Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".
статья (русский язык) по теме

Камитова Альнази Тлеукановна

Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_kamitovoy_a._t.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа»

Тема: Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах.

       

         .

                                                             Автор: Камитова Альнази Тлеукановна.

                                       

Кош-Ага.

               

           

           

                                 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О.:  Камитова Альнази Тлеукановна

Образование: высшее;

- в 1998 году закончила Горно-Алтайский педагогический колледж  по  специальности «Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы неполной средней школы»;

- в 2001 году  - Горно-Алтайский государственный университет по специальности «Русский язык и литература»

Место работы: МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа»

Должность:  учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 16

Стаж работы в занимаемой должности: 16

Разряд: 13

                                                 ПЛАН

Условия возникновения опыта………………………………………4 -5

Актуальность и перспективность…………………………………...6

Теоретическая база…………………………………………………...7-11

Новизна опыта………………………………………………………...11

Ведущая педагогическая идея………………………………………..12

Адресная направленность и трудоемкость……………………………………………..                                   13

Технология опыта………………………………………………….14 -17

              предметные игры _______________________________18-19

              игры творческие, сюжетно-ролевые_________________20-22                    

              игры  дидактические____________________________23-24

             строительные, трудовые, технические, конструкторские__25-26

              интеллектуальные игры_____________________________27

 Результативность……………………………………………………28-31

Литература……………………………………………………………..32

 Приложения…………………………………………………………33

               Условия возникновения опыта

                          Цели и задачи данного опыта

В последнее десятилетие на всех уровнях активно заговорили о необходимости повышения престижа изучения русского языка как родного и как государственного, о воспитании чувства уважения к языку и гордости за его созидателя – русский народ. Неслучайно 2007 год был объявлен Годом  русского языка. Дети имеют право и должны почувствовать «вкус и цвет» русского слова, познать богатство языковых средств русского языка, обогатить ими свою речь и стать людьми «говорящими» и «пишущими», умеющими свободно общаться в различных жизненных сферах.                                                                                                                                                      Учителя – словесники знают, что работа  по  развитию творческого мышления на уроках русского языка должна логически сочетаться с работой по повышению грамотности учащихся, развитию речи. Я считаю, что это возможно лишь при разумном использовании наиболее эффективных форм, методов и средств обучения. Такими формами работы являются  игровые задачи и упражнения, соответствующие опыту, интересам, психологическим особенностям основной школы.  Правильно подобранные задания и  упражнения  расширяют кругозор,  выводят обучающихся за грани школьного материала, помогают самостоятельно добывать знания.  В перспективе эти  умения пригодятся при подготовке  к ГИА. Приобретённые навыки помогают отрабатывать также научную литературу, у них формируется умение рассуждать, приводить тезис, аргументировать, делать решения. Одним словом, у обучающихся  формируются основные умения и навыки, необходимые им в современном мире, а на уроках царит благоприятная психологическая атмосфера. Но вместе с тем, работая по данной теме, выявила ряд противоречий:

- между скудностью   и однообразностью практических заданий и упражнений в УМК, которые в основном направлены на  закрепление изученного материала и не способствуют развитию творческого мышления.

- подчас  учащиеся буквально воспринимают цели и задачи упражнений, направленных на развитие творческого потенциала,  не могут  увидеть логическую цепочку, так как не  выработаны умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; предвидеть развитие явлений и делать обоснованные выводы;

- развитие мышления происходит главным образом под воздействием обучения и самостоятельной деятельности учащегося, но не у  многих учащихся сформированы следующие умения для творческого мышления: ставить цель, планировать свою деятельность, выбирать формы, методы и приемы работы, средства для достижения цели; организовать свою самостоятельную работу; осуществлять поисковую деятельность; применять усвоенные знания на практике; осуществлять контроль и самоконтроль.                                                                    Очень важно развивать все виды и формы мышления – практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое; разумное и рассудочное; дискурсивное и интуитивное; продуктивное и репродуктивное – и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие. Исходя из вышеизложенного, вытекает цель, которая направлена на реализацию нижеследующих задач

 Цель: Работа над развитием творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения.

