив сплоченный, сформированный. Лидером в классе является Салтыкова Алина, Калинов Миша. Взаимодействие с педагогами строят на доверии и уважении.
Восемь обучающихся живут в интернате, трое – приходящие. Проживают в интернате Салтыкова Алина, Стогова Оля, Скворцов Максим, Сунцов Саша, Лобанов Рома, Калинов Миша, Миронов Андрей, Шимбатров Антон. Детей, проживающих в городе трое, это: Лобанов Толя, Фролова Вика, Челышев Андрей. После уроков они самостоятельно уходят домой. Челышева Андрея сопровождают родители. Трое детей имеют инвалидность: Челышев Андрей, Скворцов Максим, Салтыкова Алина. Их обучение проходит в соответствии с рекомендациями специалистов ПМПК.
Из многодетных семей четверо учащихся: Калинов М., Миронов А., Шимбатров Антон. В логопедическую группу входят Миронов Андрей, Шимбатров Антон, Скворцов Максим. Сложный ребенок один –это Фролова Вика.
Отличную успеваемость имеет Салтыкова Алина. Так же хорошая успеваемость по предметам у К.Миши, Миронова Андрея, Фроловой Вики. Остальные имеют среднюю успеваемость. Антон Шимбатров обучается индивидуально.
Общий эмоциональный фон класса ровный и спокойный. Обучающиеся открыты и легки в общении. Класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Ребята ценят познавательную активность, дружелюбие; им нравится учиться и общаться в школе. Воспитателей и учителей дети воспринимают как творческих, эмоциональных и интеллектуальных лидеров.
Воспитанникам прививается бережное отношение к общественно-полезному труду. Они добросовестно относятся к дежурству по школе, классу и столовой. Воспитанники выполняют общественные поручения. Все дети в классе вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях. Во внеурочное время ведется разносторонняя работа с воспитанниками по социализации.
Ребятам привито бережное отношение к общественно-полезному труду, умеют самостоятельно выполнять трудовые поручения, добросовестно относятся к самообслуживанию, к дежурству по школе, классу, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели. Учащиеся стараются принимать активное участие в классных и школьных мероприятиях, кружках и выставках. К требованиям взрослых в основном относятся положительно, умеют адекватно оценивать своё поведение. На занятиях самоподготовки воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задание, к некоторым необходим индивидуальный подход. Учащиеся ходят на уроки стабильно. Пропусков без уважительных причин нет.
Содержание программы «Профориентация и социализация детей с ОВЗ в старших классах» и ожидаемые результаты
Направление | Цель | Задачи | Виды деятельности | |
Социальное | Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков коррекционной школы; Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям; Помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Создание условий для достижения воспитанниками успешной социализированности, которая предполагает баланс адаптации его в обществе и обособления в нем; | Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду. Формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности. наметить основные пути профориентационной работы с учащимися 9 класса, направленной на развитие у подростков способностей к профессиональному и личностному самоопределению. Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых задач; Развитие навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях; Формирование у воспитанников социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; Укрепление доверия к другим людям, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России; Индивидуальная помощь воспитаннику в кризисной ситуации в семье, в школе; Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение; Помощь воспитанникам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни. | Организация и проведение классных часов и внеклассных мероприятий социальной направленности; Групповые и индивидуальные беседы с воспитанниками, с детьми «группы риска»; Экскурсии на предприятия города; Беседы по профориентации; Посещение и помощь пенсионерам города; Просмотр и обсуждение социально - значимых видеороликов; Организация работы и сотрудничество с социальным педагогом школы в работе с детьми «группы риска»; | |
Духовно-нравственное | Помочь воспитанникам осознать нравственные нормы и правила. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. | Формировать у воспитанников нравственное отношение к окружающим людям; Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни; Формирование системы ценностных ориентаций у детей, как основы их воспитанности; Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желание творить добро; Формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе. | Организация и проведение внеклассных мероприятий духовно-нравственной направленности; Сотрудничество с организациями города, библиотеки, городские музеи, учреждения дополнительного образования, педагогами «Воскресной школы») в целях духовно – нравственного воспитания; Формирование способности руководствоваться в ситуациях выбора мотивами долга, совести, справедливости. | |
