Конспект урока по природоведению "Гранит. Известняк" 5 класс ОВЗ
план-конспект урока по природоведению (5 класс)
Цель урока: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, используемыми в строительстве, гранитом и известняком, и их значением.
Задачи урока:
Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.
Регулятивные: организовать усвоение обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
Коммуникативные: воспитывать экологическое мышление, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izvestnyak.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс.
Природоведение.
Тема урока: «Гранит. Известняк».
Цель урока: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, используемыми в строительстве, гранитом и известняком, и их значением.
Задачи урока:
Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.
Регулятивные: организовать усвоение обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
Коммуникативные: воспитывать экологическое мышление, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи
Тип урока: комбинированный
Оборудование: образцы полезных ископаемых, иллюстративный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2.Проверка домашнего задания по теме «Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов».
Беседа по вопросам:
- Какой строительный материал вы знаете?
- Из чего он изготовлен?
- Кто и зачем пользуется мелом?
3. Актуализация знаний:
Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А ещё он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Изучение нового материала.
Рассказ учителя:
- Гранит:
Чаще всего гранит залегает глубоко в земле. В некоторых случаях он выходит на поверхность земли и образует целые горы. Гранитные камни нередко встречаются на полях, лугах и в лесах. Иногда их бывает так много, что они мешают обрабатывать землю.
Гранит — слово не русское, а итальянское и означает — зернистый. Так назвали его потому, что он состоит из множества мелких частичек — зёрен различной окраски.
Постарайся найти где-нибудь кусочек гранита, возьми его в руки и рассмотри. Больше всего в нём зёрнышек красного или серого цвета.
Это полевой шпат, от окраски которого главным образом и зависит цвет гранита.
Другие зёрнышки, полупрозрачные, беловатого или желтоватого цвета, похожие на кусочки мутного стекла — кварц.
Наконец, есть в грани частички в виде блестящих пластинок — это слюда.
Если мы при помощи ножа попробуем разъединить частички гранита, то убедимся, что этого сделать нельзя: они крепко соединены между собой. Гранит очень прочный камень.
Гранит идёт на фундаменты больших зданий, устои железнодорожных мостов, набережные рек и каналов, ступеньки лестниц и т. д. Из гранита сооружают памятники. Все постройки из гранита прочны и долговечны.
Из кусков гранита, которые называются булыжником, делают мостовые в городах и сёлах, строят дороги.
Гранит можно полировать; поверхность его становится совершенно гладкой и очень красивой, и в таком виде он служит для украшения зданий.
Гранит добывается на Урале, в Сибири и других местах.
- К известнякам относятся хорошо знакомый вам мел, обыкновенный известняк и мрамор. Отличить известняки от других камней очень легко.
Если капнуть на известняк несколько капель уксуса или разведенной кислоты, то послышится шипение и начнет выделяться газ. Если же капнуть то же самое на другие камни, то шипения ты не услышишь.
Опыт. Возьми кусок мела. Капни на него (с помощью кого-нибудь из взрослых) несколько капель уксуса. Послышится шипение и начнёт выделяться газ. Попробуй капнуть уксус на гранит или другой камень. Шипения ты не услышишь.
Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Из него иногда состоят целые горы.
Известняки залегают в земле громадными слоями. Слои известняка хорошо видны на обрывистых берегах рек.
Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.
Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.
Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.
Мрамор — это твёрдый и плотный камень. Если его разбить, то можно заметить, что он состоит как бы из отдельных блестящих зёрнышек. Мрамор бывает различной окраски. Он хорошо полируется.
Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.
Многие станции Московского, Ленинградского и Киевского метрополитенов отделаны мрамором разных цветов, это ты можешь увидеть на картинке.
5.Физкультминутка.
6.Закрепление.
1. Работа с учебником:
Прочитайте текст учебника на стр. 51-53, ответь на вопросы:
- Чем известняк отличается от гранита?
- Из чего делают школьный мел?
2. Работа с образцами полезных ископаемых: определить, к какому виду относятся образцы.
3. Работа в тетрадях:
Записать люди используют известняк в хозяйстве.
4. Работа в тетрадях:
Выполните задания 4,5, 6 на стр.23-24.
5.Обобщение.
7.Итог урока.
8.Задание на дом: стр. 51-53
Известняки
Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.
Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.
Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.
Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.
Известняки
Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.
Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.
Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.
Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.
Известняки
Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.
Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.
Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.
Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...