Технологическая карта педагогического мероприятия «Что такое зима?» по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект
Конструкт образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Что такое зима?" конструкт | 42.14 КБ |
"что такое зима?" конструкт | 693.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Екатеринбург
Железнодорожный район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288
Технологическая карта
педагогического мероприятия
«Что такое зима?»
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
Агафонова Марина Александровна,
учитель-логопед первой квалификационной категории,
МБДОУ детский сад № 288,
Екатеринбург, 2020
Тема (проект, событие): «Что такое зима?»
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие
Форма организации (групповая, индивидуальная): подгрупповая
Учебно-методический комплект:
Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Просвещение, 2010;
Арефьева Л.Н./ Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – Сфера, 2014;
Воронова А.Е./ «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М., Сфера, 2006
Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»
Методы и приёмы:
Наглядный: показ, рассматривание
Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкция
Практический: дидактическая игра «Кормушка», дидактическая игра «Разложи одежду», артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Средства:
Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал (предметные картинки по лексическим темам: «Зимующие птицы», «Одежда», слоговые схемы слов, игрушечный шкаф, кормушка)
Мультимедийные: презентация к педагогическому мероприятию «Что такое зима»
Музыкальные: Железнова Е. «Прыг-скок»
Оборудование:
зеркала, компьютер, проектор и экран, колонка.
Предварительная работа:
Педагогические мероприятия по изучению лексических тем «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».
ЗАДАЧИ образовательной программы | ЗАДАЧИ с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы | |||
Совершенствование фонематических представлений (умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам), развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи; Формирование произносительной стороны речи; Развитие связной речи и речевого общения (построение связного высказывания; использовать фразы различной конструкции) Развитие психических функций, общей, мелкой и артикуляционной моторики | Коррекционно-образовательные: - обобщить и систематизировать знания по теме «Зима»; - продолжать формировать умение выделять главное, делать умозаключения; - формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов, антонимов, сложных слов, слов-признаков, образовании множественного числа существительных, согласовании существительных с числительными; - закреплять умение в изменении существительных множественного числа по падежах; - развивать связную речь, творческое воображение; Коррекционно-развивающие: - развитие слухового и зрительного внимания; - совершенствование артикуляционной моторики; - развитие речевого дыхания; - развитие фонематического слуховосприятия; - развитие ритмического и мелодического слуха; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие грамматического строя речи; - совершенствование коммуникативных и творческих качеств. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам, учить проявлять его практически; - формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, взаимопроверки и взаимопомощи, ответственности. | |||
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия (деятельность) детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1. Оргмомент | Приветствие, беседа Артикуляционная гимнастика | - Ребята, знаете ли вы, какое сейчас время года? А что же такое зима? Педагог последовательно активирует изображения животных в презентации по тексту артикуляционной гимнастику: «Что такое зима? – я спросила у знакомого мне Крокодила. Ничего не сказал Крокодил, только пасть удивленно раскрыл (упр. «Окошко») Подошла я с вопросом к Пингвину, что как лодку раскачивал льдину (упр. «Чашечка») Он ответил: «Зима так длинна – почти целый год длится она!» А Медведь, потирая бока, мне сказал, что зима коротка: «Лишь начнется зима – я усну, А, проснувшись, встречаю весну (упр. «Зевание») О зиме я спросила Ежа. «Это холод!» - сказал он, дрожа (упр. «Чихание») Зябко тонкие лапки поджал и на них он тихонько дышал… (упр. «Погреем руки») Снеговик говорил мне серьезно: «Стали зимы не очень морозны! Даже снег иногда в полдень тает, и сосулька на мне вырастает!» (упр. «Узкий язычок») Плакал Зайчик: «Зима – это грустно. Не найти кочерыжки капустной. Липку мерзлую я обдеру и жую целый день я кору!» (упр. «Накажем язычок») А Снегурочка из русской сказки говорит, что зима - это пляски, Смех, веселье, игрушки, матрёшки, Барабаны и гармошки (упр. «Барабан»), | - Зима.
