Рабочая программа по предмету "Природоведение"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2022-2023 г.
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по предмету "Природоведение"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2022-2023 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass_fgos.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа-интернат»
______________________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ «Калачинская
адаптивная школа-интернат»
_____________ Н.В. Козицкая
(подпись)
приказ № __ от «__ » ____2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Природоведение»
для 5 класса 1 вариант УП
(обучение на дому Кузьмина Ярослава)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: учитель _______________С.Р. Боглаева (подпись) Рассмотрена на заседании МО « ___ » ___ 202_г., протокол № 1 Руководитель МО __________А.В. Котова (подпись) Согласована на МС протокол № 1 «___ » ______202__г., Согласовано зам. директора по УР ________ Н.М. Добжанская (подпись) |
Калачинск, 2023 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащегося 5 класса с лёгкой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
- Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
- Устав КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства « Просвещение», Санкт – Петербург 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина. Природоведение 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020г.
Актуальность. Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащегося об окружающем мире. В процессе изучения должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, о сезонных изменениях, о здоровье человека, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Программа призвана дать обучающегося основные знания и сформировать представление о мире, который окружает человека.
Цель изучения природоведения в 5 классе - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащегося с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
- формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);
- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используется форма работы: индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование).
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
-полисенсорности восприятия объектов;
-практическоговзаимодействия обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;
- устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности в процессе решения проблемных ситуаций;
-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета:
-расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающегося развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Программа по природоведению в 5 классе включает следующие разделы:
- Введение.
- Вселенная.
- Наш дом – Земля.
- Растительный мир земли.
- Животный мир земли
- Человек
- Есть на Земле страна Россия.
- Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет является обязательной частью учебного плана. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 34 часа в год, т.е.1 час в неделю (34 учебных недели).
Распределение часов по четвертям
I четверть | IIчетверть | IIIчетверть | IVчетверть | Всего за год |
4. Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимся рабочей программы предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
-формирование интереса к изучению природоведения;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5 – балльной системе отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- - оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащегося. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание учебного предмета
1. Введение
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу? Знакомство с учебником, тетрадью.
2. Вселенная
Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования космоса.
3. Наш дом-Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух. Состав и отдельные свойства воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Его охрана. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. Почва. Свойства почвы. Охрана. Полезные ископаемые. Свойства. Значение. Способы добычи. Виды полезных ископаемых: уголь, нефть, газ, торф и другие. Вода. Свойства. Значение. Вода в природе: осадки, воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
4. Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Части растения. Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные). Орешник, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование. Береги растения. Значение растений для жизни человека. Красная книга.
5. Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др. Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы. Понятие «животные». Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место и значение в природе. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Охрана птиц. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Уход за животными дома или в живом уголке. Морская свинка. Хомяк. Черепаха. Птицы. Аквариумные рыбки. Собака. Кошка. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Редкие животные планеты и их охрана. Заповедники. Красная книга.
6. Человек
Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (здоровый образ жизни, гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены. Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена. Органы чувств. Значение органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка.
7. Есть на Земле страна Россия
Россия-Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты. Поверхность, моря, реки, озера, города. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток.
Древние русские города. «Золотое кольцо». Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира на территории нашей страны. Типичные представители растительного мира России и своего края. Разнообразие животного мира на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы России. Наш город (поселок, село, деревня). Поверхность, водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Достопримечательности.
Практические работы. Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (природных ландшафтов России, типичных представителей животного и растительного мира, достопримечательностей городов, народов нашей страны, изделий народных промыслов и т. д.). Изготовление альбома «Россия - наша Родина». Нахождение России на политической карте мира*. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблиц «Животные и растения нашей местности». Экскурсии «Достопримечательности своей местности».
6. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Разделы и темы | Кол. час. | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Материально-техническое обеспечение |
| 1 | ||||
1 | Живая и неживая природа | 1 | Знакомство с учебником. Ознакомление с составом слова «природоведение», Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа. - Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками растений разных природных зон и групп растений по назначению. Учебник Слайды с картинками и фотографиями разных растений. Учебник. Карандаши. Картинки растений, разрезанные на части | |
2.Раздел. Вселенная | |||||
2 | Небесные тела: планеты, звезды Солнце. Солнечная система | 1 | -Рассматривание картин звездного неба, солнечной системы. - Слушание объяснений учителя. -Работа со словарём, определение слова - «астрономия». -Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты - небесные тела -Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками | |
3. | Исследование космоса | 1 | -Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении. -Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны. -Работа с учебником, тетрадью. - Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками | |
3. Раздел. Наш дом-Земля | |||||
4. | Планета Земля Воздух вокруг нас. Значение воздуха | 1 | -Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. -Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек, о значении воздуха для растений, животных и человека. -Работа с учебником. - Самооценка. Рефлексия. | ||
5. | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги Горы | 1 | -Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли. -Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги». -Работа с учебником, глобусом. -Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей, живущих в горах. - Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками, глобус | |
6 | Почва. Состав почвы | 1 | - Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле. -Слушание объяснений учителя о почве. -Демонстрация образцов почвы. -Анализ состава почвы -Работа с учебником. - Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками, демонстрационный материал образцов почты | |
7 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи
| 1 | Слушание учителя о видах полезных ископаемых и их свойствах, видах, значении, о способах добычи. -Разобрать понятие: «полезные», «ископаемые». -Работа с учебником, анализ иллюстраций о видах полезных ископаемых и их свойствах. - Самооценка. Рефлексия. | Демонстрационный материал | |
8. | Свойства воды | 1 | - Слушание учителя о свойствах воды. -Понятие: «Вода», характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, текучая, испаряется). -Работа с учебником, анализ иллюстраций. -Работа в тетради (свойства воды). -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками | |
9. | Вода в природе | 1 | -Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше, пресной или морской?». -Размышление над утверждением: «Вода в природе находится в постоянном движении». - Работа в тетради. Зарисовать схему «Круговорот воды в природе». -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками | |
10. | Воды суши: родники, ручьи, реки | 1 | -Слушание объяснений учителя об искусственных водоемах (пруды, водохранилища, бассейны). - Размышление: «Назовите реки нашей местности. -Когда образуются ручьи, почему? Река Иртыш - равнинная или горная? Прозрачная или мутная? Почему?). -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками | |
11. | Озера, болота, пруды | 1 | -Изучение понятия «Искусственный водоем», поиск отличия от природного. - Слушание объяснений учителя об особенностях озер, болот, прудов; различие их на фотографии. -Размышление: «Какие животные и растения обитают на пресноводных водоемах?». Причинно – следственные зависимости обитателей водоемов (пищевые цепи). -Работа с учебником, анализ иллюстраций. -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками, фотогграфии | |
12. | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | -Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)? Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше - океан или море?». -Слушание объяснений учителя об океанах и морях. -Работа с учебником, анализ иллюстраций. -Рассуждение: «Ураган на море (шторм, цунами). Как используют воды морей и океанов». -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками | |
4. Растительный мир Земли | |||||
13 | Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. | 1 | -Слушание объяснений учителя о растительном мире. -Вспомнить и назвать растения, которые видели в лесу. -Перечислить виды растений, которые встречаются возле твоего дома. -Вспомнить дикорастущие растения. - Какие растения называются культурными. - Самооценка. Рефлексия. | Картинки | |
14. | Части растения | 1 | Слушание объяснений учителя -Работа в тетради, рисунок – схема части цветка. -Рассуждение. Для чего растению корень. -Самооценка. Рефлексия. | ||
15 | Деревья, кустарники, травы. | 1 | -Слушание объяснений учителя. -Вспомнить какие кустарники знакомы, где они произрастают. -Где растут травы, какие травянистые растения растут у твоего дома, -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь. Карточки с картинками и фотографиями растений разных групп | |
16 | Лиственные и хвойные деревья | 1 | -Слушание объяснений учителя. -Рассуждение, какие лиственные, хвойные деревья можно увидеть во дворе, в парке. Почему эти деревья называют лиственными, хвойными. -Работа с учебником. -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями хвойных и лиственных деревьев, тайги, лиственного и хвойного леса зимой, отдельных сосны, ели, лиственницы | |
17 | Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. | 1 | Вспомнить, как выглядят кустарники. Где в природе встречаются кустарники. -Рассуждение. Чем кустарник отличается от дерева. - Слушание объяснений. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь. | |
18 | Декоративные, лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений. | 1 | Слушание объяснений учителя. -Размышление. Какие растения можно увидеть на клумбах в городе. Где можно увидеть лекарственные растения. Какие названия знают комнатных растений -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь. | |
5. Животный мир Земли | |||||
19 | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Размышление. Какие животные живут в нашей местности. -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | Видеоролики с разными животными в движении. Слайды с картинками и фотографиями животных из разных групп. Учебник. Тетрадь | |
20 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Размышление. Какие рыбы, птицы и животные живут в нашей местности -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблица «Строение жука». Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки. | |
21 | Рыба. Птицы. Звери. | 1 | - Слушание объяснений учителя. Общие признаки насекомых, птиц, рыб -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблицы.Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки для работы в парах. | |
22 | Животные рядом с человеком. Уход за животными и птицами в живом уголке. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Обсудить какие животные живут рядом с человеком. -Рассуждение. Как ухаживать за домашними животными. -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Учебник. Тетрадь, карандаши. | |
