Развитие связной речи у дошкольников
методическая разработка
Методический материал для воспитателей и узких специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitee_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx | 65.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Задачи развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Классификация видов детских рассказов и видов занятий по обучению рассказыванию.
Подготовка детей к обучению рассказыванию.
Составление рассказов об игрушках и предметах.
Обучение рассказыванию по картинке.
Сегодня мы поговорим о развитии у детей связной речи на основе обучения рассказыванию.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь не отделима от мира мыслей. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Психология относит появление связной речи у ребенка к 5 годам. В этом возрасте ребенок начинает глубже осознать связи между предметами и явлениями окружающего мира. Однако, умение отражать эти связи, закономерности в речи, объяснять их у ребенка нужно формировать.
Фундаментом для развития связной речи является правильно построенная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз.
Педагог помогает детям овладеть языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений / прилагательные и причастия в роли определений/, обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи /наречия, предлоги, союзы/. Кроме того, педагог учит их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.
Работа по формированию навыков построения предложений включает: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением.
Важно учить детей использовать в речи доступные им образные средства родного языка: сравнения, эпитеты, различные интонационные оттенки.
Таким образом, монолог, рассказ является концентрированным выражением всех имеющихся речевых навыков у детей. Совершенствуя связную речь, педагог содействует развитию всех сторон речи.
Дети 5-6 лет должны овладеть двумя основными типами монологической речи: рассказом и пересказом.
Пересказ – связное изложение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок излагает готовое авторское содержание и пользуется готовой речевой формой. Выразительность речи в пересказе в большей степени подражательна.
Рассказ – это связное развернутое изложение какого-либо факта. Для рассказа ребенок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе находит отражение личный опыт ребенка, поэтому выразительность рассказа более естественна и непосредственна.
По содержанию рассказы условно можно разделить на 2 вида:
фактические и творческие /придуманные детьми/. Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятия и память, а, придумывая, пользуется, главным образом, творческим вооружением.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ – это изложение характерных признаков какого-либо предмета, события, явления. А сюжетный рассказ – передача событий, сменяющихся во временной последовательности.
В программе воспитания в детском саду названы следующие виды рассказов, которыми должны овладеть дети:
Виды рассказов | Виды занятий по обучению рассказывания |
Рассказы по восприятию. | Описание игрушек и предметов. Описательный рассказ по картине. Дид. игры на описание с наглядным материалом. |
Рассказы по представлению. | Рассказ из коллективного опыта. Рассказ из индивидуального опыта. Дид. игры на описание без наглядного материала |
Пересказ. | Пересказ сказки. Пересказ рассказа. Драматизация и инсценирование литературного произведения |
Придуманные рассказы на наглядной основе. | Сюжетный рассказ об игрушке. Рассказ-инсценировка с игрушками. Повествовательный рассказ по картинке. Рассказ по пейзажной картинке или натюрморту. Дид. игры, связанные с придумыванием рассказов по наглядному материалу. |
Придуманные рассказы без наглядного материала. | На тему, предложенную воспитателем. На самостоятельную выбранную тему. По условиям /план рассказа, опорные слова, начало, конец рассказа, характеристика персонажей и т.д./ На основе литературного произведения. Дид. игры на составление творческих рассказов без наглядного материала. |
Какие требования предъявляет программа к качеству детского рассказа?
Достоверность – должен правильно отражать объективную действительность.
Точность и полнота – достаточный объем и глубина сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного без излишней детализации.
Целенаправленность – ребенок не должен отвлекаться от заданной темы.
Логичность – последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы.
Точность отбора лексического материала, образность /наличие в речи различных изобразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор/.
Он должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом.
Он должен соответствовать требованиям культуры устного рассказа в широком смысле слова: поза, обращение к слушателям, чистота произношения и т.д.
РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ВОСПРИЯТИЮ.
Описательному рассказу присуща своя структура, композиция:
В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины «Это картина про кошку с котятами»).
Затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей.
В заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним.
Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств. Описание должно быть лаконичным. Но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которые так привлекают детей.
Например, описание игрушечного утенка:
«Это утенок Кряк. Он желтенький, пушистый. Глаза у Кряка, как большие, черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и важно переваливаясь пошел: «кряк, кряк, кряк».
Сюжетный рассказ также имеет свою структуру:
Экспозиция: называется герой или героиня (иногда дается описание внешнего вида).
Завязка – излагается первое событие, по возможности объясняется, когда и где оно происходит.
Развитие действия, установление временной или причинной связи между двумя-тремя эпизодами, кульминация.
После чего следует окончание (развязка).
Например, сюжетный рассказ в старшей группе по картинке «Зайцы»:
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам пушистый, большой. Нос у зайца розовый, как конфета, а кончики ушей черненькие. Огляделся. Кругом глубокий снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу! Увидел заяц сломанное дерево, обрадовался: «хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору. А тут к нему гость! Насторожились зайцы, друг на друга смотрят. И неизвестно, чем эта встреча закончиться».
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОБ ИГРУШКАХ И ПРЕДМЕТАХ.
Это очень любимый детьми вид рассказов. Дети внимательно рассматривают игрушки, предметы, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и др.
Подбор игрушек для рассматривания и описания должен быть тщательно продумана воспитателем.
Для первых занятий по обучению рассказыванию достаточно одной крупной образной игрушки. Игрушка должна быть очень выразительной, с яркой индивидуальностью: розовощекий малыш в ползунках с протянутыми вперед руками, заяц, который чем-то огорчен и вот-вот заплачет; важный утенок в берете вид, которого как бы говорит: «Я ли не молодец!» такая игрушка привлекает ребенка своей необычностью, он безошибочно реагирует на неё.
Затем подбираются игрушки одного наименования, они разные по внешнему виду: сначала две, затем три, четыре и более. Здесь мы уже говорим о составлении описательных сравнительных рассказах. Этот вид рассказов очень ценен, т.к. активизация словаря осуществляется на основе приема – сравнение.
