Формирование коммуникативной компетенции подростка с нарушением интеллекта в общении
методическая разработка
Доклад на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетенции подростка с нарушением интеллекта в общении"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных компетенций подростков с нарушением интеллекта в общении
Жизнь в новых стремительно изменяющихся социальных условиях, гуманизация процессов образования, активизация процессов инклюзивного образования, определяет потребность новых приоритетов и в коррекционном образовании. В связи с реализацией компетентностного подхода в образовании возникла необходимость обновления образовательного и воспитательного процесса и в специальных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как отмечает И.А. Зимняя, в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятия «компетенция», «компетентность».
«Понятие компетентности», — согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования, — «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую…».
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Основные элементы понятия «компетенция»: ·
Навыки − это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
· Способность − врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.
· Стереотипы поведения − видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
· Знания − это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
∙ Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
В эффективности и успешности социальной адаптации особенно выделяется компетентность в общении. На качестве жизни и социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта неблагоприятно сказывается их недостаточная психологическая подготовка, низкий уровень развития их коммуникативной компетенции, что в итоге приводит к нарушению социальных контактов, неумению адаптироваться в социуме.
Таким образом, коммуникативная компетентность, которая наряду с профессиональными умениями определяет возможность их трудоустройства и дальнейшую социальную адаптацию приобретает особую актуальность.
Но для начала вспомним, что вообще такое общение, чем общение отличается от коммуникации?
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Виды общения:
- вербальное/невербальное
- непосредственное/опосредованное
- формальное/неформальное
Средства общения:
Речевые (речь, интонация, темп речи, тембр голоса)
Неречевые (мимика, жесты, поза, взгляд)
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”.
Коммуникативная компетентность
Вне всякого сомнения, коммуникативные навыки - одни из ведущих характеристик личности. Являясь составной частью общей социальной компетентности, она представляет собой многоплановую способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
Содержание этого понятия различается в зависимости от позиции автора. Так, например, при подходе Л.Л.Федоровой, ядром коммуникативных навыков является механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, реагирующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях:
- коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге;
- социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей.
Собственно «коммуникативный компонент коммуникативной компетентности индивида» представляет собой систему функций языковых средств общения, таких, как: установление и поддержание контакта, передача сообщения, выражение эмоциональных реакций и социальных отношений, личного отношения к собеседнику и предмету разговора путем выбора формы высказывания.
. В общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Компонентами коммуникации являются: 1) отправитель сообщения; 2) передатчик сообщения; 3) канал связи; 4) приемник; 5) получатель сообщения.
Канал связи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик и приемник – свойствам речевых механизмов коммуникантов.
В условиях учебного, воспитательного процесса, ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации.
В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата. А.Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:
1) побуждение к действию;
2) уточнение ситуации действия;
3) само действие;
4) свертывание действия.
Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях, как коммуникативность. Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.
Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М.Андреевой, мы выделяем комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений: 1)межличностной коммуникации; 2)межличностного взаимодействия; 3)межличностного восприятия.
Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.
Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его была определена, как коммуникативная компетентность.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.
Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.
Способности к общению включают в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими;
2) умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативная компетентность».
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
В процессе коммуникации перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать
Эмоционально-практическая форма общения побуждает учащихся проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.
Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма. Внеситуативно-личностная формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать мысли своего партнера, его переживания, позволяет подростку уточнить представление о самом себе.
Таким образом, общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а также использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.
Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.
Одной из важных и сложных проблем подросткового возраста - проблема общения. Отрочество - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Чрезвычайно отчетливо трудности и проблемы взросления представлены в сфере умения устанавливать позитивные коммуникации.
Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получить информацию, узнать, где можно устроиться на интересующую работу. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте, общение с подругой, другом, родителями - все это требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).
Проблема внутреннего поведения важна для подростков, так как «ложится» на ведущую потребность подросткового возраста - потребность в общении со сверстниками, но она также важна для раннего юношеского возраста (возраста профессионального самоопределения). Особенности нашего времени таковы, что требуют от подростков особых коммуникативных навыков для получения большинства профессий. Очевидно, что молодой человек, обладающий навыками уверенного поведения, быстрее ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях и правильно реагирует при задевающем и провоцируемом общении. Многие распространенные сейчас профессии предполагают сформированность хороших коммуникативных навыков: умения быстро решать конфликты, способности оказывать людям поддержку, умения располагать к себе людей, способности слаженно работать в команде при наличии у партнеров разных умений и позиций.
И важно, чтобы педагоги, психологи, социальные работники, медики изучали особенности сферы общения подростка, создавали условия для эффективного формирования коммуникативных умений.
Отсутствие коммуникативных умений у подростков затрудняет их общение как со сверстниками, так и с родителями, со старшими и взрослыми людьми, что провоцирует подростков переживать разочарование и недовольство собою, делает их угрюмыми и раздражительными.
Для подростков самоценна вовлеченность в сам процесс общения, поскольку именно в общении подростки реализуют себя как личность, формируют суждения о себе и окружающем их мире.
Коммуникативные умения необходимы подростку для нейтрализации негативных переживаний, но главным образом - для эффективного общения как в среде сверстников, так и с взрослыми, для менее болезненного преодоления подросткового кризиса самосознания, для развития чувства индивидуальности.
Подростки с нарушением интеллекта имеют больше проблем общения, чем подростки с нормальным психическим развитием, поскольку все сложности подросткового возраста усугубляются в этом случае отклонениями психического развития.
Развивающее обучение для подростка с нарушением интеллекта весьма значимо, потому что он обладает меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Объем получаемых знаний невелик, умения и навыки требуют упорной и длительной работы по закреплению, иначе быстро распадаются. Развивающее обучение позитивно влияет на общий ход развития, изменяет структуру личности и познавательные процессы, повышает активность и целенаправленность деятельности. Подростки с нарушением интеллекта приобретают умение подчинять свою деятельность определенному намерению, словесным указаниям. У них последовательно формируются произвольные процессы, проявляющиеся в умении концентрировать и удерживать на чем-либо свое внимание, преднамеренно пользоваться приемами запоминания и т.п. Заметно улучшаются понимание речи окружающих, собственная речь, а также поведенческие реакции. Подростки с УО становятся более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, развиваются их коммуникативные умения.
Целенаправленное воздействие на речь детей с нарушением интеллекта приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность педагога была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.
В рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация учеников. В ряду основных задач образовательного учреждения наряду с общеобразовательной подготовкой, преодолением и коррекцией недостатков развития, мышления, речи, сенсорных процессов и связанных с этим особенностей психического развития стоит задача создания условий для воспитания личности, способной участвовать в общественной жизни без ущерба для социума и себя, реализовывать свои познавательные и социальные потребности. Реализация данных потребностей невозможна при отсутствии коммуникативной компетенции обучающегося, воспитанника с нарушением интеллекта.
Таким образом, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»
Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...
Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»
«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
Коррекционная работа по теме: " Формирование жизненных компетенций у детей нарушением интеллекта на уроках СБО", 2018 год
Коррекционная работа по формированию жизненных компетенций учащихся с нарушением интеллекта...
Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта...
Тезисы к статье "Особенности формирования коммуникативной компетенции подростков С ТНР как субъектов общения"
В статье представлены некоторые особенности состояния речевого, коммуникативного и личностного развития подростков с тяжелыми нарушениями речи как субъектов общения, которые были выделены в результате...