Гражданско-патриотическое | Привить воспитанникам любовь к Родине, приобщить их к социальным ценностям - патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формирование основы национального самосознания. | Изучать историю родного края; Воспитание у детей чувства любви, гордости за свою Родину, готовность её защищать; Развитие у воспитанников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям; Создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина. | Организация и проведение классных часов и внеклассных мероприятий гражданско- патриотической направленности; Организация и проведение экскурсии к обелиску Славы, тематических бесед, урока мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил; Организация и проведение акции «Поздравь ветерана», посещение ветеранов на дому; Просмотр художественных фильмов про ВОВ с последующим обсуждением. | |
Общеинтеллектуальное | Вовлечение учащихся в динамическую деятельность, обеспечивающую понимание ими учебного материала и развитие интеллекта, дать возможность проявить себя, творчески раскрыться в интересующей воспитанников области, повысить уровень знаний. В самостоятельной деятельности учащиеся приобретают практические навыки. | Развитие умения научно организовывать умственный труд; Формирование ответственности за учебный труд; Формирование положительных мотивов учения; Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; Создание условий для развития познавательных интересов учащихся; Стимулирование интереса учащихся к исследовательской деятельности, научной работе; | Организация и проведение внеклассных мероприятий познавательной направленности, организация игровой деятельности; Проведение интеллектуальных игр, конкурсных соревнований, тренингов, КВН, групповых и индивидуальных бесед; Развитие социального творчества, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня; | |
Здоровьесберегающее | Сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, а следовательно, обеспечить каждому воспитаннику школы такой уровень здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы. | Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья, навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время, представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни. | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся; Организация и проведение различных мероприятий, бесед по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек; Участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых в школе; | |
Индивидуальная и групповая работа с родителями | Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями; Объединение усилий классного руководителя, воспитателя и родителей в развитии ребенка как личности. | Формирование условий для использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями. Организация совместной деятельности классного руководителя, воспитателя и родителей в воспитании детей. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе класса. | Организация и проведение совместных классных часов; Привлечение родителей к проведению классных внеурочных мероприятий, экскурсий, концертов; Посещение детей на дому; Индивидуальные беседы с родителями, дети которых входят в «группу риска»; |
Согласно ФГОС, реализация Программы должна привести к достижению ряда воспитательных результатов и воспитательных эффектов у обучающихся . Воспитательный результат программы – всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ благодаря его участию в различных воспитательных мероприятиях. Воспитательный эффект программы - влияние всех направлений воспитательной работы на повышение качества всей жизни обучающегося. Результатом и итогом работы воспитателя должно стать формирование у воспитанника системы базовых национальных ценностей:
• социальной солидарности;
• гражданственности;
• семьи;
• труд и творчества;
• природы;
На основе системы базовых национальных ценностей формируется модель личности выпускника школы-интерната.
Выпускник старшего звена:
- личность, готовая сделать осознанный профессиональный выбор
- личность с чувством ответственности за себя и свою семью, за свое будущее;
- человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
- личность, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;
- личность со сформированными понятиями чести долга, честности, дружбы и любви;
- личность, социально защищенная и закаленная, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями;
- личность, готовая к проявлению инициативы и достижению социально значимых результатов;
Сроки и этапы реализации программы.
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год.
Мониторинг эффективности коррекционно – воспитательной программы.
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности Программы, прогноз развития воспитания, выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Формы и методы диагностики по направлениям коррекционно – воспитательной работы.
