Технологическая карта педагогического мероприятия «Что такое зима?» по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект

Конструкт образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Екатеринбург

Железнодорожный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288

Технологическая  карта

педагогического мероприятия

«Что такое зима?»

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

Агафонова Марина Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории,
МБДОУ детский сад № 288,

Екатеринбург, 2020

Тема (проект, событие): «Что такое зима?»

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие

Форма организации (групповая, индивидуальная):  подгрупповая

Учебно-методический комплект:

Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Просвещение, 2010;

Арефьева Л.Н./ Лексические темы по развитию речи детей  4-8 лет. – Сфера, 2014;

Воронова А.Е./ «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М., Сфера, 2006

Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»

Методы и приёмы:

Наглядный: показ, рассматривание

Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкция

Практический: дидактическая игра «Кормушка», дидактическая игра «Разложи одежду», артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Средства:

Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал (предметные картинки по лексическим темам:  «Зимующие птицы», «Одежда»,  слоговые схемы слов, игрушечный шкаф, кормушка)

Мультимедийные: презентация к педагогическому мероприятию «Что такое зима»

Музыкальные: Железнова Е. «Прыг-скок»

Оборудование:

зеркала, компьютер, проектор и экран, колонка.

Предварительная работа:

Педагогические мероприятия по изучению лексических тем «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».

ЗАДАЧИ образовательной программы

ЗАДАЧИ с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Совершенствование фонематических представлений (умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам), развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

Формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи;

Формирование произносительной стороны речи;

Развитие связной речи и речевого общения (построение связного высказывания; использовать  фразы различной конструкции)

Развитие психических функций, общей, мелкой и артикуляционной моторики

Коррекционно-образовательные:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Зима»;

- продолжать формировать умение выделять главное, делать умозаключения;

- формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов, антонимов, сложных слов, слов-признаков, образовании множественного числа существительных, согласовании существительных с числительными;

- закреплять умение в изменении существительных множественного числа по падежах;

- развивать связную речь, творческое воображение;

Коррекционно-развивающие:

 - развитие слухового и зрительного внимания;

- совершенствование артикуляционной моторики;

- развитие речевого дыхания; 

- развитие фонематического слуховосприятия;

- развитие ритмического и мелодического слуха;

- развитие общей  и мелкой моторики;

- развитие грамматического строя речи;

- совершенствование коммуникативных и творческих качеств.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам, учить проявлять его практически;

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, взаимопроверки и взаимопомощи,  ответственности.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия (деятельность) детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Оргмомент

Приветствие, беседа

Артикуляционная гимнастика

- Ребята, знаете ли вы, какое сейчас время года? А что же такое зима?

Педагог последовательно активирует изображения животных в презентации по тексту артикуляционной гимнастику:

«Что такое зима? – я спросила у знакомого мне Крокодила.

Ничего не сказал Крокодил, только пасть удивленно раскрыл  (упр. «Окошко»)

Подошла я с вопросом к Пингвину, что как лодку раскачивал льдину (упр. «Чашечка»)

Он ответил: «Зима так длинна – почти целый год длится она!»              

А Медведь, потирая бока, мне сказал, что зима коротка:

«Лишь начнется зима – я усну,          

А, проснувшись, встречаю весну (упр. «Зевание»)

О зиме я спросила Ежа. «Это холод!» - сказал он, дрожа                       (упр. «Чихание»)

Зябко тонкие лапки поджал и на них он тихонько дышал…                 (упр. «Погреем руки»)

Снеговик говорил мне серьезно: «Стали зимы не очень морозны!          

Даже снег иногда в полдень тает, и сосулька на мне вырастает!»  (упр. «Узкий язычок»)

Плакал Зайчик: «Зима – это грустно. Не найти кочерыжки капустной.  

Липку мерзлую я обдеру и жую целый день я кору!»                         (упр. «Накажем язычок»)

А Снегурочка из русской сказки говорит, что зима - это пляски,

Смех, веселье, игрушки, матрёшки,  

Барабаны и гармошки  (упр. «Барабан»),    

- Зима.

 

Выполняют артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом.

АУ «Окошко»

АУ «Чашечка»

АУ «Зевание»

АУ «Чихание»

АУ «Погреем руки»

АУ «Узкий язычок»

 

АУ «Накажем язычок»

АУ «Барабан»

Психологическая готовность детей.

Привлечение направленного

внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Развитие артикуляционной моторики.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Почему Пингвину зима кажется длинной, а Медведю наоборот, какой?

Почему Еж считает зиму холодной, а Снеговик наоборот, какой?    

Почему Зайцу зимой грустно, а Снегурочке наоборот, как?