Задачи: 1. Показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций,

                  игровых заданий и упражнений в организации учебного процесса;

        2. Воспитание конкурентоспособного ученика, хорошо владеющего

            русской речью;

        3. Воспитание интереса к языку, желания к собственному творчеству;

        4. Способствование развитию личности ребенка.

             5. Формировать и совершенствовать мыслительные операции

                 (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.);

                    Актуальность и перспективность опыта

Развитие творческого мышления через игровые  задачи и упражнения  считаю  актуальным. При систематической работе по развитию творческого мышления у учащихся формируются наиболее востребованные в современном мире качества ума:

а) глубина мысли, т.е. умение проникнуть в сущность труднейших вопросов теории и практики, разобраться в них, понять причины явлений, предвидеть дальнейший ход событий. Качеством, противоположным глубине ума, является поверхность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного;                                                                                       б) широта мысли, заключающаяся в способности охватить вопрос в целом, когда не только вникают в существо данного дела, но и думают о том, что с ним связано, и в тоже время не упускают из виду детали процесса или явления;                                                                                                                                 в) гибкость ума, т.е. — умение пересматривать свои выводы и решения в зависимости от изменившихся условий, отсутствие трафаретов в решении задачи, предвзятых мнений. К сожалению, многие люди не отличаются этим качеством: умеют думать и действовать только по шаблону, проявляют инертность мысли, боятся нового;                                                                                                 г) критичность ума, т.е. умение не принимать на веру любое положение (как свое, так и чужое), а подвергать его критическому рассмотрению, взвешивать все доводы за него и против и лишь после этого соглашаться с определенным положением или отвергать его.

Многие современные профессии построены на умении творчески, креативно решать поставленные задачи (журналист, социолог, политолог, менеджер и др.).   Применение задач и упражнений для развития  творческого мышления считаю актуальным и эффективным, так как  задачи и упражнения по своей сути пробуждают глубокие мысли, вопросы, чувства; стимулируют на поиски ответов, на усвоение знаний и выработку умений и навыков мыслительной деятельности. Данные задачи и упражнения способствуют  подготовке к сдаче ГИА по русскому языку (часть 2).                            

Перспективным считаю применение  данного опыта на уроках русского языка  с целью системного развития творческого мышления. Данная работа может быть частью элективного курса  по русскому языку. На основе данного опыта возможно создание кружка или  факультатива «Думаем и творим», учителям можно использовать как готовые, так и модели для создания собственных игровых уроков.                                                                                                              Данная работа в перспективе может быть  материалом для конференций по лингвистике, также может являться частью дипломной или исследовательской работы.

       

                              Теоретическая база опыта

В психологии под  творческим мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Развивая мышление учащихся, я не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала и методологических принципов данной науки.                                                    

Создавая свою систему работы, я опиралась на работы  Н.Н.и И.Н. Поспеловых, С. И. Симонова, Л. С. Выготского, С. Шумана, В. А. Крутецкого и П. М. Баева, Л. Т. Григоряна.

 В работах Н.Н. и И.Н. Поспеловых наиболее важным считаю, что развитие творческого мышления происходит главным образом под воздействием обучения и самостоятельной деятельности учащегося. Самостоятельность учащихся определяется сформированностью следующих умений: ставить цель, планировать свою деятельность, выбирать формы, методы и приемы работы, средства для достижения цели; организовать свою самостоятельную работу; осуществлять поисковую деятельность; применять усвоенные знания на практике; осуществлять контроль и самоконтроль.                                                                              Однако С. И. Симонов представляет иные показатели развития творческого мышления:  различие (распознавание), запоминание, понимание, простейшие (элементарные) умения и навыки, перенос.                                              

 Русский язык как школьный предмет — благодатное поле для развития мышления учащихся. Учить языку — значит учить мыслить.  И здесь особое внимание нужно уделить речи учащихся.  Я считаю, что развитие речи и развитие мышления — два неразрывных процесса, а еще точнее — единый процесс. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Выделяя что-то общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!) Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее.

