Совершенствование звуко-произносительной стороны речи дошкольников и младших школьников
учебно-методическое пособие

Вехарева Надежда Федоровна

У певца, лектора, актёра или обычного собеседника слова должны проговариваться чётко, ясно и выразительно, на достаточной динамике, чтобы каждое слово было понятно слушателю. Конечно, для этого нужна хорошая ДИКЦИЯ. Что это такое? Это отчётливость, внятность произношения звуков речи, а также их соответствие определённым нормам. Хорошая дикция- это вежливость любого профессионального актёра, оратора и коммуникатора. Задача специалистов состоит в том, чтобы помочь детям, у которых есть сложности с дикцией, «открыть двери» в подобные профессии раньше, чем они столкнуться с необходимостью решать подобного рода проблемы.

Следует помнить, что хорошее речевое развитие является залогом правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.

Основные виды дикционных недостатков:

  1. Общая нечёткость произношения (низкая разборчивость слов)
  2. Отклонение от нормы (искажение) отдельных звуков.
  3. Потеря отдельных звуков в потоке речи.

В младшем школьном возрасте, вместе с обучением, в качестве основного мотива выступает игровая деятельность.  Именно игра выступает прекрасным помощником в достижении поставленных целей и во взаимодействии с обучающимися, потому что играть любят все, даже взрослые.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Вехарева Надежда Федоровна

Совершенствование звуко-произносительной стороны речи дошкольников и младших школьников

«Игра обучает, развивает, развлекает, даёт отдых» С.А. Шмаков

У певца, лектора, актёра или обычного собеседника слова должны проговариваться чётко, ясно и выразительно, на достаточной динамике, чтобы каждое слово было понятно слушателю. Конечно, для этого нужна хорошая ДИКЦИЯ. Что это такое? Это отчётливость, внятность произношения звуков речи, а также их соответствие определённым нормам. Хорошая дикция- это вежливость любого профессионального актёра, оратора и коммуникатора. Задача специалистов состоит в том, чтобы помочь детям, у которых есть сложности с дикцией, «открыть двери» в подобные профессии раньше, чем они столкнуться с необходимостью решать подобного рода проблемы.

Следует помнить, что хорошее речевое развитие является залогом правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.

Основные виды дикционных недостатков:

  1. Общая нечёткость произношения (низкая разборчивость слов)
  2. Отклонение от нормы (искажение) отдельных звуков.
  3. Потеря отдельных звуков в потоке речи.

В младшем школьном возрасте, вместе с обучением, в качестве основного мотива выступает игровая деятельность.  Именно игра выступает прекрасным помощником в достижении поставленных целей и во взаимодействии с обучающимися, потому что играть любят все, даже взрослые.

Серия игр «Звуковки в картинках» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей речевого развития. Благодаря этим играм можно не только улучшить произношение ребёнка, но и проверить скорость его реакции, поработать над вниманием, зрительным восприятием, поработать с лексико-грамматическими категориями и расширить словарный запас малыша! Развивать зрительное восприятие, поупражняться в чтении на скорость, поработать над грамматическим строем речи, совершенствовать своё звукопроизношение в смешных считалочках и скороговорках….. и всё это в невероятно увлекательной форме!

Красочные картинки, их хитрое расположение и необычный игровой принцип никого не оставит равнодушным! В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, можно привлекать его друзей и играть целой командой, соблюдая лишь одно самое главное условие – каждое слово нужно произносить отчётливо, произнося каждый звук правильно!

Особенности игры

  1. Все названия картинок подбирались  с учётом индивидуальных особенностей речевого развития детей, имеющих трудности в звукопроизношении, т.е. максимально  исключались  слова с заведомо сложными звуками.
  2. Все задания подбирались с учётом возрастных особенностей детей.
  3. Практически все представленные скороговорки и считалки авторские и составлены по тому же, указанному выше, принципу.
  4. В игре используется двусторонний волчок, используя который можно варьировать сложность задания.

Примечание: теневые изображения служат помощниками, если ребёнок затрудняется с чтением, таким образом, мы развиваем  зрительный гнозис.