- (короткой)  (… …)

- (теплой)  (… …)

- (весело)  (… …)

Подбирают антонимы.

Дают логически обоснованный ответ.

2. Проблемная ситуация

Пальчиковая гимнастика

А почему Крокодил не смог объяснить, что такое «зима»?  

 Крокодил почти ничего не знает о зиме. Но обещал своим африканским друзьям рассказать про нее. Поможем ему узнать зиму и  понять, в чем он ошибается.

     

Педагог последовательно активирует изображения деревьев в презентации по тексту: - Крокодил думает, что зимой в наших лесах зеленеют ели, сосны и березы?

Объясним Крокодилу,  как выглядит березка зимой:

Вот как голые берёзы    

Задрожали на морозе,      

Зябнут, замерзают, ветками качают.  

Тянут ветки далеко, прижимают близко,    

   

Поднимают высоко, опускают низко  

Поднимают, прижимают, опускают …   Высоко, близко, далеко, низко …

Дают аргументированные ответы

Проговаривают текст,  выполняя движения в соответствии с текстом:

поднимают руки вертикально локтями, растопырив пальцы –«ветки».

Пальцы дрожат.

Круговые движения кистями рук.  

С силой вытягивать пальцы вперед, сжимать в кулак    

Вытягивать пальцы вверх и с силой оттягивать вниз Выполняют в быстром темпе.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Развитие мелкой моторики рук.

3. Основная часть

Задание на развитие диалогической речи

Дидактическая игра «Кормушка»

Игра с мячом «Назови одним словом»

Дидактическая игра «Разложи одежду»

Загадка

Дидактическая игра «Назови какие?»

Логоритмическое упражнение «Снежинки танцуют» (Железнова «Прыг-скок», дорожка 29)

Упражнение «Закончи предложение»

Дидактическая игра «Найди снежинки?»

Педагог последовательно активирует изображения животных в презентации по тексту: - Крокодил думает, что зимой в наших лесах можно встретить волка, медведя и зайца?

 Пусть медведь зимой спокойно спит

Педагог последовательно активирует изображения птиц в презентации по тексту: - Крокодил уверен, что зимой в наших лесах летают сороки, ласточки, дятлы.

Объясните Крокодилу, что случится с ласточкой, если она останется зимовать.

Почему зимой в лесах не встретишь ласточек? Что страшнее для птиц: холод или голод?

Конечно, ребята зимой мало корма, и люди должны помогать птицам перезимовать. Для этого мастерят кормушки и подкармливают птиц. Давайте и мы насыплем птицам корм (выставляет блюдца с различной пищей).

Выкладывает предметные картинки с зимующими птицами: - Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке! Давайте их посчитаем. Была одна синица, а стало много…

- Ребята, давайте опишим птиц прилетевших к кормушке:

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют?                                                                                                                  У снегиря красная грудка, поэтому его называю?                                                                                                        У сороки белые бока, поэтому ее называю?                                                                                                                                            У сороки длинный хвост, поэтому ее называют?                                                                                                             У вороны черные крылья, поэтому ее называют?                                                                                                           У дятла длинный клюв, поэтому его называют?  

У воробья хвост короткий, поэтому его называют?

Крокодил спрашивает: «А люди зимой улетают на юг или впадают в спячку в своих домах?»

Как же они гуляют зимой по улицам? Они что же, обрастают густой шерстью?  

Крокодил советует в мороз надевать соломенную шляпу, шубу и варежки.

Объясните Крокодилу, почему мы зимой не носим шляпу от солнца.

Что зимой надо надевать на голову?  

Чтобы крокодил опять ничего не перепутал, и не надел шляпу в мороз предлагаю ему помочь и положить в шкаф только теплую, зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Подойдите, посмотрите, эти полки не простые – на них таблички со слоговой схемой слова. И прежде чем убрать вещь на полку, нужно определить,  сколько слогов в названии вашей вещи. Давайте вспомним правило: сколько в слове гласных – столько слогов.  

В теплой одежде дети любят играть в снежки, лепить снеговиков, и кататься по снегу.

Педагог последовательно активирует изображения спортивного инвентаря в презентации по тексту: Крокодил считает, можно покататься  по снегу на лыжах,  на самокате или на бублике

Что случится, если по сугробам поехать на самокате.

На чем лучше ездить по снегу?  

-Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Блестящие,  лучистые,  резные, серебристые,

Сверкающие, чистые, холодные, пушистые,

Маленькие,  белые,  кружевные, смелые,

Лёгкие, воздушные, ветерку послушные …

На всех садятся, никого не боятся.  

А вот крокодил не смог бы отгадать эту загадку, как вы думаете почему? Давайте дадим крокодилу полюбоваться на них, и расскажем, какие снежинки?