Постепенно подбор игрушек усложняется:
Педагог может взять шесть, семь разнородных игрушек или наборы - комплекты игрушек:
детской чайной и столовой посуды, любимых кукол (Буратино,
Чебурашка, Айболит, Незнайка и др.);
кукол, отображающих людей разных национальностей или различных профессий, набор машин, строительной техники, транспортных средств, военной техники.
После ряда занятий с общим наглядным материалом можно провести одну-две с индивидуальным раздаточным (подбирают игрушки разнородные, но они должны быть примерно одинаковой сложности).
Какие предметы можно использовать для рассмотрения и описания.
Цветы, комнатные растения, овощи, фрукты.
Школьные, швейные, почтовые, туалетные принадлежности.
Предметы одежды, обуви, головные уборы.
Мебель, посуда.
Предметы декоративно-прикладного искусства (вазы, кашпо, женские нарядные платки и др.)
Детские книги и др.
Виды картин.
Предметные картины.
Картинки – объект в действии.
Сюжетные (сначала очень простые – одноплановые, затем с более сложным сюжетом, многоплановые, многопредметные).
Картины на юмористическую тему.
Пейзажные картины и натюрморты.
Серии картин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ВОСПРИЯТИЮ.
Сначала я остановлюсь на общих приемах обучения, которые используются на всех видах занятий по описанию, а затем охарактеризую специфические приемы обучения, которые свойственны работе с тем или иным наглядным материалом.
Предварительное ознакомление с картиной или игрушкой имеет целью обогащения и активизация словаря. За 2-3 дня до занятия воспитатель рассматривает картину с детьми на занятии (вид – беседа по картине). Игрушка же может быть внесена в группу за 10-15 минут до занятия, чтобы дети лучше ознакомились с ней: потрогали, рассмотрели. В подготовительной к школе группе допускается на одном занятии первоначальная ознакомление с картиной и составление рассказов по ней.
Даже, если картина или игрушка рассматривалась предварительно, первой частью занятия по составлению рассказов является краткая беседа по содержанию картины или игрушки.
Какие приемы использует воспитатель в процессе беседы?
Вопросы к детям – ведущий пример. Цели их – помочь последовательно, детально воспринять игрушку или картинку помочь уяснить смысл изображенного и активизировать словарь.
Требования к вопросам.
а) Вопросы должны быть последовательны. Они должны подсказывать детям логику построения связанного высказывания. Отвечая на их, ребенок как бы строит сюжет будущего рассказа, употребляя при этом точные слова – обозначения, которые затем использует в своем рассказе.
Примерный план вопросов об игрушках:
Как называется игрушка (что это, кто пришел в гости?)
Вопросы, касающиеся внешнего вида и качеств игрушки (цвет, форма, величина, строение, материал); действий с нею, побуждающих ребенка рассказывать, как он к ней относиться, что ещё знает про эту игрушку, что не сказали другие.
б) Самую большую группу вопросов составляют вопросы, требующие ответов- размышлений, доказательств. Они заставляют ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы, строить предположения. Оценивая факты, размышляя, дети используют развернутые высказывания, включающие сложные синтаксические конструкции.
Например: почему зайчик грустный? Почему малыш тянет ручонки? Или:"На дворе зима, морозно, а Танюше совсем не холодно. Как вы думаете почему?"
Ответ на каждый вопрос должен выглядеть как. самостоятельная, законченная часть рассказа, состоящая из 1-2 фраз,
в) Желательно, чтобы вопросы мобилизовали прошлый опыт ребенка "Почему у Лены из песка получился такой красивый заборчик и песок не рассыпается?"
г) Необходимы вопросы, требующие ответа-предположения, как бы выходя за пределы изображенного / они активизируют мыслительную деятельность ребенка, помогают устанавливать логические взаимосвязи. "Таня взяла в руки мяч. Смотрит. Может, ждет кого-то?" "Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?"
д) Вопросы должны служить образцом использования в речи выразительных словосочетаний:
-Кто пустился в пляс?
-Кто закружился в пляске вслед за куклой?
-Кто вслед за зайцем стал отплясывать в хороводе?
-Чья очередь подошла плясать? Такие вопросы предложила воспитатель при проведении игры-инсценировки "Кто плясал в хороводе?"
Таковы основные требования к качеству вопросов воспитателя.
Какие еще приемы использует воспитатель в процессе рассматривания игрушек и картины?
1. Конкретная, четкая постановка цели занятия: интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар.
2. Игровые приемы: утенок Кряк прячется, дети зовут его, отвечают на его вопросы; беседуют с куклой, а затем этот персонаж обращается к ним с вопросами и просьбами что-тот рассказать дополнительно /"Ира, расскажи также о моем хвостике". "Тебе нравится мой фартук? А я не слышала о нем".
3. Чтобы ребенок обратил внимание на какую-то особенность игрушки и отразил ее в речи, используют прием сравнения /"На что похожи лапы медвежонка?"
4. Упражнения в построении высказывания - индивидуальные и хоровые повторения детьми предложения вслед за воспитателем. /"Медвежонок с черными лапами, иди к нам"./
А теперь поговорим о наиболее эффективных приемах развития связной речи у детей.
1. Рассказ - образец воспитателя об игрушке или предмете является наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов - описаний. Он должен быть интересным содержательным, коротким, четким по построению, выразительным. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций, использовал слова разных категорий. Образец рассказа - это пример точного соотнесения воспринимаемых качеств, явлений, действий со словом.
Образец рассказа по картине "Кошка с котятами" на первых этапах
обучения рассказыванию:
"Эта картина про кошку с котятами. Кошка лежит на коврике и смотрит за своими котятами. Три котенка у кошки. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает из блюдца, а третий пестренький котенок свернулся клубочком и спит около своей мамы. Им очень хорошо всем вместе."