Игра №1 «Звуковки в картинках», помогает в увлекательной форме дифференцировать (различать) звуки раннего онтогенеза [к]-[т] и [г]-[д] у ребёнка.  Подобные замены и смешения- достаточно распространённая проблема на сегодняшний день, особенно часто встречающаяся у детей дошкольного возраста, но, как это ни странно, и у детей младшего школьного возраста с нормой интеллектуального развития с этим так же можно столкнуться. Что удивительно, звуки позднего онтогенеза при этом могут быть в порядке. У детей с ОВЗ такие замены или отсутствие данных звуков встречаются гораздо чаще.    

Игра №2 «Звуковки в картинках» для детей от 5 лет и старше, поможет в увлекательной форме дифференцировать (различать) сложные звуки [Ш] - [С] и [З]-[Ж] у детей. Эти звуки, к сожалению, часто взаимно заменяются. При правильном речевом развитии звук [с] формируется в возрасте от 2 до 3 лет, звук [ш] формируется в возрасте от 3 до 4 лет.

В наборе:

31 игровая карточка с картинками, двусторонний волчок, 5 дополнительных игровых карточек «Кто-то тут» (набор №1) или «Кто-то здесь» (набор№2).

Общие правила

Основным игровым набором является набор из 31 игровой карточки с картинками. На каждой из карточек находится не более 6 картинок, в названии каждой будет нужный для отработки необходимых звуков в разной позиции, и только одна из них совпадает с картинкой на другой карточке. Задача играющего найти его быстрее остальных, произнося название картинки чётко и правильно! Проигравший крутит волчок и выполняет задание, которое выпадает. Выбор волчка зависит от целей и задач ведущего.

Количество играющих: 2-4 человека.

Правила игры

Перед началом игры вытяните две любые карточки и положите лицевой стороной вверх на стол перед всеми игроками. Найдите картинку, которая присутствует на обеих карточках, но помните, что размер картинки может различаться, в остальном они абсолютно одинаковые. Кто это совпадение увидит первым, громко его объявляет, а карточку забирает себе. Не пренебрегайте пробным раундом, для того чтобы каждый игрок понял правила игры.

Эта игра может быть сыграна в разных вариантах (см. ниже). Поэтому победа зависит от варианта игры, который вы выбрали. Если возникает спорный момент и игроки объявили о совпадении одновременно, карточка не разыгрывается и убирается в общую колоду.

Первый вариант «Найди картинку»

Цель: дифференциация и автоматизация выбранных звуков, развитие внимания.

Ход игры: Сначала необходимо перемешать колоду с карточками. Затем нужно раздать по одной карточке каждому игроку в открытую. В игре можно выбрать ведущего, который может принимать участие в игре, одновременно контролируя процесс раздачи карточек. Ведущий переворачивает верхнюю карточку общей колоды, и в этот момент все игроки, включая ведущего (если он тоже играет), ищут совпадение картинки со своей карточки с картинкой центральной карточки. Кто первым заметит совпадение, тот и забирает центральную карточку к себе, кладя её поверх своей первой карточки в открытую. Так продолжается до тех пор, пока основная колода не закончится, и кто – нибудь не построит свою самую высокую башню. Это и будет означать то, что игрок набрал наибольшее количество карточек и оказался самым быстрым и внимательным победителем.

Примечание: если ребёнок неправильно произнёс звук и не заметил этого, можно придумать штрафные санкции. Например, все слова- картинки на карточке произнести чётко (орфографически, то есть проговаривая каждый звук) и поставить в форму мн.ч. или ед.ч., или назвать картинку вместе с цветом.

Второй вариант «Найди картинку»

Цель: дифференциация и автоматизация выбранных звуков, развитие внимания.

Ход игры: Эта игра похожа на предыдущую. Все карточки раздаются играющим в закрытую и только одна кладётся по центру в открытую. Теперь у каждого есть своя «башня», то есть стопка карточек в закрытую. Игрокам нужно избавиться от всех своих карточек, то есть «разрушить свою башню» быстрее остальных, так же сравнивая и отыскивая совпадение картинки на своей карточке с карточкой, которая лежит в центре. Тот, кто первым найдёт совпадение, сбрасывает свою карточку поверх центральной. Выигрывает тот, кто избавится от своих карточек быстрее остальных.

