Доклад на МО коррекционной педагогики
методическая разработка
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mo_.pptx | 494.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга.
Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие Характеристика детей с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательных процессов. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Известный исследователь Сеген говорил, что олигофрен ничего не знает, не может и не хочет. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.
Восприятие Н арушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом. Восприятие недостаточно дифференцировано. Характерна узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия. Восприятие недостаточно активно. Умственно отсталые дети испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем.
Мышление Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Слабость логического мышления. Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. С лабая регулирующая роль мышления.
Память Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т. к. воспроизведение — процесс, требующий волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память. Особенность памяти умственно отсталых детей — эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.
Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.
Речь Р азвитие речевой моторики, так же как и общей, замедлено, запаздывает развитие артикуляционных движений. Страдают все стороны речи — фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. У умственно отсталых детей широко распространены фонетические нарушения по причинам общего познавательного недоразвития, недоразвития речевой моторики (параличи, парезы, гиперкинезы) и фонематического восприятия ( неразличение фонем), аномалий артикуляционного аппарата (нёба, губ, зубов). Активный словарь гораздо беднее пассивного. Отсутствует дифференциация в обозначении сходных предметов. Это связано с трудностями различения самих предметов. Медленно усваиваются закономерности языка, речевые обобщения. Дети испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза. Снижена потребность в речевом общении.
Внимание Х арактеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.
Эмоционально-волевая сфера Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех— слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (эйфория, дисфория, апатия). Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков. Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью.
Деятельность У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Умственно отсталые дети приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью; в результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действий. При этом они соскальзывают на действия, производимые раньше, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности. Дети не соотносят получаемый результат с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Они не критичны к своей работе.
Личность Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности (сон, еда, сексуальные потребности); в связи со сниженной контролирующей функцией головного мозга с годами их побудительная сила увеличивается. Общая активность снижена. Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Отсутствует гибкость, поведение стереотипное, шаблонное. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков. Развитие способностей и компенсирующих возможностей ограничено. Самосознание характеризуется некритичностью к своим и чужим поступкам, неадекватной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности".
Доклад на темe"Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности.В докладе раскрывается залог обеспечения успешности уч...
Методический доклад "Некоторые аспекты фортепианной педагогики"
Методический доклад "Некоторые аспекты фортепианной педагогики" был представлен на заседании Методического объединения преподавателй по классу фортепиано г. Радужный, ХМАО - Югра. в 2013 -2014 учебном...
Доклад. Тема: «Коррекционная педагогика » 2013 г.
В докладе говорится: о предмете; целях и задачах; классификации нарушения; объекте и субъекте коррекционной педагогике....
Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики
В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности...
Доклад Хромотерапия в коррекционной педагогике.
Хромотерапия в коррекционной педагогике...
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с
1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группы АФК 191, АФК 192
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...