Подход к использованию образца - как ведущего приема обучения рассказыванию изменяется с возрастом детей. На самых первых этапах обучения рассказыванию дети копируют рассказ воспитателя. Воспитатель хвалит детей за то, что они хорошо запомнили рассказ и дословно воспроизвели его. Это очень важно, так как дети только начали овладевать логикой построения связного высказывания. Однако уже в средней группе в конце года, воспитатель, анализируя детские рассказы, обращает внимание на наличие тех деталей, которые делают его непохожим на остальные: "Олег отметил, что на паровозе такая яркая звезда, что можно подумать не рубиновая ли". "Эту собачку не спутаешь ни с какой другой, потому что Юра заметил, что она добрая, веселая, а глазки у нее светятся, как зеленые фонарики".
В дальнейшем, предоставляя детям возможность проявить самостоятельность и инициативу, педагог ведет рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а о однотипной.
Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей.
Можно дать образец рассказа только к части картины: наиболее трудной, менее яркой, а поэтому и не заметной для детей.
В картине "На солнечном юге" менее яркой частью являются горы.
Давая образец к этой части картины воспитатель может сказать:
"Стоял солнечный, жаркий, летний день. На голубом фоне неба хорошо видны снежные вершины гор. Горы в Грузии красивые и высокие, такие высокие, что снег на вершинах не тает даже летом, А внизу жарко, зреют фрукты, растут пышные, зеленые деревья. Горный воздух чистый и полезный."
Дети продолжают рассказ. Они рассказывают о танцующих лезгтнку мальчике и девочке, о других детях, которые смотрят на танцующих и прихлопывают в ладоши, о девушке, играющей на домбре, о старом дедушке, который любуется детьми; о женщине, которая угощает детей фруктами, о красивом здании, по-видимому, санатории, где отдыхают люди из разных краев нашей Родины.
Следующий вариант использования образца рассказа - дублер образца. Это второй вариант рассказа, при сопоставлении которого с первым ярче выявляются общие закономерности построения рассказа.
В процессе составления рассказа детьми порой возникает необходимость повторить образец рассказа. Можно дать его целиком или напомнить только некоторые пункты. Последнее можно сделать, опираясь на персонаж: куклу, мишку, зайца. "Дети очень хорошо рассказывали про меня и мой наряд, - "говорит" кукла. - Максим так интересно описал мои волосы /белые, шелковистые, мягкие/, что я сейчас же разрешу ему погладить мои красивые, толстые косы, А Наташа заметила, что мой жилет не только зеленый, но и длинный, красивый. Мне бы очень хотелось, чтобы Наташа застегнула крючок на моем зеленом жилете".
В последующем, давая образец, воспитатель всячески поощряет проявление детьми инициативы, самостоятельности.; предлагает каждому придумать свое начало рассказа, по-своему описать игрушку, придумать свое сравнение, по-своему закончить рассказ.
Например, Мишку - Ушастика воспитатель сажает перед картиной. Мишка собрался придумать рассказ, но он затрудняется начать. Посоветуйте, дети, как лучше начать рассказ
2. Одним из ведущих приемов обучения наряду с образцом рассказа является план рассказа. Это 3-4 вопроса, определяющих содержание рассказа и последовательность его изложения. План рассказа может сочетаться с образцом или быть самостоятельным приемом обучения на занятии.
Например: "Вы легко узнали медведя , потому что я подробно его описала : сказала, какой медведь по размеру, какого он цвета и чем не похож на других."
Или по картине "Зимние забавы" воспитатель предлагает такой план рассказа: вначале нужно сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на санках и на лыжах. Затем по просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
3. Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный рассказ можно использовать такой прием,
как анализ образца рассказа педагога. После прослушивания образца рассказа , дети должны ответить на такого типа вопросы:
- О чем я сначала рассказала?
- Какими словами я рассказала о ...?
- О чем рассказала больше?
- Чем закончила рассказ?
Разбор образца рассказа подводит к вычленению плана рассказа.
4. Одним из способов развития у детей умения строить рассказ последовательно, четко, выбирать наиболее точные слова, является составление коллективного рассказа. Самой простой формой коллективного рассказа является такой, когда воспитатель дает готовую
фабулу рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения.
Например, рассказ "В лесу".
"Собрались мы в лес за ... и взяли с собой .... До леса было недалеко. Нужно было только перейти через ... .В лесу росли ... . Пели ... 9 куковала ... .На полянке мы собрали большой букет ... . Там были ... . Под березками мы нашли ... . Они были ... Мы собрали много ... . Веселые и довольные мы вернулись ... . Теперь на обед у нас будет вкусный ... ."
Другая форма коллективного рассказа, когда воспитатель дает начало рассказа, а дети его продолжают. С помощью опорных вопросов педагог намечает план дальнейшего повествования и окончания рассказа. Когда рассказ составлен по частям, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца.
5. Чтобы не нарушить целостность восприятия картины, после каждого связно высказывания - маленького рассказа, необходимо предусмотреть фразу-связку, нацеливающую на рассматривание следующего фрагмента и объединяющую первый рассказ с последующими.
Например,
"Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на лесную полянку,- рассказывает педагог, обобщая ответы детей на вопросы о том, кто изображен на картине, где и когда гуляет ежиное семейство. И спрашивает: "Вы согласны со мною? Видите лесную полянку?? Опишите ее". Заслушивает ответы детей и опять дает фразу-связку: "Ежата разбежались по полянке". Предлагает детям рассказать про малышей, разбежавшихся по все! полянке. Когда эта тема исчерпывается, воспитатель дает новую фразу-связку: "Ежиха не мешает знакомиться малышам с полянкой и ее обитателями. У нее свои дела. "Да, - подтверждают дети, - она охотится на улитку". И рассказывают о ежихе.
Завершить рассматривание следует Фразой, оценивающей картину в целом: "Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!" Это придаст рассказу законченность и в дальнейшем поможет найти удачную концовку для собственных рассказов.
6. Одним из приемов обучения связному рассказу является совместное
составление плана рассказа воспитателем и детьми.
-О чем нужно сказать в первую очередь?
-О чем следует сказать особенно подробно?
-Чем закончить рассказ?
-Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?