        Следите за дисциплиной, не допускайте шалостей детей, контролируйте двигательную активность ребят и старайтесь сконцентрировать их зрительное внимание.

Третий вариант «Найди картинку»

        Цель: дифференциация и автоматизация выбранных звуков, развитие внимания.

Ход игры: В этой игре нужно набрать как можно меньше карточек. Для начала перемешайте колоду с карточками. Затем раздайте по одной карточке каждому игроку. Оставшуюся колоду положите в центр в закрытую и приготовтесь играть. Ведущий переворачивает верхнюю карточку центральной колоды и тот, кто найдёт картинку общую для карточки любого другого игрока и карточки в колоде, тот называет совпадение и кладёт её сверху на карточку того игрока, с карточкой которого он нашёл совпадение. Получается как бы «сюрприз» для соперника. Следовательно, в центральной колоде открывается новая карточка, и игра продолжается, пока колода не закончится. Как только колода заканчивается, игра завершается. Тот, кто набрал меньше всех карточек – победил!

Четвёртый вариант «Найди слово»

Цели: дифференциация и автоматизация выбранных звуков, развитие внимания, развитие навыка чтения и зрительного восприятия.

Ход игры: А теперь переверните карточки! С оборотной стороны карточек написаны слова, дублирующие картинки. Задача играющих  найти одинаковое слово быстрее остальных и прочитать его, а тени картинок могут в этом помочь. Предыдущие варианты игр актуальны и в этом случае.

Пятый вариант «Найди звук»

Цель: совершенствовать навык определения места заданного звука в слове: начало, середина, конец. Совершенствовать навык определения позиции заданного звука в слове.

Ход игры: для игры необходим волчок с тремя цветными секторами с каждой стороны шестиугольника.

1 уровень сложности – простой - это цвета: зелёный, красный, синий – достаточно определить, где звук: в начале, середине или в конце слова.

2 уровень сложности – трудный- это цвета: фиолетовый, оранжевый, голубой – необходимо придумать слово, в котором заданный звук находится.

Таким образом, ведущий выбирает уровень сложности и раскручивает волчок.  После его остановки игрок выбирает любую картинку, называет и выполняет задание.

Шестой вариант

«Большое-маленькое» и «Живое - неживое»

Цель: совершенствовать лексико-грамматические категории.

Ход игры: Эти задания выполняются по одному принципу. Каждый участник получает одну или две карточки с предметами, внимательно смотрят на рисунки и запоминают их. Затем ведущий закрывает картинки большой карточкой с вопросом, а участник должен ответить на него. Если ответ правильный, карточка откладывается и приносит очко игроку.

Седьмой вариант

Цель: дифференциация и автоматизация выбранных звуков в чистоговорках и скороговорках

В этой игре участвуют игровые карточки «кто-то здесь», карточки основного игрового набора и карточка со скороговорками и считалками.

Восьмой вариант

Цель: совершенствовать грамматический строй речи»

Играют волчок, большие карточки с названием варианта игры и карточки с картинками, которые раскладываются перед участниками рисунками вверх. Ведущий раскручивает волчок. Цвет, который выпал на нём, указывает, на какой вопрос должен ответить участник («Кто?», «Что?»). Участники по очереди отвечают на вопрос, используя в ответах названия предметов на маленьких карточках. При правильном ответе игрок забирает карточку с картинкой и зарабатывает очко. В конце игры очки подсчитываются.

Дополнительные игры. Руководствуемся принципом: от простого к сложному!

Дикция – это всего лишь 1 из просодических компонентов правильной и красивой речи. Серию игр «Звуковки в картинках» также можно использовать в работе над голосом. Однако это целесообразно делать после прохождения подготовительного этапа.

Подготовительный этап. 

