Мастер-класс для учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры»
консультация

Зверева Марина Викторовна

Мастер-класс для учителей-логопедов

«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале

текстов цепной структуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_logopedov.docx172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей-логопедов

«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале

текстов цепной структуры»

Составитель: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

Цель: знакомство учителей-логопедов с методом развития связной речи на материале текстов

Для дошкольников с ОНР нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных временных связей, в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, в аграмматизмах при построении фраз.

С целью оптимизации коррекционной работы по развитию связной речи мы предлагаем использовать тексты цепной структуры. Под цепной связью понимается «структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется через повтор в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем». Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения. Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации звуков. Это способствует одновременно решать несколько задач:

-развитие связной речи,

- коррекция нарушений звукопроизношения,

- обогащение словарного запаса,

- усвоение различных моделей словообразования и словоизменения.

Логопед демонстрирует свое пособие «Тесты цепной структуры, пособие С.А. Комиссаровой «Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры» и предлагает перейти к практической части. Участники делятся на подгруппы (2-3 человека). Каждой группе дается текст, лист бумаги и черный маркер. Участникам нужно прочитать его и нарисовать к  серию цепных рисунков, и затем презентовать свою работу.

Тексты:

«Трусливый зайка»

В лесу наступила зима. Зимой лес засыпало снегом. По снегу скачет белый зайка. Зайку усмотрела с высокой сосны сова. Сова полетела за зайкой. Зайка увидела под березой густые кусты. Под кустами он спрятался в снег. В снегу сова не найдет зайку.

После выступления ведущий задает вопрос:

- Какие задачи может решить учитель-логопед, используя данный текст? (автоматизация свистящих звуков, активизация активного словаря по теме «Зима», «Жизнь животных зимой»)

«Вишневый компот»

Бабушка решила сварить компот из вишни. Вишневый компот очень нравится Антошке.  Антошка взял у бабушки лукошко. В лукошко Антошка набрал много вишни. Из вишни бабушка сварила компот и джем. Вишневый компот и джем понравились Антошке.

Вопрос  к выступающим аналогичный. (автоматизация звука Ш, закрепление употребления притяжательных прилагательных, воспитательная задача – оказание помощи)

«Пожар»

В одноэтажном доме случился пожар. Пожар напугал жильцов соседней многоэтажки. Жильцы многоэтажки вызвали пожарных. Пожарные быстро приехали на красной пожарной машине. Пожарная машина остановилась возле загоревшего дома. Из дома отважный пожарный вынес девочку Женю. Женя благодарила пожарных и жителей многоэтажки.

(Автоматизация звука Ж, активизация словаря по теме «Транспорт», «Профессии»,  закрепление навыков словообразования «одноэтажный», «многоэтажный»)

Картинки по запросу "тексты цепной структуры""

Картинки по запросу "тексты цепной структуры""


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям.

Развитие связной речи у дошкольников. Советы  родителям....

Методическая разработка "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

Многие родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирате...

Конспект родительского собрания "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР".

На собрании рассматривается актуальный вопрос о развитии связной речи детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР....

Мастер-класс "Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет"

В группе 1мл возраста «Почемучки» воспитатель Липатова О.С. провела родительское собрание-мастер-класс для родителей «Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 л...

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....