Программа доп. образования (5 кл)
рабочая программа

Римская Анна Викторовна

 

Дополнительная общеобразовательная программа

 

Социально–гуманитарная направленность

 «Грамотейка»

Составитель–Римская А.В.,

педагог дополнительного образования

Срок реализации -1 год. Возраст детей – 11-12 лет.

Вид программы - общеразвивающая

Уровень программы - ознакомительный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_klass_dop_obrazovanie_1.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

Социально–гуманитарная направленность

 «Грамотейка»

Составитель–Римская А.В.,

педагог дополнительного образования

Срок реализации -1 год. Возраст детей – 11-12 лет.

Вид программы - общеразвивающая

Уровень программы - ознакомительный

Москва, 2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая программа для учащихся 5 классов, испытывающих затруднения при овладении учебным материалом по общеобразовательной программе обучения, вследствие нарушения чтения и письма»

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: социально-гуманитарная направленность

Актуальность программы « Грамотейка» определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению, и стремиться к преодолению трудностей.

Содержание программы « Грамотейка»: представляет собой коррекционную работу по преодолению затруднений при овладении учебным материалом по общеобразовательной программе обучения вследствие нарушения чтения и письма..

Новизна состоит в том, что данная программа направлена на коррекцию нарушений чтения и письма .

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Объект программы: учащиеся 5 классов, испытывающие затруднения при овладении учебным материалом по общеобразовательной программе обучения вследствие нарушения чтения и письма.

Данный курс основан на компетенциях, приобретённых обучающимися в начальной школе и взаимосвязан с программой “Русский язык в 5  классе”.

Цель программы: коррекция нарушений чтения и письма у обучающихся 5 классов.

Обучение грамотному письму посредствам самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач.

Программа способствует решению следующих задач:

- овладение морфологическим анализом слов;

- выработка алгоритма выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам;

- отработка умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.

- восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя и речи;

- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и литературе,

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы программы:

Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению и стремиться к преодолению трудностей.

1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии). 2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма. 3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву). 4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций; 5) Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля). 6) Принцип дифференцированного подхода. 7) Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе). 8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие

Формы и режим занятий

Кружок создаётся для обучающихся, имеющих трудности в освоении общеобразовательной программы. Коррекция дисграфии и дислексии.  Занятия индивидуальные. На изучение курса « Грамотейка» на 1 году обучения отведено 72 часа ( 2 часа в неделю, 72 часа в год).

Основные направления работы

Коррекционная работа по преодолению затруднений при овладении учебным материалом по общеобразовательной программе обучения вследствие нарушения чтения и письма проводится в четыре этапа: первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.

Первый (диагностический) этап

На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состоя­ние связной речи; выявляются индивидуальные особенно­сти таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Общая характеристика коррекционной работы

1. Проведение диктантов; проверка, анализ ошибок.

2. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).

3. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

4 Анализ результатов обследования.


Второй (подготовительный) этап

На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

Общая характеристика коррекционной работы

1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

3. Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.


Третий (коррекционный) этап

В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

Комплексный подход данной методики по коррекции нарушений предполагает параллельную работу, направленную на устранение нарушений чтения и письма.

Общая характеристика коррекционной работы

  1. Родственные и однокоренные слова.
  2. Безударная гласная.

3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.

4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь».

5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.

8. Глагол. Начальная форма глагола.

9. Дифференциация приставок и предлогов.

10. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение.

11. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

12. Дифференциация прилагательных и причастий.

13. Рассмотрение и уточнение понятий: причастие и деепричастие, деепричастный оборот.

14. Коррекция дислексии.


Четвертый (оценочный) этап

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ.

Общая характеристика коррекционной работы

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внима­ния и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.



 

Ожидаемые результаты изучения программы « Грамотейка»

  • различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
  • проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
  • доказывать написание буквами звуков, имеющих акустико – артикуляционное сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
  • дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
  • проводить анализ текста, составлять план;
  • дифференцировать используемые стили речи.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                         Программа включает в себя следующие темы:

Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.

Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.

Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь».

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих. (6 часов)

Глагол. Начальная форма глагола.

Имя прилагательное.

Местоимение

Служебные части речи

Обобщение по теме «Морфология»

Проверочные работы

Планирование содержания коррекционной работы

Тема занятия

Кол-во

Теория

Практика

  1-2 занятие

3-4 занятие

5-6 занятие

7-8 занятие

9-10 занятие

11-12 занятие

13-14  занятие

15 занятие

16 занятие

17 занятие

18 занятие

19 занятие

20  занятие

 

21 занятие

22 занятие

23 занятие

24 занятие

25 занятие

26 занятие

27 занятие

28-29 занятие

30 занятие

31 занятие

32 занятие

33 занятие

34 занятие

35 занятие

36 занятие

37 занятие

38 занятие

39 занятие

40 занятие

41 занятие

42 занятие

43 занятие

44 занятие

45-46 занятие

47 занятие

48 занятие

49 занятие

50 занятие

51-52 занятие

53 занятие

54 занятие

55 занятие

56 занятие

57 занятие

58 -59 занятие

60-61 занятие

62-63 занятие

64-65 занятие

66-67 занятие

68-69 занятие

70-71 занятие

67-70 занятие

71-72

     

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков

Уметь дифференцировать гласные и согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Давать характеристику звука.

Коррекция дислексии.

 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация не­речевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу.) Коррекция дислексии.

Звуки и буквы. Гласные I ряда

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Коррекция дислексии.

 

Звуки и буквы. Гласные II ряда

Буквы «е», «ё», «ю», «я»

Коррекция дислексии.


Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда

Развитие восприятия и ориенти­ровки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Коррекция дислексии.


Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости

Мягкие и твердые согласные. Коррекция дислексии.


Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости

Глухие и звонкие согласные

Отработка понятий «правый» и «левый». Коррекция дислексии.

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Предложение. Коррекция дислексии.


Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Строчные и прописные буквы

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек». Коррекция дислексии.

Проверочная контрольная работа по итогам темы

Проверка усвоения знаний, умений и навыков. Развивать умение работать над ошибками, обобщить пройденный материал. Коррекция дислексии.


Однокоренные слова

Части слова. Корень

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Коррекция дислексии.

Однокоренные слова

Части слова. Приставка. Коррекция дислексии.


Однокоренные слова

Части слова. Суффикс

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Коррекция дислексии.

Однокоренные слова

Части слова. Окончание. Коррекция дислексии.


Ударение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Коррекция дислексии.

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения

Слова-омографы. Коррекция дислексии.



Безударные гласные в корне слова

Части слова. Корень

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Коррекция дислексии.



Безударные гласные в корне слова

Части слова. Приставка. Коррекция дислексии.



Безударные гласные в корне слова

Части слова. Суффикс. Окончание

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Коррекция дислексии.



Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова. Коррекция дислексии.


Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Озвончение глухих согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания. Коррекция дислексии.


Непроизносимые

согласные


Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Коррекция дислексии.


Правило переноса

Развитие памяти. Коррекция дислексии.



Словарные слова

Развитие памяти.

Двойные согласные в корне слова

Упражнения на осознанное восприятие. Коррекция дислексии.


Употребление гласных после шипящих («жи-ши»)

Упражнения на осознанное восприятие. Коррекция дислексии.



Употребление гласных после шипящих («ча-ща», «чу-щу») Коррекция дислексии.



Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных Коррекция дислексии.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Коррекция дислексии.


Развитие мышления.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Коррекция дислексии.


Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Развитие мышления.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Коррекция дислексии.

Разделительный «ь» Коррекция дислексии.



Слово и его лексическое значение

Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Коррекция дислексии.

Однозначные и многозначные слова. Коррекция дислексии.

 «Слова-приятели»

Синонимы. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Коррекция дислексии.

 «Слова-неприятели»

Антонимы.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Коррекция дислексии.

Имя существительное. Коррекция дислексии.

Изменение существительных по падежам

Существительное как часть речи

Формирование умения планировать свои действия. Коррекция дислексии.

Изменение существительных по

числам

Падежные окончания имен существительных. Коррекция дислексии.

Три склонения имен существительных

Правописание слов в мужском и женском роде, оканчивающиеся на шипящие

Формирование умения ориентироваться на систему признаков(условий)

Коррекция дислексии.

Закрепление темы «Имя существительное». Коррекция дислексии.

Глагол

Глагол как часть речи

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Коррекция дислексии.


Времена глагола

Прошедшее, настоящее и будущее времена глагола. Коррекция дислексии.


Изменения глагола по лицам и числам

Написание «не» с глаголами

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действии: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Коррекция дислексии.

Спряжения глаголов

Окончания глаголов

Формирование приемов самоконтроля. Коррекция дислексии.

Закрепление темы «Глагол».

Коррекция дислексии.

Имя прилагательное

Прилагательное как часть речи. Коррекция дислексии.


Изменение имени прилагательного по родам и числам

Формирование приемов самоконтроля. Коррекция дислексии.



Согласование прилагательных с существительными

Окончания прилагательных. Коррекция дислексии.


Закрепление темы «Имя прилагательное»

Формирование приемов самоконтроля. Коррекция дислексии.


Местоимение

Местоимение, как часть речи. Коррекция дислексии.

Изменение местоимений по лицам и числа

Развитие произвольности.

Коррекция дислексии.

Согласование местоимений с существительными и

глаголами. Коррекция дислексии.

Закрепление темы «Местоимения»

Развитие произвольности. Коррекция дислексии.


Служебные части речи. Коррекция дислексии.


Предлог. Союз.

Развитие произвольности. Коррекция дислексии.



Закрепление темы «Морфология». Коррекция дислексии.

Проверочные работы:

диктант, списывание, чтение.


Итого:  

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

72

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0.3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0.6

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0.3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0.6

0,6

0,6

21,6

0,14

0,14

0,14

0.14

0,14

0,14

0,14

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,14

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0.7

0,7

0.7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0.14

0,14

0,14

50,4


Список использованной литературы


1. Азова. О.И.  Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азова // Школьный логопед. – 2005. – № 5-6 (8-9). – С. 12-21.

2.  Елецкая, О.В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов / О. В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 64 с.

3. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.

4. Комарова. В.В. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи / В.В. Комарова, Л. Г. Милостивенко, Г. М. Сумченко // Патология речи : Сб. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1992. – С . 45-56.

5.  Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. –Спб. : ИД «М и М», 19 97, – 286 с.

6. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы : Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. – М. : Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.

7. Левина, Р.Е. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития / Р.Е. Левина // Тезисы доклада 3 научной сессии по дефектологии.- М. : АПН РСФСР, 1960. – С. 10-15.

8. Парамонова, Л.Г. Правописание шаг за шагом / Л.Г. Парамонова. – СПб. :  Дельта, 1998 – 208с.

9. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 63 с.

10.Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников : учебно-метод. пособ. / И.В. Прищепова.- СПб. : КАРО, 2006.- 240 с.

11. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 240 с.



                                                 Литература для учащихся:

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык: 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ахременкова. – 9-е изд. – М.: Просвещение

Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку 5 класс, словарные, проверочные, контрольные. –СПб.: ИД «Литера»

Зегебарт Г.М. Чтение от текста к смыслу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...