Доклад на тему: "Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности".
методическая разработка (5 класс) по теме
Доклад на темe"Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности.
В докладе раскрывается залог обеспечения успешности учащихся в учебной и в неурочной работе, взаимопонимание, ,доброжелательность.сихологическая грамотность воспитателя зависит от модели общения воспитателя с учащимися,
от знаний методики диагностики, характерологических особенностей личности и пути коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazanskaya_spetsialna1.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
« Казанская специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа –
интернат №7 V вида».
Доклад на тему: «Инновационная деятельность
коррекционной педагогики в развитии познавательной
активности и самостоятельности воспитанников и обеспечения
ее успешности».
Воспитатель: Снеткова И. А.
Наши дети удивительно разные; трудолюбивые, ленивые, есть дети со средними способностями, есть с ограниченными возможностями. Одни учатся, другие – отстают.
Дело не только в способностях. В школе главное – труд. Нужно быть внимательным,
чтобы слышать, трудолюбивым, чтобы писать, решать, выполнять задания. Преодолеть
лень – для наших детей подвиг, нужны колоссальные силы, нужны особые условия,
требования, приемы. Нужно сделать материал доступным, выбрав самое главное из
большого объема устных предметов и предварительно подробно повторить опорные
знания необходимые для решения задач и выполнения письменных заданий. Залогом обеспечения успешности учащихся в учебной и в неурочной работе - взаимопонимание, доброжелательность и психологическая грамотность воспитателя.
Остается актуальной задача изучение личности и состояния нервно-психологического
здоровья школьников.
Успех обеспечен:
-при личностном подходе в воспитании, - при изучении индивидуально личностных свойств школьника, ---при дифференциации воспитания ( отбор содержания, формы и методы воспитания
с учетом своеобразия детей. Если у воспитанников нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет воспитания – целенаправленного процесса формирование и развитие личности. Нет успеха, роста.
Обеспечение успешности учащихся в учебной и в неурочной деятельности зависит в
большей степени от инициативы педагога, воспитателя. Развитие познавательной самостоятельности учащихся зависит от модели общения
педагога, воспитателя с учащимися.
-Модель дикторская. Здесь отсутствие психологического контакта, а от сюда без инициативность и пассивность воспитанника.
-Модель неконтактная. (Китайская стена) Слабое взаимодействие с воспитанниками, а с их стороны – равнодушное отношение к воспитателю.
-Модель дифференцированного внимания. Воспитатель ориентируется не на
весь состав группы, допустим на лидеров. Следствие. Нарушается целостность акта взаимодействия в системе воспитатель - коллектив.
-Модель гиперрефлексная. Воспитатель озабочен не столько содержательной
стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Он
постоянно сомневается в действительности своих аргументов, в правильности поступков,
такой воспитатель подобен обнаженному нерву .
-Модель негибкого реагирования. Взаимоотношения воспитателя с воспитанниками строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, но воспитатель не обладает чувством понимания меняющихся ситуаций общения. Им не учитывается состав и психическое состояние воспитанников, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное мероприятие и методически отработанное разбивается о рифы социально – психологической реальности, не достигает цели.
-Модель авторитарная. ( «Я – сам» ) Воспитательный процесс целиком
фиксируется на воспитателе. Следствие. Он главное единственное лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Отсутствует творческое взаимодействие
между ним и воспитанниками. Односторонняя активность воспитателя подавляет всякую личную инициативу со стороны воспитанников, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие. Воспитывается безинициативность воспитанников, теряется творческий характер воспитания., искажается мотивационная сфера
познавательной активности.
-Модель активного взаимодействия. (« Союз» ) Воспитатель постоянно находится в
диалоге с воспитанниками, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу,
легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует
на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие. Все проблемы творчески решаются совместными усилиями, что ведет к познавательной самостоятельности. Такая модель наиболее продуктивна.
II.
Выбрав модель общения необходимо изучить с воспитанниками методику
Диагностики характерологических особенностей личности. « Познай себя».
Исходя из упомянутых свойств, типы высшей нервной деятельности подразделяются
на следующие:
- Тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов.
Сангвиник.
- Тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов.
( спокойный, малоподвижный, инертный ) Флегматик.
- Тип сильный, но неуравновешенный, у которого преобладают процессы возбуждения
над торможением . ( безудержный тип ) Холерик.