Критерии, показатели и методы диагностики уровня воспитанности школьников
Критерии | Показатели | Используемая методика | Сроки проведения |
Уровень сформированности социальной компетентности | Принятие «общественных норм» (потребностей, требований, реалий ) конкретного социума, стремление к его пониманию | Мониторинг уровня социализации (в начале и в конце года) Анкетирование «Мир профессий». Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина Тестирование «Какая работа мне подходит» | |
Сформированность познавательного потенциала личности | Сформированность мотивации к познанию и творчеству. Познавательная активность учащихся. | Карта интересов (А.Е. Голомшток) | Начало и конец учебного года |
Сформированность нравственного потенциала личности | Нравственная воспитанность Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Мониторинг уровня воспитанности учащихся (в начале и в конце года) | Начало и конец учебного года |
Сформированность коммуникативного потенциала личности | Анкеты для родителей. Анкеты для учащихся. | Начало и конец учебного года | |
Сформированность эстетического потенциала личности | Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических качеств. Участие в художественно- эстетической деятельности | Тестирование «Какая работа мне подходит» Тест Айзенка по типу темперамента | |
Сформированность физического потенциала личности | Состояние здоровья; Развитость физических качеств личности. Участие в спортивной жизнедеятельности класса и школы. | Диагностика склонности к табакокурению и употреблению алкоголя. | Начало и конец учебного года |
Сформированность классного коллектива | Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. Сформированность совместной деятельности | Диагностика по выявлению лидера в классе. |
Взаимодействие с родителями.
Задачи:
- Организовать совместную работу семьи и школы.
- Привлекать родителей в помощь школе.
- Изучение родительских запросов в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции детско–родительских отношений.
- Создание родительского актива.
- Привлечение работников психолого–педагогической службы образовательного учреждения, а именно школьного психолога и социального педагога.
Формы:
- Родительские собрания.
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Дистанционные родительские собрания (родительские конференции, индивидуальное консультирование, информационное оповещение родителей через сайт школы, ВК, Watsapp)
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
- Работа Совета профилактики с детьми группы риска, состоящими на разных видах учёта, неблагополучными семьями по вопросам воспитания и обучения детей
- Рейды (выходы) в проблемные и неблагополучные семьи.
- Детские – родительские праздники, тренинги, викторины.
№ | Тема собрания (цель) | Срок проведения | Ответственные |
1 | Последний год обучения в школе, будущий выпускник. Воспитательные и образовательные задачи на год. Роль семьи по социализации ребенка. | 1.09. | Учитель, воспитатель; соц. педагог, психолог, педагог-организатор |
2 | Определение будущей профессии. Школьные вопросы. Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании. Отец и мать – первые воспитатели. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей. | 29.10. | Учитель, воспитатель; соц. педагог, психолог, педагог-организатор |
3 | Определение будущей профессии. Знакомство и выбор учебного заведения. Школьные вопросы. | 28.03. | Учитель, воспитатель; соц. педагог, психолог, педагог-организатор |
4 | Итоговое праздничноесобрание «Прощай, школа»Подведение итогов. Праздничная линейка, концерт, выпускной вечер. | 25.05. | Учитель, воспитатель; соц. педагог, психолог, педагог-организатор |
СЕНТЯБРЬ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Я- выпускник, мой ориентир на учебный год. 2.Акция «Чистая территория школы». 3. Международный день мира. 4.Составление, ознакомление детей с дорожными картами. Изучение маршрута карт. 5. Наши поручения по школе. 6.Светоотражающий элемент, ее роль. 7. «Достижения и характер». Темперамент и выбор профессии. 8. Что такое резюме. 9.Конкурс поделок на осеннюю тематику. 10.Поведение старшеклассника в школе-интернате -пример для младших. | 1.09. 8.09. 14.09. 16.09. 20.09. 23.09. 15.09. 20.09. 21.09. 23.09. 27.09. | |
