Конспект группового логопедического занятия по теме "Лиса-Патрикеевна"
план-конспект

Ольга Борисовна Шангареева

Логопедическое занятие цель которого активизировать словарный запас младших школьников по теме "Лиса Патрикеевна". На занятии были использованы словесный, наглядный и практический метод обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_17.docx935.06 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 14»

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи

с обучающимися 2 класса по АООП вариант 1

«Лиса Патрикеевна»

Составитель:

учитель-логопед

Шангареева Ольга Борисовна

Амурск

2023

Тема: «Лиса Патрикеевна»

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Лиса Патрикеевна».

  1. Цель урока/занятия.

        активизация словарного запаса у обучающихся по теме «Лиса Патрикеевна».

  1. Задачи урока/занятия.
  • способствовать эмоциональному настрою обучающихся на работу через использование психогимнастики «Животные леса»
  • актуализировать знания обучающихся по теме «Лиса»;
  • сформулировать тему занятия и определить цель занятия;
  • формировать полноценные представления у обучающихся о повадках лисы;
  • обогащать словарь обучающихся по теме ««Лиса»;
  • развивать у обучающихся представление о повадках лисы в зимний период;
  • способствовать снижению эмоционального напряжения и поддержать работоспособность обучающихся через использование физминутки;
  • развивать фонематические процессы через выполнение задания на дифференциацию звуков;
  • контроль усвоения темы занятия путём выполнения задания на описание лисы;
  • повторить и закрепить названия геометрических фигур;
  • развивать навык конструирования через выкладывание картинки по образцу;
  • инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • воспитывать уважительное чувство к природе;
  • овладевать социально-бытовыми умениями.
  • Личностные результаты:
  • умение активно включаться в общеполезную социальную деятельность, оценивать свою работу.
  • Метапредметные результаты:
  • Регулятивные:
  • умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
  • Познавательные:
  • умение отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда; обобщать и классифицировать предметы по признакам; действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
  • Коммуникативные:
  • умение вступать в контакт и работать в коллективе, соблюдать нормы общения.
  • Предметные результаты:
  • иметь представление о лисе... повадках, чем питается, как передвигается и т.д.
  • Коррекционные результаты:
  • сформированность лексической системности; умение правильно употреблять лексические понятия.

Оборудование: предметные картинки, фигура лисы из фетра, индивидуальные зеркала, ручки, простые карандаши, мячи «Су-джок», индивидуальные карточки, геометрический материал, мультимедиа звуки «Зимнего леса».

  1. Оргмомент

Логопед:

У нас с вами сегодня гости. Поздоровайтесь и проходите на свои места.

Вспомним правила посадки. Ноги вместе, спина прямая, руки на столе.

Вот звонок нам дал сигнал:

На занятие нас позвал,

И мы время не теряем

заниматься начинаем!

  1. Психогимнастика

Логопед: Ребята, я хочу вас пригласить вас на прогулку в лес. Звучат звуки «Зимнего леса».

Послушайте внимательно! Какие звуки вы слышите?

Откройте глаза. Кого вы встретили в лесу …..

Логопед демонстрирует картинки животных

Обучающийся: зайца

Логопед: он какой, трусливый, всех боится. Покажите зайца взглядом жестом как заяц боится. Он трясется, он боится. Кого еще вы встретили?

Обучающийся: волка

Логопед: он какой?

Обучающийся: злой, сердитый.

Логопед: покажите, как злится волк.  Ребята, кто еще мелькнул среди деревьев, чей хвост?

Обучающийся: лисы

Логопед: Ребята, лисий хвост мелькнул. Лиса – она, какая? Хитрая. Покажите ее.

Молодцы!

  1. Разминка

Логопед: Идем мы с вами по лесу, а с ветки на ладони падают снежинки. Подуем на одну ладонь и на другую. А теперь на обе, сдуем их. Молодцы!

Нам нужно потренировать язычки. Подвиньте к себе зеркало.

Замешивает тесто, раскатываем его. Начинаем печь блинчики (удерживаем под счет 5, 6, 7), для блинов наливаем чашечку чая, ставим угощение вкусное малиновое варенье.

Молодцы! Не забываем про правила посадки. Контролируем себя!

  1. Основная часть.
  1. Формулирование темы

Логопед: ребята, хитрая лиса пробежала, хвостиком махнула, и слова рассыпались. У вас на столах лежат карточки оранжевого цвета, соберите из них слова, Прочитайте эти слова,

Обучающиеся: жилет, галстук, шубка.

Логопед: молодцы, соедините слово с картинкой, которая обозначает это слово. Каким общим словом можно назвать эти предметы.

Обучающиеся: Внешний вид.

Логопед: Подумайте еще раз, что это?

Обучающиеся: Одежда.

Логопед: Ребята, на уроке чтения вы читали сказки про разных животных. Давайте припомним, несколько сказок.