________________________________________________________________

Толковый словарь русского языка.                                                                                                                                                                                                                              

Н. Н. и И. Н. Поспеловы « Формирование мыслительных операций у школьников».                                                                                             С. И. Симонов «Степень обученности учащихся».

 В этих случаях я замечаю, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понятным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основательном обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждает нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания.  Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же слово может выражать разные понятия. И одно понятие может быть выражено разными словами. Наиболее ярко все это можно проследить на уроках русского языка. Предложим детям дать толкование какого-нибудь слова, и мы услышим различные интерпретации, оформленные с помощью разнообразных синтаксических конструкций.                                                                                                                                   И.Я. Лернер убедительно показал, что главный путь развития творческой деятельности учащихся – это решение познавательных (поисковых) задач, которые не только способствуют овладению способами мыслительной деятельности и развивают познавательные интересы, но и подготавливают к самостоятельному решению некоторых проблем.

Что же представляет собой  игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час, рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос я нашла в работах  Л. С. Выготского. Он пишет: «…игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением  довольно сложных задач поведения,  требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил».

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.                                      

  В работах В.А.Крутецкого значимой для меня выступила следующая цитата: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания и творчества».

Особый интерес вызвало понятие игры, как средство обучения, у   П. М. Баева, который  сделал такие выводы:                                                    

* игра - эффективное средство развития творческого мышления обучающихся, правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;                                                                                                                                   * игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;                                                                    * игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.        

 Игры,  предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в нерусской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части данной работы. Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий, предложенных учителем русского языка О. Е. Елясовой в газете «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября» (№30/2004):



И. Я. Лернер «Творческое развитие учащихся».                                                                                                                                                                 Л. С. Выготский  «Педагогическая психология».                                                                                                                                                    Стефан Шуман «Игра как прцесс развития».                                                                                                                                                               В. А. Крутецкий  «Психология».                                                                                                                                                                                               П. М. Баев «Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей нерусских школ»

- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

- доступность для учащихся данного возраста;

- умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:                              *  ролевые игры на уроке (инсценирование);                                                            

* игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);                                                                                                                          

* игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);                                                                                      

* использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

* различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.


газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября» (№30/2004).                                                                                                           Л. Т. Григорян «Язык мой – друг мой»

 

                        Новизна опыта

Новизной  опыта  считаю не только систематизацию разноуровневых игровых заданий и упражнений  по классам с учетом  программного материала (приложение №1), но и составление игровых задач и упражнений с применением регионального компонента. При  создании данных упражнений использую  наглядные и практические методы, т. к. наглядные методы обучения способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых объектах, позволяют конкретизировать и иллюстрировать научные понятия, обеспечивают переход от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли.

Практические методы также могут быть нацелены на совершенствование мыслительной деятельности. Комментированные упражнения выявляют внутренние мыслительные процессы через внешние действия. Творческие упражнения развивают инициативу, творчество и самостоятельность. Поднимают общую культуру на более высокий уровень. Упражнения совершенствуют мышление, если они понятны, интересны и представляют собой деятельность по выполнению системы проблемных усложняющихся заданий, требующих творческой деятельности.

Системное применение на уроках игровых заданий и упражнений способствует развитию творческого мышления, обогащает словарный запас учащихся.

                   Ведущая педагогическая идея

«Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», – Е.Н. Ильин.  

Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания.

Деловое сотрудничество и партнерство учителя и обучающихся.

Предоставление психологической свободы, атмосферы тепла, доверия и успешности

 Адресная направленность  и трудоемкость опыта

 Данный опыт адресую учителям  русского языка и литературы  общеобразовательных учреждений, а также учителям гуманитарного  цикла как методическое приложение к видам работ по развитию творческого мышления или дидактические материалы.

Трудоемкостью  данной  работы является  поэтапное изучение всех форм мыслительной деятельности и вычленение из них  способов, направленных на развитие творческого мышления. Кроме того,  трудоемкость заключается  в  подборе и подготовке  заданий и упражнений при обилии разнообразных игровых форм.