  • Работа над речевым дыханием. Огромное значение для развития голоса, который хочется слушать, имеет речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз (ритм), сохранения плавности речи (темп) и интонационной выразительности. Более того, развитие речевого дыхания помогает решить ряд оздоровительных задач. Например, развитие диафрагмального дыхания позволяет не только увеличить объём легких- что важно в работе над голосом, но и укрепляет мышцы диафрагмы, брюшного пресса, межрёберные мышцы, а также служит профилактикой простудных заболеваний.
  • Работа над ритмом.  Чем полезно, почему важно? Ритм- это кинетический фактор, что это значит? Он обеспечивает возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательных сменяющих друг друга шагов.  Это серийная организация движений- с этим мы сталкиваемся постоянно, так как переключение от элемента к элементу происходит и при письме, и при чтении.

При коррекции звукопроизношения- длительная автоматизация звуков- звуки поставлены, но крайне сложно автоматизируются в речи.

Как играть? Самое простое: отстукивание определённого ритма, например, по количеству выпавших точек на кубике. Полезно и увлекательно выполнять ритмы с музыкальным сопровождением.

Более сложный вариант – слогоритмы (с внешним проговариванием), когда сочетаются различные просодические компоненты: ритм, дикция, ударение, голосовые модуляции (темп, высота, сила голоса). Рекомендуется начинать работать над слогоритмами с детьми, с которыми уже проведена комплексная работа над просодическими компонентами, иначе им будет сложно понять, что от них вообще хотят.

Хорошо развитое чувство ритма - это база для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмической организации речи, интонационной выразительности. Поэтому работа над ритмом проводится на постоянной основе!

  • Комплексная работа над гласными звуками.  Здесь подразумеваются логопедические распевки, когда пропевается каждый гласный звук, при этом  меняются высота, сила, темп голоса. Таким образом, мы не только развиваем речевое дыхание, фонематические процессы и работаем над дикцией (уточняя артикуляцию гласных!), но и готовим детей к пониманию того, что такое ударение. А интонация и логическое ударение в том числе- это работа с модуляциями голоса.

После подобной подготовительной работы, можно переходить к играм со словами и, предложениями.

Серия игр на [к]-[т], [г]-[д] хорошо подходят для старта, т.к., слова используются простые, без сложных звуков.

Игры с кубиком. Ребёнок кидает кубик, по количеству выпавших точек, он выбирает необходимое количество картинок и на одном выдохе проговаривает названия этих картинок.

  1. Для начала необходимо добиться  плавности речи на выдохе, убедиться, что ребёнок синхронизировал процесс выдоха с количеством слов, которое ему выпало для произнесения. Необходимо стремиться совершать диафрагмальное дыхание, избегать длительных пауз, звуков «паразитов», явно неоправданного добора воздуха.
  2.  Работа над громкостью. Чередование громких и тихих слов: слово громко- слово тихо. Формируется предпосылка для интонационного оформления высказывания
  3.  Работа над темпом. Проговаривание слогов, слов (названий картинок), фраз (чистоговорки из игры), предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно сопровождать символами скорости: улитка-медленно, ракета- быстро, человек идёт- нормальный темп. Помним о том, что мы руководствуемся принципом: от простого к сложному.
  4. Работа над интонационной выразительностью. Участвуют потешки и чистоговорки из игр. Прочитываются с различной интонацией и эмоциональной окраской.
  5. «Узнай слово».Работа с ритмом.  

Какие результаты ожидают, если работать над голосом комплексно?

  1. Голос у детей становится звонче и громче, легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
  2. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
  3. Нормализовалось речевое диафрагмальное дыхание.
  4. Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально-волевой сфере, появляется вера в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг дошкольников и младших школьников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Целью организации и проведения спортивного досуга в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является желание вести здоровый образ жизни, развитие умения элементарного самоконт...

Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.

В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы  по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 В коррекционной  работе использую различные  игры  для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя ...

Развитие просодической стороны речи дошкольников

Развитие просодической стороны речи дошкольниковЕлена Шевченко, учитель – логопедКДУУ (я-с) КТ «Ладушки»г. Ровеньки          Речь, как положительный показа...

Диагностика устной речи дошкольников и младших школьников.

В данном разделе представлена методика Т.А.Фотековой по диагностике устной речи дошкольников и младших школьников....