7. На занятиях по описанию игрушек и картин можно использовать и литературные произведения. Например, рассматривание игрушечных цыплят, курицы и петуха можно закончить чтением "Курочка" Чарушина, "Петушок с семьей" Ушинского.
В конце занятия по рассматриванию картины "Белки" воспитатель прочитала рассказ Соколова-Микитова /из кн. "Осень в лесу"/. Дети с заметной радостью встречали поэтические описания зверька. "Какими словами вам, дети, захотелось рассказать о белках, после того, как вы услышали рассказ?"
8. Предложение ребенку самостоятельно выбрать объект для описания и наметить рассказчика воспитатель использует в средней, старшей и подготовительной к школе группах. "Выбери себе щенка /котенка/ и расскажи о нем".
Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно будет предложить 2 или несколько картин /знакомых или совсем новых/ для составления рассказа по любой из них на выбор.
9. Составление рассказов-загадок об игрушках и предметах /можно с использованием раздаточного и демонстрационного материала/. После рассматривания воспитатель предлагает детям угадать цветок по описанию; одобрив ответы, просит объяснить, как дети догадались что он рассказал про этот именно цветок. Объясняя , дети используют в речи определения, сравнения, прозвучавшие в рассказе воспитателя. Лучше всего провести это занятие в форме дидактической игры "Узнай по описанию", "Угадай-ка".
10. С первых занятий целесообразно приглашать детей внимательно слушать рассказчика: "Вдруг ему потребуется ваша помощь". Ребенку, закончившему рассказ, предложить: "У тебя пока получился короткий рассказ. Ты о многом забыл сказать. Хочешь, мы тебе поможем, напомним то, что ты пропустил". Этот прием развития связной речи в методике называется - дополнения к рассказу товарища. Стимулировать дополнения к рассказу можно с помощью фишек, других наград. После 3-4 дополнений предлагается повторное прослушивание рассказа в улучшенном варианте.
11. Существенно влияет на качество детских рассказов и на атмосферу занятия в целом подготовка детей к восприятию выступления очередного рассказчика, создающая интерес к нему: "А не послушать ли нам Олю, Мне кажется, что сегодня нам не придется ей уже подсказывать". "Марина умеет видеть в игрушках необычное. Интересно, что заметит она сегодня".
12. Использование разнообразных лексических и грамматических упражнений, в результате которых рассказы детей становятся образнее, выразительнее, /подбор сравнений, определений, антонимов, синонимов./
-Какими словами можно сказать о зайчонке? Какой он?
-С чем его можно сравнить?
-Подберите слова, близкие по значению к слову "веселый".
Упражнения на построение разных фраз в ответ на один и тот же вопрос /одну и ту же мысль по разному /. Показав новый эпизод в инсценировке, воспитатель спрашивает: "О чем и как вы скажете?"
13. Начиная рассказывать самостоятельно, дети воспроизводят лишь часть образца, допускают неточности в описании. Воспитателю приходится исправлять их ответы, предлагать дополнительные вопросы, давать указания сделать рассказ распространеннее. /"Ты забыл сказать про глаза... Не хочешь ли рассказать, какие у куклы брюки?"/
14. Оценка детских рассказов /как обучающий прием/ следует непосредственно после каждого из них. Она должна быть краткой, конкретной, содержательной. "Видишь, когда ты не спешишь и говоришь чуть громче, все могут услышать, как интересно ты рассказываешь", или "Ты несколько раз повторила слова "вот", и рассказ из-за этого стал хуже. Попробуй рассказать еще раз, не повторяя слово "Вот".
Интересную систему работы по развитию связной речи у детей в средней и старших группах предлагает Э.П. Короткова. Она советует проводить игры-занятия в виде инсценировок различных сюжетов„ Игровые действия, утверждает она, побуждают детей описывать предметы детализированнее , эмоциональнее. В этих инсценировках Короткова уделяет большое внимание упражнениям на построение предложений, ведь выработка умения строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи. Так в игре "Кого покатаем на машине" дети отвечают на вопрос воспитателя предложением с однородными членами: "Света катает на машине белку, зайчика, мишку, лисичку". А в усложненном варианте игры, когда воспитатель использует 2-3 машины разного цвета и величины, дети говорят: "Люда катает на синей машине белочку, а Мая катает на желтой машине зайца и медвежонка".
В игре "Пустим в ручеек лодочки" дети конструируют предложения с однородными определениями: "Наташа пустила в ручеек синюю лодочку, Сережа пустил в ручеек красную лодочку, Юра - желтенькую, а Света - зеленую. В ручейке плавают красная, синяя, желтая и зеленая лодочки".
В игре "Кто гуляет на полянке" воспитатель дает детям речевой образец фразы, а затем предлагает вместе с ней составить описание: "На зеленую полянку пришла кукла в желтом платье с синими бантиками в косичках." Или : "На зеленую полянку пришла еще одна кукла. Она в синей юболке и белой кофте. На голове у нее красный берет".
В игре "Наши музыкальные игрушки" дети учатся использовать точные глаголы, обозначающие характер звучания инструмента: звенит дудочка, трещит погремушка, весело разносится барабанная дробь",
Разновидностью описательных рассказов являются рассказы в форме писем / заболевшему товарищу, воспитателю, друзьям из другого города/. Обычно этот прием используется при составлении рассказов из коллективного опыта, но оправдывает он себя и при составлении описательных рассказов. Дети дают в письме подробное описание уголка природы, любимых игрушек, поделок и т.д.
Одна из интересных форм работы при обучении рассказыванию по восприятию - прием ведения репортажа. Дети учатся последовательно во времени фиксировать в своих описаниях изменяющуюся картину /"Наш аквариум", "Наша белочка", "Крольчата"./ Каждое отдельное описание входит фрагментом в коллективный рассказ.
Например: "Наш аквариум":
Педагог дает образец описания: "Вот что я сейчас вижу: две рыбки подплыли к корму, открывают рот, захватывают его. Одна рыбка вдруг сильно вильнула хвостом и быстро вниз поплыла, опустилась на дно. Посмотрите на рыбку, которая продолжает есть корм,- советует восп., расскажите о ней". Вот она медленно отплыла от кормушки. О чем дальше надо сказать?"
