"Коррекционно - развивающая программа"
рабочая программа
программа разработана для работы в условиях семейного центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа разработана для работы в условиях семейного центра | 58.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области
Семейный центр помощи семье и детям «Преображение»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Разработала воспитатель
ГКОУ СО МО «Преображение»: Светлова Т.Е.
Г. Егорьевск 2021г.
Содержание
1 | Общие положения | 3 |
1.1. | Определение и назначение индивидуальной коррекционно-развивающей программы | 3 |
1.2. | Структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы | 3 |
1.3. | Принципы формирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы | 3 -4 |
2. | Целевой раздел | 4 |
2.1. | Пояснительная записка | 4 |
2.1.1. | Нормативная и правовая база | 4 - 6 |
2.1.2. | Цель и задачи реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | 6 |
2.1.3. | Общая характеристика индивидуальной коррекционно-развивающей программы | 6 - 10 |
2.2. | Планируемые результаты и система оценки внедрения индивидуальной коррекционно-развивающей программы | 10 - 13 |
3. | Содержательный раздел | 13 |
3.1. | Этапы и сроки реализации программы | 13 |
3.1.1. | Механизм реализации программы | 14 |
3.1.2. | Требования к условиям реализации программы | 14 15 |
3.2. | Содержание коррекционно-развивающих занятий | 15 |
3.2.1. | Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий | 15 - 18 |
3.2.2. | Структура занятий | 18 |
3.3 | План реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | 18 |
3.3.1. | Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком | 19 |
4. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | 19 - 21 |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение и назначение индивидуальной коррекционно-развивающей программы
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, а также с учетом опыта работы по данной проблематике. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на коррекцию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В Концепции модернизации российского образования четко обозначена мысль о том, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
1.2. Структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы воспитанников
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС и учитывающие особенности ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающихся .
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, а также механизм реализации компонентов программы.
1.3. Принципы формирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы
В основу формирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы положены следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка: принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность: принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность: принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность: принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи: принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- Комплексность: при составлении плана работы по коррекции здоровья каждого обучающегося учитываются его медицинские показатели ( медсестра); результаты психологической ( психолог) и педагогической (воспитатель) диагностик;
- Достоверность: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса обучающегося, семьи, условий обучения и воспитания;
- Гуманистическая направленность: опора на потенциальные возможности обучающегося, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
- Педагогическая целесообразность: интеграция усилий педагогического коллектива (воспитатель, врач, психолог, заместитель директора по УВР, курирующий вопросы организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на дому, заместитель директора по ПП и др.) и родителей.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка
2.1.1. Нормативная и правовая база
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.
- «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
- Гражданский кодекс РФ.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599.
- «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761.
- «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р.
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014.
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
2.1.2. Цель и задачи реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
Программа направлена на достижение следующей цели: обеспечить системный подход в создании условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В процессе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и методические задачи:
- выявить детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
2.1.3. Общая характеристика индивидуальной коррекционно-развивающей программы
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа обеспечивает:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех обучающихся с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- создание специальных условий воспитания, обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
Целевая направленность программы заключается в разработке и обосновании основных положений, направленных на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования.
Основу данной программы составляют принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
- содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки обучающихся, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Направления работы:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях учреждения.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в учреждении) диагностику и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося , выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
- Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Преодолению неуспешности отдельных воспитанников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствует пониманию результата.
- Организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения:
- Индивидуальные занятия с педагогами:
В учреждении организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд и т.д.).
- Психологические индивидуальные и групповые занятия:
Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Направления коррекционной работы:
- Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:
- формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей.
- гармонизация аффективной сферы;
- профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного и воспитательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, выпуск буклетов),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
В центре проводятся следующие мероприятия:
- Встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, зам. директором по УВР, воспитателем, социальным педагогом, педагогом-психологом, представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития.
- Психолого-медико-педагогические консилиумы;
- Педагогические советы;
- Совещания.
Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике психологов других образовательных учреждений, осуществляющих психологическую помощь.
Субъекты программы: педагог-психолог, классные руководители, воспитанники, их родители (законные представители), учителя.
Основные формы работы: наблюдение за воспитанниками на уроках и во внеурочное время, первичная диагностика, проведение итоговой диагностики, занятия с элементами тренинга, игры, психологические практикумы, индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия, формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально), оформление тематического стенда, информационных листов.
Учебно-методические материалы: диагностические материалы, тренинги, презентации, видеофильмы, кейсы, творческие задания.
Условия проведения: семейная группа, кабинет педагога-психолога, кабинет логопеда.
2.2. Планируемые результаты и система оценки внедрения индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ также может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Жизненно значимые компетенции | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения | Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя. Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях. Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей. Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту. Овладение навыками самообслуживания: дома и в школе. Умение включаться в разнообразные повседневные дела. Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий. Готовность попросить о помощи в случае затруднений. Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными. Стремление порадовать близких. Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника |
Овладение навыками коммуникации | Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств. Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми |
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации | Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию. Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. |
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей | Умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы. Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса. Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Расширение круга освоенных социальных контактов. |
Ожидаемый результат взаимодействия с педагогами:
1.Участие педагогов деятельности по данной проблеме.
