Дифференциация и индивидуализация на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
учебно-методический материал (6, 7 класс) на тему
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Но если для массовых школ, реализуя дифференцированный и индивидуальный подходы в процессе обучения, основной целью является раскрытие более высокого потенциала каждого ребенка, развитие творческой, самостоятельной личности, повышение качества обучения, то для нашей школы, дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциация и индивидуализация на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
- Актуальность опыта.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Но если для массовых школ, реализуя дифференцированный и индивидуальный подходы в процессе обучения, основной целью является раскрытие более высокого потенциала каждого ребенка, развитие творческой, самостоятельной личности, повышение качества обучения, то для нашей школы, дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности.В своей работе в данном направлении ставлю перед собой следующую цель:
Создание условий для раскрытия потенциала каждого ученика и развития их умственных и физических возможностей с учетом индивидуальных особенностей, реализуя на своих уроках дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.В соответствии с поставленной целью, решаю следующие задачи:
- Выявление уровня обучения и здоровья учащихся
- Отбор содержания учебного материала для работы с детьми каждого уровня и определение методов, форм и методических приемов, способствующих применению уровневой дифференциации на уроках
- Контроль влияния уровня развитиядетей на качество знаний, познавательный интерес к предмету, психологический климат на уроке.
Для реализации поставленной цели свою работу строю следующим образом:
- Входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы).
- Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.
- Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.
- Входная диагностика. Определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы.
Свою работу по дифференцированному обучению начинаю с определения критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого учащегося (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями, воспитателями и результатами обследований, проводимых психологом.
Основные критерии:
- Организация рабочего места
- Соблюдение правил техники безопасности
- Умение работать по готовому плану
- Умение составлять план предстоящей работы самостоятельно
- Качество выполненной работы
- Самоанализ выполненной работы
Данные критерии выбраны в связи со спецификой предмета. Для определения результатов применяю следующие формы:
Проведение контрольных срезов и практических работ в начале года в каждом классе по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью определения фактического уровня знаний детей, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обученности.По результатам диагностического тестирования составляю индивидуальную карту учёта учебных умений и навыков, которая помогает мне распределить учащихся по типологическим группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей.
2. Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.
На основе полученных данных выделяю типологические группы учащихся, отличающихся:
- Уровнем работоспособности и темпом работы;
- Особенностями восприятия, памяти, мышления;
- Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
1 группа. Учащиеся данной группы в основном успешно справляются с обучением во фронтальной работе. К ним нет необходимости систематически применять дифференцированный подход с задачей преодоления отставания в учебе. Они способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы самоконтроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного уровня усваиваются успешно.
2 группа: Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональными приемами, работоспособность средняя. Эффективное обучениеучащихся 2 группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода.
3 группа: Основная трудность для данных учащихся состоит в том, что программа по трудовому обучению предусматривает конструктивно и технологически изготовление новых изделий. Но учащиеся данной группы могут овладевать простейшей профессиональной деятельностью лишь при условии, если одно и то же учебное задание повторяется несколько раз, при этом образ изделия и план предстоящей работы, в основном, усваивается во время практического выполнения задания. Поэтому для обучения данной группы учащихся в организации учебной деятельности целесообразно применение индивидуального подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками, темп работы низкий.Распределение учащихся по типологическим группам помогает мне организовать не только внутреннюю дифференциацию (внутри класса), но и внешнюю, предполагающую обучение разных классов в одной параллели по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала, сложностью изготавливаемого объекта труда, что помогает в полной мере усвоить учебный материал всем учащимся.
3. Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.Дифференцированный подход применяю на всех этапах урока, распределяя предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности:
Задания по уровню сложности.
Самой распространенной формой дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп учащихся). Такую форму дифференциации применяю при повторении пройденного и закреплении нового материала.
Предлагаемые мной задания по уровню сложности делятся на три уровня:
I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных технологических решений.
Задания II-ого и III –его уровней отличаются тем, что при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность. Кроме того, задания для II –ого и III –его уровня незначительно отличаются по своей сложности.
В заданиях для II уровняпредполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением учащимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.Чаще всего это работа по карточкам, тестовые задания с разным уровнем сложности, которую применяю при письменном опросе на разных этапах урока.
Чтобы разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся, особенно на уроках проверки знаний, часто использую такую форму, как урок – игра, которая позволяет включать различные формы дифференциации и индивидуализации на каждом этапе проверки знаний по теме или разделу предмета.На таких уроках использую следующие приемы дифференциации:
Работа в группах.