                        Технология опыта

Поиск новых форм и приемов изучения русского языка в наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях модернизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через использование игровых заданий и упражнений.  Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

     Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого развития. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

       В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского. В Новосибирске есть мастерская «Игра», куда входят ведущие педагоги и психологи города.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

* Игра выступает самостоятельным видом развития творческих способностей детей разных возрастов.                                                                                                             * Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.                                         * Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.                                                                                                                               * Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.                                                                                          * Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.                                                                                                                     * Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

  Я считаю, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает творческое мышление.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, творческое мышление.                                                                                                                                                      I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.  (приложение №2)                                                                                              II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. (приложение №3)                                                                                              

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.                                                                                  Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».                                                                                              Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого мышления, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение и мышление.                                                                             Мышление может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.                                                                     Творческое мышление отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие пути воображения и мышления преобладают в ее структуре. Если творческое мышление, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Мнение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.                                                                                                                           III группа игр – игры, которые используется как средство развития творческого мышления детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.                                                                                                                   Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.    (приложение №4)                                                                                                                                                                                                             IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.                                                                              В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную. (прил. №5)                                                                                                                    V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.   (приложение №6)                                                                                              

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их творческое мышление.  Используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, я имею огромный арсенал способов развития творческого мышления обучающихся.                   Лучшие игровые задания составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают творческий опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Игровые задания и упражнения вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Я думаю, ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность игровых заданий и упражнений зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными  упражнениями. Например, в решении проблемы развития творческой активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]

                                     Предметные игры

                                     Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный        з...лёный           ст...лбовая

дес...ть                 цв...тной            ш...рстяной                

бе...заботный        ра...свет           бе...цветный

рису...шь                пиш...шь             чита...шь

к...пуста                т...атр             ап...льсин

                                        Карточка.

    В каком примере неправильно названа буква?

Книга - кэ, эн, и, гэ, а.

Палец - пэ, а, эль, е, цэ.

Марка - эм, а, эр, ка, а.

Ответ : кэ

                               Карточка. Игра «Справочное бюро»

    Использовать словарь.

    Выбери слово,  соответствующее лексическому значению.

    Колорит,  компонент, комфорт, компромисс.(«Составная часть чего-либо»).

«От каждой буквы - столбик - слово»

    Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово.

Условия: 1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;

Слова не должны повторяться;

Слова должны быть написаны правильно.

К о р п у с     к о р п у с        к о р п у с

р к о у к у      р б а о с а        о р е у р ю  

о н г с р г      а р з л п п         с е к л о р

т о   к о о      н ы б ё е о         т х о ь к п

          п б          в о т х г          ю   р т   р

                           р                    м   д      и

                                                               з

             игры творческие, сюжетно-ролевые

Рассказ, в котором нужно употребить как можно больше слов, содержащих определенное буквосочетание, например, три или сто.

У меня три привязанности: моя сестрица Катрин, триллеры и кот Тришка. Он доставляет немало хлопот: то подотри за ним, то смени трикотажную подстилку. Кот любит залезть на антресоли и смотреть оттуда, как с трибуны, или сидеть около аквариума, где живет тритон, и наблюдать за пролетающими стрижами. Я читал трилогию о триумфе актрисы и о ее любви к попу-расстриге. Было скучно. Зашел одноклассник Дмитрий, коротко стриженный. Мы обсуждали, как патриоты, школьные дела: алгебру с матрицами, химию с натрием, геометрию и тригонометрию с симметрией.