Выполняют артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом. АУ «Окошко» АУ «Чашечка» АУ «Зевание» АУ «Чихание» АУ «Погреем руки» АУ «Узкий язычок»
АУ «Накажем язычок» АУ «Барабан» | Психологическая готовность детей. Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. Развитие артикуляционной моторики. |
Дидактическая игра «Скажи наоборот» | Почему Пингвину зима кажется длинной, а Медведю наоборот, какой? Почему Еж считает зиму холодной, а Снеговик наоборот, какой? Почему Зайцу зимой грустно, а Снегурочке наоборот, как? | - (короткой) (… …) - (теплой) (… …) - (весело) (… …) | Подбирают антонимы. Дают логически обоснованный ответ. | |
2. Проблемная ситуация | Пальчиковая гимнастика | А почему Крокодил не смог объяснить, что такое «зима»? Крокодил почти ничего не знает о зиме. Но обещал своим африканским друзьям рассказать про нее. Поможем ему узнать зиму и понять, в чем он ошибается.
Педагог последовательно активирует изображения деревьев в презентации по тексту: - Крокодил думает, что зимой в наших лесах зеленеют ели, сосны и березы? Объясним Крокодилу, как выглядит березка зимой: Вот как голые берёзы Задрожали на морозе, Зябнут, замерзают, ветками качают. Тянут ветки далеко, прижимают близко,
Поднимают высоко, опускают низко Поднимают, прижимают, опускают … Высоко, близко, далеко, низко … | Дают аргументированные ответы Проговаривают текст, выполняя движения в соответствии с текстом: поднимают руки вертикально локтями, растопырив пальцы –«ветки». Пальцы дрожат. Круговые движения кистями рук. С силой вытягивать пальцы вперед, сжимать в кулак Вытягивать пальцы вверх и с силой оттягивать вниз Выполняют в быстром темпе. | Осознают и принимают поставленную задачу. Развитие мелкой моторики рук. |
3. Основная часть | Задание на развитие диалогической речи Дидактическая игра «Кормушка» Игра с мячом «Назови одним словом» Дидактическая игра «Разложи одежду» Загадка Дидактическая игра «Назови какие?» Логоритмическое упражнение «Снежинки танцуют» (Железнова «Прыг-скок», дорожка 29) Упражнение «Закончи предложение» Дидактическая игра «Найди снежинки?» | Педагог последовательно активирует изображения животных в презентации по тексту: - Крокодил думает, что зимой в наших лесах можно встретить волка, медведя и зайца? Пусть медведь зимой спокойно спит Педагог последовательно активирует изображения птиц в презентации по тексту: - Крокодил уверен, что зимой в наших лесах летают сороки, ласточки, дятлы. Объясните Крокодилу, что случится с ласточкой, если она останется зимовать. Почему зимой в лесах не встретишь ласточек? Что страшнее для птиц: холод или голод? Конечно, ребята зимой мало корма, и люди должны помогать птицам перезимовать. Для этого мастерят кормушки и подкармливают птиц. Давайте и мы насыплем птицам корм (выставляет блюдца с различной пищей). Выкладывает предметные картинки с зимующими птицами: - Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке! Давайте их посчитаем. Была одна синица, а стало много… - Ребята, давайте опишим птиц прилетевших к кормушке: У синицы желтая грудка, поэтому ее называют? У снегиря красная грудка, поэтому его называю? У сороки белые бока, поэтому ее называю? У сороки длинный хвост, поэтому ее называют? У вороны черные крылья, поэтому ее называют? У дятла длинный клюв, поэтому его называют? У воробья хвост короткий, поэтому его называют? Крокодил спрашивает: «А люди зимой улетают на юг или впадают в спячку в своих домах?» Как же они гуляют зимой по улицам? Они что же, обрастают густой шерстью? Крокодил советует в мороз надевать соломенную шляпу, шубу и варежки. Объясните Крокодилу, почему мы зимой не носим шляпу от солнца. Что зимой надо надевать на голову? Чтобы крокодил опять ничего не перепутал, и не надел шляпу в мороз предлагаю ему помочь и положить в шкаф только теплую, зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Подойдите, посмотрите, эти полки не простые – на них таблички со слоговой схемой слова. И прежде чем убрать вещь на полку, нужно определить, сколько слогов в названии вашей вещи. Давайте вспомним правило: сколько в слове гласных – столько слогов. В теплой одежде дети любят играть в снежки, лепить снеговиков, и кататься по снегу. Педагог последовательно активирует изображения спортивного инвентаря в презентации по тексту: Крокодил считает, можно покататься по снегу на лыжах, на самокате или на бублике Что случится, если по сугробам поехать на самокате. На чем лучше ездить по снегу? -Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте: Блестящие, лучистые, резные, серебристые, Сверкающие, чистые, холодные, пушистые, Маленькие, белые, кружевные, смелые, Лёгкие, воздушные, ветерку послушные … На всех садятся, никого не боятся. А вот крокодил не смог бы отгадать эту загадку, как