Делю класс на две команды, в которые входят ученики разных типологических групп, с целью осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы, где ученики первой группы выступают в роли консультантов и помогают справиться с практическими заданиями слабым ученикам.
Задания занимательного характера
Это пазлы, ребусы
Вывод: Такие формы организации учебной деятельности способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшают общую работоспособ-ность, позволяют даже самым неуспешным ученикам справиться с заданием и дают возможность многократно повторить один и тот же материал.
Дифференциация по уровню творчества
Для выявления и развития творческих способностей каждого ребенка в своей работе на протяжении нескольких лет веду в 7 – 8 классах общественно производительный труд, где мальчики выполняют, как индивидуальные творческие работы, так и коллективные, подбираю вид и технику декоративного творчества индивидуально, с учетом особеннос-тей и возможностей каждого ученика. Такая форма индивидуализации позволяет разви-вать у учащихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, а когда дети видят результат своего труда и его высокую оценку, повышается мотивация к творческой деятельности и появляется уверенность в свои возможности.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференци-рованных заданий.
При осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода сравниваю результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не успехами других детей. Отметка может быть выставлена не только за конечный илипромежуточ-ный результат труда, а за любое продвижение в развитии.
Любой результат успеха должен быть оценен
– для ученика это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности;
- для учителя, проводя анализ динамики развития учащихся, позволяет сделать выводы:
1. об объекте коррекции (т.е. сразу видно, что надо развивать, что корригировать, над какими трудностями учащегося работать);
2. О развитии учащихся (переходит ли ученик от одной группы к другой (3-2, 2-1).
Диагностический контроль за результатами работы учащихся позволяет мне составить дальнейший план индивидуальной и дифференцированной работы с данными учащимися.
Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подхода:
- Отсутствие в классе отстающих учащихся;
- Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
- Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
- Развитие способностей учащихся.
Трудности в реализации дифференцированного и индивидуально подхода:
- Большая подготовительная работа к уроку;
- Переработка содержания учебного материала;
- Дидактическое обеспечение урока;
- Подготовка учащихся к такой форме работы;
- Проведение мониторинга.
Рекомендации: для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов, благоприятная атмосфера между учителем и учениками.
ЛИТЕРАТУРА.
- Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.
- Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин.- изд. 2-е, -Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- С.Л.Мирский, Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1980.
- С.Л.Мирский, Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М. “Педагогика”, 1990г.
- Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов. М., 1998.
Предварительный просмотр:
Кудрявцев И. В.
учитель трудового обучения ГКОУ «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Моздок»
«Использование современных технологий на уроках
трудового обучения в коррекционной школе».
Сейчас особое значение приобретает творческое внедрение в практику учебно-воспитательной работы новых технологий и методик. Для коррекционной школы - это, прежде всего, улучшение результативности коррекционной работы основной общеобразовательной и трудовой подготовки учащихся.
Особенности урока в коррекционной школе создают широкие возможности для использования компьютерной техники. Основная идея использования компьютерной техники во вспомогательной школе состоит в том, что компьютер должен быть не объектом изучения, а средством, с помощью которого ребенок с недостатками развития интеллектуальной сферы сможет заполнить пробелы в знаниях по различным предметам.
Также необходимо учитывать особенности психики детей с нарушениями интеллекта, прежде всего те, которые могут усложнить работу с техникой. Это, в частности, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, замедленный темп восприятия, длительное вхождение в процесс работы.
Интерес к компьютеру повышает работоспособность, концентрирует внимание и несколько увеличивает темп работы. У детей с нарушениями интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а появившись - становятся неустойчивыми и недифференцированными. Возможность компьютерной среды демонстрировать различные сложные явления позволяет закрепить эти связи. Компьютерная программа предоставляет большие возможности моделирования различных ситуаций, значительно обогащает опыт школьников.
Эффективное воздействие на человека осуществляет та информация, которая влияет на несколько органов чувств и запоминается она тем лучше и крепче, чем больше каналов было активизировано. С целью повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, поиска рациональных методов и путей решения задач учебно-воспитательного процесса особенно целесообразным является использование информационно-коммуникационных технологий на уроках таких типов, как уроки изучения нового материала и уроки обобщения и систематизации знаний.
Дидактические возможности и методические варианты мультимедийных средств обучения достаточно широкие. Они могут использоваться в самых разнообразных ситуациях (перед изучением или после изучения учебной темы, в начале или в конце урока, в сочетании с другими средствами обучения). В разных ситуациях мультимедийные средства обучения могут иметь различные дидактические функциональные назначения: служить опорой (слуховой, зрительной) для дальнейшего усвоения учащимися знаний, иллюстрацией или средством повторения и обобщения учебного материала.