- Тип слабый, которому свойственно слабое развитие как возбуждения, так и тормозных действий. Меланхолик.
Изучив с воспитанниками типы высшей нервной системы предлагаются им тесты (паспорта: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик ) Т.е. каждому воспитаннику
самому нужно сделать вывод к какому типу он относится. А затем более точно
определим к какому типу относится каждый воспитанник, используя тест - опросник
АЙЗЕНКА.
В качестве основного приема психотерапевтического измерения используется этот
тест, который позволяет более точно определить тип характеристики и самое ценное,
это узнать пути коррекции. ( типы от №1 - №32 )
1.Например: воспитанник – Коля 10 кл.
Вечно недоволен, ворчливый, склонный к придиркам, мелочно – требовательный, язвителен, легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражительный. Перед трудностями пасует. В классе держится в стороне, злопамятен. Сверстниками
командует. Голос тихий, резкий.
Пути коррекции - Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения
. Это легко сделать, основываясь на мнительность данного воспитанника. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. Давать
поручения, поощрять за исполнительность при всем коллективе. Подростки такого
типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.
2. Воспитанник – Алеша 10 кл.
Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе – скромный. Дружбу не навязывает, но
и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту.
Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Пути коррекции – Воспитателей беспокоит мало, а значит всегда страдает от невнимания педагогов , воспитателя, тренеров. Главное в подходе - повысить самооценку посредством привлечения внимания к данному воспитаннику. Подчеркивать ценность таких качеств,
как скромность, хладнокровие. К успеху отдельных воспитанников может привести
чей – то личный пример, слово педагога или умелый прием, учитывающий
индивидуальные личностные свойства воспитанника.
3.Воспитанник – Рома влился в новый коллектив. Сначала был спад его активной деятельности в виду отрицательного влияния одноклассника, но я постаралась
найти пути коррекции. Зная, что Рома исполнительный, требователен к себе, имеет склонности стремиться к лидерству. предоставила возможность ему быть командиром.
Его успех в смотре строевой песни положительно повлиял на его учебу ,он снова стал отличником и активным участником во всех школьных и классных мероприятий.
Чтобы воспитанники были успешными, им необходимо много работать не только
над выразительностью чтения, развития речи, но и так же над продуктивностью памяти,
над развитием логического мышления и над объемом внимания, а так же над
самооценкой, так как у наших детей самооценка очень завышена. Для отработки этих навыков провожу тесты
III.
Изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти воспитанников в аспекте их продуктивности. ( Тесты )
IV. Оценка логического мышления. ( Тесты )
V. Исследование объема внимания. Объем внимания – это количество элементов одновременно воспринимаемых за один акт восприятия. При зрительной экспозиции объектов в течении 1 сек. Человек может воспринять 5 – 9 отдельных элементов.
VI.
Тест: «Познай самого себя». Тест содержит 30 вопросов, каждому из которых
соответствует 3 ответа. При ответе на вопросы воспитанники зачитывают сами
обработку своих результатов, а они могут быть такими.
- Если сумма баллов при ответах на вопросы 1,7,9,13,19,25,не превышает 8 баллов,
- то воспитанник нуждается в одиночестве, неконтактный.
Если сумма баллов больше 8, то воспитанник общителен, добродушен, открыт и сердечен. Ему свойственна естественность и непринужденность в поведении, внимательность и мягкосердечие по отношению к людям. Он не очень боится
критики.
- Об эмоциональной устойчивости свидетельствует сумма баллов, полученных при
- ответах на вопросы 2,5,14,20,26,
Если сумма баллов меньше 7. То воспитанник подвержен чувствам и склонен к
быстрой перемене настроения. Если сумма балов больше 7, то это свойство с
свойственно людям выдержанным, спокойным, чей взгляд на вещи более реалистичен.
- Если сумма при ответах 3,6,15,21,27, меньше 7, то человеку свойственны
практичность и добросовестность, он легко следует правилам общепринятым
поведения
Если сумма больше 7, то можно считать, что воспитанник обладает богатым воображением, как следствие, высоким творческим потенциалом.
- Сумма баллов в ответах на вопросы4,10,16,22,24,28, определяет расчетливость
человека. Если сумма баллов меньше 5, то воспитаннику свойственна
прямолинейность, естественность, непосредственность в поведении. Если сумма
больше 5, то воспитанник достаточно расчетлив, проницателен, умеет разумно
оценивать события и окружающих людей.