При описании объектов природы используется прием составления маленьких этюдов - словесных зарисовок: "Составим букет и расскажем о нем". Рассказы - этюды - это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений декоративно-прикладного искусства, натюрмортов.
"В стеклянной прозрачной вазе ромашки и василек. У ромашки лепестки - лучики белые как снежок, желтым солнышком выглядывает серединка цветка. Что ни цветок, то желтое солнышко в белых лучиках - лепестках. И среди ромашек синеет василек. Синью неба он синеет".
Особо мне хотелось бы остановиться на занятиях по описанию игрушек и предметов в старшей и подготовительной группах, которые разработаны В.В.Гербовой. Это занятия в форме дидактических игр "Магазин игрушек", "Магазин цветов", "Мастерская игрушек", "Ателье легкого платья" и т.д.,
Вторая разновидность этих занятий - занятия - выставки. "Выставка автомобилей", "Выставка моделей одежды" и др.
При разработке методики этих видов занятий В.В. Гербова исходила из того, что при проведении занятий по описанию предметов важно выдвинуть мотивировку, близкую и понятную детям, стимулирующую процесс составления рассказов /ведь немотивированную цель реализовать труднее, такая учебная деятельность утомляет детей однообразием/. Нужно создать условия, чтобы ребенок мог над чем-то поразмыслить, принять решение. Например, воспитатель объясняет:
"Детский сад решил приобрести для младшей группы новые чашки. На моем столе образцы посуды, которою можно купить в магазине. Мы просим вас посоветовать, какие чашки купить для малышей. Делая выбор, учтите: чашка для маленького ребенка должна быть легкой, с удобной ручкой, красивой".
Практика показала, что решая подобные задачи, дошкольники проявляют большую активность, приводит обоснованные доказательства, используя сложные речевые конструкции с союзами "чтобы, потому что, так как".
Ценно и то, что на занятиях, которые рекомендует В.В. Гербова, дети учатся овладевать способами общения в разнообразных житейских ситуациях, их речь обогащается различными формами высказываний. Например: дидактическая игра "Мастерская игрушек". Вниманию детей -"посетителей мастерской" предлагают образцы кукол, мягкие игрушки. "Нужно очень подробно и толково объяснить мастеру, какую игрушку ты хочешь заказать, - объясняет педагог, - Сначала надо рассказать, из какого материала ее надо сшить, где и какую использовать отделку, затем определить размер о и описать, как она должна выглядеть /веселая, лукавая, немного грустная,/ Надо постараться рассказать так, чтобы мастер сразу все понял и не тратил времени на расспросы, ведь у него много заказчиков". Заказчику выдается квитанция, его просят зайти в определенное время. Воспитатель следите, чтобы, войдя в мастерскую, ребенок не забыл поздороваться с мастером, держался естественно, уточнил, когда удобнее зайти за заказом, и, уходя, попрощался» В конце занятия дети получают заказы и идут с ними играть.
Следующая разновидность занятий по описанию игрушек и предметов - занятия-выставки. Например, выставка автомашин проходит так. За неделю до занятия воспитатель предлагает детям организовать в группе выставку автомашин, советует подобрать для нее игрушки в своей и соседней группах, в методическом кабинете. Рассматривая предлагаемую детьми модель, педагог учит воспитанников задавать вопросы и отвечать на них» /"Вы рекомендуете машину на выставку. А я хочу кое-что выяснить. Как автомобиль устроен? Почему у него такой вытянутый корпус? Из чего он сделан? Зачем поставлены такие огромные колеса? Почему автомашина так ярко окрашена и т.п.,/ Объясняет, почему нужно уметь задавать вопросы и отвечать на них: "На выставке вы будете экскурсоводами. Любой посетитель может задать вам какой-либо вопрос".
Отобрав 6-7 машин для выставки, воспитатель: предлагает разбиться на подгруппы по 3-4 человека и подготовить рассказ об определенной автомашине. Воспитатель предупреждает, что каждый должен быть готов сыграть роль экскурсовода - представлять модель на выставке.
На занятии дети сидят полукрутом. Воспитатель в роли директора выставки торжественно через "микрофон" объявляет о ее открытии и предоставляет слово первому экскурсоводу. Ребенок рассказывает об экспонате, затем, обращаясь к товарищам, осведомляется, есть ли у них вопросы. Отвечает на 3-4 из них. Если вопросов больше, воспитатель предлагает после занятия задать их другим экскурсоводам»
На таких занятиях дети активны и инициативны. Чередование монологов с диалогами позволяет высказаться всем желающим., Очень нравится детям отвечать на вопросы посетителей. На многие они находят оригинальные ответы, используют различные аргументы.
Аналогично проходят занятия "Демонстрация моделей одежды", "Выставка национальных костюмов" /перед праздником 1 Мая/, "Выставка детских книг".
Остановлюсь еще на некоторых приемах обучения рассказыванию по картине.
1. Важно умело подготовить детей к восприятию картины. Этим нельзя пренебрегать,, Можно опереться на личный опыт детей, вспомнить о событиях, сходных с изображенными /собирали красивый осенний букет на прогулке/, предложить вопросы, побуждающие к размышлению, дать детям высказаться, а потом нацелить детей, что ответы на ее вопросы может дать картина. Можно использовать кратковременное прослушивание музыкальных, поэтических произведений и др. приемы.
2. В старших группах, чтобы усилить у детей интерес к картине, желание высказываться о ней и вслушиваться в речь друг друга, воспитатель предлагает детям самими задавать вопросы, т.е. вносит в учебную деятельность элемент поиска. Например, на занятии по описанию картины "Ежи", воспитатель вспоминает с детьми, что они знают об этих животных. Затем спрашивает: "Подумайте, что вам еще хотелось бы узнать о ежах и задайте вопросы". На вопросы детей отвечает не только воспитатель, но и сами дети. Выделив из заданных вопросов тот, который непосредственно оказался связанным с содержанием картины, педагог сосредотачивает на нем внимание ребят и переключает его на картину :"Костя интересуется лисятами, он хочет узнать, он хочет побольше узнать о лисятах и о том, как лиса о них заботиться» Об этом мы сможем узнать, рассмотрев картину, воспитатель уточняет формулировку некоторых детских вопросов, дает образец формулировки различных вопросов.
