Конспект урока Строительные полезные ископаемые .Гранит. Известняк"
план-конспект урока (5 класс)
Урок для 5 класса ФГОС спеуцальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass_granit._izvestnyak.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Природоведение 5 класс
Тема № 2. Полезные ископаемые.
Урок № 2. Гранит. Известняк
Дата____
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель урока Формирование представлений о строительных полезных ископаемых.
Задачи:
Обучающая:
- способствовать ознакомлению со строительными полезными ископаемыми
Развивающая:
- оказать содействие в тренировке зрительной и слуховой памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы
-способствовать развитию познавательного интереса учащихся,
-способствовать формированию начального представления об исследовательской деятельности
-оказать содействие в формировании умения работать с различными источниками информации (презентация, рассказ учителя, наглядный материал)
- способствовать развитию положительной мотивации к познанию неживой природы
Воспитывающая:
- оказать содействие в воспитании ответственного отношения к окружающему миру, богатствам природы
Режим урока: комбинированный
Ресурсы:
Информационные:
Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» 5 класс
Технические:
- Мультимедийный видеопроектор
- Слайдовая презентация, наглядный материал – образцы камней, лупа
Технологические:
- Технология КСО (коллективный способ обучения)
- Технология разноуровнего обучения
- Технология модульного обучения (достижение учащимся конкретных целей учения в процессе работы с модулем)
- Технология здоровьесберегающего обучения
Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная
Предметные результаты:
Знания - узнают, повторят и запомнят гранит и известняк
Умения - научатся различать гранит и известняк
Навыки - умение анализировать и сравнивать, делать простейшие выводы
Регулятивные БУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- формирование волевой саморегуляции.
Познавательные БУД:
- самостоятельное выделение и формулирование темы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- формирование способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные БУД:
- умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение;
Личностные БУД:
- формирование познавательных мотивов.
Ход урока
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты БУД | ||
Слова учителя | Задания для учащихся | Предметные | БУД | ||
1.Мотивационный этап (2 мин.) Цели: Мотивирование обучаемых с помощью вопросов; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - проверьте: на парте учебник, тетрадь, дневник, пенал. Сели. Слайд 1 -мы начали изучать тему «Полезные ископаемые» - За свою жизнь человек постоянно берёт у природы разные богатства, используя их в своих целях.
Бывают ли такие богатства, которые можно использовать при строительстве? | Ученики настраиваются на урок | Личностные БУД -самоопределение -смыслообразование | ||
2.Целевой (8 мин.) Цель: Вспомнить материал, изученный ранее; актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса; постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении учителя». Задачи: Организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем) | Слайд №2 Карточки -дома вы читали о полезных ископаемых 1.Проверим ваши знания (устный опрос продолжи предложение) Слайд№3 2.Узнай полезное ископаемое | Вопросы по карточкам 1.Природные богатства – это... (всем) 2. Полезные ископаемые человек добывает … (всем) 3.К полезным ископаемым относятся …. (3 уровень) 4.Как называются учёные, которые ищут полезные ископаемые? (1 уровень) 1.Картинка (песок) 2.Картинка (глина) 3.Картинка (мел) | Ученики отвечают на вопросы, используя учебник | -определение особенностей природных богатств -определение местонахождения полезных ископаемых -выделение основных полезных ископаемых -выделение изученного словарного слова | Познавательные БУД: -с помощью формируют алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; Регулятивные БУ Д: -самостоятельно формулировать тему и строить действия в соответствия с ней; -понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; Коммуникативные БУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Личностные БУД: - проявлять интерес к земным недрам |
3.Сожержательный (12 минут) Цель: Организация коммуникативного взаимодействия Задачи: Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, систематизировать полученную информацию. | Слайд№4 1.Разгадай ребус (работа в парах) 2. Слайд №5 Наша сегодняшняя тема «Строительные полезные ископаемые. Гранит. Известняк». Мы узнаем, что такое гранит и известняк, научимся их различать. Запись даты и темы в тетрадь. Словарные слова: Строительные полезные ископаемые Гранит Известняк Мрамор Мел Рассказ учителя С древних времён человек хотел жить в безопасности и комфорте. Для этого он научился использовать полезные ископаемые, которые делали его дом крепким, и красивым. Слайд№6 Гранит очень прочный камень. Его название произошло от слова гранула, крупица. В природе встречается глубоко под землёй. Но есть и над поверхностью, в виде гор. Слайд№7 Добывают гранит открытым способом, взрывая горную породу. Гранит бывает разных видов. Слайд№8 Гранит используют для строительства самых надёжных частей здания. Которые могут выдерживать большие нагрузка – фундамент, лестница, опоры мостов. Слайд№9 Известняк твёрдый и прочный. Он образовался миллионы лет назад из остатков умерших морских раковин, спрессовавшихся под тяжестью верхних слоёв почвы и окаменевших. Среди него выделяют обыкновенный известняк, мрамор и мел. Слайд№10 Самый прочный известняк – это мрамор. Его используют в строительстве для изготовления плиток, лестниц, скульптур. Слайд№11 Обыкновенный известняк разрезают на куски и делают блоки для строительства. Мел используют для изготовления строительных смесей, побелки и для письма на школьной доске. Слайд№12 Добывают известняки и открытым и закрытым способом. | 1.Ребус 1-2 (Гранит) 2.Ребус 3-4 (Известняк) 2.Ребус 5 (Мрамор) | -выделение темы урока -развитие умения разгадывать ребусы | Познавательные БУД: -извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; -устанавливать последовательность в работе органов связи; Коммуникативные БУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - умение устанавливать рабочие отношения, сотрудничать; Личностные БУД: -умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность к равноправному сотрудничеству. Регулятивные БУД: -выделять и осознавать, то, что уже усвоено и, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; -оценивать достигнутый результат. | |