2.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
3.Создание условий для эффективного развития школьников.
Ожидаемый результат взаимодействия с родителями:
1.Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.
2.Использование своих знаний в разнообразной деятельности.
3.Сотрудничество детей и взрослых.
4.Совместная семейная детско-взрослая деятельность.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Этапы и сроки реализации программы
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа реализуется поэтапно:
- Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
- Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
- Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
- Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
3.1.1. Механизм реализации программы
Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение.
Механизм реализации программы – организация индивидуальной траектории обучения:
- Индивидуальное обучение по отдельному учебному плану;
- Дистанционное обучение (обучение на дому);
- Внеурочное обучение в группах коррекции с целью ликвидации пробелов знаний;
Социальное партнерство:
- Психолого-медико-педагогическая комиссия;
- Родительская общественность.
3.1.2. Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, воспитателя), инструментарий необходимый для осуществления профессиональной деятельности воспитатедя, педагога-психолога, учителя—логопеда.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения.
Информационное обеспечение:
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
3.2. Содержание коррекционно-развивающих занятий обучающихся
3.2.1. Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Внеурочные мероприятия | Внешкольные мероприятия | |
Задачи мероприятий | ||
Содержание коррекционных мероприятий |
|
|
Формы работы |
|
|
Диагностическая направленность |
|
|
Коррекционная направленность |
| Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, изотворчество, хореография, логоритмика, занятия ЛФК, общее развитие обучающегося, его кругозора, речи, эмоций и т.д. |
Профилактическая направленность | Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами центра | Социализация и интеграция в общество обучающегося. Стимуляция общения обучающегося. Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу или формировать через занятия его интересы. |
Развивающая направленность | Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий, занятия с психологом, соблюдение режима дня | Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п. |
Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия | Воспитатель Психолог Школьные работники Библиотекарь | Психолог Медицинские работники Педагоги дополнительного образования |
3.2.2. Структура занятий
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Введение в тему занятия (в основное содержание).
- Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
- Рефлексия прошедшего занятия.
- Ритуал прощания.
3.3. План реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
№ | Направление работы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
3.3.1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком
Мероприятия | Ответственный | Сроки | Примечания |
Работа с семьей Адресные посещения, постоянный контроль Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей Повышение воспитательной и педагогической компетенции | Соцпедагог Воспитатель Психолог | ||
Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем Консилиум на базе школы Консультирование классного руководителя Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога | Соцпедагог Психолог | ||
Психогимнастика и психотерапевтические методы | Психолог | ||
Отреагирование негативных эмоций, релаксация Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций | Психолог Психолог | ||
Обучение навыкам самоконтроля | Соцпедагог, Психолог Воспитатель |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/938. – Заглавие с экрана.
- Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст]: Монография / О. К. Агавелян. — Челябинск, 2003. – 154 с.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1999. – 221с.
- Выготский Л.С. Динамика и структура личности у детей и подростков [Текст]: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1994. – 385 с.
- Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции: учебно-методическое пособие / А. Г. Грецов; под общ. ред. Евсеева С. П. - СПб: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с.
- Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей [Текст] / Е.В. Заика, И.А. Калмыкова // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие/ И.А. Зимняя. - Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997. – 254 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: кн. для учителя / В.П. Кащенко. – 3. изд., доп. – М.: Academia, 2000. – 223 с.
- Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / doc4web: Хостинг документов ученикам и учителям. – Режим доступа: https://doc4web.ru/pedagogika/kompleks-uprazhneniy-igr-i-zadaniy-po-razvitiyu-poznavatelnih-pr.html. – Заглавие с экрана.
- Коробейников И. А. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием [Текст] / И. А. Коробейников // Дефектология. 2009. № 5. – С.23– 25
- Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости [Текст] / К. С. Лебединская. – М.: Просвещение, 2002. – 225с.
- Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев. – М.: «Смысл», 2008. – 365 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И Лисина.– М.: Инфра – М, 1997. – 384 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / под ред. А.А. Бодалева. - М.: изд. «Институт практической психологии», 1998. - 36с.
- Психологические тесты [Текст] / Под.ред. А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 248 с.
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы) [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: 1992.
- Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. – метод. пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь,2011. – 432с.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: практическое пособие. – 2-е изд. / Н.П. Слободяник. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с.
- Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. [Текст] / Л.М. Фридман.– М.: Педагогика, 1988– 95 с.
- Худенко Е. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях [Текст] / Е. Худенко // Коррекция и развитие. – 1988. – № 1. – С. 29–35.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2005. – 475с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин //Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт – Воронеж, 1995. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....
"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....
Коррекционно-развивающая программа "Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII вида"
Программа практического сопровождения учащихся, направленная на развитие высших психических функций детей...
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении
Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...