Разделительный ь и ь как показатель мягкости согласных на письме.
план-конспект
Подгрупповое логопедические занятие с учащимися 3 класса с недоразвитием речи системного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Разделительный ь знак и мягкий знак как показатель мягкости
согласного на письме.
Цель. Закрепление знаний о функции мягкого знака как показателя мягкости согласного на письме и разделительного мягкого знака.
Задачи. Активизировать знания по теме «Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме»; Закрепить использование орфограммы и правила переноса слов с мягким и с разделительным мягким знаком; Развивать функции словообразования; слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память; Развивать умение слышать и слушать друг друга; Воспитывать желание при необходимости оказать помощь товарищу.
Оборудование. Карточки, картинки.
Ход занятия.
Вводная часть.
Организационный момент.
Из букв составить слово (ученье) Подобрать антоним (неученье). Вспомнить поговорку Ученье - свет, а неученье – тьма, объяснить смысл.
Объяснение правила выполнения самооценки.
М. итог. Взаимооценивание.
Логопедическая зарядка. Основной комплекс. Упражнение на дыхание по схеме, пропевание гласных с разной высотой голоса.
Основная часть.
Сообщение темы.
-Прочитать, ответить на вопрос.
Осень, осенью, деньки,
Мальчик, окунь, окуньки,
Колья, стулья и скамья.
Расскажи, зачем и как
Служит нам мягкий знак?
-Повторение правила. Мягкость согласных на письме обозначается гласными 2 ряда или ь. Разделительный ь пишется после согласных перед гласными буквами IIряда: Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
-Уточнение приемов определения разделительного ь в слогах и словах (почувствовать напряжение, небольшую остановку перед гласной при проговаривании слогов с разделительным Ь знаком.
М. итог. Взаимооценивание.
Развитие слухового восприятия.
-Повторение слоговых цепочек: пь-пь-пья, мью-мье-мь, вь-вьё-вь, сьи-сь-сьё.
-Определить, подходят ли картинки к теме занятия?» (колья, лось, дом, печенье, пальто, глазунья). Уточнить значение слова глазунья.
Работа у доски.
-Прочитать, исправить ошибки. Учене - свет, а неучьенье – тма.
М. итог. Оценивание.
Работа по карточкам
-Найти и исправить ошибки. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком
На завтрак Даря и Олга льюбят оладьи с варенем. Потом они попют чаю с печенем - и на работу.
М. итог. Взаимооценка.
Работа у доски.
-Назвать предметы, изображенные на картинках (лист, муравей, улей, платье, пальто).
-Уточнить правило переноса слов с ь знаком (ь знак нельзя отделять от впереди стоящей согласной).
-Записать слова на доске по очереди с переносом в первый столбик так, чтобы они обозначали несколько предметов.
- В каком слове окончание не изменяется (пальто)? Какое слово нельзя написать с переносом? (ульи).
-Запомнить слова.
М. итог. Оценивание.
Работа в тетради.
-Записать слова (написанные детьми на доске) с переносом по памяти в тетрадь в 1 столбик слова с разделительным мягким знаком, во 2 - с мягким знаком-показателем мягкости согласных.
Взаимопроверка.
Заключительная часть.
-Найти в слове другое слово.
Колосья, поленья (кол, колос, лось; пол, лень, олень)
-Назвать слова, в которых ь знак показывает только мягкость согласных на письме, и слова где ь знаком разделяются согласная и гласная 2 ряда.
Итог. Вспомнить поговорку Ученье - свет, а неученье – тьма.
Оценивание
Физминутка.
Повторение движений пальцев, рук: заячьи уши, лисья морда, волчья пасть, оленьи рога; медвежьи движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обозначение мягкости согласных на письме" конспект урока в 5 классе
Здесь помещены некоторые мои наработки по русскому языку в 5 классе по следующей теме:- "Обозначение мягкости согласных на письме"...
Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».
Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза"....
конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...
конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...
Мягкий знак-показатель мягкости согласного
презентация...
Система упражнений для выработки правильного написания слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных при письме.
Данная система упражнений поможет сформировать у ребенка навык написания слов с мягким знаком - показателем мягкости....
Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных. 8 - й вид (4 кл.)
конспект открытого урока...