Конспект урока по природоведению "Гранит. Известняк" 5 класс ОВЗ
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Мягкова Юлия Юрьевна

 

Цель урока: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, используемыми в строительстве, гранитом и известняком, и их значением.

 

Задачи урока:

Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Регулятивные: организовать усвоение обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

Коммуникативные: воспитывать экологическое мышление, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izvestnyak.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс.

Природоведение.

Тема урока: «Гранит. Известняк».

Цель урока: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, используемыми в строительстве, гранитом и известняком, и их значением.

Задачи урока:

Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Регулятивные: организовать усвоение обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

Коммуникативные: воспитывать экологическое мышление, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи

Тип урока: комбинированный

Оборудование: образцы полезных ископаемых, иллюстративный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент:

    Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

2.Проверка домашнего задания по теме «Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов».

 Беседа по вопросам:

  1. Какой строительный материал вы знаете?
  2. Из чего он изготовлен?
  3. Кто и зачем пользуется мелом?

3. Актуализация знаний:

Покрывают им дороги,

 Улицы в селении.

 А ещё он есть в цементе.

 Сам он - удобрение. (Известняк)

Этот мастер белый-белый

 В школе не лежит без дела:

 Пробегает по доске,

 Оставляет белый след. (Мел)

4.Изучение нового материала.

Рассказ учителя:

  1. Гранит:

Чаще всего гранит залегает глубоко в земле. В некоторых случаях он выходит на поверхность земли и образует целые горы. Гранитные камни нередко встречаются на полях, лугах и в лесах. Иногда их бывает так много, что они мешают обрабатывать землю.

Гранит — слово не русское, а итальянское и означает — зернистый. Так назвали его потому, что он состоит из множества мелких частичек — зёрен различной окраски.

Постарайся найти где-нибудь кусочек гранита, возьми его в руки и рассмотри. Больше всего в нём зёрнышек красного или серого цвета.

Это полевой шпат, от окраски которого главным образом и зависит цвет гранита.

Другие зёрнышки, полупрозрачные, беловатого или желтоватого цвета, похожие на кусочки мутного стекла — кварц.

Наконец, есть в грани частички в виде блестящих пластинок — это слюда.

 Если мы при помощи ножа попробуем разъединить частички гранита, то убедимся, что этого сделать нельзя: они крепко соединены между собой. Гранит очень прочный камень.

 Гранит идёт на фундаменты больших зданий, устои железнодорожных мостов, набережные рек и каналов, ступеньки лестниц и т. д. Из гранита сооружают памятники. Все постройки из гранита прочны и долговечны.

Из кусков гранита, которые называются булыжником, делают мостовые в городах и сёлах, строят дороги.

Гранит можно полировать; поверхность его становится совершенно гладкой и очень красивой, и в таком виде он служит для украшения зданий.

Гранит добывается на Урале, в Сибири и других местах.

  1. К известнякам относятся хорошо знакомый вам мел, обыкновенный известняк и мрамор. Отличить известняки от других камней очень легко.

Если капнуть на известняк несколько капель уксуса или разведенной кислоты, то послышится шипение и начнет выделяться газ. Если же капнуть то же самое на другие камни, то шипения ты не услышишь.

Опыт. Возьми кусок мела. Капни на него (с помощью кого-нибудь из взрослых) несколько капель уксуса. Послышится шипение и начнёт выделяться газ. Попробуй капнуть уксус на гранит или другой камень. Шипения ты не услышишь.

Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Из него иногда состоят целые горы.

Известняки залегают в земле громадными слоями. Слои известняка хорошо видны на обрывистых берегах рек.

 Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.

Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.

Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.

Мрамор — это твёрдый и плотный камень. Если его разбить, то можно заметить, что он состоит как бы из отдельных блестящих зёрнышек. Мрамор бывает различной окраски. Он хорошо полируется.

Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.

 Многие станции Московского, Ленинградского и Киевского метрополитенов отделаны мрамором разных цветов, это ты можешь увидеть на картинке.

5.Физкультминутка.

6.Закрепление.

1. Работа с учебником:

Прочитайте текст учебника на стр. 51-53, ответь на вопросы:

  1. Чем известняк отличается от гранита?
  2. Из чего делают школьный мел?

2. Работа с образцами полезных ископаемых: определить, к какому виду относятся образцы.

3. Работа в тетрадях:

Записать люди используют известняк в хозяйстве.

4. Работа в тетрадях:

Выполните задания 4,5, 6 на стр.23-24.

5.Обобщение.

7.Итог урока.

8.Задание на дом: стр. 51-53

Известняки

Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.

Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.

Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.

Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.

Известняки

Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.

Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.

Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.

Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.

Известняки

Известняк идёт на строительство домов, им мостят тротуары. Раньше из него строили многие дома в Москве, поэтому её называли белокаменной.

Известняки используются для приготовление извёстки. Извёсткой скрепляют кирпичи при постройке домов, штукатурят помещения.

Мел — самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Из очищенного мела приготовляют зубной порошок, который, впрочем, сейчас используется очень редко.

Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников, письменные приборы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...