Духовно-нравственное воспитание | 1. Торжественная линейка «День знаний». 2. Классный час День солидарности и борьбы с терроризмом. 3. День памяти жертв фашизма. 5. Встреча с народными умельцами. Экскурсия на торговые ряды народных умельцев. 6.Что такое Пушкинская карта. 7.Культурная жизнь в Марий Эл. | 01.09. 02.09. 08.09. 15.09. 22.09. 29.09. | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1. Влияние режима дня на здоровье. 2. Распущенность –дорога в никуда. 3.Мои привычки и желания. Как плохие привычки мешают работе. 4.Сон- основа силы и здоровья. | 7.09. 14.09. 21.09. 28.09. | |
Общекультурное направление | 1.Создание уюта в спальнях. 2. Мы – юные цветоводы. Посадка цветов. 3.Подготовка к праздничному концерту «День учителя». 4.Беседа «Таланты в нашем классе». 5.Осенний сюрприз. Подарок педагогу. | 3.09. 9.09. 16.09. 17.09. 30.09. | |
Общеинтеллектуальное направление | 1.Лето с пользой. Рассказы детей. 2. Беседа «Решение конфликтов». 3. Общественные мероприятия и мое поведение. | 02.09. 08.09. 20.09. |
ОКТЯБРЬ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Викторина «Угадай профессию» 2.Профессия «Штукатур-маляр». Круглый стол. 3.Свободное время, как провести с пользой. 4.Профессия «Столяр». Круглый стол. 5. Разные профессии и мои способности. беседа. | 5.10. 12.10. 14.10. 18.10. 21.10. 25.10. | |
Духовно-нравственное воспитание | 1.День пожилого человека. Пенсионный возраст. 2.Поздравление любимым учителям. Уважение к профессии воспитатель и учитель. 3.Хобби и работа моей мамы- рассказы детей. 4.Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 5.Красивые места нашего города. Экскурсия | 1.10. 4.10. 18.10. 25.10. 29.10. | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1.Влияние алкоголя и курения на будущую жизнь. 2.Как сохранить зрение швее, столяру. 3.Любимая спортивная игра-футбол. 4.Профессия «Футболист». | 5.10. 12.10. 19.10. 26.10. | |
Общекультурное направление | Праздничное мероприятие «С днем учителя» Поделка «Цветы любимой маме». | 1.10. 22.10. | |
Общеинтеллектуальное направление | 1.Выборы классного самоуправления лидера в школе. 2.Беседа «Что мне интереснее всего». 3.Беседа «Профессии наших родителей». | 7.10. 21.10. 28.10 |
НОЯБРЬ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Природа Марий Эл -наша кормилица. Профессия-фермер подсобного хозяйства. 2.Тест «Какая работа мне подходит» 3.Осторожность при обнаружении незнакомых предметов и незнакомых лиц. 4.Осторожно, тонкий лед! 5.Профессия «Дворник». Условия труда, плюсы. | 8.11. 15.11. 18.11 22.11. 25.11. 29.11. | |
Духовно-нравственное воспитание | Мои полезные дела во время каникул. Рассказы детей. Моя Малая Родина. Фото и видео о Марий Эл. Зачет по РМЭ. | 10.11. 17.11. 23.11 | |
Спортивно-оздоровительное направление | Основы безопасности на работе. Почему стоит соблюдать правила выполнения работы.. Опасные болезни, профилактика. Основа сексуальной грамотности (беседа с медиком школы). Малярные работы- предосторожности. | 9.11. 16.11. 23.11. | |
Общекультурное направление | КВН «Знаешь ли ты свой край». Круглый стол «Марийские умельцы». | 12.11 19.11 | |
Общеинтеллектуальное направление | Занятие-беседа «Наш край-Марий Эл». Что такое толерантность. Мы разные, но мы вместе. | 25.11. |
ДЕКАБРЬ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Правила поведения при пожаре. 2.Анкетирование «Мир профессий». 3.Правила этикета при приеме гостей. 4.День Конституции. Наши права и обязанности на работе(учебе). 5.Хобби и будущая профессия. Можно ли совместить. 6.Новогодняя елка, инструктаж. 7.Новогодний огонек нашего класса. | 2.12 6.12. 9.12. 13.12. 16.12. 20.12. 27.12. | |
Духовно-нравственное воспитание | 1.День Святого Николая Чудотворца. 2.Разные традиции встречи Нового года. 3.Праздничное меню на новогодний стол. | 8.12 15.12. 22.12. | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1.Влияние стиля жизни на будущее. 2.Косметика и мы, как не получить аллергию. 3.Профессиональная одежда разных профессий. 4.Правила ношения обуви: дом, учеба, работа. | 7.12 14.12 21.12. 28.12 | |
Общекультурное направление | 1.Рисунок «Зима в моем краю». 2.Мастер-класс «Елочная игрушка». 3.Панно «Символ года». 4.Новогодний мир в школе. | 3.12. 10.12. 17.12 24.12 | |
Общеинтеллектуальное направление | 1.Беседа «Обязанности и права …». 2.Пожелания счастья и добра друг-другу.такое толерантность. Мы разные, но мы вместе. | 13.12 28.12 |
ЯНВАРЬ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина. 2.Учебные заведения в РМЭ. 3.Заводы г. Козьмодемьянска. 4.Правила приема на работу.
