Опыт работы в классе с обучающимися с ОВЗ (РАС)
статья (9 класс)

Из опыта работы в классе с ОВЗ (рекомендации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционная педагогика28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов, обучающих детей с РАС.

Корнеева И.М.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

За последнее время, среди поступающих в начальную школу детей, наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению. Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие образовательные учреждения.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них более 718 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Уважаемые коллеги, каждый урок в своей работе мы сталкиваемся с разными нарушениями развития, кроме основной тяжелой патологии речи,

отмечаем  недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Нарушение внимания, забывание изученного материала (особенно вербального), недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению, моторная неловкость, хаотичность движений, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушение развития коммуникации и социальных навыков.

По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.

По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.

В связи с глобальным распространением этого расстройства, ученые многих стран занимаются проблемой исследования причин заболевания, выявляют факторы риска, ищут методы диагностики, а главное – коррекции, адаптации и абилитации людей с расстройством аутистического спектра (РАС).

РАС является достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуется нарушением коммуникации и социальных навыков.

Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимися в становлении его аффективно-волевой сферы, в личностном развитии.

РАС у ребенка является огромной проблемой не только одной взятой семьи, а всего общества. Очень часто в семье, где есть ребенок с РАС, один из родителей не может работать, нет регулярной комплексной специализированной помощи.

Проблема распространения данного нарушения развития привела не только к изучению этого расстройства, а главное – к так необходимым изменениям в обществе. Это и распространение информации об аутизме и создание особых образовательных программ, подготовка и переподготовка педагогов, тьюторство и наконец, инклюзия.

На законодательном уровне принят закон об обучении детей с РАС.

Процесс сложный, долговременный, на мой взгляд, без создания специальных условий (переподготовка педагогов в школе, выделения ставок и качественного обучения тьюторов, снижение количества детей в классе, где обучается ребенок с РАС, информирование и консультирование нейротипичных детей и их родителей, создание «ресурсной зоны», расширение штата специалистов в школе (дефектологи, психологи, логопеды) и т.п.), инклюзия невозможна.

До этого момента дети с РАС находились в основном на домашнем обучении, если это цензовое образование, или по программе 8 вида.

Что в не всегда правильно, потому что именно среда является основой успешной социализации ребенка с РАС.

Кроме того, многие дети с РАС особенно при ранней коррекции,  имеют высокий интеллект, обладают феноменальными возможностями памяти, одарены в математике, информатике, музыке, художественном искусстве.

Для воспитания и обучения детей с ОВЗ в сложном по структуре дефекта классе применяется командный подход. Уроки проводят учитель – дефектолог, учителя – логопеды  с постоянным тьюторским сопровождением.

Основной задачей работы является успешное усвоение программы, вовлечение детей во все более развернутое взаимодействие, выработка навыков коммуникации и открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального развития ребенка, сохранение здоровья.

Именно установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляет базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при данных нарушениях.

При реализации рабочей программы формируются особые (специфические) образовательные потребности в индивидуальном порядке с учетом психического развития ребенка, его интересов, сохранения здоровья.

Главной проблемой обучения является сложность восприятия детьми вербальной информации, ученики очень часто более успешно воспринимают визуальную информацию, поэтому в работе ежедневно используются различные схемы, презентации, таблицы, карточки, много наглядного материала.

У детей с нарушениями в развитии применяются методы полисенсорного развития, включение в работу всех органов чувств.

Проводится системная групповая и индивидуальная работа по коррекции дислексии, дисграфии и дискалькулии учащихся.

На уроках литературы, развития речи необходимо поддерживать интерес и получить обратную связь через выразительное чтение педагога, аудио воспроизведение, детальное объяснение практически каждой строчки текста, составлять картинный материал непонятных детям слов, учить работать со словарем, постоянно задавать уточняющие вопросы, разыгрывать инсценировки, читать по ролям, предложить видеоматериал по заданной теме.

Все темы необходимо освещать таким образом, чтобы по возможности вовлечь в изучение материала весь класс. Все домашние задания на повторение и закрепление классной работы, консультирование родителей, как лучше повторить, а иногда снова многократно закреплять изученный материал.

Проблемы пубертатного развития еще острее протекают у подростков с ОВЗ, чем у нейротипичных сверстников. Есть ученики, которым нужна постоянная помощь специалиста, нарушены процессы саморегуляции, подросток не в состоянии учиться самостоятельно и нежелательное поведение мешает всем. Знание методик поведенческого анализа и психологии ребенка позволяет понимать причины нежелательного поведения ученика и стараться их нивелировать, помочь ученику справиться с ними социально-приемлемыми способами.

В работе придерживаться доверительности и детально обсуждать проблемные темы на уроках, например, разбирая характеры литературных героев, на уроках развития речи при подготовке к сочинениям, на  классных часах.

Придерживаться структуры дня, применять визуальное расписание, что позволяет ученикам с РАС быть более спокойными и гибкими. Проводить рефлексию с целью научить подростков анализировать свои успехи и недочеты, уметь говорить о них, искать пути преодоления трудностей, больше узнавать друг о друге.

Кроме того, для развития толерантности и дружеской атмосферы в классе стараться поддерживать ребят во время неудач, хвалить, радоваться успехам,  поддерживать во время болезни или карантина, отмечать праздники, вовлекать в совместное времяпрепровождение, играть в активные игры.   Объяснять особенности поведения при разных патологиях развития, учить понимать и милосерднее относиться друг к другу, не высмеивать недостатки других и ябедничать, а прощать и помогать.

На всех уроках учащимся необходимо оказывать коррекционную помощь и психологическую поддержку, любое минимальное участие приветствовать, оценка работы носит индивидуальных характер для каждого ученика, сравниваются его успехи, динамика развития.

В целом оценка достижений обучающих должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Элементарные знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социального опыта.

В старших классах в программе воспитания и обучения большое значение приобретают мероприятия по профориентации. Ребята должны посещать различные учебные площадки, знакомится с различными профессиями, выезжать на экскурсии на производство, проходить тестирование. Особо значимым становится подготовка к выпускным экзаменам с учетом особенностей здоровья подростков.

На школу возложена огромная задача в организации жизни ребенка с ОВЗ, не только академические навыки, а обучение жить среди людей, стать полноправным участником общества, что подразумевает соблюдение норм и правил.

Без среды, искусственно, невозможно научить детей нормам и правилам поведения, а вот изоляция действительно приводит к регрессу.

Профессиональное партнерство педагогов или командный подход становится одним из главных инструментов в успешном воспитании и обучении детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".

Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Опыт работы «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».

В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальн...

Опыт работы учителя истории и обществознания Донсковой И.А. «Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов.

laquo;Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов (с возможностью корректировки по итогам 9 класса и дополнениями на каждый ...

Опыт работы учителя биологии и химии Пыхтиной Натальи Викторовны по организации внеурочной деятельности в школе для обучающихся 9 классов

Проектная деятельность в школе является актуальным методом, который решает очень важные учебные цели и задачи. Это одна из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на п...