Учитель должен учесть конкретные условия учебной работы, возрастные особенности детей, уровень знаний учащихся, их жизненный опыт и технические возможности оборудования класса информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мультимедийное сопровождение должен содержать богатый фактический и иллюстративный материал, который может быть использован в учебных целях, иметь четкое дидактическое назначение, педагогическую направленность, адекватно соответствовать учебной программе и легко активизироваться на компьютере.
В настоящее время существует большое количество лицензионных программно-педагогических средств (ППС). Прежде всего рассмотрим возможности программы Power Point при создании мультимедийных продуктов. Для повышения заинтересованности учащихся к изучению любой новой темы трудового обучения целесообразно вводный урок проводить с применением MS Power Point является применение анимационного эффекта. Использование анимации дает возможность более действенно влиять на эмоции учащихся, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала. Благодаря возможностям программы Power Point урок приобретает современный вид, повышается его эффективность, эмоциональность, образность, что является залогом качественного обучения. Также важно то, что у ученика растет интерес к обучению.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению данного курса. Это ведет к усилению познавательной деятельности учащихся, развития их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Средства информационных технологий позволяют сократить время на получение новых знаний, сделают данный процесс желанным и интересным.
Программно-педагогическое средство (ППС) "Библиотека электронной наглядности. Трудовое обучение, 5-9 классы "- это электронное издание, содержащее:
- Набор мультимедийных компонентов - текстов, рисунков, фотографий, анимаций, видеофрагментов и тестовых заданий ко всем темам из курса трудового обучения, изучаемых в 5-9 классах;
- Проигрыватель мультимедийных компонентов; Программно-педагогическое средство (ППС) "Библиотека электронной наглядности. Трудовое обучение, 5-9 классы "обеспечивает:
- Проведение урока по готовому сценарию;
- Формирование учителем собственного урока, используя стандартный набор базовых элементов ППС;
Одним из модулей ППС является программный модуль "Уроки" - где представлены разработчиком уроки к данному курсу. При этом изложение учебного материала построено таким образом, чтобы пользователь мог видеть структуру всего урока, ускорить или замедлить изучения, повторить изучение любой части урока. Программно-педагогические средства (ППС) экономят время учеников, которое он тратит на рутинные операции по поиску учебного материала, повторения забытых понятий или ознакомлением с неизвестными понятиями. Все это становится возможным благодаря справочной информации ППС. Каждый урок заканчивается практическими или контрольными заданиями, тестами. Данный педагогический программное средство (ППС) имеет широкий спектр демонстрационных возможностей:
- анимация процессов, которые сложно или невозможно наблюдать в естественной среде;
- увеличение или уменьшение изображений, их перемещения, изменение направления наблюдения и т.п..
Следующий вид применения компьютера на уроках - это разнообразные специализированные учебные компьютерные программы.
При нажатии на необходимый пункт, пользователь сразу получает подробную информацию о том или ином инструменте, материале или технологической операции. Программа содержит разнообразные интерактивные упражнения и тестовые задания, которые эффективно помогают учителю в дополнительной коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Они полезны еще и потому, что каждый ученик может самостоятельно проверить свои знания и обратить внимание на недостаточно усвоенный материал.
Таким образом, использование компьютерных программ значительно изменяет учебный процесс: одновременно происходит взаимодействие дидактического треугольника - ученик - компьютер - учитель. Внедрение компьютеров в обучение детей с недостатками развития интеллектуальной сферы - это средство активизировать все психические процессы (особенно операционные компоненты мышления), средство перехода от наглядно-образного уровня мышления к абстрактному.
С помощью компьютерных программ можно индивидуализировать процесс обучения, что позволяет обеспечить адекватный темп работы для каждого ученика. Компьютер открывает широкие возможности в моделировании различных сред обучения как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Одновременно следует рассматривать компьютер не как самоцель или альтернативу традиционным методам, а лишь как один из способов повышения эффективности и коррекционной направленности обучения детей с нарушениями интеллекта.
Предварительный просмотр:
Кудрявцев И. В..
учитель трудового обучения ГКОУ «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Моздок»
Использование элементов проектирования
в процессе трудового обучения учащихся коррекционной школы
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида, основной задачей является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными.
Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфи-ческие особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, помощь учителя в этом необходима.
Особенность проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся.
Это, своего рода, контрольная работа по технологии. Варианты проектов могут быть различными. Проект может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся. Любой проект должен быть направлен на изготовление нового, конкретного изделия.
Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы - интерната, учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, реализуется возможность применять метод проектов на уроках по трудовому обучению. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и практической деятельности.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо обязательно учитывать психофизические особенности и способности школьников. Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения.
Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности. Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения. Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки.
Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся. Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основано на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
- формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
- созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
- дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
- использованию методов, активизирующих учебный процесс;
- использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи; неразрывному единству обучения и воспитания.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности.
Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. В процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение в ПУ – приобретение умения ставить близкие и далекие цели. От успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности рынков труда.
Предварительный просмотр:
Кудрявцев И. В..
учитель трудового обучения
«Формирование творческих саособностей учащихся коррекционной школы на уроках столярного дела».
Особое место на уроках трудового обучения занимает практическая работа учащихся, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.
Процесс изготовления любого изделия требует от ребенка активных действий. Об активности можно судить прежде всего по внешним ее признакам — ученик размечает, режет, клеит, лепит и т. д., то есть осуществляет определенные трудовые действия. В то же время трудно сказать насколько активен ребенок внутренне. Именно преобладание репродуктивной деятельности младших школьников следует считать одним из главных недостатков современного урока трудового обучения. Учащиеся в большинстве случаев ориентируется на создание копии изделия, демонстрируемого учителем в качестве образца.
Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, возможна лишь на этапе оформления изделия, причем необходимо отметить, что формированию умения грамотно, с учетом функционального назначения оформлять изделия специального внимания не уделяется. Каждый ребенок оформляет изделие произвольно, сообра-зуясь с собственным пониманием целесообразности и красоты.
Сама жизнь приводит нас к убеждению, что необходим переход к некоторому новому качественному уровню преподавания. Основная причина, мешающая учителю решать главную задачу, состоит в том, что мы учим детей на уроках труда делать вещи, но не учим их создавать мир вещей, мир, в котором нам удобно, в котором мы живем со своими друзьями, близкими людьми, через который выражаем себя.
Пока же существует традиция, в соответствии с которой каждая изготавливаемая ребёнком поделка выполняется им как одиночный предмет, в сущности, изолированный от других предметов материальной среды. А между тем в действительности так никогда не бывает: ни одна вещь, которой мы пользуемся, не существует и не функционирует сама по себе, она связана с обстановкой, с другими вещами и предметами, среди которых находится, а также с потребностями, физиологическими и психологическими особенностями человека, который ею пользуется.
Все эти вещи, в свою очередь, порождают совершенно определенный психологический климат, так или иначе действующий на создавшего их человека. В идеале под окружающей средой, с которой предмет должен гармонировать, понимаются не только предметы, но и все множество специфических условий этой среды: её обыденный или праздничный тип, особенности характера и образа жизни людей, живущих в данной среде. Разумеется, всё это достаточно сложно.
Воспитание такого человека, который способен организовать полную гармонию, является, видимо, одной из целей большой и серьезной работы школы.
Если попытаться точнее сформулировать задачу, которую предстоит решать современному учителю, то она состоит, очевидно, в формировании у детей особого типа мышления, которое можно назвать “дизайнерским”. Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.
Начать эту работу следует как можно раньше и вести по определенным этапам. Одной из задач первого этапа будет формирование у детей соответствующей установки сознания, с которой они подходят к работе по изготовлению отдельных бытовых вещей. Как же формируется эта установка? Хорошо известно, что основой любой установки сознания являются те или иные знания. Руководствуясь ими, человек начинает проявлять интерес к совершенно определенным сторонам действительности, избирательно на нее реагирует.
В начальных классах возможно и необходимо дать понятие об основных принципах создания красивых вещей. Хотелось бы обратить внимание учителя на некоторые положения, разработанные специальной наукой, — технической эстетикой. Их можно взять за основу в разработке уроков.
Работая над своими поделками, ученики каждый раз будут осмысливать пользу и красоту, выразительность вещи. Действительно красивая вещь — это вещь уместная, подходящая к обстановке. При выполнении любой вещи необходимо соблюдать конкретные требования.
Напомним некоторые из них:
— Все части предмета должны быть соразмерны, а предмет в целом должен быть пропорционален человеку, который будет им пользоваться. Очень полезны для осознания данного требования задания, в которых при конструировании предмета ученики ориентируются, например, на размер определенной игрушки: делают автомобиль или трактор, клеят для него гараж, прицеп и пр. Осознание учениками и учет такого требования, как соразмерность вещи, позволяет более грамотно в целом конструировать гармоничную форму. Например, когда ученики делают из пластилина вазочку для цветов, оба названных требования как бы помогают друг другу лучше проявиться. Назначение вазы требует, чтобы она была устойчивой, не опрокидывалась с цветами. Этим диктуется определенная форма изделия и определенные пропорции: ваза должна быть более тяжелой внизу.