- Показателем самоконтроля служит сумма баллов в ответах на вопросы 11,12,17,23,
29,30
Если она меньше 6, то у воспитанника не всегда ладно с дисциплиной, ему присуща внутренняя конфликтность.
Если она выше 6 то это свидетельствует о целеустремленности, хорошем контроле
за своими эмоциями и поведением.
Все необходимые вычисления делают сами учащиеся, воспитатель зачитывает характеристики.
Тест « Познай самого себя».
- Я бы вполне мог жить один, вдали от других людей. А)-да б)-иногда в)-нет
- Иногда я неважно себя чувствую без особой на то причины: а)-да б)- не знаю в)-нет
- Читая о каком-нибудь происшествии и интересуюсь всеми подробностями: а)-да б)не знаю в) редко.
- Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно вместе с ними смеюсь и не обижаюсь а)верно б)не знаю в)нет
- То что в некоторой степени отвлекает мое внимание: а) раздражает меня б)-нечто среднее в)не беспокоит
- Мне нравиться друг а)с деловым и практическим характером б)- не знаю в) с деловыми взглядами на жизнь
- На предприятии мне было бы интереснее: а) работать с машинами б)-не знаю в) беседовать с людьми.
- У меня всегда хватает энергии, когда это необходимо а) нет б)-трудно сказать в) – нет
- Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли а)-в своем дневнике б)- не знаю в)-моим хорошим друзьям.
- Я могу спокойно слушать идеи, противоположные тем, в которые твердо верю сам. а)нет б)не знаю в)да
- Я очень практичен, со мной происходит меньше неприятностей, чем с другими а)нет б)не знаю в)- да
- Я думаю, что говорю неправду реже, чем большинство людей а) неверно б) затрудняюсь сказать в) –верно
- Я предпочел бы скорее работать: а)-архитектором б)-затрудняюсь ответить в) –руководителем
- То, что я делаю, у меня не получается: а-) часто б)- средне в)- редко
- Если мне говорят, что мои дела неосуществимы, меня это не останавливает а)неверно б)не знаю в) верно
- Я смеюсь над шутками не так громко, как это делает большинство людей а)-не верно, б)- не знаю в- верно
- Усилия, затраченные на составление планов: а)- не стоят того , б) -трудно сказать, в) –никогда не лишнее.
- Мне больше нравиться работать с людьми изысканными и утонченными, чем с откровенными и
прямолинейными а)- нет, б)- не знаю, в) да.
- Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если мне немного неудобно: а)-нет ,б) -никогда, в)- да.
- Когда ложусь спать: а)-я засыпаю с трудном, б,- нечто среднее, в)- быстро засыпаю.
- Работая в магазине, я хотел бы: а)-быть кассиром, б) –не знаю, в)- оформлять витрины.
- Я предпочитаю вопросы, касающиеся лично меня: а)обсуждать с друзьями, б) не знаю в)решать самому.
- Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной: а)-верно, б)- никогда, в)- неверно.
- Если люди обо мне плохо думают, я не стараюсь их переубедить, а продолжаю поступить по-своему:
а)-да б) трудно сказать, в)-нет.
25. Бывает, я все утро ни с кем не могу разговаривать: а)- часто, б)-иногда, в) –никогда.
26. Мне бывает скучно: а)-часто, б)-иногда, в)- никогда.
27. Я думаю, что самые драматические события уже через пару лет не оставят в моей душе никаких следов:
а)-да, б)-трудно сказать, в)-нет
28. Я думаю, что было бы интересно быть: а)- работать с растениями, б)- не знаю, в)- страховым агентом
29. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует много усилий, я стараюсь: а) заняться другим делом, б)- затрудняюсь ответить, в)- еще раз пытаюсь решить его.
30. Ночью мне сняться фантастические и нелепые сны.
А)- да, б)- иногда, в)- нет.
Чтобы добиться успеха воспитанникам необходимо много работать не только над выразительностью чтения, развитию речи но и также над продуктивностью памяти,
над развитием логического мышления, над объемом внимания и над самооценкой.
Самооценка наших воспитанников очень завышена.
Для отработки этих навыков провожу интеллектуальные игры.
Цели развивающие:
- логическое мышление
-сообразительность
Например, вопрос на сообразительность.
-Английский король Георг I, начиная с 54- летнего возраста до конца жизни был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что с ним случилось в этом возрасте? ( Он стал английским королем, а так как он был
немцем и не знал английского языка и не хотел учить, то пользовался услугами переводчика.