| 13.01. 17.01. 24.01. 31.01. | |
Духовно-нравственное воспитание | 1.Зимние каникулы. Рассказы детей. 2.Рождество Христово. История. 3.Крещение. Посещение храма. | 10.01 19.01 26.01 | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1.Одежда для отдыха и учебы, работы. 2.Умеренный труд оздоравливает. 3.Взаимодействие здоровья и профессии. | 11.01 18.01 25.01 | |
Общекультурное направление | 1.Святочные игры и история.Рисунок «Крещение». 2.Татьянин день. История праздника. 3.Поздравим Татьян. | 14.01 21.01 28.01 | |
Общеинтеллектуальное направление | 1.Обсуждение проблем нашего класса. 2.Беседа «Кого можно назвать другом». | 20.01 27.01. |
ФЕВРАЛЬ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Тест Айзенка по типу темперамента 2.Беседа «Осторожно, опасные зимние игры». 3.Как понравиться работодателю. Обсуждение. 4.Правила пользования бытовыми приборами. 5.Профессиональная игра «Угадай профессию». 6.Если я попал в беду. Номера первой помощи. 7.Профессия- Родину защищать. Круглый стол | 3.02 7.02 10.02 14.02 17.02 21.02 28.01. | |
Духовно-нравственное воспитание | 1.Родные люди, родственники и наш род. 2.Подарок друзьям «Открытка- валентинка». 3.Герои наших дней. День Мужества- 23 февраля. 4.Фильмы о патриотизме и подвиге. Круглый стол. | 2.02 9.02 16.02 23.02. | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1. Первая помощь при обморожении. 2.Что такое больничный лист. 3.Униформа-вид одежды. 4.Правила ухода за подростковой кожей, волосами. | 1.02 8.02 15.02 22.02 | |
Общекультурное направление | 1.Православные праздники о семье, любви. 2.Поздравительная открытка «С 23 февраля». 3.Сбор фото и видео о классе. 4.Масленица. Поделимся рецептами блинов. | 2.02 9.02 16.02 23.02 | |
Общеинтеллектуальное направление | 1.Акция «Помоги пернатым друзьям». 2.Участие в выставке «Я верю в тебя, солдат» ( поздр. открытки). | 4.02. 18.02 |
МАРТ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Природные явления, катаклизмы (пожары, дожди, наводнения и тд). 2.Виды профессий для женского пола. 3. Поведение при сходе снега, таянии. 4.Незнакомый человек- можно ли доверять. 5.«Отношение к труду». Вопросник для определения личности. | 7.03 10.03 14.03. 17.03 21.03 | |
Духовно-нравственное воспитание | 1.Международный женский день. Поздравим наших мам, сестер, подруг… 2.Масленица. История праздника. Рецепт лучших блинов. 3.Великий Пост и добрые дела. Помоги ближнему. 4.Конкурс «Лучший комплимент однокласснику». | 3.03 9.03 16.03 23.03 | |
Спортивно-оздоровительное направление | Трудовой режим. Что такое авитаминоз, влияние на работу и учебу. Весенние экскурсии «Весенний Козьмодемьянск». | 1.03 15.03 22.03,29.03 | |
Общекультурное направление | Поделка «Любимой маме». Сбор фото и видео о классе. Работа по презентации «Наш любимый класс». Продолжение работы «Наш любимый класс». | 4.03 11.03 18.03 25.03 | |
Общеинтеллектуальное направление | Беседа «Семья –это самое важное» | 3.03 |
АПРЕЛЬ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1. «Обсуждение-встреча «Наши выпускники». 2.Беседа «Осторожно, сход снега, сосульки» 3.Образ будущего». Беседа. 4.Знакомство с учебными заведениями в с. Арда, г. Йошкар-Олы. 5.Трудовая книжка. 6.Наше поведение на природе. 7.На кого пойти учится. Круглый стол. | 4.04 7.04 11.04 14.04 18.04 21.04 25.04 | |
Духовно-нравственное воспитание | 1.Весенние православные праздники: Вербное воскресение, Пасха. Посещение церкви. 2.Пасхальный стол. Обычаи. 3.Что такое милосердие. Примеры из жизни. 4.Помощь пернатым друзьям. Изготовление скворечников дома. Фото. Рисунок. | 6.04 13.04. 20.04. 27.04 | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1.Мини –футбол между 9 классами. 2.Посадка первых витаминов. Профессия садовод.
