Методическая разработка урока математика
план-конспект урока (5 класс)

Драничкина Елена Александровна

Методическая разработка урока математика в 5 классе (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_urok.docx49.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс на лучшую методическую разработку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 2  г. Слюдянки,

МБОУ СОШ №2 г. Слюдянки

665902, Иркутская  обл., г.Слюдянка, ул.Куприна, 2, тел. 8(39544)52585,  Е-mail: school2_slud@mail.ru

ОГРН 1023802718983, ОКПО 44255758, ИНН 3837000690, КПП 381001001

Технологическая карта/конспект урока

                                                                                                               

Тема урока

« Умножение двузначного числа на однозначное число»

Форма проведения: урок - путешествие

Автор:

Драничкина Елена Александровна

 учитель, реализующий адаптированные программы

г. Слюдянка

2023 г.

Технологическая карта

урока математики в 5 классе

по АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Тема урока:

Умножение двузначного числа на однозначное

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель:

Научить умножать двузначное число на однозначное.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Учить выделять учебную задачу.

2. Формирование навыка алгоритма письменного умножения.

Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция  речевых навыков через расширение активного словаря.

2.Развивать возможность действия в соответствии с инструкцией.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание интереса к математике.

2. Воспитание интереса к новой информации о родном крае.

Здоровьесберегающие

  1. Профилактика сколиоза
  2. Профилактика близорукости

БУД –  учебные действия

Личностные: обучающийся осознаёт важность грамотности, понимает свою ответственность за выполнение заданий, умеет делать правильный выбор.

Предметные: минимальный уровень – доступен для всех обучающихся, достаточный уровень – для обучающихся, способных усваивать учебную программу более быстрыми темпами.

Педагогические технологии

 Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, игровые, коммуникативные.

Возраст участников

11-12 лет

Место проведения

Учебный кабинет

Перечень оборудования

раздаточный материал (карточки с заданиями  для групповой,  индивидуальной работы и работы в парах), опорная схема составления алгоритма, клей-карандаш, три календарика, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма/приемы

ресурс

I. Введение в урок

Друг на друга посмотрели,

 Повернулись, подтянулись

 И друг другу улыбнулись.

-Ребята, с хорошим настроением начинаем урок математики. Сегодня у нас новая тема урока. Какая? Вы узнаете чуть позже.

Приветствуют

учителя

Фронт.

II.

Устный счет

Ребята, на карточках у вас примеры.

1.Решив их, вы узнаете, что мы будем делать на уроке математики.

5х7                     54:9

18:6                     7х9

42х0                   6:6

12:4                    1х90

8х7                     45:5

5х5

2. Запишите, ребята, в табличку ответы в порядке возрастания (увеличивания).

3. Подпишите буквы, которые соответствуют числам. Какое слово получилось?

В-56, И-63,Е-90,П-0, Е-9,Е-3,Т-2,У-1,Ш-6,Т-35,С-25

Какое  же слово получилось у вас?

Отметьте в таблице количество баллов, которые сейчас вы набрали за устный счет.

Мы сегодня отправимся в путешествие. Куда?

Послушайте загадку:

Древний род его в природе,

Кличет озером  народ, 

Волны моря плещут в нем.

Как же это назовем?

Дорогие ребята, мы  живем рядом с Байкалом. Что удивительного мы знаем про это озеро?

Посмотрите на слайд

Сколько  еще интересных мест на этом озере!  Вы хотите их посмотреть? А кто знаете сколько островов на Байкале?

Островов на Байкале  27! И на один из этих островов мы сегодня отправимся.

А как же туда добраться?

Загадка:

По волнам и по морям

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит.

Якорь он бросает в воду.

И с волною дружбу водит.

Он не любит непогоду.  (Корабль)

Хоть сейчас весна, но давайте представим, что у нас лето.

По каютам разместились.

Открываем бортовые журналы (тетради).

Сделаем запись - какого числа мы отправились в путешествие

Классная работа

Кто знает, какая длина озера?

Длина озера 636 км.  

 

  1. Сделайте первую запись 636:

Что можно рассказать про это число?

Составьте любые двузначные числа, используя  цифры числа 636 .

Запишите их в столбик (33,36,66,63).

Замените их разрядными слагаемыми.

  1. Запишите  суммы разрядных слагаемых чисел 33 и 36 и увеличьте их в 2 раза

Проверяем по слайду.

-Какое свойство умножения  повторили?

Решают примеры, ответы записывают в карточке.

(Приложение 1)

Ответ: ПУТЕШЕСТВИЕ

отмечают количество баллов.