Раз их легко сдувает даже самый слабый ветерок, значит они какие? Раз они кружатся в воздухе? Посмотрите на их узор, на что похож? Откуда летят снежинки? Тучи большие, а снежинки? По цвету какие? А на ощупь, если снять перчатки?

А теперь покажем крокодилу, как снежинки танцуют

Понравились крокодилу снежинки. Он даже про них рассказ захотел сочинить, но что-то у него плохо получается. Поможем крокодилу? Тогда я начинаю, а вы заканчивайте предложение словом «снежинки», но правильно изменяя его окончание. Про что будет наш рассказ? (про снежинки) Заканчиваем предложение каким словом? (снежинки)

Закружились над землей белые …

Подхватил ветерок стайку белых …

Осыпал кусты и деревья белыми … Понравилось качаться на ветках деревьев белым …

Весной растают на солнышке белые …

Но даже летом мы не забудем о белых …    

Как много слов-признаков  сказали мы сегодня о снежинках: они и легкие, и холодные, и белые…  А что если бы снежинки были … живыми. Они бы постоянно перебегали с места на место. Ой, мне кажется, что они и сейчас решили поиграть с нами в прятки, забираясь в разные слова. Но мы быстро найдем их в словах, ведь там обязательно появятся звукосочетания СНЕГ  или  СНЕЖ:

Педагог последовательно активирует изображения в презентации.

 С неба падают пушинки – серебристые … На лесок и на лужок  тихо падает   …

Без труда нас провезет по сугробам …

Ну, а с горки всех ребят покатает …

Вот летят к нам, посмотри, с красной грудкой  …

Дети слепят из комков  двух больших … Рядом  снежная фигурка – это девочка …

А кого так любят гномы?  Её имя вам знакомо? …

Раньше всех цветут весной на проталинке лесной …

Интересная «снежная» игра у нас получилась! Но самые весёлые игры, самые лучшие зимние развлечения бывают в Новый год.

Педагог последовательно активирует изображения спортивного инвентаря в презентации.

Крокодил знает, что новогодний праздник не обходится без пальмы, Деда Мороза и Снегурочки.

Всё верно?

Аргументированные ответы детей

Дети выбирают подходящую пищу для птиц: крошки, ягоды, семена, зерна.

Одна синица, три синицы, пять синиц – много синиц и т.д.

- желтогрудой.

- красногрудым.

- белобокой.

- длиннохвостой.

- чернокрылой.  

- длинноклювым.

- короткохвостым.

- нет!

Аргументированные ответы детей.

Дети по очереди выбирают предметную картинку с подходящим изображением, определяют количество слогов, кладут на соответствующую «полку».  

Аргументированные ответы детей.

- Снежинки.

легкие, воздушные, кружевные, узорчатые, маленькие,  мелкие, белые, холодные.

Выполняют движения под музыку в соответствии с текстом.

- Снежинки.

- Снежинок.

- Снежинками.

- Снежинкам.  

- Снежинки.

- Снежинках.    

- Снежинки.

- Снежок.

- Снегоход.

- Снегокат.

- Снегири.

- Снеговиков.  

- Снегурка.

- Белоснежка.

- Подснежники.

Аргументированные ответы детей.

Выделяют главное, делают логически верные умозаключения.

Образовывают множественное число сущ., согласовывают сущ. с числительными.

Образовывают сложные слова.

Выделяют главное, делают логически верные умозаключения.

Делят слова на слоги.

Выделяют главное, делают логически верные умозаключения.

Подбирают подходящие слова-признаки

Заканчивают предложения,   верно подбирая окончания существительных.

Образовывают и верно употребляют родственные слова.

Выделяют главное, делают логически верные умозаключения.

4. Заключительная часть.

Куда же исчез Крокодил?  Должно быть, он  помчался в Африку рассказывать своим друзьям – жирафам, зебрам, львам и бегемотам, что такое «зима»!

Давайте вспомним, что мы делали на занятии и чему научились?

Подведение итога мероприятия.

Дети анализируют деятельность на занятии и делают выводы, что цель достигнута.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"

В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....

Интеграция образовательной области "Речевое развитие" с другими образовательными областями.

Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога ...

Учебно-методический комплект по образовательной области "Речевое развитие" по наравлению "Развитие речи" АООП ДО 3 год обучения по теме "Профессии"

Учебно-методический комплект состоит из конспекта непосредственно образовательной деятельности "Речевое развитие", презентации, раздаточного  материала по теме "Профессии". Мо...

Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» за 2019/ 2020 учебный год

Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»...

Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» за 2020/ 2021 учебный год

Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»...

Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» за 2021/ 2022 учебный год

Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»...