Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности педагога.
материал
Предварительный просмотр:
КГБОУ Благовещенская общеобразовательная школа – интернат
Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности педагога.
(выступление на МО воспитателей)
Подготовила воспитатель 8 класса
Горлова Людмила Ивановна
Р.п. Благовещенка
2023
Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности педагога.
Быть педагогом – не самое простое дело. Обладать умением, из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Уметь прожить с учащимися добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь, в условиях школы-интерната – это талант. Педагог - ключевая фигура в воспитательной деятельности любой школы, он является организатором воспитательного процесса.
Педагогическую деятельность в отечественной науке традиционно принято считать творческой. Известно, что творческая деятельность определяется как форма деятельности человека или коллектива по созданию качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами.
Обычно выделяют 4 уровня творчества:
1-й уровень творчества – это уровень элементарного взаимодействия с классом, когда педагог уже способен осуществлять обратную связь и корректировать свои действия в зависимости от ее результата, но опирается на опыт других учителей, «методичку», то есть работает по шаблону;
2-й уровень (уровень оптимизации) заключается в способности педагога планировать и осуществлять свою деятельность, умело, подбирая уже известные ему методы и формы обучения;
3-й уровень – эвристический, предполагающий творческие возможности живого общения с учениками.
На 4-м, самом высоком уровне творчества, педагог проявляет полную самостоятельность. Он может использовать и готовые приемы педагогической деятельности, но в них уже проявляется его личностная индивидуальность
Педагог — это не работа, а образ жизни. Мой девиз такой: «Дети в классе - твое отражение, поэтому старайся постоянно работать над собой».
Главное - сохранить молодость души на долгие годы,тогда легче будет понять детей.
Итак, успешность педагога, на мой взгляд, складывается из многого:
- из психологического климата в школе,
- из самочувствия педагога в плане здоровья,
- из обстановки в семье,
- из взаимопонимания с детьми и еще многого чего.
Как же должно строиться сотрудничество педагога и учащихся? Принимая детей, мы стараемся узнать о каждом ученике, его увлечениях и интересах через личное общение и знакомимся с характеристикой ребенка с его школы, а затем создаем в классе атмосферу, которая бы позволила ему чувствовать себя комфортно, проявлять свои индивидуальные особенности, свою уникальность.
Что же способствует успешности педагога?
Одним из факторов, способствующие успешной деятельности педагога я считаю авторитет.Авторитет - это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому педагог сам должен серьёзно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие усваивается учениками. За работой педагога за его словами и поступками следят не только ученики, но и наши родители. Они замечают всё: как одет, как он разговаривает с другими людьми, как он относится к разным ребятам, к отличникам и неуспевающим. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об педагоге, его знаниях, справедливости, человечности. Сухомлинский подчёркивал, что отношение между педагогом и воспитанниками и их родителями должны строиться по типу самых высоких и бескорыстных нравственных отношений. Я считаю, что это возможно, если родители видят в педагоге своего друга, единомышленника, если педагог переживает вместе с ними радость побед и горечь утрат. Я глубоко уверена, что ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность отношения к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии педагога. Педагог знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать негативное отношение к себе родителей и учеников. Воспитательную работу в классе организую через совместную деятельность учащихся и их родителей. Для изучения семей,учащихся составляю социальный паспорт класса, благодаря которому можно отследить, сколько в классе семей многодетных, неполных, малообеспеченных. Отмечаю образовательный уровень родителей.
Во-вторых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения.
В-третьих, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.
Полагаю, что успешность педагога зависит от успешности учеников. А успешен ребенок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и педагоги, и родители.
Ребенок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития. Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди, я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.
Другой составляющей успешной деятельности педагога считаю хорошую осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями. Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его отношения с родителями.
Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности педагога - это тесная связь с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.