(Приложение 5-устный счет)

По озеру Байкал

Обучающие делятся своими знаниями о Байкале

Ответы ребят

Отгадывают загадку 

Записывают в тетради число

фронтально

Записывают длину  озера Байкал

( только число)

636

33,36,66,63

2 ученика – у доски, остальные  - в тетрадях.

(30+3) х 2 =…

(30+6) х 2 =…

Повторили распределительное свойство умножения относительно сложения

Индивид.

Работа

Индивидуально

Фронтально

Фронтально

Фронтально

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

слайд 6

 

Динамическая пауза

III.Постановка учебной проблемы

Продолжаем повторять и узнавать новое о Байкале.

 На мои вопросы отвечаете письменно, вы записываете ответы в столбик.

1.Сколько  вытекает рек из  озера Байкала?

2.В глубинах Байкала каждую минуту происходят землетрясения, но мы их не ощущаем. Сколько  баллов они?

3.Сколько месяцев лед закрывает Байкал?

4.Какая летом температура воды в Байкале?

 - Каждое число надо умножить на  число 4.

- Какой пример вызвал затруднение?

-Ребята, какую тему урока будем изучать?

-Мы приступим к изучению данной темы, но сначала заполните табличку  наших знаний (Приложение 2)

В каких столбиках поставили  знак +?

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь ответы в столбик (один ученик у доски)

Комплекс двигательных упражнений на профилактику сколиоза

  1. 1
  2. 1-2 (выберем 2 балла)
  3. 4
  4. + 23

4х1=4

4х2=8

4х4=16

23х4=?

-Не умеем умножать двузначное число на однозначное число.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное число.

Цели: научиться  умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, применять его при решении примеров и задач.

Ставят в табличке знак +.

 Объясняют ПОЧЕМУ

Фронтально

Индивидуально

Слайд 7

IV.Изучение новой темы

Каждая группа получает карточку с примером 23х4. Подумайте, как можно решить этот пример.

(если версий нет, то учитель объясняет сам)

23х4=(20+3)х4 =20х3+3х4=60+12=72

Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых вы умеете? (да)

 Умножать сумму на число вы умеете? (да)

- Какой цели мы достигли на данном этапе?

-Какая задача урока?

Путешественники должны сделать запись в бортовом журнале о том, что сейчас узнали.

В конвертах разрезанные карточки. Из них каждый составит алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, советуясь с соседом по каюте. (Приложение 3)

- Проверка работы в паре (слушает составленный учениками алгоритм)

-Мы можем проверить себя - правильный ли у нас АЛГОРИТМ? Где?

Приклейте в бортовой журнал полоски с алгоритмом.

Работа по группам.

Каждая группа выдвигает свою версию.

Цель урока:

1.Узнали,  как умножать двузначное число на однозначное.

Создание АЛГОРИТМА-(порядка)

1.Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых.

2. Умножу каждое слагаемое на число.

3. Складываю полученные результаты.

4. Читаю ответ.

На экране

Приклеивают.

Работа по группам

Работа в паре

Слайд 8

Зрительная гимнастика

V.Первичное закрепление

Упражнение «Рисование цифр глазками».

Учебник с.8

-Мы составили алгоритм, а поможет ли он при решении такого примера?

4х23

- Решаем № 1(1,3 ст.)

-Кто  понял, как двузначное число умножить на однозначное?

-Кто расскажет алгоритм умножения?

Комплекс упражнений для глаз по профилактике близорукости

Надо 23х4,т.е. использовать переместительное свойство умножения.

(по 1 ученику комментируют один пример, используя алгоритм)

Рассказывают АЛГОРИТМ

VI. Проверка понимания новой темы

1.Самостоятельная работа (дифференцированно)

На трёх палубах нашего лайнера разные задания. Посмотрите и выбирайте то, что сможете сами решить.

1 палуба  № 1 (2 ст.)           ИЛИ

2 палуба   24х4 -24 х4 =

  13х3 +11 х 5 =            ИЛИ

3 палуба   24х4 =(20 + 4 ) х 4 =        +        =

  13х3 = (      +       ) х       =

2.Проверка. Кто на первой палубе? Как решали?

(На второй, на третьей)

3. Вывод: как умножить двузначное число на однозначное?

Отметьте баллы за решенные примеры

Повторяют алгоритм.

Выбирают палубу и выполняют задание

(перечисляют свои действия)

(Приложение 5 - сам. работа)

Слайд 9

Слайд-10

проверка

VII.Физминутка

От зелёного причала

Оттолкнулся пароход   (встать)

Он шагнул назад         (шаг назад)

А потом шагнул вперёд  (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке (движения руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

Выполняют движения

Слайд 11

VIII. Повторение изученных  тем и применение новых знаний при составлении и решении задачи.

1.Пока, ребята, изучали новую тему, приплыли на очень интересные острова на Байкале. Островов 4. Посмотрите на слайды, где же они расположены.