- В древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как
сейчас называем отрубленную часть? ( Рубль )
- Представьте, что Вы капитан космического корабля. В вашей команде 5 человек
им по 20 лет. Сколько лет всему экипажу? ( 5х20=100+ число лет
капитану, т. е. человека которому задан вопрос).
- Вопросы – шутка.
- Что случилось 30 февраля 1945 года? (Ответ – 30 февраля не существует)
- Катится колесо, один угол у него красный, другой - зеленый. Когда колесо докатится
до края стола, какой угол у него будет сверху? ( Ответ: у колеса нет углов )
- По чему бегают футболисты? ( ответ: по полю )
ОРИЕИНАЛЬНО И БОНАЛЬНО.
- Как называется желудь, доживший до старости? ( ответ: дуб )
ВОПРОС ПОДСКАЗКА.
-Ударом хвоста он может свалить лошадь. ( Ответ: крокодил )
Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.
- Лежат три спички, уберите из середины спичку, не трогая ее.
( Ответ: переложить крайнюю спичку и средняя станет крайней)
- Расшифруйте строчку известной песни, если каждое ее слово заменено на противоположное по значению.
« От футбола болеют ложные женщины.
В хоккей играют настоящие мужчины.
- В представленном ряде слов найдите лишнее.
Стол, бегемот, автомобиль, попугай.
( ответ: попугай, так как остальные слова имеют четыре точки опоры).
Вопросы на удачу, вопросы на приближения, вопросы лекции, вопросы розыгрыши.
Игры – прежде всего обучающие, они приковывают внимание к материалу занятия,
дают новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания,
учит
выдержки, настойчивости, развивает воображение и – что очень важно воспитывает
чувство коллективизма.
-Загадки – удивительная игра, соревнование на смекалку, тренируют память,
внимание, совершенствуют речь, развивают любознательность.
-Скороговорки – называют фонематический слух и дают понять, как важно
правильно произносить каждый звук.
-Пословицы и поговорки - это явление и языка и искусства, приобщение к которому
очень важно.
-Крылатые слова и выражения и объяснение происхождения слов. Все это очень
полезно для детей, так как возбуждает у них интерес и любовь к языку.
Практика внеклассной работы способствует развитию личности. Внеклассная работа
является продолжением учебной работы выраженной в предметных декадниках
Во всех видах внеклассной работы: беседы, диспуты, КВН, викторины, конкурсы,
кружки, особое внимание уделяется своеобразию личности. Само участие детей по интересам в кружках: спортивный, компьютерный, драматический, умелые руки, и прочее - это уже дифференцированное обучение, где дети добиваются успеха по
мере своих способностей.
VII
Далее, тест: « Самооценка психических состояний» (40 вопросов )
1 – 10 Уровень тревожности.
11 – 20 Внутренняя неудовлетворенность.
21 – 39 Агрессивность.
31 – 40 консерватизм, инфантильность.
VIII
Тест: « Самооценка».
IX
Тест по изучению профессиональной направленности учащихся.
Направленность на профессии типа « Человек-природа, « Человек – техника,
« Человек-
человек, « Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ».
Изучая профессиональную направленность учащихся, ставлю себе цель:
подготовить их к сознательному выбору профессии.
Итог:
- Наладить духовный контакт воспитателя с воспитанниками. ( взаимопонимание,
доброжелательность, психологическая грамотность )
- Выбрать модель общения. Лучшая модель активного взаимодействия – « Союз»
- Провести диагностику. Тесты: память, внимание, объем внимания, логическое мышление.
- Определить тип нервной системы. Типы: холерик, меланхолик, сангвиник,
Флегматик.
- Тип 1 – 32 ( Пути коррекции )
- Тест: «Познай самого себя».
- Тест: « Самооценка»
- Тест: « Самооценка психического состояния».
- Тест – Профессиональная пригодность.
При подготовке к внеклассному мероприятию учитывать:
диагностику, рекомендации врача, рекомендации психолога, логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное методическое обеспечение как средство развития познавательной активности.
Занятие в школе педагогического мастерства позволит педагогу обобщить свой опыт работы....
Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника.
В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника....
Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.
От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...
Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....
Система педагогической деятельности учителя истории, способствующая развитию познавательной активности обучающихся
Из опыта работы учителя истории...
Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.
От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...