3. В старших группах воспитатель часто использует прием - постановка вопросов, помогающих детям высказывать предположения, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним, на основе понимания логики изображенного действия. Чтобы помочь детям вообразить предыдущие и последующие события, воспитатель задает вопросы. Например, к картине "Зимние развлечения":
"О чем договорились ребята в школе?"
К картине "Кошка с котятами":
"Кто поставил сюда корзину и что случилось?"
К картине "Ждут гостей":
"Как продолжали дружить эти дети?"
К картине "Мы - друзья птиц":
"Как дети продолжали заботиться о птицах?"
4. Один из приемов, помогающих глубже вникнуть в содержание картины - работа над названием картины. Воспитатель может придумать предложить название, по возможности более точно отражающее тему, сопоставить его с авторским. Может г предложить выбрать название картины из нескольких вариантов, предложенных воспитателем,. Этот прием хорошо помогает ввести ребенка в мир изображенного. Например, к картине "Зайцы" предлагаются такие названия: "Зайцы", "На лесной полянке", "Неожиданный гость", "Вот тебе и обед!"
5. Один из любимых, но редко используемых в работе вариантов занятий - объединение описательных рассказов, составленных детьми по отдельным картинкам, в единый сюжет: "Дед Мороз едет на елку", "День рождения Ушастика" и др.
Например, в течение 8-10 дней до занятия воспитатель постепенно помещает в уголке книги по 1-2 новогодних открытки. На них изображен Дед Мороз, путешествующий на различных видах транспорта. Дети рассматривают картинки, делятся впечатлениями, приносят из дома свои. На занятии /лучше его провести после Нового года/ воспитатель раздает открытки /каждому ребенку по одной, всего 5-6 разновидностей/, говорит: "Новогодний праздник без Деда Мороза - не праздник! Поэтому Дед Мороз должен успеть ко всем детям нашей страны. Чтобы не опоздать, он пользуется всеми видами транспорта. Сначала Дед Мороз сел на тройку..." кто-то из детей продолжает рассказ, повествуя о том, как сел Дед Мороз на волшебных коней и они помчались быстрее ветра; описывает самих коней и окружающую природу. Если рассказ беден, следует сказать детям следующее: "Устала тройка, но Дед Мороз не сможет пересесть на другой транспорт до тех пор, пока рассказ о его путешествии не будет подробным и интересным". Дети, у которых аналогичные открытки, дополняют рассказ, а затем кто-нибудь из них, а лучше первый рассказчик, рассказывает о путешествии на тройке еще раз.
"Устали лошади, и Дед Мороз отпустил их, а сам пересел на ковер-самолет",- говорит педагог. Дети описывают следующий этап путешествия и т.д."
ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ.
Творческое рассказывание - это более сложная ступень в формирующемся навыке монологической речи дошкольников. Психологическая основа ее - детское воображение. Если функция памяти - сохранение полученного опыта, то функция воображения - его р преобразование. В образах воображения в новых комбинациях синтезируются представления памяти, усвоенные раннее знания, что предполагает достаточное развитие аналитико-синтетической деятельности мозга. Воссоздающее воображение в словесной деятельности возникает в конце 6-го, начале 7-го года жизни.
Чаще всего дети придумывают реалистические рассказы, создают образы существующих в природе предметов или явлений, хотя в их личной жизненной практике они не встречались.
Дети придумывают и сказки. Они, как правило, являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт героев.
Задачи обучения творческому рассказыванию:
а/ дети учатся в рамках предложенного сюжета придумывать завязку, ход событий и
развязку,
б/ описывать место и время действия,
в/ соблюдать логику развития сюжета,
г/ правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы,
д/ Эмоционально передавать переживания действующих лиц.
Сочинение сказок и рассказов в Программе рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей.
В методике обучения творческому рассказыванию нет единого подхода к классификации видов творческих рассказов. Кроме того, ученые и методисты по дошкольному воспитанию не всегда дифференцируют виды и приемы обучения, например, продолжение и окончание рассказа, начатого воспитателем, одни считают самостоятельным видом детского рассказа, другие называют приемом совместных действий.
Перечислю вам все, упоминаемые в литературе виды творческих рассказов:
1, Рассказ об игрушке.
2. Рассказ-инсценировка с игрушками.
3.Творческий рассказ по картине.
4. Рассказ по условиям:
а/ по началу, данному воспитателем,
б/ по опорным словам,
в/по характеристике персонажей,
г/ по плану, предложенному воспитателем,
д/ по нескольким вариантам сюжета и т.д.
5. На тему, предложенную воспитателем,
6. На самостоятельно выбранную тему»
7. Рассказ по литературному образцу.
8. Рассказ по пейзажной картине.
Автор Л. Ворошина категорически утверждает, что творческими рассказами являются: рассказ на тему, предложенную воспитателем, на основе литературного образца и рассказ по пейзажной картине. Другие авторы не согласны с этой точкой зрения.
Примерная тематика занятий по творческому рассказыванию.
"Сереже подарили новую игрушку".
"Люда и Света играют в школу".
"Галя учится кататься на коньках".
"Юра и Маша пускают весной кораблики".
"Ира с Вовой смотрят по телевизору веселый мультфильм".
"За что бабушка сказала внуку спасибо".
"Вера - мамина помощница".
"Ира и Света хорошие подруги".
"Кто научил Катю переходить улицу".
"Славик стал новоселом".
"Забавные приключения рыжего котенка".
"Вера помогает бабушке ухаживать за курицей с цыплятами".
"Первый день Любы в детском саду".
"Как мы нашли щенка".
"Как Сережа помог Наташе".
