Использование ИКТ на уроках трудового обучения в коррекционной школе
консультация
Использование ИКТ на уроках трудового обучения в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_trudovogo_obucheniya.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках трудового обучения в коррекционной школе
учитель профессионально-трудового обучения
ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Баланина И.Ю.
Сейчас особое значение приобретает творческое внедрение в практику учебно-воспитательной работы новых технологий и методик. Для коррекционной школы - это, прежде всего, улучшение результативности коррекционной работы основой общеобразовательной и трудовой подготовки учащихся. Особенности урока в коррекционной школе создают широкие возможности для использования компьютерной техники. Основная идея использования компьютерной техники во вспомогательной школе состоит в том, что компьютер должен быть не объектом изучения, а средством, с помощью которого ребенок с недостатками развития интеллектуальной сферы сможет заполнить пробелы в знаниях по различным предметам. Также необходимо учитывать особенности психики детей с нарушениями интеллекта, прежде те, которые могут усложнить работу с техникой. Это, в частности, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, замедленный темп восприятия, длительное вхождение в процесс работы. Интерес к компьютеру повышает работоспособность, концентрирует внимание и несколько увеличивает темп работы. У детей с нарушениями интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а появившись - становятся неустойчивыми и недифференцированными. Возможность компьютерной среды демонстрировать различные сложные явления позволяет закрепить эти связи. Компьютерная программа предоставляет большие возможности моделирования различных ситуаций, значительно обогащает опыт школьников. Эффективное воздействие на человека осуществляет та информация, которая влияет на несколько органов чувств и запоминается она тем лучше и крепче, чем больше каналов была активизирована. С целью повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, поиска рациональных методов и путей решения задач учебно-воспитательного процесса особенно целесообразным является использование информационно-коммуникационных технологий на уроках таких типов как уроки изучения нового материала и уроки обобщения и систематизации знаний. Дидактические возможности и методические варианты мультимедийных средств обучения достаточно широкие и разнообразные. Они могут использоваться в самых разнообразных ситуациях (перед изучением или после изучения учебной темы, в начале или в конце урока, в сочетании с другими средствами обучения). В разных ситуациях мультимедийные средства обучения могут иметь различные дидактические функциональные назначения: служить опорой (слуховой, зрительной) для дальнейшего усвоения учащимися знаний, иллюстрацией или средством повторения и обобщения учебного материала. Учитель должен учесть конкретные условия учебной работы, возрастные особенности детей, уровень знаний учащихся, их жизненный опыт и технические возможности оборудования класса информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мультимедийное сопровождение должен содержать богатый фактический и иллюстративный материал, который может быть использован в учебных целях, иметь четкое дидактическое назначение, педагогическую направленность, адекватно соответствовать учебной программе и легко активизироваться на компьютере. В настоящее время существует большое количество лицензионных программно-педагогических средств (ППС). Прежде всего рассмотрим возможности программы PowerPoint при создании мультимедийных продуктов. Для повышения заинтересованности учащихся к изучению любой новой темы трудового обучения целесообразно вводный урок проводить с применением мультимедийной презентации. Одним из главных аспектов программы MS Power Point является применение анимационного эффекта. Использование анимации дает возможность более действенно влиять на эмоции учащихся, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала. Благодаря возможностям программы Power Point урок приобретает современный вид, повышается его эффективность, эмоциональность, образность, что является залогом качественного обучения. Также важно то, что у ученика растет интерес к обучению. Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению данного курса. Это ведет к усилению познавательной деятельности учащихся, развития их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Средства информационных технологий позволяют сократить время на получение новых знаний, сделают данный процесс желанным и интересным. Программно-педагогическое средство (ППС) "Библиотека электронной наглядности. Трудовое обучение, 5-9 классы "- это электронное издание, содержащее: - Набор мультимедийных компонентов - текстов, рисунков, фотографий, анимаций, видеофрагментов и тестовых заданий ко всем тем из курса трудового обучения, изучаемых в 5-9 классах; - Проигрыватель мультимедийных компонентов; Программно-педагогическое средство (ППС) "Библиотека электронной наглядности. Трудовое обучение, 5-9 классы "обеспечивает: - Проведение урока по готовому сценарию; - Формирование учителем собственного урока, используя стандартный набор базовых элементов ППС; - Обработка результатов работы учащихся с ППС в локальной сети - Возможность сохранения результатов индивидуальной и групповой работы учащихся на сервере. Одним из модулей ППС является программный модуль "Уроки" - где представлены разработчиком уроки к данному курсу. При этом изложение учебного материала построено таким образом, чтобы пользователь мог видеть структуру всего урока, ускорить или замедлить изучения, повторить изучение любой части урока. Программно-педагогические средства (ППС) экономят время учеников, которое он тратит на рутинные операции по поиску учебного материала, повторения забытых понятий или ознакомлением с неизвестными понятиями. Все это становится возможным благодаря справочной информации ППС. Каждый урок заканчивается практическими или контрольными заданиями, тестами. Данный педагогический программное средство (ППС) имеет широкий спектр демонстрационных возможностей: - анимация процессов, которые сложно или невозможно наблюдать в естественной среде; - увеличение или уменьшение изображений, их перемещения, изменение направления наблюдения и т.п.. Следующий вид применения компьютера на уроках - это разнообразные специализированные учебные компьютерные программы. Например это интерактивная программа «Школа ремонта», или программа для систематизации и обобщения знаний по малярно-штукатурной дела «Материаловедение», содержание которой состоит из следующих тематических разделов как: штукатурные работы, малярные и обойные работы и отделочные работы, каждый из которых имеет подразделения : материалы, инструменты, технологии, словарь терминов и раздел помощь. При нажатии на необходимый пункт, пользователь сразу получает подробную информацию о том или иной инструмент, материал или технологическую операцию. Программа содержит разнообразные интерактивные упражнения и тестовые задания, которые эффективно помогают учителю в дополнительной коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Они полезны еще и потому, что каждый ученик может самостоятельно проверить свои знания и обратить внимание на недостаточно усвоенный материал. Таким образом, использование компьютерных программ значительно изменяет учебный процесс: одновременно происходит взаимодействие дидактического треугольника - ученик - компьютер - учитель. Внедрение компьютеров в обучение детей с недостатками развития интеллектуальной сферы - это средство активизировать все психические процессы (особенно операционные компоненты мышления), средство перехода от наглядно-образного уровня мышления к абстрактному. С помощью компьютерных программ можно индивидуализировать процесс обучения, что позволяет обеспечить адекватный темп работы для каждого ученика. Компьютер открывает широкие возможности в моделировании различных сред обучения как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Одновременно следует рассматривать компьютер не как самоцель или альтернативу традиционным методам, а лишь как один из способов повышения эффективности и коррекционной направленности обучения детей с нарушениями интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Звездный час» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие«Звездный час»По предмету: швейное дело в коррекционной школе VIII видаИгра рассчитана на учащихся 8-9 классов .Данное мероприятие может проходить во время предметной недели по ...
Игра «Счастливый случай» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида
Игра может быть проведена на уроке швейного дела, как закрепление пройденного материала или как внеклассное мероприятие на Неделе трудового обучения.В игре принимают участие две команды по 5-7 ч...
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»...
"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"
Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения в коррекционной школе"
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
Дифференциация и индивидуализация на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинако...