Доклад на тему: "Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности".
методическая разработка (5 класс) по теме

Снеткова Ирина Андреевна

Доклад на темe"Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности.

В докладе раскрывается залог обеспечения успешности учащихся в учебной и в неурочной работе, взаимопонимание, ,доброжелательность.сихологическая грамотность воспитателя зависит от модели общения воспитателя с учащимися,

от знаний  методики  диагностики,  характерологических  особенностей  личности и пути коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazanskaya_spetsialna1.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

« Казанская  специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа –

интернат №7    V  вида».                                        

Доклад на тему: «Инновационная деятельность

 коррекционной  педагогики в развитии познавательной

активности и самостоятельности воспитанников и обеспечения

ее  успешности».

             

       

                                                                                    Воспитатель:  Снеткова  И. А.

          Наши дети удивительно разные; трудолюбивые, ленивые, есть дети со средними способностями, есть  с ограниченными возможностями. Одни   учатся, другие – отстают.

Дело не только в способностях.  В школе главное – труд.  Нужно быть внимательным,

чтобы слышать,  трудолюбивым, чтобы  писать, решать, выполнять задания. Преодолеть

лень – для наших детей подвиг, нужны колоссальные силы, нужны особые условия,

требования, приемы. Нужно сделать материал доступным, выбрав самое главное из

большого объема устных предметов и предварительно  подробно  повторить  опорные

знания необходимые для решения задач  и выполнения  письменных заданий.  Залогом обеспечения успешности учащихся в учебной и в неурочной работе -  взаимопонимание, доброжелательность и психологическая  грамотность воспитателя.

Остается актуальной задача  изучение личности и состояния нервно-психологического

 здоровья  школьников.

Успех обеспечен:

-при личностном подходе в воспитании,                                                                                                                                        - при изучении  индивидуально личностных  свойств школьника,                                                          ---при дифференциации воспитания  ( отбор содержания, формы и методы воспитания

 с учетом своеобразия детей.                                                                                                                                               Если у воспитанников нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет воспитания – целенаправленного процесса формирование и развитие личности. Нет успеха, роста.

Обеспечение успешности  учащихся в учебной и в неурочной деятельности зависит в

большей степени от инициативы педагога,  воспитателя.                                                                                    Развитие  познавательной  самостоятельности учащихся зависит от модели общения

педагога, воспитателя с  учащимися.

            -Модель  дикторская.      Здесь отсутствие психологического контакта, а от  сюда без инициативность  и  пассивность   воспитанника.

          -Модель неконтактная. (Китайская стена)                Слабое взаимодействие с воспитанниками, а с их  стороны – равнодушное отношение к воспитателю.

            -Модель дифференцированного  внимания.       Воспитатель ориентируется не на

весь состав группы,  допустим  на лидеров.    Следствие.  Нарушается целостность акта взаимодействия в системе  воспитатель -  коллектив.

         -Модель  гиперрефлексная.     Воспитатель озабочен не столько содержательной

стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Он

постоянно сомневается в действительности своих аргументов, в правильности  поступков,

  такой  воспитатель  подобен обнаженному нерву .

      -Модель негибкого реагирования.   Взаимоотношения воспитателя с воспитанниками строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, но воспитатель не обладает чувством понимания меняющихся ситуаций общения. Им не учитывается состав и психическое состояние воспитанников, их возрастные  и этнические  особенности. Идеально спланированное  мероприятие и методически отработанное разбивается о рифы социально – психологической реальности, не достигает цели.

        -Модель авторитарная.  ( «Я – сам» )          Воспитательный процесс целиком

фиксируется  на воспитателе. Следствие.  Он главное единственное лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и  аргументы.  Отсутствует творческое взаимодействие

между ним и воспитанниками. Односторонняя активность воспитателя подавляет всякую личную инициативу со стороны воспитанников, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная  и общественная  активность. Следствие. Воспитывается   безинициативность  воспитанников, теряется творческий характер воспитания., искажается  мотивационная сфера

познавательной  активности.

         -Модель активного взаимодействия. (« Союз» ) Воспитатель постоянно находится в

 диалоге  с воспитанниками,  держит их в мажорном  настроении, поощряет инициативу,  

легко схватывает изменения  в психологическом климате коллектива и гибко  реагирует

на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие. Все проблемы творчески решаются совместными усилиями, что ведет к познавательной самостоятельности. Такая модель наиболее продуктивна.

II.

         Выбрав модель общения  необходимо изучить с воспитанниками  методику

 Диагностики  характерологических  особенностей  личности. « Познай себя».

Исходя из упомянутых свойств, типы высшей нервной деятельности подразделяются

 на следующие:  

  1. Тип сильный,  уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов.

 Сангвиник.

  1. Тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов.

( спокойный, малоподвижный, инертный )      Флегматик.

  1. Тип сильный, но неуравновешенный, у которого преобладают процессы возбуждения

 над торможением . ( безудержный тип )  Холерик.

  1. Тип слабый, которому свойственно слабое развитие как возбуждения, так и тормозных действий.   Меланхолик.

         Изучив с воспитанниками  типы высшей нервной системы предлагаются  им тесты (паспорта: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик ) Т.е. каждому воспитаннику

 самому нужно сделать вывод  к какому типу он относится. А затем более точно

определим  к какому  типу  относится каждый воспитанник, используя   тест - опросник  

АЙЗЕНКА.

В качестве основного приема психотерапевтического измерения используется этот

 тест, который позволяет более точно определить тип характеристики и самое ценное,

это узнать пути коррекции.  ( типы от №1 - №32 )

1.Например: воспитанник –  Коля 10 кл.  

  Вечно недоволен,  ворчливый, склонный к придиркам, мелочно – требовательный, язвителен, легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражительный. Перед трудностями пасует. В классе держится в стороне,  злопамятен.  Сверстниками

командует. Голос тихий, резкий.

Пути коррекции  -  Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения

. Это легко сделать,  основываясь на мнительность данного воспитанника. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. Давать

поручения, поощрять за исполнительность при всем коллективе.  Подростки такого

 типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.

2. Воспитанник – Алеша 10 кл.

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе – скромный.  Дружбу не навязывает, но

и не отвергает, если ему предложат. Склонен  к упрямству, если ощущает свою правоту.

Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Пути коррекции – Воспитателей  беспокоит мало, а значит всегда страдает от невнимания педагогов , воспитателя, тренеров. Главное в подходе -  повысить самооценку посредством привлечения внимания к данному воспитаннику.  Подчеркивать ценность таких качеств,

как скромность, хладнокровие. К успеху отдельных воспитанников может привести

чей – то личный пример, слово педагога или умелый прием,  учитывающий

индивидуальные личностные свойства воспитанника.

3.Воспитанник – Рома   влился в новый коллектив.  Сначала  был спад  его активной деятельности в виду  отрицательного  влияния  одноклассника, но  я постаралась

найти пути коррекции.  Зная, что Рома исполнительный, требователен к себе, имеет склонности стремиться к лидерству. предоставила возможность  ему быть командиром.

Его успех в смотре строевой песни положительно повлиял на его учебу ,он снова стал отличником и активным участником во всех школьных и классных мероприятий.

      Чтобы воспитанники были успешными, им необходимо много работать не только

над выразительностью чтения, развития речи, но и так же над продуктивностью памяти,

над развитием логического мышления и над объемом внимания, а так же над

самооценкой, так как у наших детей самооценка очень завышена. Для отработки этих навыков провожу тесты

III.

Изучение  особенностей кратковременной и долговременной памяти воспитанников в аспекте их продуктивности.  ( Тесты )

IV.  Оценка  логического мышления. ( Тесты )

V.  Исследование  объема внимания.  Объем внимания – это количество  элементов одновременно  воспринимаемых за один акт восприятия. При зрительной экспозиции объектов в течении  1 сек. Человек может воспринять  5 – 9 отдельных элементов.

VI.

Тест: «Познай самого себя». Тест содержит 30 вопросов, каждому из которых

 соответствует 3 ответа.  При ответе на вопросы воспитанники зачитывают сами

обработку своих результатов, а они могут быть такими.

  1. Если сумма баллов при ответах  на вопросы 1,7,9,13,19,25,не превышает 8 баллов,
  2. то воспитанник нуждается в одиночестве, неконтактный.

Если сумма баллов больше 8, то воспитанник общителен, добродушен, открыт и сердечен. Ему  свойственна естественность и непринужденность в поведении, внимательность и мягкосердечие по отношению к людям. Он не очень боится

критики.

  1. Об эмоциональной  устойчивости свидетельствует сумма баллов, полученных при
  2. ответах на вопросы 2,5,14,20,26,

Если сумма баллов меньше 7. То  воспитанник подвержен чувствам и склонен к

быстрой перемене настроения.  Если сумма балов больше 7, то это свойство  с

свойственно людям выдержанным, спокойным, чей взгляд на вещи более реалистичен.

  1. Если сумма при  ответах 3,6,15,21,27, меньше 7, то человеку  свойственны

 практичность и добросовестность, он легко следует правилам общепринятым

поведения

Если сумма больше 7, то можно считать, что  воспитанник обладает  богатым  воображением, как  следствие, высоким творческим потенциалом.

  1. Сумма баллов в ответах на вопросы4,10,16,22,24,28, определяет расчетливость

человека.  Если сумма баллов меньше 5, то  воспитаннику  свойственна

прямолинейность, естественность, непосредственность в поведении.  Если сумма

больше 5, то воспитанник достаточно расчетлив, проницателен, умеет разумно

 оценивать события и окружающих людей.

  1. Показателем самоконтроля  служит  сумма баллов в ответах на вопросы 11,12,17,23,

29,30

Если она меньше 6, то у воспитанника не всегда ладно с дисциплиной, ему присуща внутренняя конфликтность.

Если она выше 6 то это свидетельствует о целеустремленности, хорошем  контроле

 за своими эмоциями и поведением.

Все необходимые вычисления делают сами учащиеся,  воспитатель зачитывает характеристики.  

Тест « Познай самого себя».

  1. Я  бы вполне мог жить один, вдали от других людей. А)-да б)-иногда в)-нет
  2. Иногда я неважно себя чувствую без особой на то причины: а)-да б)- не знаю в)-нет
  3. Читая о каком-нибудь происшествии и интересуюсь всеми подробностями: а)-да б)не знаю в) редко.
  4. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно вместе с ними смеюсь и не обижаюсь а)верно б)не знаю в)нет
  5. То что в некоторой степени отвлекает мое внимание: а) раздражает меня б)-нечто среднее в)не беспокоит
  6. Мне нравиться друг а)с  деловым и практическим  характером б)- не знаю в) с деловыми  взглядами на жизнь
  7. На предприятии мне было бы интереснее: а) работать с машинами б)-не знаю в) беседовать с людьми.
  8. У меня всегда хватает энергии, когда это необходимо а) нет б)-трудно сказать в) – нет
  9. Я  скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли а)-в своем дневнике б)- не знаю в)-моим хорошим друзьям.
  10. Я могу спокойно слушать  идеи, противоположные тем, в которые твердо верю сам. а)нет  б)не знаю в)да
  11. Я  очень практичен, со мной происходит меньше неприятностей, чем с другими а)нет б)не знаю в)- да
  12. Я  думаю, что говорю неправду реже, чем большинство людей   а) неверно б) затрудняюсь сказать в) –верно
  13. Я предпочел бы скорее работать: а)-архитектором б)-затрудняюсь ответить в) –руководителем
  14. То,  что я делаю, у меня не получается: а-) часто б)- средне в)- редко
  15.  Если мне говорят, что мои дела неосуществимы, меня это не останавливает а)неверно б)не знаю в) верно
  16. Я  смеюсь над шутками не так громко, как это делает  большинство людей а)-не верно,  б)- не знаю в- верно
  17. Усилия,  затраченные на составление планов: а)- не стоят того , б) -трудно сказать, в) –никогда не лишнее.
  18. Мне больше нравиться работать с людьми изысканными и утонченными, чем с откровенными и

прямолинейными  а)- нет, б)- не знаю, в) да.

  1. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если мне немного неудобно: а)-нет ,б) -никогда, в)- да.
  2. Когда  ложусь спать: а)-я засыпаю с трудном, б,- нечто среднее, в)- быстро засыпаю.
  3. Работая в магазине, я хотел бы: а)-быть кассиром, б) –не знаю, в)- оформлять витрины.
  4. Я предпочитаю вопросы, касающиеся лично меня: а)обсуждать с друзьями, б) не знаю в)решать  самому.
  5. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной: а)-верно, б)- никогда, в)- неверно.
  6. Если люди обо мне плохо думают, я не стараюсь их переубедить, а продолжаю поступить по-своему:

а)-да б) трудно сказать, в)-нет.

25.  Бывает, я все утро ни с кем не могу разговаривать: а)- часто, б)-иногда, в) –никогда.

26. Мне бывает скучно: а)-часто, б)-иногда,  в)- никогда.

27. Я думаю, что самые драматические события уже через пару лет не оставят в моей душе никаких следов:

а)-да, б)-трудно сказать, в)-нет

28. Я думаю, что было бы интересно быть: а)- работать с растениями, б)- не знаю, в)- страховым   агентом

29. Когда вопрос, который надо решить, очень  труден и требует много усилий, я стараюсь: а) заняться другим делом, б)- затрудняюсь ответить, в)- еще раз пытаюсь решить его.

30. Ночью мне сняться фантастические и нелепые сны.

А)- да, б)- иногда, в)- нет.

Чтобы добиться успеха  воспитанникам необходимо много работать не только  над выразительностью  чтения, развитию речи но и также над  продуктивностью памяти,

над развитием логического мышления, над объемом внимания и над самооценкой.

Самооценка наших  воспитанников очень завышена.

Для отработки этих навыков  провожу интеллектуальные игры.

Цели развивающие:

- логическое мышление

-сообразительность

Например, вопрос на сообразительность.

-Английский король Георг  I,  начиная  с  54- летнего возраста   до  конца жизни  был вынужден постоянно пользоваться  услугами переводчика.  Что с ним  случилось в        этом возрасте?                            ( Он  стал  английским  королем, а так как он был

немцем и не  знал  английского  языка и не хотел учить, то пользовался услугами переводчика.

-  В древней Руси, чтобы расплатиться, могли  отрубить часть слитка серебра. Как

сейчас  называем  отрубленную часть?                                       ( Рубль )

- Представьте,  что Вы капитан космического корабля.  В вашей команде 5 человек

им по 20 лет. Сколько лет всему экипажу?                                               ( 5х20=100+ число лет

капитану,  т. е. человека  которому задан вопрос).

- Вопросы – шутка.

- Что случилось 30 февраля   1945 года?              (Ответ – 30 февраля   не существует)

- Катится колесо, один угол у него красный, другой  - зеленый. Когда колесо докатится

до края  стола, какой угол у него будет сверху?                ( Ответ: у колеса нет  углов )

-  По чему бегают футболисты?              ( ответ: по полю )

ОРИЕИНАЛЬНО И БОНАЛЬНО.

- Как называется желудь, доживший до старости?                     ( ответ: дуб )

ВОПРОС ПОДСКАЗКА.

-Ударом хвоста он может свалить лошадь.     ( Ответ: крокодил )

Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.

- Лежат три спички, уберите из середины спичку, не трогая ее.

( Ответ:  переложить крайнюю спичку и средняя станет крайней)

- Расшифруйте строчку известной песни,  если каждое ее слово заменено на противоположное по значению.

« От      футбола          болеют       ложные          женщины.

В            хоккей           играют         настоящие     мужчины.

- В представленном  ряде   слов найдите  лишнее.

Стол, бегемот, автомобиль, попугай.

( ответ:  попугай, так как остальные  слова имеют четыре точки опоры).

Вопросы на удачу,  вопросы на приближения, вопросы лекции,  вопросы розыгрыши.

Игры – прежде всего обучающие, они приковывают внимание к материалу  занятия,

дают новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания,

 учит

выдержки, настойчивости, развивает воображение и – что очень важно  воспитывает

чувство коллективизма.

-Загадки – удивительная игра, соревнование на смекалку, тренируют память,

внимание, совершенствуют речь, развивают любознательность.

-Скороговорки – называют фонематический  слух и дают понять, как важно

правильно произносить каждый звук.

-Пословицы и поговорки -  это явление и языка и искусства, приобщение к которому

очень важно.

-Крылатые  слова и выражения  и объяснение происхождения слов. Все это очень

полезно для детей, так как возбуждает у них интерес и любовь к языку.

Практика внеклассной работы способствует развитию личности. Внеклассная  работа

является продолжением учебной работы выраженной в предметных декадниках

Во всех видах внеклассной работы: беседы, диспуты, КВН, викторины, конкурсы,

кружки, особое внимание уделяется своеобразию личности. Само участие детей по интересам в кружках:  спортивный,  компьютерный,  драматический,  умелые руки,  и прочее  - это уже дифференцированное обучение, где  дети добиваются успеха по

мере своих способностей.

VII

Далее, тест: « Самооценка психических состояний»   (40 вопросов )

1 – 10          Уровень тревожности.

11 – 20        Внутренняя неудовлетворенность.

21 – 39        Агрессивность.

31 – 40     консерватизм, инфантильность.

VIII

Тест: « Самооценка».

IX

Тест  по изучению профессиональной направленности учащихся.

Направленность на профессии типа « Человек-природа, « Человек – техника,

« Человек-

человек,  « Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ».

Изучая  профессиональную направленность   учащихся, ставлю себе цель:

подготовить их к сознательному выбору профессии.

Итог:

  1. Наладить духовный контакт воспитателя с воспитанниками. ( взаимопонимание,

доброжелательность, психологическая грамотность )

  1. Выбрать модель общения.  Лучшая модель активного взаимодействия – « Союз»
  2. Провести диагностику.  Тесты:  память, внимание, объем внимания, логическое мышление.
  3. Определить тип нервной системы.  Типы:  холерик,  меланхолик,  сангвиник,

Флегматик.

  1. Тип    1 – 32  ( Пути коррекции )
  2. Тест: «Познай самого себя».
  3. Тест: « Самооценка»
  4. Тест: « Самооценка психического состояния».
  5.  Тест –   Профессиональная пригодность.

При подготовке к внеклассному мероприятию учитывать:

диагностику, рекомендации врача, рекомендации психолога, логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное методическое обеспечение как средство развития познавательной активности.

Занятие в школе педагогического мастерства позволит педагогу обобщить свой опыт работы....

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника.

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника....

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...