Обучающиеся: «Лиса и баран», «Лиса и гуси», «Заяц и черепаха».

Логопед: Молодцы, вспомнили!

Есть такой замечательный автор К.Д.Ушинский, он написал много разных сказок и рассказов для детей.  И сегодня мы поработаем с одним из его произведений.

У вас на столах лежат листы с текстом. Прочитайте название,

Дети читают название «Лиса Патрикеевна».

Логопед: ребята там еще и фотография есть. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, мы будем говорить о лисе.

 Открывается крышка стола, на нем фигура лисы.

Логопед: Цель нашего занятия повторить и закрепить знания о лисе.

  1. Работа с текстом

Логопед: Сейчас этот текст почитаю я, мы разберём его по частям, а потом почитаете вы.

«Лиса Патрикеевна»

У кумушки-лисы зубки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостиком размахивает, шубка тёпленькая. Хорошо лисонька принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук.

Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется: свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, глубокие; много входов в них и выходов, мягкой травушкой полы выстланы.

Всем бы лисонька хороша, да разбойница, любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Ну что ребята, обсудим его, что-то уточним, может новые слова, которые вам незнакомы есть в тексте?

  1. Словарная работа.

Далее логопед еще раз прочитывает текст и при этом показывает части тела лисы.

  • Описание лисы

Логопед: ребята, зубки острые для чего нужны лисе?

Обучающийся: есть добычу.

Логопед: рыльце тоненькое, что такое рыльце? У человека есть рыльце?  Нет, а у лисы есть. Это мордочка.  Почему она тоненькая?

 Обучающийся: что бы хорошо нюхать.

Логопед: уши на макушке. Для чего?

Обучающийся: чтобы хорошо слышать.

Логопед: хвостиком она размахивает?

Обучающийся: заметает следы.

Логопед: шубка тёпленькая

Обучающийся: чтобы не мерзнуть.

Логопед: она пушистая золотистая,

Обучающийся: значит она рыжая, оранжевая.

Логопед: на груди жилет, а на шее белый галстук.

Обучающийся: значит у нее шерсть белая.

  • Повадки лисы

Логопед: почему она ходит тихонько, к земле пригибается?

Обучающийся: она крадётся, вынюхивает свою добычу.

Логопед: свой пушистый хвост носит бережно. Почему?

Обучающийся: не хочет красоту свою потерять

Логопед: смотрит ласково, улыбается.

Обучающийся: приманивает добычу, как будто говорит не бойтесь меня.

Логопед: роет норы умница глубокие; много входов в них и выходов, мягкой травушкой полы выстланы. Почему она умница?

Обучающийся: когда зима будем, у нее глубокая норма, чтобы ее там не нашли.,

Логопед: травой выстланы,

Обучающийся: чтобы детям было тепло.

Логопед: а дальше я прочитала, всем бы лисонька хороша, да разбойница. почему?

Обучающийся: потому что хищница, любит курочек, уточек.

Молодцы!

  1. Чтение детей.

Логопед: Ребята, покажем гостям, как вы умеете читать. Будем читать по цепочке, по частям. Читаем вслух, громко.

Про кого читали рассказ.

Какая тут лиса, как автор описывает лису?

Обучающиеся: Зубки острые, улыбается, рыльце тоненькое, ушки на макушке, на груди жилет, а на шее белый галстучек. шубка тёпленькая, хвостиком размахивает

Логопед: Ребята, какие у нее повадки, как она ходит?

Ребята, припомните цель нашего занятия.

Цель нашего занятия повторить и закрепить знания о лисе.

Физминутка

Логопед: Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали. Встали в круг, звучит музыка «Звуки зимнего леса»

Проснулась наша лисичка утром в норке, потянулась

Ушки почесала

Хвостиком помахала руками показать хвостик

Высунулась из норы понюхала морозный воздух

Вышла на охоту. Идем на носочках по круг.

Идет голубушка крадется, к земле пригибается. Наклонились

Прислушалась, нет ли где мышки. Показать рукой

Услышала мышку под снегом, прыгнула     ААА не поймала.

Побежала дальше.

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Ребята, где мы с вами гуляем?

Обучающиеся: в лесу.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в снежки, в коробке возьмите мячи су-джок, покатаем снежки, разогреем пальчики. Какой снежок? Подберите признаки.

Обучающиеся: Большой, крепкий, круглый и т.д.

  1. Работа в тетради

Логопед: Откройте свои тетради, запишите число. Контролируем свою осанку.

Мы с вами уже познакомились со звуками и буквами Ш-Ж. расскажите, что делают наши губы и язык.

Обучающиеся: Язык чашечкой поднимаем вверх, за верхние зубы, губы вытягиваем вперед рупором.

Логопед: хорошо! Набираем воздух носом и с силой дуем на язычок. Воздух бежит по полученному желобку.

