Открытый урок русского языка 8 класс «Падежные окончания существительных во множественном числе»
план-конспект урока (8 класс)

Тема: Падежные окончания существительных во множественном числе

Цель: совершенствование знаний об окончаниях существительных во множественном числе;

Задачи:

Образовательные: развивать умение выделять падежные окончания имен существительных множественного числа; развивать умение ставить ударение в словах, задавать падежные вопросы, определять падеж имен существительных;

Коррекционно-развивающие: корригировать мышление на основе упражнений в анализе, синтезе, следовать инструкциям

Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, развивать умение участвовать в учебной беседе

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: проблемно-поисковая, дифференцированная, здоровьесберегающая, ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhnye_okonchaniya_sushchestvitelnyh_vo_mn._chisle.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Открытый урок русского языка

8 класс

 «Падежные окончания существительных

во множественном числе»

  Подготовила:

учитель русского языка и чтения

  Кочетова Елена Геннадьевна

р.п. Благовещенка

ноябрь 2023 год

Тема: Падежные окончания существительных во множественном числе

Цель: совершенствование знаний об окончаниях существительных во множественном числе;

Задачи:

Образовательные: развивать умение выделять падежные окончания имен существительных множественного числа; развивать умение ставить ударение в словах, задавать падежные вопросы, определять падеж имен существительных;

Коррекционно-развивающие: корригировать мышление на основе упражнений в анализе, синтезе, следовать инструкциям

Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, развивать умение участвовать в учебной беседе

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: проблемно-поисковая, дифференцированная, здоровьесберегающая, ИКТ

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на уроке.

           Организация внимания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята приветствуют учителя

Выполняют задание

Доброе утро, ребята и гости!

Хорошего дня вам от солнышка и от меня!!!

Давайте улыбнемся друг другу.

Слайд 1

  1. Актуализация знаний.

Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. Повторить изученное.

        Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, через разгадывание

        ребусов

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют задание

Выполняют самостоятельно в парах

Ответы учащихся,

Доказывают и называют правильный ответ

  • Гимнастика для пальцев

Прежде чем начнем писать, давайте, разомнем пальцы.

Взяли ручку и потерли между ладошками, 5 раз переложили ручку из одной руки в другую, крепко сжимая в кулаке, сжали руки в кулаки, потерли ладошки.

Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа.

  • Словарная работа.

Цель: закрепить написание словарных слов

Разгадайте ребусы и запишите слова во мн. числе

Подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.

Планета.  Секретарь. Паспорт. Медаль

Проверим:  поменяйтесь тетрадями, проверьте написание слов с экран.  Поднимите руку, кто написал без ошибок.

  • К какой части речи относятся данные слова?

Давайте проведем разминку, которая поможет узнать, всё ли вы знаете по теме «Существительное»

(правда хлопаем, неправда топаем и исправляем)

Имена существительные отвечают на вопросы какой, какая.

Имена существительные обозначают предмет.

Имена существительные изменяются по числам.

Существительное документ мн.ч. Докажите.

Существительное паспорт ед.ч. Докажите.

Имена существительные склоняются.

В русском языке 5 падежей.

Существительные в Р.п.отвечают на вопросы кого? чего?

Существительные в Д.п.отвечают на вопросы кем? чем?

Существительные в П.п.отвечают на вопросы о ком? о чем?

Склонение существительных – это изменение по падежам.

Слайд

разноуровневые ребусы

Взаимопроверка со слайда

фронтальный опрос

        

  1. Сообщение темы и цели урока

Цель: определить тему, обозначить цели и задачи изучаемого материала, привлечь внимание и

          вызвать интерес к изучению новой темы.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

формулируют тему урока.

научиться определять падеж существительных,

выделять окончание

  • Постановка проблемы

Составьте предложение со словом секретари

Что изменяется в этом слове в разных предложениях?

Сформулируйте тему урока.

Расшифруйте и узнаете, правильно ли определили тему.

Какие задачи нам придется решать на уроке?

Что будем учиться делать?

Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать падежные окончания существительных во множественном числе

Слайд

Слайд

  1. Изучение нового материала

Цель: развивать умение выделять падежные окончания существительных множественного числа;  

           развивать умение ставить ударение в словах, задавать падежные вопросы, определять падеж  

           существительных;

               Корригировать мыслительные процессы: анализ, синтез, сопоставление.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

Выполняют задание

  1. Работа с учебником

Открываем учебник на стр. 76

Чтение темы урока.