        Эта настоящая жестокая история произошла в Ростове и стала достоянием общественности.
Была весна, распустились ли
сточки, прилетели ласточки. В ресторане у стойки бара стоял столичный гость аристократического вида. В углу зала за столом, на некотором расстоянии от окна, сидел человек в бостоновом костюме. Это был ростовщик, а вместе с ним за столиком сидели пастор и настоятель местного монастыря. «Христос и апостолы» – вот тема их беседы. Перед ними на тарелках лежал жареный толстолобик и стояли стопки. В окно было видно, как возле здания стоматологии остановились сторож столовой и столяр, пытаясь о чем-то столковаться. Столяр кричал: «Простофиля, остолоп, бестолочь!». Сторож густо покраснел и часто заморгал, затем расторопно выхватил пистолет и выстрелил. Раздался стон, и столяр упал на мостовую головой в сторону востока. Прозвучал свисток постового, прибежавшего на место происшествия. Эта жестокость просто поразила всех и привела в состояние столбняка. Столичный гость, любитель эпистолярного жанра, постоянно лихорадочно вытирал лицо платком, доставая его из кармана чистошерстяного касторового костюма, затем побледнел и выбежал на простор.

     Растолстевший бестолковый подросток вместо урока чистописания стоял у стойки в столовой. Неосторожно столкнув со стола простоквашу, он застонал и, неистово растолкав простодушного столяра, властолюбивого постового и стоматолога-эстонца, выскочил на улицу, застопорившись на просторной мостовой – настоящей достопримечательности столицы.
В
столице листопад. Лучисто, игристо, цветисто, часто и густо падают на мосток листочки. Расторопная ласточка, устроившись на столбе, стосковалась по восточной сторонушке. Наш остолоп остолбенел. Будто чистопородный мастодонт, он растопыренными стопами чуть не растоптал чистотел – росток с лепесточками. Стоп! Не стоит быть стопроцентным простофилей.
Вот такая и
стория.

                                       Рассказ с анаграммами.

ШУТКА ИЗ БОКАЛА

Однажды на праздник ко мне пришла подруга, обожавшая химичить. Тут-то все и началось!
Бокал для нее был как колба. Эта умница умудрилась устроить там прямо цунами! Шутка ли! Налила воды, кинула туда перец (1 штука), горчицу (1 ложка), добавила сока (0,5 чашки). Да в этой вкусовой гамме, горячей и густой, как в магме, даже плюшка не тонула, а плавала, как шлюпка. Ужас!
Я подумала: «Вот
пострел, а? Уже стремится на престол практической химии!» – и выпила смесь.
В голове зашумело, словно там пронесся
табор цыган. «Обрат, и то вкуснее!» – заметила я, чувствуя себя настоящим клоуном. Появилось ощущение, что пол квартиры под уклоном. «Ну, я эту шпалу! Опять лапшу на уши повесила!» – мелькнуло в голове, и я отправилась на поиски негодницы. Автора этого отвара нигде не было. «Жаль, что она ушла, – вздохнула я. – Было весело!».

НОВЫЙ ГОД

Химик одиноко встречал Новый год. Колба была наполнена шампанским и заменяла бокал. Вдруг сукно, которым был обтянут конус лампы, потемнело. Из-за лампы выползла тень чьего-то ласта и схватила со стола атлас – путеводитель по таблице Менделеева. Появился страшный пират, на его запястье был вытатуирован тапир, на плече сидела крыса, а самого пирата вез черный как ночь рысак. Из рук химика выпала вяленая вобла, ведь пират появился внезапно, как обвал в горах.
– Постойте, как вы смеете врываться в мой дом? Это вам не приключенческий
роман! Ой, мне нельзя волноваться! У меня каждодневная норма адреналина! – завопил химик и упал в кресло.
– Как ты разговариваешь со мной,
комар! Корма моего корабля может запросто раздавить тебя! – рявкнул пират.
– Ой, мне плохо, – захныкал химик.
– Да ладно, успокойся, я ведь только
актер. Меня прислали твои друзья, чтобы вручить тебе подарок. Вот универсальная терка, о которой ты мечтал!
Химик нерешительно улыбнулся, а в комнату уже входили его друзья, салютуя хлопушками и весело смеясь. Чудесный был Новый год!

Игра «Юный корректор»                                           

               Жалоба.

Дядя. прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

аже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне «пять».