"Приключения котенка в детском саду".
"Случай на прогулке".
"Как Дед Мороз на елку спешил".
"Медвежонок на прогулке".
"День рождения зайца".
"Как взрослый ежик выручил ежонка".
"Как зайчик по лесу гулял".
"Как мишка потерял сапожки".
Приемы развития творческого воображения -у детей.
1. Важно сформировать у детей правильное понимание задания "придумайте". Для этого рекомендуется сопоставление рассказов из опыта и придуманных /на одну и ту же тему/; замена в рассказе фактического характера какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманных дополнительно /"выдумай", "сочини"/. Например, по теме "Что мы видели в зоопарке?"
2. Прием совместных действий или окончание рассказа, начатого воспитателем, тоже хороший прием для развития воображения. Воспитатель предлагает такую завязку, которая допускает несколько логических развязок» Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться. Целесообразно, чтобы дети услышали от самого воспитателя продолжение и концовку.
3. Различные творческие речевые задания и вопросы.
"Постарайтесь представить себе Сережиного щенка, каким он мог быть?? Обдумайте это и расскажите". После ответов детей, предлагает свой образец.
"Постарайтесь представить себе ледоход на реке, что можно увидеть? а что услышать?" Дети высказываются. Воспитатель обобщает высказывания детей: "Льдины сталкиваются друг с другом, раскалываются с грохотом и треском, обламываются и крошатся. Они переворачиваются в воде. Одни льдины наползают на другие". Если дети во время такой беседы живо представили себе картину ледохода, то при рассказывании они непременно остановятся на его описании.
4. Целью одного из занятий может быть упражнение детей в передаче текста от первого лица /от лица героя/. В выступлении детей отразятся результаты усиленной работы мысли, творческого воображения, осознанного, произвольного выбора речевых средств. Воспитатель читает детям рассказ о девочке Лене, которая сделала много добрых дел. Затем воспитатель обращается с вопросом к группе: "О чем рассказала Ира бабушке и как она говорила?" Своеобразная творческая интерпретация.
5. Ценным речевым упражнением является построение рассказа с опорой на данный педагогом образец при условии замены в нем описательных элементов в соответствии с творческим заданием. Например,
в рассказе - образце описана весна, перед детьми же ставится задача представить в рассказе действия героев в другое время года и соответственно этому дать описания. Рассказ на тему "Как весна шутить умеет?"
-Почему подружки не сразу узнали друг друга?
-А как все могло произойти летом? Представьте себе первую летнюю прогулку девочек. Расскажите о веселом случае.
6. Предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета. Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал вое питатель, а затем придумывают свои, "Что же могло случиться с Наташей на прогулке? Может быть, она потеряла рукавичку, а может быть, ее испугала большая собака или девочка упала в сугроб?"
7. В подготовительной к школе группе дети могут строить свои рассказы при опоре на образ главного героя /педагог дает характеристику героя повествования./
Например, рассказ "Как Вера помогала бабушке ухаживать за курицей с цыплятами".
"Вере шесть с половиной лет. Она живет в большом городе, а ее бабушка за городом. Вера с мамой и папой часто навещают бабушку. Вера - заботливая внучка. Она во всем помогает бабушке. Начнет бабушка мыть посуду - Вера тут как тут, принимается вместе с ней мыть тарелки, чашки« Начнет бабушка пуговицу пришивать, Вера ну иголку в нитку вдевает. Приехала раз Вера к бабушке, а та говорит: "У нашей хохлатки цыплята вывелись. Хочешь на них посмотреть?" Побежала Вера на курицу с цыплятами посмотреть. Увидела: ходит курица по двору, а за ней семь желтеньких цыплят. "Бабушка, я буду тебе помогать ухаживать за курицей с цыплятами,"- сказала Вера. Как Вера стала ухаживать за курицей с цыплятами, что произошло дальше, придумайте сами".
Рассказ воспитателя захватывает воображение детей, как бы приближает к ним героя. Дети узнают о герое много интересного, а главное - вникают в его нравственный облик. В связи с этим усилия детей будут направлены на раскрытие характера героя.
8. План рассказа - сосредоточивает внимание на узловых моментах, на логической последовательности изложения.
"Вы сумели описать Сережиного щенка, а теперь послушайте, о чем нужно говорить в начале рассказа, в середине и в конце. Вначале нужно подробно рассказать, какой был щенок у Сережи, затем рассказать, что интересного было на прогулке, когда мальчик гулял со своим щенком, и в конце рассказать, чем закончилась Сережина прогулка". Предлагает кому-либо из детей повторить последовательность рассказа. Предварительный разбор отдельных вопросов плана помогает разнообразить содержание и форму будущих рассказов /"Какая беда могла случиться с Наташей?"
9. Интересный вариант работы по обучению творческому рассказыванию-составление цикла коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, рассказ "В детском саду встречают новенькую". Воспитатель ставит цель: "Сегодня вы должны составить 4 коротких рассказа о девочке Лене. Первый рассказ "Лена приходит в детский сад" будем составлять вместе, я начну, а вы продолжите и закончите. Дает начало и фразу-связку: "Расскажите, что за девочку увидели ребята, как она выглядела". Дает начало 2-го рассказа и связку: "Какая игрушка больше всего понравилась Лене?" К третьему рассказу : "Что могла Лена увидеть на рисунках об осени?" И наконец, к 4-му рассказу связка - "О чем спрашивала Лена у ребят про птичек, что те ей отвечали?" На других занятиях дети с удовольствием продолжат рассказы о девочке Лене, /рассказы с продолжением/.
10. В комплексе эффективных методических приемов на занятии
применяются указания: они бывают разного типа:
-расскажи подробнее,
-обдумай весь рассказ,
-продумай начало рассказа,
-обязательно расскажи о том-то и о том-то,
-получше обдумай, как закончить рассказ? и т.д.
11. С целью формирования навыка планирования рассказа воспитатель использует приемы:
а/ предложение повторить план рассказа, данный воспитателем,
б/обобщить содержание своего будущего рассказа в коротком названии в/выделить основную сюжетную линию /сказать, что будет делать герой/,
г/ составить план из двух пунктов,
д/ анализ образца рассказа воспитателя.