  • Выполнение упражнений

стр. 76 упр. 97после коллективного обсуждения

Прочитайте отрывок из сказки. Рассмотрите рисунок.

Что изображено на рисунке?

Что такое терем?  Кто такой звонарь?

Запишите отрывок, вставьте пропущенные окончания.

1-2 группа по заданию

3 группа списать

Трудно ли было вставить окончания? Почему?

стр.76 упр. 98 (1 предложение)

Прочитайте первое предложение. Кто догадался, что это? Как вы ее понимаете? О каких качествах человека можно судить по его делам?

Поставьте выделенные слова во множественном числе. Запишите пословицу. Задайте вопрос к выделенным словам. Выделите окончания.

1-2 группа по заданию

3 группа списать

Трудно ли было вставить окончания? Почему?

Слайд

пустой

проверка из тетради

какие окончания вставили?

Проверка

Какое окончание написали в 1 слове? Во 2 слове?

  1. Физминутка

Цель: Снять утомляемость, эмоциональную скованность и тревожность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята повторяют движения физкультминутки

  • Игра «Я такой»

Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте руки в стороны и обнять себя.

Трудолюбие, жадность, отзывчивость, доброта, злость, зависть, ответственность, храбрость, аккуратность, справедливость, ложь, лень, честность.

Слайд

  1.  Закрепление полученных знаний.

Цель: Учить применять знания по аналогии. Корригировать мыслительные процессы:

           анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

ученики работают в тетрадях

Выполняют тест

  • Выполнение упражнения

Отгадайте загадку:

Если непонятно слово, если, как писать, не знаю,

Нет выхода иного – эту книгу открываю. Словарь

Что такое словарь? Для чего он нужен?

А сейчас я вам предлагаю выполнить на стр. 76 упр. 99, в котором используется слово словари.

Самостоятельно, после разбора

1,2 группа по заданию

3 группа списать (индивидуальная помощь)

Вывод по написанию падежных окончаний имен существительных множественного числа

Как слышатся и как пишутся падежные окончания существительного словари. Почему?

  • Тест (по времени)

Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.

Отметьте строку, в которой неверно указан падеж имени существительного во множественном числе, выделите окончание, поставьте ударение.

числе.

1) Ребята подошли к ёлкам ( Д.п.).

2) Туристы поселились в тёмных пещерах. (П.п.)

3) Не за горами (П.п.) Новый год.

С хохолками (Т.п.) свиристели прилетели.

бята подошли к ёлкам ( Д.п.).

2) Туристы поселились в тёмных пещерах. (П.п.)

3) Не за горами (П.п.) Новый год.

Над осинк_____ и берёзк_____ пронёсся ветерок.

Ребята подошли к дубам (Д.п.).

Не за горами (П.п.) Новый год.

Проверка устно: Поднимите руку, кто отметил 1 строку. Докажите свой выбор.2 строку. Докажите.

3 строку. Докажите.

Слайд

Индивидуальная помощь

Проверка со слайда

Дифференцированная работа

  1. Домашнее задание

Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают

в дневник задание

Стр.76 упр. 98 (2-4 предложение)

1-2 группа по заданию

3 группа списать

Слайд

  1. Итог урока, оценивание.

Цель: Сделать вывод и подвести итог. Отметить работу учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

  • Самооценка учениками собственной учебной деятельности

Как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

Выставление отметок.

Какую оценку вы бы себе поставили?

Я согласна…            я не согласна….

Чему мы учились на уроке?

Как слышатся и как пишутся ударные падежные окончания существительных во множественном числе?

Если урок понравился, похлопайте.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в ТДМ по теме "Множественное число существительных"

Урок английского языка в 3 классе (можно во 2 классе) в технологии деятельностного метода...

Урок английского языка в ТДМ по теме "Множественное число существительных"

Урок английского языка в 3 классе (можно во 2 классе) в технологии деятельностного метода...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс

Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного  числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....

Открытый урок русского языка 6 класс «Изменение существительных по числам»

Тема: Изменение существительных по числамЦель: формирование умения классифицировать имена существительные по их признакам;Задачи:Образовательные: развивать умение определять число имен существительных...

открытый урок русского языка в 6 классе "Числительные, которые называют целые числа"

- Сегодня, ребята, у нас с вами будет не совсем обычный урок: нам предстоит создать газету. А известно ли вам, люди каких профессий создают газету? (Журналисты, редакторы, корреспонденты). Правильно. ...