вы думаете почему? Давайте дадим крокодилу полюбоваться на них, и расскажем, какие снежинки? Раз их легко сдувает даже самый слабый ветерок, значит они какие? Раз они кружатся в воздухе? Посмотрите на их узор, на что похож? Откуда летят снежинки? Тучи большие, а снежинки? По цвету какие? А на ощупь, если снять перчатки? А теперь покажем крокодилу, как снежинки танцуют Понравились крокодилу снежинки. Он даже про них рассказ захотел сочинить, но что-то у него плохо получается. Поможем крокодилу? Тогда я начинаю, а вы заканчивайте предложение словом «снежинки», но правильно изменяя его окончание. Про что будет наш рассказ? (про снежинки) Заканчиваем предложение каким словом? (снежинки) Закружились над землей белые … Подхватил ветерок стайку белых … Осыпал кусты и деревья белыми … Понравилось качаться на ветках деревьев белым … Весной растают на солнышке белые … Но даже летом мы не забудем о белых … Как много слов-признаков сказали мы сегодня о снежинках: они и легкие, и холодные, и белые… А что если бы снежинки были … живыми. Они бы постоянно перебегали с места на место. Ой, мне кажется, что они и сейчас решили поиграть с нами в прятки, забираясь в разные слова. Но мы быстро найдем их в словах, ведь там обязательно появятся звукосочетания СНЕГ или СНЕЖ: Педагог последовательно активирует изображения в презентации. С неба падают пушинки – серебристые … На лесок и на лужок тихо падает … Без труда нас провезет по сугробам … Ну, а с горки всех ребят покатает … Вот летят к нам, посмотри, с красной грудкой … Дети слепят из комков двух больших … Рядом снежная фигурка – это девочка … А кого так любят гномы? Её имя вам знакомо? … Раньше всех цветут весной на проталинке лесной … Интересная «снежная» игра у нас получилась! Но самые весёлые игры, самые лучшие зимние развлечения бывают в Новый год. Педагог последовательно активирует изображения спортивного инвентаря в презентации. Крокодил знает, что новогодний праздник не обходится без пальмы, Деда Мороза и Снегурочки. Всё верно? | Аргументированные ответы детей Дети выбирают подходящую пищу для птиц: крошки, ягоды, семена, зерна. Одна синица, три синицы, пять синиц – много синиц и т.д. - желтогрудой. - красногрудым. - белобокой. - длиннохвостой. - чернокрылой. - длинноклювым. - короткохвостым. - нет! Аргументированные ответы детей. Дети по очереди выбирают предметную картинку с подходящим изображением, определяют количество слогов, кладут на соответствующую «полку». Аргументированные ответы детей. - Снежинки. легкие, воздушные, кружевные, узорчатые, маленькие, мелкие, белые, холодные. Выполняют движения под музыку в соответствии с текстом. - Снежинки. - Снежинок. - Снежинками. - Снежинкам. - Снежинки. - Снежинках. - Снежинки. - Снежок. - Снегоход. - Снегокат. - Снегири. - Снеговиков. - Снегурка. - Белоснежка. - Подснежники. Аргументированные ответы детей. | Выделяют главное, делают логически верные умозаключения. Образовывают множественное число сущ., согласовывают сущ. с числительными. Образовывают сложные слова. Выделяют главное, делают логически верные умозаключения. Делят слова на слоги. Выделяют главное, делают логически верные умозаключения. Подбирают подходящие слова-признаки Заканчивают предложения, верно подбирая окончания существительных. Образовывают и верно употребляют родственные слова. Выделяют главное, делают логически верные умозаключения. |
4. Заключительная часть. | Куда же исчез Крокодил? Должно быть, он помчался в Африку рассказывать своим друзьям – жирафам, зебрам, львам и бегемотам, что такое «зима»! Давайте вспомним, что мы делали на занятии и чему научились? | Подведение итога мероприятия. Дети анализируют деятельность на занятии и делают выводы, что цель достигнута. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"
В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....
Интеграция образовательной области "Речевое развитие" с другими образовательными областями.
Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога ...
Учебно-методический комплект по образовательной области "Речевое развитие" по наравлению "Развитие речи" АООП ДО 3 год обучения по теме "Профессии"
Учебно-методический комплект состоит из конспекта непосредственно образовательной деятельности "Речевое развитие", презентации, раздаточного материала по теме "Профессии". Мо...
Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» за 2019/ 2020 учебный год
Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»...
Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» за 2020/ 2021 учебный год
Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»...
Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие» за 2021/ 2022 учебный год
Результаты педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»...