игры, которые используется как средство развития творческого мышления детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.                                                                                                                  

1.Лото «Антонимы»

Для проведения игры необходимо приготовить таблицы. Количество клеток в таблицах может быть каждый раз разным. Готовятся также карточки размером в клетку таблицы. В клетках таблиц записываются слова, а на карточках – лексические значения этих слов, или антонимы, или синонимы и др. Участники игры получают по одной таблице. Ведущий тасует карточки и читает вслух написанное. Тот, кому подходит пример, поднимает руку, читает вслух слово, берет карточку и закрывает ею соответствующую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто лучше других справился с поставленной задачей. Игра в лото способствует расширению и обогащению словарного запаса учащихся.

Таблицы

Крохотный

Вниз

Медленно

Поднимать

Поперек

Неважный

Экскорт

Карлик

 

Лилипут

Горизонталь

Измена

Грустно

Пассивный

Синтез

Расточительность

Благодаря

 

Скучно

Эгоизм

Далекий

Подлый

Инертный

Низкий

Неологизм

Дальнозоркость

 

Горестно

Нищета

Провожать

Внутренний

Чужой

Отдельно

Попутный

Уныние

 

Посадка

Посторонний

Скучать

Низина

Тоскливо

Тюрьма

Успокаивать

Разлука

Карточки со словами

Огромный, быстро, бросать, импорт, вдоль, великан, вертикаль, весело, вверх, важный, веселый, взлет, высота, свобода, встречать, вместе, веселье, внешний, тревожить, свидание, встречный, роскошь, близорукость, вопреки, анализ, архаизм, активный, бережливость, благородный, близкий, альтруизм, верность.

В этой игре слов на карточках меньше, чем в таблицах. Это объясняется тем, что одно слово может иметь несколько антонимов.

                                                         2.Задания.

Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой. Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, развитие творчества, что, на мой взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.

                                                        Карточка - тест

    Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.

    К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:

Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)

Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некрасов.)

Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Аксаков.)

Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.

    Ответ: 3).

    (Варианты: найти предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.                                                                              

Кроссворд-криптограмма

В кроссворде вместо букв стоят цифры: гласные – римские, согласные – арабские.
Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы.
Цифры, обозначающие согласные, удовлетворяют следующим условиям:

1. м2 + н2 = л2;

2. п, в, р – простые числа;

3. ц – встречается один раз.

Среди гласных один раз встречается е.

Ответ

По горизонтали

монолит
атропин
терапия

По вертикали

портрет
водопад
милиция

                                   Карточка. Морфологический разбор.

       Выполняется при помощи трафаретов. Трафареты представляют собой копию тренажёров, предложенных Н.М.Лебедевым. (см. Список литературы).

Имя существительное

Часть речи ______________________________________

                                             общее значение

II. Морфологические признаки:

    1. Начальная форма _____________________________

Постоянные признаки:

собств.           нариц.         одуш.            неодуш.           род          склонение

Непостоянные признаки:

       

                     падеж                        число

Синтаксическая роль:

                                                           

Условные обозначения:     - вырезать окошко.

Ученик подкладывает под трафарет лист такого же формата и в нужных окошках ставит крестики.

Это лишь малая долька того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью развития творческого мышления.

                                               

                      интеллектуальные игры

Перечислите названия произведений, содержащие прилагательные.

(«Василиса Прекрасная»; «Гадкий утенок», Андерсен; «Теплый хлеб», Паустовский; «Старые пословицы», Дж.Родари; «Великие путешественники», Зощенко; «Медный всадник», «Зимнее утро», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», Пушкин (можно проводить этот тур только по произведениям Пушкина); «Майская ночь...», Гоголь; «Волшебное кольцо», Платонов; «Железная дорога», Некрасов; «Уроки французского», Распутин; «Серебряный герб», Чуковский; «Лошадиная фамилия», Чехов; «Васюткино озеро», Астафьев; «Аленушкины сказки», Мамин-Сибиряк; «Дьяволова нога», Конан Дойл; «Щелкунчик и мышиный король», Гофман; «Собачье сердце», Булгаков; «Матренин двор», Солженицын...)

Можно такое задание дать на дом, обязательно оговорив условие: названия книг следует сгруппировать по разрядам прилагательных.