4.Физминутка (3 мин) Цель: Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха. | Слайд№13 «Геологи» | -поднимаем вытянутую руку вперёд и нагибаемся, разглядываем в подзорную трубу гранитную гору -поворачиваем корпус вправо и влево, ищем залежи известняка -делаем наклоны и собираем образцы камней с земли | Дети выполняют упражнения по образцу | -умение координировать свои движения согласно теме упражнения | |
5.Лабораторная работа (5 минут) Цель: Организация исследовательского взаимодействия Задачи: Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, различить новые объекты | 1.Лабораторная работа «Различение гранита и известняка» | -Трогаем камень -Взвешиваем каждый камень в руке -Берём лупу, вспоминаем правила работы с ней -Рассматриваем гранит -Рассматриваем известняк -Опишите камни, сравните их. | Познавательные БУД: -извлекать необходимую информацию из практической работы; -устанавливать последовательность в работе с наглядным материалом; Регулятивные БУ Д: -самостоятельно проводить исследовательскую деятельность и строить простейшие сравнительные соотношения по её результатам; | ||
6.Закрепление изученного (5 минут) Цель: Повторить и закрепить ранее изученное на уроке. Задачи: Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на; Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; включить новое знание в систему знаний через практическое задание, Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону | 1.Работа по учебнику.
-Что случится, если поместить известняк в воду или капнуть на него уксусом? 2.Работа по карточкам в тетради Проверка работ учащихся | Откройте учебник на стр. 52. Прочитайте об этом в учебнике (вторая часть абзац 2) (1 уровень) «Самостоятельно подпишите названия изученных камней» (всем) -Как подписали первую картинку? -Как подписали вторую картинку? | Чтение текста учащимися, краткий пересказ прочитанного Дети заполняют карточки Учащиеся читают, то, что записали в карточки, выполняют самопроверку. | -умение связно излагать прочитанное -умение устанавливать причинно-следственные связи -умение проводить взаимопроверку | Регулятивные БУД: -выделять и осознавать, то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; -оценивать достигнутый результат; Коммуникативные БУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные БУД: -проявлять интерес к результатам своего познания Познавательные БУД: - уметь извлекать информацию из иллюстраций; - готовить высказывание на основе прочитанного; -составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; -устанавливают последовательные связи; |
6.Итог урока, домашнее задание (3 мин) Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Задачи: Обобщить изученное для введения в последующем новых способов действий; Выявить причины ошибок и наметить пути коррекции Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике | Ответьте на вопросы Учитель комментирует домашнее задание, объясняет его выполнение. | — О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? — Что нового и интересного вы узнали? Прочитать текст на с. 51–53 учебника, пересказать Ответить на вопросы 1-8 (Всем) | Учащиеся дают краткие ответы на вопросы Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | -умение связно излагать прочитанное -умение устанавливать причинно-следственные связи -умение проводить взаимопроверку | Познавательные БУД: -осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной; -извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Регулятивные БУД: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Личностные БУД: - имеют социально ориентированный взгляд на мир; - проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; |
7.Рефлексия (2 мин) Цель: Выявление эмоционального состояния учащихся после урока, степень их утомляемости | Самоопределение эмоционального настроя после урока | Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после урока, и опустите в коробочку. | Учащиеся выбирают смайлики и опускают в коробочку | -фиксация эмоционального состояния после урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Добыча полезных ископаемых на примере Кия-Шалтырского нефелинового рудника"
Конспект занятия о Кия-Шалтырском нефелиновом руднике...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Презентация к уроку биологии «Полезные ископаемые»
Презентация к уроку биологии в 6 классе «Полезные ископаемые»...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Аннотация. В данном конспекте урока описаны особенности применения учителем географии здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример приведена методика проведения...
Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Гранит, известняк.
Данный урок предназначен для учеников 5 класса, коррекционной школы VIII. Знакомство со строительными полезными ископаемыми - гранит, известняк. Дети знакомятся с гранитом и известняком, их добычей, и...
Конспект урока по природоведению "Гранит. Известняк" 5 класс ОВЗ
Цель урока: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, используемыми в строительстве, гранитом и известняком, и их значением. Задачи урока:Личностные: способствовать развитию познават...