23 | Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Обсудить. Какую пользу приносят животные человеку. -Рассуждение. Как ухаживать за аквариумными рыбками. -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки. | |
6. Человек | |||||
24 | Как устроен наш организм. Как работает наш организм. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Назвать части тела человека. -Рассуждение. Для чего надо знать строение своего тела. -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Учебник Видеоролик о правилах здорового образа жизни, о том, как необходимо заботиться о чистоте своего тела и жилища. Слайды с картинками о вредных привычках, которые разрушают здоровье. Муляж скелета человека, таблица " Осанка человека", слайды "Правила королевской осанки". Учебник | |
25 | Здоровье человека. Органы чувств. Здоровое питание. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Рассуждение. Как понять пословицу «Здоровый нищий счастливее больного короля». Чем больной человек отличается от здорового. -Обсудить правила гигиены. -Работа с учебником -Самооценка -Рефлексия | Слайды с картинками и таблицы органов чувств. Муляжи уха и глаза человека. Учебник | |
26 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Рассуждение. Чем мы дышим. Может ли человек не дышать. -Работа с учебником -Самооценка -Рефлексия | Слайды с картинками продуктов, которые содержат витамины. Видеоролик о правильном питании. Тетрадь, учебник | |
27 | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Обсудить какие опасности могут подстерегать человека дома и на улице. Как оказать первую медицинскую помощь. -Работа с учебником -Самооценка -Рефлексия | Видеоролик оказания первой медицинской помощи. Аптечка первой помощи. Слайды с картинками, на которых изображены врачи различных специальностей. Тетрадь, учебник | |
7. Есть на земле страна Россия | |||||
28 | Россия – Родина моя.. | 1 | -Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?». -Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны. -Работа с учебником -Самооценка. -Рефлексия. | Слайды с картинками. Учебник | |
29 | Население и народы России | 1 | -Изучение понятий: «Городской и сельский житель». -Просмотр и анализ городских и сельских пейзажей. -Беседа о России как о многонациональном государстве. -Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?» -Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях - Работа с учебником - Самооценка. -Рефлексия. | Слайды с картинками. Учебник | |
30 | Москва – столица России. Санкт – Петербург. | 1 | Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта. Просмотр видеоролика о достопримечательностях Москвы и Санкт –Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы -Самооценка. -Рефлексия. | Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик. | |
31 | Города Золотого кольца | 1 | Слушание объяснений учителя с показом древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами. -Знакомство с картой-схемой Золотого кольца. -Просмотр видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца. -Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. -Самооценка. -Рефлексия. | Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик. | |
32 | Растительный мир России | 1 | -Слушание объяснений учителя с показом -Рассуждение. Почему нашу страну называют лесной державой. -Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. -Самооценка. -Рефлексия | Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик. | |
33 | Животный мир России | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Вспомнить. Какие животные живут в нашей стране. -Просмотр видеоролика о животных Красной книги России -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик. | |
34 | Наш город (село, деревня) | 1 | Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории города Калачинска, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик. |
- 7.Учебно-методическое обеспечение
- Лифанова Т.М., Дубровина О.В.: Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
- Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.
- Природоведение. 5 класс. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Лифанова Т. М., Соломина Е. Н – М.: Просвещение, 2019.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Интернет-ресурсы:
- Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps
- Географические карты - http://www.planetolog.ru/
- Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
- География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
- История географии - http://traditio.ru/wiki/География
- Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
- Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml
- Путешествия и открытия - http://pyty.ru/
8.Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения
- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений - Ноутбук
- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений - Принтер-ксерокс
- Слова для словарной работы
- Плакаты: «Времена года»
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Части растений»
- Муляжи
- Календарь
- Мнемотаблицы
- Памятки
Приложение 1
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по природоведению уч-ся 5 класса
Кузьмина Ярослава
Предметные результаты | I полугодие | II полугодие |
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; | ||
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; | ||
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); | ||
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; | ||
выделение существенных признаков групп объектов; | ||
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; | ||
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; | ||
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; | ||
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; | ||
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; | ||
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. | ||
Средний бал | ||
Тип оценки | ||
Уровень |
У - «удовлетворительно», до 3,4 балов - (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
Х - «хорошо», 3,5 - 4,4 бала - от 51% до 65% заданий;
О - «отлично», 4,5- 5 балов - (очень хорошо) свыше 65%,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 6 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Рабочая программа по математике 8 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Адаптированная рабочая программа по чтению и письму для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта
Адаптированная рабочая программа по предметам письмо и чтение разработана для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта (атипичный аутизм, нарушение зрения, полное отсутст...
Рабочая программа по математике 4 класс 8 вид(обучение на дому) 2 часа в неделю
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общераз...
Адаптивная рабочая программа по английскому языку для детей ОВЗ (обучение на дому) 5 и 6 классы (УМК Биболетова)
Данная рабочая программа была разработана для проведения уроков английского языка с детьми ОВЗ на дому по УМК Enjoy English Биболетова...
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура ОГСЭ. 04 (Коммерция (по отраслям)), 2022-2023 гг.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» в основу положены:1) ФГОС СПО по специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденный Приказом Министерст...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда логопункта дошкольного учреждения на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учителя- логопеда...