4.Безопасный труд на весенне-полевых работах.и тд. | 5.04 12.04 19.04 26.04 | |
Общекультурное направление | 1.Рисунок, фото «Весна в Марий Эл». 2.Поделка «Светлая Пасха Христова». 3.Оформление школьной клумбы. 4.Фото, рисунок «Первые цветы». | 8.04 15.04 | |
Общеинтеллектуальное направление | 1.Круглый стол «Профессиональные предпочтения». 2.Беседа «Космос и первый полет человека». 3.Беседа «Всемирный день здоровья». | 1.04 12.04 22.04 |
МАЙ.
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Социальное направление: профориентация | 1.Правила ППД. 2.Прощай, школа.Как хорошо сдать экзамен. 3.Самостоятельная жизнь- мои планы. Круглый стол. | 16.05 19.05 23.05. | |
Духовно-нравственное воспитание | 1. «Спасибо за Победу!» открытка Ветеранам Великой Отечественной войны. 2.Акция «Берегите нашу природу». 3.Я –выпускник 9 класса. Подготовка к выпускному. | 4.05 11.05 | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1.Как летом укрепить здоровье. 2.Правила ТБ при купании, посещения.пляжа, различных видах отдыха. | 10.05 17.05 | |
Общекультурное направление | 1.Рисунок «Праздничный салют». 2.Подготовка к Празднику. 3. Последний звонок, выпускной вечер. | 13.05 20.05 25.05 | |
Общеинтеллектуальное направление | Беседа «Мое будущее в моих руках». | 6.05 |
Использованная литература:
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1997, 56 с.
- Е.А.Климов «Как выбирать профессию» Научно-популярное издание. –М.: Генезис, 2002.
- Учебно-методическое пособие по проведению профконсультационной работы со старшеклассниками. Авторы: Сорокоумова Г.В., Еделева Е.Г. –М.: АПК и ПРО, 2004. – 22 с.
- https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/10/09/proforientatsiya-detey-viii-vida
- https://multiurok.ru/index.php/files/programma-po-proforientatsii-dlia-obuchaiushchik-1.html
- https://uchitelya.com/obschestvoznanie/177933-klassnyy-chas-po-proforientacii-v-poiskah-buduschey-professii-9-klass.html
Диагностические методики:
- http://testoteka.narod.ru/prof/1/02.html
- https://ivolsk.schools.by/pages/ankety-i-testy-dlja-uchaschihsja
- https://infourok.ru/sbornik-testov-dlya-9-11-klassov-po-proforientacii-4521211.html
- https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/09/16/oprosnik-ayzenka-po-opredeleniyu-tipa-temperamenta
- https://wwhttps://uchitelya.com/obschestvoznanie/177933-klassnyy-chas-po-proforientacii-v-poiskah-buduschey-professii-9-klass.htmlw.delendik.com/wp-content/uploads/2019/10/Test-Temper.pdf
- https://infourok.ru/material.html?mid=57536
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы в 6 классе на 2019 – 2020 учебный год
Данная программа составлена для учащихся коррекционной школы 8 вида....
Программа коррекционно- воспитательной работы 5 класс
Программа КВР...
Программа коррекционной- воспитательной работы 4 класс
Программа коррекционно- воспитательной работы для 4 класса, дети с ОВЗhttps://disk.yandex.ru/i/x9V5Buji2zlw8Q...
Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»
В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы с учащимися 7 класса 2020-2021 уч. год
Рабочая программа 7 кл....
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы с учащимися 8 класса, 2021-2022 уч. год
Рабочая программа 8кл....