Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ч-Щ"
план-конспект занятия на тему

Дмитриева Светлана Михайловна

Представлен конспект логопедического занятия по теме " Дифференциация звуков и букв Ч-Щ". Форма организации занятия: подгрупповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Дифференциация звуков и букв Ч-Щ.

Цель: Формировать практическое умение различать на письме и на слух буквы и звуки Ч и Щ.

Задачи:

  • Учить правильной артикуляции звуков [Ч] и [Щ];
  • Учить различать произношение данных звуков в словах;
  • Дифференцировать написание букв ч,щ в слогах, словах, предложениях (профилактика дисграфии);
  • Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память, мышление (операции анализа и синтеза);
  • Формировать интерес к родному языку;

Форма организации познавательной деятельности: подгрупповая.

I.- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем продолжать учиться различать на слух и на письме звуки и буквы. Какие, мы узнаем позже.Сядьте как следует и слушайте меня внимательно.

II. 1) Посмотрите на доску. Угадайте и назовите контуры предметов( 2 ряда).

-Хорошо. А теперь слушаем задание:в 1-м слове назовите 1-ый звук, во 2-м- 5-ый звук;во 2-ом ряду в 1-м слове – 2-ой звук, во 2-ом слове-1 звук.

- Какие два звука мы с вами выделили в словах?

2) –Возьмите зеркала, выполним гимнастику и вспомним правильное произнесение зв. Ч и Щ.

УПР. : « улыбка», «трубочка», «лопатка», «иголка», «вкусное варенье», « качели» , «часы».

- Произносим  ЧЧЧЧЧ. Как мы  правильно произносим этот звук?( губы выдвинуты вперёд,кончик языка прикасается к  бугоркам за верхними зубами.Выходит воздушная струя,голос не звучит).

-Произносим ЩЩЩЩЩ. Как произносим этот звук? (губы в улыбке,язык приподнят за верние зубы, но не касается их, образует щель, через которую выходит воздушная струя. Голос не звучит).

3)-Хорошо. Мы с вами повторили , как правильно произносить эти звуки.

Миша идет к доске.Вот звук Ч. Прочитай и подбери правильные характеристики этому звуку из предложенных вариантов.

Дима для звука Щ.

4)-Сели , послушайте меня внимательно , произнесите за мной чистоговорки:

Ща-ща-ща –в речке я поймал леща.

Чо-чо-чо-солце греет горячо.

Щу-щу-щу-в парке я щенка ищу.

Чи-чи-чи-ходят по полю грачи.

Ще-ще-ще-нам тепло в плаще.

Че-че-че-сидит кошка на плече.

5)-Итак, звуки Ч и Щ обозначаются буквами Че и Ща.Покажите их на доске.

А сейчас переходим к работе с буквами. Внимание на доску, соединим наши согласные с гласными и др. согласными и прочитаем слоги, сначало медленно , потом четко и быстрее. (читаем слоговую таблицу).

6)Физминутка.( кинезиологические упр. На межполушарное взамодействие. Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья  через определенные двигательные упражнения.)

- Покажи так же( по карточкам);

-«Кулак, ребро, ладонь»;

-« Колечки»;

-«Ухо-нос».

7)Работа в тетради. Пишем число.

Зад 1.Если вслове услышите звук Ч-ставим +, если Щ то  - .

Слова:плащ,плачь,удочка,девочка,трещотка,обувщик, веточка.

- Выполним самопроверку. Исправим ошибки, если есть.

КТО сделал правильно без ошибок, поднимите руку.

Зад.2 Определить место звука ч и щ в словах. Записать схематично.

Дима на доске, Миша в тетради.

-Слово обозначаем как? (черточкой)

Мальчик, плащ, щетка, пчела, лещ, цепь.

Зад.3 Итак, молодцы. Работаем дальше со словами.

Зад. Собери буквы. Добавь в слова буквы Ч или Щ.Запиши получившиеся слова.

Слова: свеча,задача, щеточка, чудовище,ящик,щепка.

Подчеркнуть б. Ч одной чертой, Щ-двумя.

Зад.4  Работа с предложениями.

У каждого из вас на парте лежат слова. Вам нужно в правильном порядке поставить слова, чтобы получилось предложение. Запишем их( каждый своё) и подчеркнём слова с изученными буквами.( работа на парте).

На даче мы нашли чужого щенка.

Рыбаки поймали на удочку маленького леща.

-А теперь поменялись местами. Выполним взаимопроверку, исправим ошибки, если они допущены при списывании.

III.Рефлексия.

-Итак , подведем итоги. Какие звуки и буквы мы различали?

Какие виды работ вам понравились?

-А теперь каждый сам себе выставит оценку и скажет почему выбрал именно такую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква М"

Конспект урока  для детей с ОНР....

Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"

КОНСПЕКТ логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезкое  общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи(НОНР и ФФНР)....

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ

На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"

Познакомить детей со звуком З и его характеристикой...

Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"

Данное занятие с применением здоровьесберегающих технологий  направлено на различение звуков Ш-Ж в устной и письменной речи....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква С"

Логопедическое занятие в 1 классе...