Развитие силы голоса при стёртой дизартрии
учебно-методический материал
данные приёмы и упражнения позволяют эффективно развивать силу голоса, диапазон , интонацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sily_golosa_pri_styortoy_dizartrii.docx | 195.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СИЛА ГОЛОСА
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.
∙ Увеличение силы голоса ([а], [о], [у], [э], [ы]). Например: а а а а А А А А.
∙ Увеличение силы голоса (парные согласные). Например: Ф Ф ф ф в В В В.
∙ Уменьшение силы голоса ([а], [о], [у], [э], [ы]). Например: А А А а а а.
∙ Уменьшение силы голоса (парные согласные). Например: З З З з с с с с.
∙ «Ухабы»: У У У У У У у у у У У У У У У, о о о о о О О О О О О о о о о.
∙ «Междометия». Произносим тише – громче: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «эй-эй-эй».
∙ «Имитации». Подражаем рычанию собаки ([р]), гудку парохода ([у]), вою ветра ([в]), жужжанию пчелы ([ж]), писку комара ([з]), насосу ([с]) и т. д., произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
∙ Пропевание гласных звуков А-Э-И-О-У и слогов МА-МЭ-МИ-МО-МУ по гамме с изменением силы голоса и тональности.
∙ Пропевание каждой ступени лада на слоге МА (музыкальное сопровождение РЕ-МИ-РЕ-ДО-МИ-РЕ) с изменением тональности.
∙ Пропевание каждой ступени лада на слогах ДА, ЛА, МА (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ре-ми).
∙ «Эхо». Логопед произносит звук [а] то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует так же повторить.
∙ «Три волны» – вдох, на выдохе произносится звук [э] тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест.
∙ «От тихого к громкому». Дети изображают, как пыхтит ежик в лесу, который подходит к ним все ближе и ближе: пых-пых-пых!
∙ «От громкого к тихому». Дети представляют, как улетает от них филин все дальше и дальше: ух-ух-ух!
∙ «Вороны».
Вот под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Кар-кар-кар! (Громко.)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар! (Тише.)
Спать ребятам не давали,
Только к ночи умолкали.
Кар-кар-кар! (Тихо.)
ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.
∙ «Имитации». Подражание голосам взрослых животных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.
∙ Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).
∙ «Маляр». Имитируем движение маляра, который красит забор, одновременно с движениями руки вниз-вверх понижается и повышается голос.
∙ «Этажи». Выбирают любое односложное слово из трех звуков (бом, дом...). Логопед произносит его максимально низко, затем предлагает ребенку произнести его чуть выше, затем сам произносит еще выше и т. д. дома или подъемом на лестницу.
∙ «Птичий гомон в лесу». Пропевание пяти основных тонов лада вверх и вниз на слоге ЛЯ в тональностях ре-мажор, ми-мажор, фа-мажор по 3 раза: тихо (далеко), чуть громче (ближе) и громко (совсем близко).
∙ Произнесение гласных звуков на твердой атаке («бабочки взлетают») и на мягкой атаке («полет бабочек»).
∙ «Самолет взлетает». Под музыкальное сопровождение пропевать на звуке [у] 5 ступеней лада вверх и вниз в тональности ре-мажор на мягкой атаке тихо, громче, громко.
∙ Пропевание слогов и предложений с повышением тона под музыкальное сопровождение (соль-ля-соль, соль-ля-соль, соль-ля-соль-фа-ми-ре-до)
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, рано утром ты вставай.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой, будем песню петь с тобой.
Эй-эй-эй, эй-эй-эй, мы поем, как соловей.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой, хорошо нам петь с тобой.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, громче песню подпевай.
∙ «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).
Во всех видах этой работы нужно учить ребенка слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. В этой работе активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные ощущения. Так, в упражнениях, требующих вокализации с закрытым ртом сонорного звука [м], [н], дети учатся чувствовать и контролировать ощущения вибрации тканей носа, придерживая крылья носа рукой. Такие упражнения способствуют развитию тембра голоса.
Полезны инсценировки песен, при исполнении которых надо менять силу, высоту, тембр голоса. Например, «На лесной полянке» (сл. П. Кагановой, муз. Б. Кравченко).
По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.
1. Утром рано на лесной поляне
Звонко, звонко зайчик барабанит:
Тра-та-та. (3 раза.)
2. Из берлоги вылез медвежонок
Топать, топать начал он спросонок:
Топ-топ-топ. (3 раза.)
3. Лягушата делают зарядку,
Пляшут, пляшут весело вприсядку:
Ква-ква-ква. (3 раза.) И т. д.
ИНТОНАЦИЯ РЕЧИ
В занятия по воспитанию дыхания голоса и артикуляции включаются упражнения на развитие интонационной выразительности речи. Формирование интонационной выразительности является одним из ведущих направлений коррекционной работы по устранению проявлений стертой дизартрии. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. Работа по формированию интонации ведется по схеме: ее различение на слух, репродукция, продукция. Эта работа осуществляется в направлении от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации. Немаловажное значение здесь имеет и зрительный анализатор.
Такие гномики (веселый, спокойный и вопросительный) очень помогают детям овладеть интонационной выразительностью речи. Сначала дети слушают и отгадывают, какой гномик говорит, затем повторяют за ними и, наконец, сами говорят от лица того или иного гнома.
– Определи, какой гномик говорит (спокойный, радостный, вопросик):
Детям подарили книги! Детям подарили книги. Детям подарили книги?
– Посмотри, какой гномик у тебя в гостях, и скажи предложение так, чтобы ему понравилось:
1. Это красивый шарф. Это красивый шарф! Это красивый шарф?
2. Звонко поют птицы. Звонко поют птицы! Звонко поют птицы?
3. Витя принес цветы. Витя принес цветы! Витя принес цветы?
Дети также учатся произносить междометия, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!».
Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....
Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....
Консультация для родителей и педагогов на тему: "СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ"
ДИЗАРТРИЯ- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией...
Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)
Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития силы голоса на основе яв...
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...
Использование гласных букв А О У для развития силы голоса и дыхания
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 607Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспект ...
Развитие дыхания при стёртой дизартрии
Рассматриваются виды дыхания, а так же методы и приёмы коррекции дыхания при стёртой форме дизартрии....