Они называются Ушканьи острова.

Интересно происхождение названия "Ушканьи острова". Словом "ушкан" сибиряки в старину называли зайцев. Но, на островах архипелага посередине озера Байкал зайцы не водятся и никакого отношения к Ушканьим островам они не имеют.

Это название пришло с северных краев. Поморы, проживающие на берегах Белого моря, морскими зайцами называют совсем других животных. Угадайте, каких?  

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт –

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа)

Верно! Русские выходцы с севера, посетив впервые Байкал, так и окрестили нерпу - морской заяц. А острова, на которые тюлени забираются, чтобы погреться на солнце и отдохнуть, окрестили Заячьими – Ушканьями.

3.Задание:

1. Ребята, вы узнаете о нерпе много интересного. Работать будем в группах. Прочитайте информацию на карточке.  

 (Приложение 6)

2.Выполните задание – выпишите на лист А4

(Приложение 4)

1группа  - единицы длины

2группа – единицы времени

3 группа - единицы массы

4.Проверка

Вывод: какие записали единицы длины? Каких  известных вам единиц длины нет в информации?

Назовите  единицы времени.

Какие еще есть единицы времени?

Единицы массы?

Молодцы!

-Как называют маленьких нерп? Почему?

-Для чего нужна именно белая шерстка?

-Сколько месяцев шерсть у них белая?

-Назовите эти месяцы.

-Посмотрите в календарь: сколько дней в марте, апреле и мае.

-Составьте задачу по этим данным.

Проверка составления задачи.

-Решите эту задачу.

-Проверка:      

-как умножили 31х 2?

-Пригодились знания новой темы для решения задачи?

Вывод: как умножить двузначное число на однозначное?

МОЛОДЦЫ! Умеете работать с информацией.

Ребята, сейчас посмотрим видео с интересными заданиями, как разделит геометрические фигуры на много частей.

5. Поставьте себе баллы(оценку) за работу с информацией в группе.

Слушают

Отгадывают

Читают информацию на карточке (Приложение 6), записывают в таблицу (Приложение 4)

1гр

2гр

единицы длины

Единицы

времени

единицы массы

Зачитывают

Ученики смотрят в календари и называют количество дней в данных месяцах. (31,30, 31)

Составляют задачу.

 Примерный текст задачи: Нерпочки рождаются с белой шерсткой. Этот окрас сохраняется 3 месяца. Узнай сколько дней нерпята с белой шерстью.

Решают, составляя выражение 31 х 2 + 30

или по действиям.

  1. 31х2 =
  2. 62+30=

Рассказывают АЛОРИТМ

Приложение 5 – решение задачи

 Просмотр с РЭШ.

Фронтально

Работа в группе

 

Работа в группе

Слайд

12 -13

Слайд

14-15

Слайд 16

Слайд 17

слайд 18

https://resh.edu.ru/subject/lesson/338/

Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс.

-Возьмите свои таблички. Найдите 3 столбик. (Приложение 2)

-  Кто помнит,  цель нашего урока?

- Ребята, вы научились умножать двузначное число на однозначное число?

-Вы запомнили алгоритм т.е порядок умножения?

Вам понравилось ли вам так путешествие по Байкалу?

Что нового узнали во время путешествия?

Работают с таблицей

(Приложение 2)

Отвечают на вопросы

Слайд 19

Итог урока и оценивание

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку. (Приложение 5)

Кто получил «5», «4» и т.д.?

самооценка

Домашняя работа

Составить разные двузначные числа, использую цифры: 5,8,6

Записывают в дневник

Слайд20

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 1998  г.-256 с.

Ссылки:

 1.(Без автора) Загадки про Байкал//Общероссийский электронный ресурс.   [Электронный ресурс] - Режим доступа:                                  https://infourok.ru/zagadki-po-teme-baykal-2980436.html  04.02.2020

2.Загадки про корабль// Общероссийский электронный ресурс.  [ Электронный ресурс] - Режим доступа:                                    https://kykyryzo.ru/загадки-про-корабль-40-штук/    04.02.2020

3.Карта достопримечательностей Байкала//Общероссийский электронный ресурс.   [Электронный ресурс] - Режим доступа:                                     https://www.russiadiscovery.ru/news/dostoprimechatelnosti_baikala/

4.Ушканьи острова//Общероссийский электронный ресурс. [Электронный ресурс] - Режим доступа:                                   https://ozeron.ru/baykal/arhipelag-ushkani-ostrova-na-baykale.html

5. РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/338/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».

Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....

Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».

Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...

Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).

Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных  дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...