Скажите, чем отличаются звук Ш от звука Ж?

Обучающиеся: Ш – глухой. Ж –звонкий.

Логопед: Как проверить, поделитесь секретом.

Обучающиеся: Руки ставим на горлышко. Ш – горлышко не дрожит. Ж –дрожит.

Логопед: Символ буквы Ш – наушники, Ж - колокольчик.

У вас в тетради лежит карточка, положите ее перед собой.

Прочитайте вслух предложение.

 Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Я попрошу вас найти слова, в которых есть эти буквы, и подчеркнуть букву Ш – одной чертой, Ж – двумя.

  1. Самопроверка и проверка

Логопед: Ребята, внимательно проверьте свою работу, кто закончил, руки сложите.

Карточка у каждого на столе для проверки.

Молодцы, справились с заданием!

Вложили в тетрадь обе карточки, ручки карандаши положили в коробку.

  1. Составление рассказа про лису

Логопед: Ребята, подойдите ко мне, давайте еще раз вместе рассмотрим лису и расскажем про нее

Логопед: Мы сегодня читали какой рассказ?

Обучающиеся: Лиса-Патрикеевна

Логопед: Какая цель нашего занятия?

Обучающиеся: Повторить и закрепить знания о лисе

  1. Формование жизненных ценностей

Логопед: Ребята, где живет лиса? (В лесу)

Значит она какое животное (дикое)

Если лес — это ее дом.

А лес - это природа.

Нам с вами как нужно относится к природе?

Обучающиеся: не мусорить, если пришли на пикник и принесли с собой, то обязательно убрать за собой и унести. Тушить костер после себя.

Логопед: правильно, природу нужно нужно беречь, потому что она дом для разных животных, птиц и насекомых.

  1. Конструирование.

Логопед: Я приготовила для вас очень сложное задание, чтобы его выполнить нужно припомнить какие геометрические фигуры вы знаете.

Дети называют геометрические фигуры, логопед демонстрирует.

Логопед: сейчас вы займетесь конструированием, у меня есть картинка леса, ее нужно заполнить геометрическими фигурами, чтобы он стала цветной и объёмной, работайте все вместе.

Дети выполняют задание, фоном звучат звуки «Зимний лес»

  1. Итог занятия

Логопед: Куда мы с вами ходили? Кого мы встретили? Какая цель занятия?

Обучающиеся: Мы повторяли и закрепляли знания о лисе.

Логопед: у нас все получилось?

Закройте глаза! Какой был лес? Послушайте еще раз. Может, вы услышите новые звуки, которые вы не расслышали.

В каком лесу мы сегодня гуляли? Как догадались?

Припомните названия зимних месяцев.

Рефлексия  

Логопед: Если вам занятие не понравилось покажите грустный смайлик. Если, вы не знаете понравилось ли вам покажите нейтральный смайлик

А если все понравилось покажите веселый смайлик. Все ли задания получились? Может какое-то было для вас трудным и сложным?

Ребята, вы молодцы! Спасибо большое!

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ли-са Пат-ри-ке-ев-на

У     ку-муш-ки   лисы   зуб-ки   ост-ры-е,    рыль-це    то-нень-ко-е,     уш-ки    на    ма-куш-ке,    хвос-ти-ком    раз-ма-хи-ва-ет,    шуб-ка    тёп-лень-ка-я.   Хо-ро-шо   ли-сонь-ка     при-на-ря-же-на: шерсть         пу-шис-та-я,       зо-ло-тис-та-я;     на     гру-ди      жи-лет, а    на    ше-е     бе-лый       галс-тук.

Хо-дит     ли-са      ти-хонь-ко,    к    зем-ле     при-ги-ба-ет-ся, буд-то     кла-ня-ет-ся:  свой     пу-шис-тый     хвост но-сит     бе-реж-но,      смот-рит      лас-ко-во,      у-лы-ба-ет-ся,      зуб-ки      бе-лы-е       по-ка-зы-ва-ет.     Ро-ет     но-ры     ум-ни-ца       глу-бо-ки-е;     мно-го       вхо-дов      в      них      и      вы-хо-дов,     мяг-кой       тра-вой      по-лы      выст-ла-ны.

Всем      бы     ли-сонь-ка      хо-ро-ша,      да      раз-бой-ни-ца, лю-бит       ку-ро-чек,       лю-бит      у-то-чек,       свер-нёт      ше-ю гу-сю      жир-но-му,     не      по-ми-лу-ет      и      кро-ли-ка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"

Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

Конспект группового логопедического занятия

Тема"Дифференциация А-Я"  2 класс...

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...

Конспект группового логопедического занятия для детей легкой степени СНР. Тема: Весна. « Уж тает снег, бегут ручьи и лес оденется листвою!».

Конспект логопедического занятия для детей с системным недоразвитием речи легкой степени....