И еще немаловажный фактор, подмеченный мною. К детям надо относиться искренне. Просто надо любить детей. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь детям, бываешь с ними искренна, тем более проще решать возникающие проблемы
А я замечаю: кто-то подстригся, у кого- то новая кофточка, сапожки, а кто-то появился после болезни, а у кого- то грустный вид.
Они чувствуют свою значимость для меня, а для меня - осознание ими своей значимости - уже успех.
Педагог должен все видеть, все слышать, и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.
А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему.
В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».
Правила успеха педагога.
1.Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Будь здоровым.
7.Если не прав, умей признать свои ошибки.
8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
9.Умей управлять своим настроением.
10.Открытость педагога;
11.Способность признать собственные промахи;
12.Способность понять и поддержать ученика;
13.Отсутствие категоричности в суждениях.
Факторы, мешающие успешной деятельности педагога
- Низкая мотивация педагогов, связанная с недостаточной теоретической готовностью и материальными проблемами.
- Перегрузка педагога, ограничивающая возможности педагога уделять дополнительное время на творчество.
- Отсутствие поддержки и единомышленников в лице родителей учащихся, администрации школы, коллег.
Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у себя самой?
Работая в школе, я пытаюсь найти ответы на эти вопросы:
- какие условия необходимо создавать самой для мотивированного поведения;
- как, не смотря на психологические, умственные и физические перегрузки, быть постоянно в тонусе;
- как вовремя заметить и решить проблемы с собственной мотивацией на работе;
-как организовать трудовой процесс таким образом, чтобы собственный энтузиазм не угасал, несмотря на любые внешние факторы.
Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Ставшая привычной двойственность – с одной стороны, разум, с другой – чувство – пагубна, если она долго не исчезает. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех.
Успех в нашей деятельности зависит не только от нашей заинтересованности и энтузиазма, но и от наших способностей и профессионализма. Большое значение имеет рабочее окружение. Возможно, нам и удастся в чем-то изменить рабочую атмосферу, в которой мы работаем, но создать ее мы не сможем: атмосфера, в которой можно реализовать свои цели, уже должна существовать. Психологи эти три составляющие успеха назвали: «хочу», «могу» и «имею возможность»
Одна из составляющих успеха – благоприятные условия. Внешние условия всегда играют существенную роль в достижении цели (или в неудаче). В одних учебных заведениях нет никаких возможностей получить определенные результаты своей деятельности, а в других, наоборот, у педагогов есть все возможности для самореализации. Мы можем в чем-то изменить атмосферу, в которой работаем, но в принципе на работе должны быть созданы такие условия, в которых есть желание у педагога работать в полную меру своих возможностей.
В заключение хотелось бы привести
«10 заповедей педагога»:
1.Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
2.Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
3.Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.
4.Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.
5.Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
6.Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.
7.Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.
8.Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
9.Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.
10.Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо педагог - мать от завтрака и до ужина.
И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.
Закончить я хочу строками Ф. И. Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность в человеке.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога»
выступление на педагогическом совете: «Обучение и воспитание успехом» обидно, что пришлось "разбить" презентацию и убрать картинки...
Владение перспективными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога.
Современные условия ставят в качестве основных задач педагогики формирование у учащихся творческого мышления, способности к самостоятельной деятельности по усвоению знаний в процессе овладения професс...
Доклад на тему: «Владение современными перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"
Доклад на тему:«Владение современными перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"...
Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя
Выступление на педагогическом совете: Холопова Т.П. 29.03.2012...
Тест по теме: "Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния". ОБЖ, 10 класс
Тест по теме: "Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния". Учебник - ОБЖ, ...
Толерантность - основа успешной деятельности педагога-организатора
Толерантность – не может возникнуть в сознании подрастающего поколения естественным путем. Поэтому и необходимо создание наиболее благоприятных условий на стадии начала развития личности в в это...
Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания как один из критериев успешности деятельности педагога и его обучающихся
Практическое обучение и воспитание 2022: реализация образовательных и профессиональных стандартов в современных условиях...