Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Потапова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" с КТП для обучающихся индивидуально на дому

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предметной области "Язык и речевая практика" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.

Пояснительная записка.

Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи        с        этим,        обучение        обучающихся        речи        и        коммуникации        должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Общая характеристика предмета

В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») - обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающихся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

При обучении «Речь и альтернативная коммуникация» обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление обучающихся с художественной литературой, на занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии учебным планом ГКОУ  С(К)Ш  на 2023/2024 учебный год рассчитана на 65 часов в год, 2 раза в неделю (исходя из 34 учебных недель в год).

Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".

Раздел "Коммуникация".

                Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с

собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

> формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

>формирование уважительного отношения к окружающим;

>овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире;

>развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

  1. умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях;
  2. понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
  3. умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
  4. узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
  5. использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
  6. копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Название раздела

Количество часов по четвертям

Проведено

I ч

II ч

III ч

VI ч

1

Мониторинг

3

-

-

-

3 часа

2

Коммуникация

5

1

4

3

13 часов

3

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

-

2

5

1

8 часов

4

Чтение и письмо

7

11

11

7

36 часов

5

Тестирование

1

1

1

1

4 часа

6

Повторение

1

1 час

Итого:

16

часов

15

часов

21

час

13

часов

65 часов

Календарно - тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

на 2023-2024 уч.год (65 часов)

Содержание

программного материала

Кол-

во часов

Дата проведения

Планируемый результат

Средства обучения

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

I четверть - 16 часов

1-3

Мониторинг

3

04.09.23

07.09.23

11.09.23

4-5

Слова -

2

14.09.23

Умеет пользоваться

Карточки

Показывают и называют

Развитие

приветствия, слова

словами приветствия

графические изображения

зрительного и

– прощания

       18.09.23

и прощания

слов

слухового

вербально и не

восприятия

вербально

6-8

Обращение

3

21.09.23

2509.23

28.09.23

Карточки, сюжетные и предметные

Развитие слухового и

зрительного восприятия

картинки, пиктограммы.

Показывают и называют графические изображения.

9-12

Звуки и буквы А,У,0,М. Чтение слогов

4

02.10.23

05.10.23

09.10.23

12.10.23

Узнает букву среди других букв, воспроизводит звук, конструирует букву.

Карточки, сюжетные и предметные картинки, пиктограммы, алфавит.

Рабочая тетрадь

Показывают и называют буквы, читают слоги.

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

13-15

Написание букв  А,У,0,М. и  слогов

3

16.10.23

19.10.23

23.10.23

16

Тестирование

1

26.10.23

II четверть – 15 часов

17

Обводка и рисование треугольника по

шаблону

1

09.11.23

Умеет обводить и рисовать треугольник по

шаблону

Шаблон треугольника

Обводят и рисуют треугольник по шаблону

Развитие мелкой моторики

18-19

Понимание слов, указывающих на предмет

2

13.11.23

16.11.23

Узнает и понимает слово указывающего на предмет.

Карточки, сюжетные и предметные картинки, пиктограммы, алфавит.

Интерактивно е

оборудование

Читают слоги.

Печатают в тетради слоги и слова.

Развитие слухового и зрительного восприятия

20-23

Буква С, Ч, Н. Чтение слогов и слов

4

20.11.23

23.11.23

27.11.23

30.11.23

Узнает букву среди

Разрезная азбука.

Развитие зрительного

24-27

Написание букв С, Ч, Н.

3

04.12.23

07.12.23

11.12.23

других букв, воспроизводит звук, конструирует букву.

Предметные картинки, название которых начинается со звука «Н,С,Ч»

Называют слова, которые начинаются набукву С,Ч,Н (с помощью предметных картинок).

Печатают буквы и слоги в тетради. Работают с карточкой

восприятия и мелкой моторики

27-29

Написание и чтение слогов с изученными буквами

3

14.12.23

18.12.23

21.12.23

Узнает букву среди других букв, воспроизводит звук, конструирует букву.

Предметные картинки, название которых начинается со звука «Н,С,Ч»

Называют слова, которые начинаются набукву С,Ч,Н (с помощью предметных картинок).

Печатают буквы и слоги в тетради. Работают с карточкой

восприятия и мелкой моторики

30

Тестирование

1

25.12.23

31

Написание и чтение слогов с изученными буквами

1

28.12.23

Узнает букву среди других букв, воспроизводит звук, конструирует букву.

Предметные картинки, название которых начинается с изученных звуков

Называют слова, которые начинаются на изученные буквы (с помощью предметных картинок).

Печатают буквы и слоги в тетради. Работают с карточкой

восприятия и мелкой моторики

III четверть – 21 час

32-34

Понимание слов, обозначающих

действия предмета

3

11.01.24

15.01.24

18.01.24

Понимает слова, обозначающие

действия предмета.

Карточки, сюжетные и предметные картинки, пиктограммы

Выполняют упражнение на понимание простых по звуковому составуслов обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,

рисовать, играть, гулять и др.) Чтение слогов. Печатание в тетради слогов и слов.

Упражнения на соотнесения слогов с их графическим

изображением

Развитие зрительного и слухового восприятия

35-38

Буква И,К,П,Т Чтение слогов и

слов

4

22.01.24

25.01.24

29.01.24

01.02.24

Узнает букву среди других букв, воспроизводит звук, конструирует букву.

Разрезная азбука.

Предметные картинки, название которых

Выполняют упражнение на узнавание буквы, еѐ звуковое воспроизведение, конструирование. Называют слова, которые начинаются на букву И,К,П,Т (с помощью

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

39-42

Конструирование и выделение букв И,К,П,Т

4

05.02.24

08.02.24

12.02.24

15.02.24

43-46

Написание  букв  И,К,П,Т

4

19.02.24

22.02.24

26.02.24

29.02.24

начинается со звука

«И,К,П,Т»

Рабочая тетрадь

предметных картинок). Печатают буквы и слоги в тетради. Работа с карточкой

47-48

Понимание слов, обозначающих признак

действия, состояние

2

04.03.24

07.03.24

Узнает понимает слова указывающие на состояние.

Формировать умение употреблять слова обозначающие признак действия, состояния в речи

Карточки, сюжетные и предметные картинки, пиктограммы

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов обозначающих действия, состояние громко, тихо,

быстро,

медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) Чтение слогов. Печатание в тетради слогов и слов. Упражнения на соотнесения слогов с их

графическим изображением

Развитие слухового и зрительного восприятия

49

Написание и чтение слогов с изученными буквами

1

11.03.24

Узнает букву среди других букв, воспроизводит звук, конструирует букву.

Предметные картинки, название которых начинается с изученных звуков

Называют слова, которые начинаются на изученные буквы (с помощью предметных картинок).

Печатают буквы и слоги в тетради. Работают с карточкой

восприятия и мелкой моторики

50

Тестирование

1

14.03.24

51-52

Написание и чтение слогов с изученными буквами

2

18.03.24

21.03.24

Узнает букву среди других букв, воспроизводит звук, конструирует букву.

Предметные картинки, название которых начинается с изученных звуков

Называют слова, которые начинаются на изученные буквы (с помощью предметных картинок).

Печатают буквы и слоги в тетради. Работают с карточкой

восприятия и мелкой моторики

VI четверт-13часов

53-55

Буква Ы,Х,Ш,Л Чтение слогов и слов

3

04.04.23

08.04.23

11.04.23

Развивать умение узнавать букву среди других букв, воспроизводить звук, конструировать букву. Формировать навык чтения, графического изображения буквы

Разрезная азбука.

Предметные картинки, название которых начинается со звука

«Ы,Х,Ш,Л»

Рабочая тетрадь

Упражнения на узнавание буквы, еѐ звуковое воспроизведение, конструирование. Называние слов, которые начинаются на букву Ы,Х,Ш,Л (с помощью предметных картинок).

Упражнения на чтение слогов и слов. Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением.

Печатание буквы и слогов в тетради. Работа с карточкой

Развитие зрительного и слухового восприятия

56-58

Конструирование и

выделение букв Ы,Х,Ш,Л

3

15.04.23

18.04.23

22.04.23

59-62

Написание буквы Ы,Х,Ш,Л

4

25.04.23

02.05.23

06.05.23

13.05.23

63

Понимание слов, обозначающих число, количество

предметов

1

16.05.23

Развивать умение узнавать и понимать слово указывающего на количества

предмета. Формировать умение употреблять слова обозначающие число, количество предметов в речи

Карточки, сюжетные и предметные картинки, пиктограммы. Интерактивно е

оборудование

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов обозначающих действия предмета (пять, второй и др.)

Чтение

слогов. Печатание в тетради слогов и слов. Упражнения на соотнесения слогов с их

графическим изображением. Дидактические задания, например: «Возьми пять карточек»,

«Назови первую картинку» и др.

Работа с карточкой: назови и раскрась те предметы, которых по два и т.д.

64

Тестирование

1

20.05.23

65

Повторение изученного материала

1

23.05.23

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • иллюстрации и открытки по произведениям  художественной литературы,
  • картины по сказкам;
  • картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые обучающиеся используют в своих играх-занятиях;
  • карточки со слогами, словами;
  • карточки с пиктограммами;
  • набор картинок с изображением знакомых детям объектов;
  • трафареты;
  • буквы;
  • рабочие тетради.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация":

  1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
  2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,

других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).

  1. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных

реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

  1. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого

слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия

хорошо известных предметов и действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

  1. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения

В связи с современными требованиями государства и об­щества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...