— Любую вещь из любого материала нельзя делать без ущерба для практического употребления. Должны соответствовать предмету такие качества материала, как твердость или мягкость, цвет, гладкость или шероховатость поверхности и пр. В любом художественном изделии это соответствие должно выражаться наиболее ясно, чтобы производить наиболее сильное впечатление. Хороший вкус любит подлинное. Так, посуда, раскрашенная “под дерево”, теряет художественные достоинства, так как качества этих двух материалов весьма различны.
Очень важно, чтобы ученики усвоили: художественность вещи определяется не денежной стоимостью материала, из которого они сделаны, а тем, насколько мастеру удалось выявить и подчеркнуть все достоинства этого материала.
— Красота вещи заключается в определенности ее характера, в художественной выразительности формы и в полной ее согласованности с назначением самой вещи
— Существенную роль в изделиях играет цвет. Он также должен соответствовать назначению предмета. Цвет может сделать вещь веселой, радостной, строгой, торжественной или грубой, кричащей, фальшивой. Особенно важен даже не отдельный цвет сам по себе, а сочетание цветов — как внутри изделия, так и сочетание цвета изделия с цветовой гаммой его окружения.
Очень часто на уроке труда учитель предлагает ученикам “украсить” предмет, если после его изготовления осталось лишнее время, при этом не обсуждается, нужно ли вообще для сделанной вещи украшение и что оно ей даст. Тем самым мы утверждаем учеников в ложной мысли, что украшенный предмет лучше, чем неукрашенный. Этой мыслью в дальнейшем они часто и руководствуются в тех случаях, когда им нужно оформить свой быт, себя самих, а также исходят из подобного убеждения и в оценке окружающего предметного мира.
Поэтому на уроках труда при изготовлении бытовых вещей так важно сформировать у детей правильное отношение к их украшению. Лучше всего, если ученик подумает об этом до изготовления предмета.
Конечно, все перечисленные требования к художественному оформлению изделий носят достаточно общий характер, в конкретной же вещи все это проявляется в присущих только ей деталях. Из урока в урок ученики получают определенную информацию, приобретают соответствующий круг знаний, и из урока в урок эта информация осмысливается в самостоятельных творческих разработках. Изделие создается не путём копирования образца, а разрабатывается учеником самостоятельно. На первых этапах доля самостоятельности может быть и небольшой, поскольку особое внимание придется уделять обучению приемам работы, но творчество будет присутствовать обязательно и на этих уроках.
Первоклассники учатся изготавливать изделие из бумаги, используя приемы сгибания и вырезания; пользуясь ими, можно, например, красиво украсить бумажными салфетками обеденный стол. Учитель не просто показывает первоклассникам эти удобные и интересные приемы оформления стола, не только научит им детей, но еще и обязательно заострит внимание учеников на “привязанности” каждого из способов к определенной жизненной ситуации. Еще пример: изготовление новогоднего украшения (звезды) из квадратика бумаги. Связь красоты и пользы в подобном изделии выглядит иначе. Его основное назначение — украшать, в чём и заключается “полезность” данной вещи, тем не менее, все основные требования, о которых говорилось выше, здесь тоже проявляются. Из приведенных примеров мы видим, что в работе с младшими школьниками учитель не заостряет каждый раз подробное внимание на осмыслении и соблюдении всех дизайнерских требований.
Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремлению добывать звания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, игрушка и тому подобное. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Однако, чтобы создать конкретный продукт, нужны, кроме общеобразовательных общепрофессиональные знания, в том числе о способах деятельности: правила работы инструментами, технология изготовления изделия, правила создания художественных композиций, а самое главное — овладение ими на высоком уровне. А так как у школьников (даже младшего возраста) свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо в учебный процесс включить самые различные виды труда, поощряя проявление творчества.
Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей. Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству.
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и счастливой жизни — к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Звездный час» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие«Звездный час»По предмету: швейное дело в коррекционной школе VIII видаИгра рассчитана на учащихся 8-9 классов .Данное мероприятие может проходить во время предметной недели по ...
Игра «Счастливый случай» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида
Игра может быть проведена на уроке швейного дела, как закрепление пройденного материала или как внеклассное мероприятие на Неделе трудового обучения.В игре принимают участие две команды по 5-7 ч...
Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация в процессе трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Психологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективности обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В ус...
"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"
Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...
Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...