Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Г-К в предложениях, тексте"
план-конспект

Конспект логопедического занятия в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_g-k.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: Дифференциация звуков Г-К в словах, предложении.

Цели:

Образовательные:

1.Учить различать звуки  Г-К  в устной и письменной речи;

2.Уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ;

3.Учить определять позицию звука в слове, определять согласные по звонкости-глухости.

4. Учить образовывать новые слова и употреблять  их в словосочетаниях.

5. Учить различать буквы Г-К на письме в тексте.

Коррекционно-развивающие:

6.  Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

7.  Развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память

8.  Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные:

9. Воспитывать интерес к занятию, самоконтроль, старательность. 

Оборудование: зеркала для гимнастики,  картинки букв Г-К, карточки с дифференцированными заданиями, тетради, презентация урока.

                                                 Ход урока:

I. Организационный момент.  

-Здравствуйте,ребята!         Слайд 1 

-На какой урок вы пришли?

-Что вы делаете на уроке логопедии? (читаем, пишем, сравниваем звуки, находим звуки в словах).

II. Сообщение темы урока. Постановка  целей урока.

Отгадайте загадки:            Слайд 2

1. В форме лампочки она,
Цветом – жёлтая луна.
Очень хочется нам скушать
Сладкую, большую …  (грушу)

2.  Много платьев,
Много хруста.
Как зовут её?
   (капуста)           

-Какой первый звук  в слове груша

-Какой первый звук в слове капуста

Итак:         Слайд 3

Тема урока: Звуки г-к.

Вспомним: характеристику звуков Г и К.

Будем учиться: различать звуки Г, К  устно и на письме.

III. Подготовительный этап. 

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков. Слайд 4,5

-С чего всегда  начинаем наш урок логопедии?  (с гимнастики для язычка)

«Бегемотик-улыбочка-трубочка-неполсушный язык-кошка сердится-горка-катание с горки-блинчик»

-Ребята, зачем вы делаете гимнастику для язычка? (чтобы красиво разговаривать)

-А теперь давайте сделаем Пальчиковую гимнастику. 

«Мы капусту рубим, рубим, рубим, рубим  (руками рубят воздух)

Мы капусту режем, режем, режем, режем ( руками режут по парте)

Мы морковку трем, трём, трём, трём (руками трут морковь как-будто на тёрке)

Мы капусту солим, солим, солим, солим (пальчиками перебирают, как будто солят)

Мы капусту жмём, жмём, жмём, жмём, (пальчики сжимают).

IV. Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

-Давайте дадим характеристику каждому звуку, заполним таблицу. А потом их сравним.                Слайд 6.

- Произнесите звук Г, Г, Г.

-Посмотрите на профиль артикуляции звука Г.

-Что делают губы? (губы раскрыты, улыбаются)

-Что делают зубы? ( зубы сближены)

-Что делает язык?  На что он похож? (язык упирается в небо, он похож на «горку», бьётся об нёбо)

-Работает ли голос ? Приложите руку к горлу и почувствуйте при произнесении Г,Г

( голос звучит)

-Звук Г – согласный, может быть твердый/мягкий , звонкий.

-Произнесите звук  К, К, К.         Слайд 7

-Что делают губы? (губы раскрыты, улыбаются)

-Что делают зубы? ( зубы сближены)

-Что делает язык?  На что он похож? (язык упирается в небо, он похож на «горку», бьётся об нёбо)

-Работает ли голос ? Приложите руку к горлу и почувствуйте при произнесении Г,Г

( голос не звучит)

-Звук К – согласный, может быть твердый/мягкий,  глухой.

-Теперь давайте сравним два звука: они похожи в произношении, отличаются только работой голоса. Значит звуки [Г] - [К] являются парными по звонкости-глухости.                      Слайд 8

V.  Дифференциация в словах.

-Давайте будем учиться различать данные звуки в словах и определять их местоположение.          Слайд  9

-Ребята, вспомните какие слова, вы отгадывали в начале урока: капуста, груша.

-Назовите мне названия картинок на слайде.

-Назовите картинки в  названиях которых:

-глухая К первый звук (капуста)

-звонкая Г первый звук (горох, груша)

-К стоит посередине (морковь, яблоко)

- Г посередине (огурец)

-К последняя  (персик)

-Г   последняя (нет такой на слайде)

-Молодцы!  

-Рефлексия

VI. Физминутка.

Нужно нам всем отдохнуть,

чтоб усталость отряхнуть.

Ну-ка встали, потянулись.

Влево – вправо повернулись.

И к соседу прикоснулись.

Все друг другу улыбнулись.

-Какие звуки мы сегодня учимся различать?

VII. Упражнение в согласовании слов существительного и прилагательного в роде.    

 -Ребята, давайте будем отвечать на вопросы  и посмотрим как меняется слово.                           Слайд 10, 11, 12

-Пирог  с  яблоками (какой) -яблочный

- Пирог с  грушами(какой)-грушевый

-Пирог с  капустой (какой)-капустный

-Варенье из яблок (какое)-яблочное

-Варенье из груш (какое)-грушевое

-Варенье из персиков (какое)-персиковое

-Ватрушка с  творогом (какая)-творожная

Ватрушка с яблоками (какая)-яблочная

Ватрушка с  грушами  (какая)-грушевая

-Ребята, вы заметили что меняется окончание в словах?

Например, яблочная, яблочный, яблочное? (да, окончание меняется)

VIII. Дифференциация в тексте.  Работа в тетради.

-Ребята, сейчас мы будем учиться различать звуки Г-К в тексте.

-Перед  вами лежат карточки. Читаем задание, разбираем. Открываем тетради, записываем число.

1 группа учеников

Задание: спиши. Вставь пропущенные буквы Г или К. Подчеркни.

Мама испекла нам пиро__и .  Я люблю пиро__и с ябло__ами. Сестра любит пиро__и с __рушей. А папа ест пирожки  с  __апустой. Бабушка любит ватруш__у с творо_ом.

2 группа учеников

Задание: спиши. Подчеркни буквы Г и К.

Мама испекла нам пироги .  Я люблю пироги с яблоками. Сестра любит пироги с грушей. А папа ест пирожки  с  капустой. Бабушка любит ватрушку с творогом.

IX.    Итог урока.

-Какие звуки вы сегодня учились различать?

-Чем они отличаются?

-Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков [с] - [ш].

Тема логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [С...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах"

Конспект логопедицеского занятия на тему "Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах" предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VIII вида....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ч-Щ"

Представлен конспект логопедического занятия по теме " Дифференциация звуков и букв Ч-Щ". Форма организации занятия: подгрупповая....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков П-Б"

Занятие расчитано на детей 2-го года обучения (подготовительная к школе группа). В занятии использовалась интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия, дифференциация звуков Ч-Ш

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;3. Развивать слуховое и речевое внимание;4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.Материал к занят...