12. Анализ и опенка детских рассказов.
Лучше, если она следует сразу после рассказа ребенка, именно в таком случае анализ и оценка будут конкретными. Наиболее развернуто и обстоятельно следует анализировать первые рассказы. При оценке очередного рассказа нужно останавливаться на том новом, что можно отметить в нем по сравнению с предыдущими9 тогда анализ не будет перегружен повторением уже отмеченных фактов. В каждом рассказе воспитателю нужно найти те или иные положительные моменты и поощрить даже самые маленькие удачи рассказчика.
Как учить детей анализу?
Подводить детей к оценочным суждениям, относительно к содержанию и форме детских рассказов, нужно путем постановки четких, конкретных заданий.A
-Чем интересно выступление Гали?
/дети отвечают, а воспитатель подчеркивает наиболее существенные из них и сам выделяет некоторые факты/. Своими вопросами педагог обращает внимание детей на речь рассказчика, на ее точность и выразительность
-Что вам особенно запомнилось из Сережиного рассказа и почему?
-Почему интересно было слушать Юру, когда он говорил о медвежонке? Можно предложить припомнить начало рассказа или его концовку. При сравнении двух выступлений нужно подчеркнуть своеобразие каждого. Не следует рассчитывать на то, что дети при оценке рассказов отметят все сами. Однако, в детском саду педагоги зачастую лишь выслушивают высказывания ребят и мало поясняют. Педагогу же нужно самому выделить из речевого материала существенные моменты и показать детям, на что следует обратить внимание при анализе выступлений.
13. При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов активизируется словарь детей. Педагог привлекает внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам и сочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании. С этой целью на протяжении всего занятия, особенно в объяснительной его части, он преднамеренно вводит в свою речь намеченный ранее словарный материал Речевой образец побуждает детей произносить нужные словосочетания и фразы. Они быстро запоминают акцентируемые слова и стараются ввести их в свой рассказ.
В занятия по творческому рассказыванию можно включать небольшие словесные и упражнения, связанные с тематикой занятия. Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию по теме "Весна", воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты и сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности: придумать определение к слову "небо", какое оно весной - голубое, лазурное, солнечное, безоблачное, приветливое, синее, радостное/ А в дождливый день: хмурое, серое, неприветливое, низкое, черное и т.д. Затем педагог предлагает подобрать эпитеты к слову "солнце" /яркое, теплое, веселое, лучистое, ясное, красное, золотое, румяное/. Дети придумывают сравнения к слову "ручеек"./как змейка вьется, как колокольчик звенит, как будто змейка в траве ползет/. После этого дети составляют рассказы о весне.
Придумывание сказок детьми.
Сказка, сочиненная ребенком - это сплав того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас. Доступным и очень интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках: куклах, зайчатах, медвежатах, лисятах.
Примерные темы:
"В игрушечном цирке выступают заводные игрушки".
"Кукла идет в лес за грибами" и др.
"Медведица учит медвежонка говорить "спасибо".и др.
Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек - инсценированием сюжета /сам педагог/. Чтобы сказки не были схематичными, воспитатель на № 1-2 примерах показывает, с какой обстоятельностью, точностью и образностью нужно говорить об увиденном. Инсценирование сюжета помогает облегчить решение творческой задачи. Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как с персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ главного героя. Педагог, представляя детям игрушки, помогает отметить особенности ее внешнего вида и что особенно важно - черты характера /проворная, шустрая, веселая белочка, неуклюжий, забавный, любопытный мишка/. Воспитатель учит придумывать воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты героев.
Л. Ворошина рекомендует в начале учебного года в подготовительной к школе группе обучать элементам композиции и выразительным средствам раскрытия образа. Это можно сделать примерно так:
"Дети, вы будете учиться придумывать рассказы. У каждого рассказа есть начало, в котором можно говорить о том, где происходили события: в лесу, дома, на реке, в цирке или в каком-то другом месте, можно рассказать, какая погода, природа. По ходу рассказа можно описать героя: как он выглядит, во что одет, что он делает, с кем встречается или что с ним случилось. В конце рассказа можно показать, чем кончаются события, что стало с героем. А можно и по-другому придумать рассказ. Начать с описания героя, показать, какое у него было настроение; в зависимости от того, что с ним случилось, как он себя чувствовал, рассказать, какие события могли с ним произойти, а в конце описать природу, место действия. Послушайте, я сейчас прочитаю вам несколько рассказов, а вы обратите внимание, как они по-разному построены". И педагог читает несколько рассказов, композиция и выразительные средства в которых используются в зависимости от темы и идеи рассказов.
Использованию выразительных средств педагог обучает на нескольких занятиях.
На 1-м учит придумывать часть рассказа, описывающую одежду героя: "Это важная часть рассказа, она поможет ясно представить того, о ком вы хотите рассказать".
На 2-м занятии дети учатся описывать портрет, соединять в рассказе описание портрета и одежды, чтобы получилось более полное описание внешнего вида героя.
На 3-м занятии дети учились включать в рассказы выразительные средства раскрытия образа, описывать чувства и настроение героя.
Цель 4-го занятия состоит в том, чтобы научить детей описывать природу и место действия, а так же строить рассказ, включая в него усвоенные ранее элементы рассказа и выразительные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...
Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям.
Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям....
Методическая разработка "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"
Многие родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирате...
Конспект родительского собрания "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР".
На собрании рассматривается актуальный вопрос о развитии связной речи детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР....
Дидактические игры как средство развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Информация для воспитателей...
Развитие связной речи у дошкольников
В данной статье вы узнаете, что такое связная речь, как она формируется у дошкольников и в какие игры можно поиграть для развития связной речи у дошкольников....
Мастер-класс для учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры»
Мастер-класс для учителей-логопедов«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материалетекстов цепной структуры»...
- Мне нравится (1)