                                            Результативность

     Результатом работы по данной теме является:

-  участие в конкурсах различных уровней;

- развитие аналитических способностей через умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

- повышение интереса к предмету;

- отсутствие  перегрузки обучающихся;

- развитие  коммуникативных умений и навыков;

- повышение эффективности  образовательного процесса:

             Показатели учебной деятельности по русскому языку.

годы

Колич. Обуч.


Кач. ЗУН

Успев.

       2004

      24

       68

   100

       2005

       2005

       26

        59

    100

      2006

       2007

       38

        55

     100

      2008

     I  пол.

       32

       59

      100

     2008

                    Показатели учебной деятельности по литературе

годы

Кол-во обуч.

  Кач-во

     ЗУН

 Успеваемость

2004

          21

   100

100

2005

2005

          31

  91

100

2006

2007

         44

  95

100

2008

I  полуг. 2008

          77

 85


100

                              Показатели предметных олимпиад и НОУ

Год

Уровень

Предмет

Ф. И. обучающ.

Результат

2005

школьный

русский язык

Бегенова  А.        Солтонбаев Е. Имамагизамова Ж.

I                    III                   II      

литература

Камитов С.        Джанабилова А.

I                     II

2007

школьный

русский язык

Абельгазимова А. Нургазинов Р.

II                    III

2008

школьный

русский язык

Табаоекова М.   Шабельская Т.

III                 III

литература

Абельгазимова А.

II

муниципальный

литература

Абельгазимова А.

III

2008

НОУ

муниципальный

фольклор

Камитов С.

свидетельство

                                    Показатели участия в конкурсах

Год

Уровень

Название

Ф. И. участника

Результат

2007

муниципальный

«Как родной, люблю язык я русский»

Табарекова М.

III

муниципальный

Конкурс знатоков «Эрудит-2008»

Обучающиеся 7 «а» класса (7 чел.)

I

2008

федеральный

«Психология здоровья»

Имамагизамова Ж. Камитов С.

сертификаты

Поступления:

2005г.

Пиштариева А. Е. педагогический колледж (Горно- Алтайск) и в апреле 2008 года проходила государственную практику по русскому языку и литературе в МОУ «Кош-Агачская ООШ» (руководитель Камитова А. Т.)

Сейсекенов В., Салкымбаева Б. – РКЛ.

2008г.

Табарекова М., Нургазинов Р., Ешетаева А., Сейтчанов С. поступили в Республиканский Классический лицей.

В начале ноября месяца 2008 года участвовала на международной ярмарке социально – педагогических инноваций – 2009 в г. Горно - Алтайске, где представила проект на тему «Игровые технологии в процессе обучения и воспитания на уроках русского языка». Данная тема проекта перекликается с моей творческой темой.

Также  результативностью считаю, что мои учащиеся увлекаются сочинением стихотворений и рассказов,  которые не раз публиковались в районной газете «Чуйские зори»

                                    Список литературы

      1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1999г.

      2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

       3. Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

       4. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.

       5. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», М., «Просвещение», 1991 г.

       6. И.Я.Лернер «Творческое развитие учащихся».-М.,1998 г.

       7. «Русский язык в школе», 2007 г., №18

       8. «Русский язык в школе»,2007 г., № 22

       9. «Русский язык в школе», 2005 г., №1

      10. «Русский язык в школе и дома», 2005г.,№4

      11. Стефан  Шуман «Игра как процесс развития»- М.,1995г.

      12.С. И. Симонов «Степень обученности учащихся» - М.,1999г.

      13. В. Волина «Учимся, играя», «Новая школа» М., 1994г.

      14. Л. А. Шкатова «Подумай и ответь» М., «Новая школа» 1989г.

      15. С. А. Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры» М., 1994г.


[1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., стр. 117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»

Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обу...

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей обучающихся"

В тезисах к опыту работы учитель раскрывает цели и задачи опыта работы по данной теме, указывает на наиболее эффективные, с его точки зрения, педагогические технологии, делится результатами...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Проектная деятельность - как направление работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Данный материал поможет  учителю математики организовать учебный процесс, направленный на  развитие творческих способностей обучающихся и навыков исследовательской и проектной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»

Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы...