Разработка ритмопластических композиций для предмета "Ритмика"
методическая разработка

Абрамычева Татьяна Юрьевна

    Одной из приоритетных задач нашего государства является воспитание здорового и хорошо развитого умственного молодого поколения.

Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни.  Все эти особенности детей хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики.

    Ритмика – это учебная дисциплина, которая решает одну из важнейших задач учебно - воспитательного процесса – организация учебного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях, что способствует разностороннему развитию и преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

   Школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонического, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В этот период ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому двигательная активность особенно важна на данном этапе. Проблема двигательной активности достаточно успешно решается в условиях музыкально-ритмической и хореографической деятельности.

         Танцевальная культура движений во многом связана с развитием у школьников физических и психических качеств для формирования, которых в настоящее время используются различные приемы и методики ритмопластических направлений. Одно из наиболее доступных и эффективных – это танцевально-ритмическая деятельность, развивающая сила которой, заключается в триединстве воздействия на ребенка взаимосвязанных компонентов: движения, музыки, сюжета сказки.

         Но, к сожалению в настоящее время в хореографической практике ощущается недостаточная разработанность методического обеспечения для проведения уроков ритмики, особенно в коррекционных школах. Это определяет актуальность темы работы:  «Разработка ритмопластических композиций для уроков ритмики в коррекционной школе для детей с ЗПР».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Разработка ритмопластических композиций для уроков ритмики в

школе для детей с ОВЗ»

                         

    Учитель ритмики

Абрамычева Т.Ю.  

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I.        Пояснительная  записка.

            Теоретические  основы  организации и  проведения  ритмопластических          композиций для уроков ритмики в коррекционной школе для детей с ОВЗ

1.1. Ритмопластические  композиции  как  форма  организации  музыкально- ритмической  деятельности на уроках ритмики для детей с ОВЗ……………………………………………………………...…………….5

1.2.        Методические  аспекты   составления  и  проведения  ритмопластических  композиций на уроках ритмики с детьми с ЗПР…...………………………9

II.        Практическая  часть. Ритмопластические  композиции для детей с ЗПР

2.1.        Ритмопластическая    композиция «Искатели клада»………..…..………13

2.2.        Ритмопластическая  композиция  «Страна насекомых»…………………18

2.3.  Ритмопластическая  композиция  «Дорога домой»……………………...24

2.4.  Ритмопластическая  композиция  «Последам бременских музыкантов»28

Заключение  …………………………………………………………………….33

Список  литературы .  …………………………………………………………35

Введение

    Одной из приоритетных задач нашего государства является воспитание здорового и хорошо развитого умственного молодого поколения.

Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни.  Все эти особенности детей хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики.

    Ритмика – это учебная дисциплина, которая решает одну из важнейших задач учебно - воспитательного процесса – организация учебного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях, что способствует разностороннему развитию и преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

   Школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонического, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В этот период ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому двигательная активность особенно важна на данном этапе. Проблема двигательной активности достаточно успешно решается в условиях музыкально-ритмической и хореографической деятельности.

        Танцевальная культура движений во многом связана с развитием у школьников физических и психических качеств для формирования, которых в настоящее время используются различные приемы и методики ритмопластических направлений. Одно из наиболее доступных и эффективных – это танцевально-ритмическая деятельность, развивающая сила которой, заключается в триединстве воздействия на ребенка взаимосвязанных компонентов: движения, музыки, сюжета сказки.

        Но, к сожалению в настоящее время в хореографической практике ощущается недостаточная разработанность методического обеспечения для проведения уроков ритмики, особенно в коррекционных школах. Это определяет актуальность темы работы:  «Разработка ритмопластических композиций для уроков ритмики в коррекционной школе для детей с ЗПР».

        Поставленная  проблема  определяет   объект, цель, задачи:

Объект исследования: Ритмопластические композиции на уроках ритмики в школе для детей с ОВЗ.

Цель исследования: Разработать варианты ритмопластических композиций для уроков ритмики в школе для детей с ОВЗ.

Для решения цели проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Определить теоретические основы и особенности содержания ритмопластических композиций, в ходе изучения специальной литературы.
  2. Выявить методические аспекты использования ритмопластических композиций как формы организации уроков ритмики для детей с ОВЗ.
  3. Разработать комплексы ритмопластических композиций для детей с ОВЗ.

Метод исследования: проектный.

Тип работы: методический,  поисково-творческий.

Модель проекта:  внутридисциплинарный.

Практическая значимость: разработанные нами композиции могут использоваться не только на уроках ритмики , но и в учебно-тренировочном процессена занятиях танцевального кружка, а так же на уроках физической культуры в коррекционной школе для детей с ОВЗ.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. РИТМОПЛАСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РИТМИКИ

С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта-педагога, композитора, пианиста и дирижера, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза (1865 - 1950), получившее широкое распространение в начале ХХ века. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

В педагогике под словом «ритмика» (от греч. rhythmikos – равномерный, размеренный) подразумевается система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. В основе ритмики лежит понятие ритмического чувства, свойственное почти каждому человеку.  Исходным  в историческом процессе является ритм трудовых движений вызываемый логикой трудового процесса, в последствии из трудового ритма постепенно развился ритм художественный, музыкальный, поэтический, танцевальный и так далее. В ритмике музыка и движения неразрывно связаны, так как ритм – это временная характеристика музыкального произведения, создающая иллюзию развития и движения. С давних пор ритмику используют как эффективное лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов. Во время движений под музыку регулируются  процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуется эмоционально-волевые процессы.

Ритмикой дети  могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движения они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Специфика ритмики состоит в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений. Это отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, ритмика развивает творческое воображение эффективнее, чем другие виды детской музыкальной деятельности.

   Основные задачи музыкально-ритмической деятельности с детьми с ЗПР:

1) Музыкально-эстетическое развитие детей:

        -         развитие способности воспринимать и чувствовать музыку;

        -         развитие музыкального слуха и чувства ритма;

-        развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству музыки.

2) Укрепление здоровья и физических качеств учащихся:

-         совершенствование двигательных навыков и воспитание культуры движения;

-        формирование правильной осанки, гибкости и пластичности суставов;

-        развитие выразительности и координации движений, умения владеть своим телом;

-        формирование умения ориентироваться в пространстве.

3) Развитие художественно-творческих способностей:

-        развитие эмоциональной сферы, способности воспринимать, чувствовать  и переживать художественные произведения;

-        развитие воображения, фантазии, образного мышления;

-        формирование способностей к импровизации и сочинению музыкально-двигательных образов и танцевальных комбинаций;

-        развитие умения анализировать и оценивать музыкальные и хореографические произведения.

4) Формирование нравственно-коммуникативных качеств учащихся:

-         воспитание умения вести себя в группе во время движения (танцевальный этикет);

-        формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения со сверстниками и взрослыми;

-        воспитание аккуратности и трудолюбия.

5) Коррекция психического и физического развития, поведения и личностных

      реакций, эмоционально – волевой сферы.

Решению данных задач в комплексе способствуют полноценному развитию двигательных и творческих способностей школьников с ОВЗ.

    Двигательная активность оказывает значительное влияние на повышение

умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Через ритмико – гимнастические и общеразвивающие упражнения, различные перестроения и танцевальную деятельность реализуются такие процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, представление, ориентировка в пространстве, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие.  На уроках ребёнок продолжает учиться сознательно распоряжаться своим телом, различать музыкальные средства и согласовывать свои движения с музыкой. Кроме того, обучение определённым приёмам, движениям в различных играх и танцах, развивают в нём способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свою композицию, выражая свои эмоции и настроение. Через существующие в танцевальной терапии танцевально – игровые тренинги, осуществляется снятие напряжения и усталости, обретение уверенности в себе, выявление творческих способностей, повышение собственной самооценки, возможности самовыражения детей разных возрастов и социальных категорий. Путешествуя в мире танца, знакомство с новыми направлениями, историей и географией танца, прослушивание музыкальных произведений развивают и внутренне обогащают школьника, совершенствуется культура общения между друг другом.  

    Таким образом, предмет ритмика, на котором органически соединены движение, музыка, игра, является дисциплиной, которая способствует нормальному росту, укреплению здоровья, формированию психики, развитию координации, умственных способностей, что создаёт основу для целостного развития личности.

Существует множество различных форм проведения уроков ритмики и одна из таких форм – ритмопластическая композиция.

В последнее время в школах все чаще стали применять нетрадиционные средства музыкально-ритмического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец.

В настоящее время существуют множество ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика или другими словами – ритмопластика. Используя данный термин по отношению к ритмическим занятиям со школьниками «пластика» - это овладение свободой движения под музыку. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих  упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

РПК создают необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, что способствует, укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Основу РПК составляет триединство воздействия на организм  и личность взаимосвязанных компонентов – движения, музыки, сюжета, сказки. В результате этого синтеза создается система, обладающая новыми качествами и усиливающая влияние на развитие ребенка.

РПК строятся на музыкально-ритмических композициях.

Структурной основной единицей музыкально-ритмических композиций является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. Каждый комплекс,  в свою очередь состоит из шести частей, представленных разными по направленности воздействия движениями.

Первая часть – разминка, включающая комплекс упражнений для разогрева группы мышц.

Вторая часть – упражнения на координацию, различные построения и перестроения, ритмические упражнения для рук с использованием различных хлопков и речитативов.

Третья часть – включает в себя хореографические упражнения, которые направлены на выработку танцевальной культуры исполнения и воспитания хореографической формы. Данная часть включает основные танцевальные движения из области хореографии – танцевальные позы, шаги, комбинации.

Четвертая часть – включает в себя комплекс упражнений предназначенных для выполнения, лежа на полу, направленных на выработку красивой осанки – упражнения для укрепления позвоночника, мышц спины, брюшного пресса.

Пятая часть – законченная танцевальная комбинация представляющая собой целостный танец эстрадного направления.

Шестая часть – релаксация (упражнения направленные на расслабление группы мышц, тела, восстановление дыхания).

Занятия проводятся в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы.

Элементами занятий является специальные двигательные упражнения, этюды, пантомимы, игры, задания, танцы. Каждый комплекс включает деятельность, фантазии, смыслы, образы, чувства, эмоции и движения ребенка, так чтобы через механизм их единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

Возможности применения упражнений ритмопластических  композиций довольно широки и под умелым руководством педагога достаточно эффективно могут использоваться в учебном процессе на уроках ритмики в школе с детьми с ОВЗ. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

1.2.  «Методические аспекты составления и проведения ритмопластических композиций на уроках ритмики для детей с ОВЗ»

Характеризуя музыкально-ритмические композиции необходимо выяснить основные критерии. Самым главным и сложным является подбор музыкального произведения. Во-первых, каждый педагог стремится использовать музыку только художественную, яркую, вызывающую эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых. Характеризуя репертуар в целом, необходимо отметить требования к разнообразию музыкальных произведений по жанрам, стилям, исполнению и т. д.

Второй очень важный критерий по подбору музыкального произведения – это моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию). Это свойство ярко выражено в танцевальных мелодиях, современных песнях.

Третий критерий – это доступность для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям. С этой точки зрения  анализируется как музыкальные произведения, так и двигательный состав упражнений.

Характеристики доступности музыкальных произведений:

  1. Доступность содержания музыкального произведения определяется тем, насколько это произведение близко и понятно младшим школьникам, их жизненному опыту.  (Например – мир игрушек, окружающей природы, популярных мультфильмов, мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний и т. д.).
  2. Объем музыкального произведения (продолжительность звучания). Наиболее оптимальной продолжительностью в 2 – 2,5 минуты для детей младшего школьного возраста, 3 -5 минут для среднего возраста, 5 – 7 для старших школьников. (Предпочтительней использовать целостные произведения,  а не отрывки).
  3. Оптимальный темп музыкального произведения – от медленного (40-60 акцентов в минуту) до быстрого (120-150 акцентов в минуту). Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения. Наиболее нагрузочным является быстрый темп (150-160 акцентов в минуту).

Все комплексы должны быть объединены единым сюжетом и единым по стилю и оркестровки музыкальным материалом. Перед разучиванием каждого комплекса детям рассказывается  «рассказ» или «сказка», которые лексически объединяют все композиции в единый сюжет. Они позволяют организовать музыкальный материал, сделать его «программным». Такой прием облегчит детям запоминание и реализацию последовательности движений. При составлении сюжетов композиции важно помнить, чтобы они были близки и понятны детям (по содержанию игрового образа), пробуждали в них творческую активность, активизировали двигательную нагрузку, воспитывали положительные качества личности, были поучительными и помогали бы сориентироваться в мире ценностей.

Ритмопластические композиции, действуя на маленького человека, порождают в нём разнообразные эмоции, в тоже время жесты и мимика лица обратно действует на настроение, на всю психику человека. Таким образом, действуя непосредственно на ребёнка, как бы диктует ему жесты. Пусть ребёнок выполняя действия будет жить красивой жизнью, тогда с младшего школьного возраста у него сформируется привычка и потребность к красоте, от будничных переживаний: ссор, обид, зависти, злобы. Ведь музыка  рисует нам ту гармонию, то согласие, которое должно быть в человечестве.

Танцевально-ритмическая деятельность приобщает детей к музыке, и имеет огромное значение для их эстетического и творческого развития. Когда музыкальный «рассказ» или «сказка» исполняется под музыку, они выливаются в определенную и приятную для детей форму, являясь продуктом творчества детей, и могут повторяться по их желанию с теми же движениями. В тоже время детям предлагается создавать свои истории, которые, в свою очередь, тоже могут войти в жизнь, если окажутся удачными, и могут повториться детьми. Детям понятно содержание и роли, которые они исполняют, их движения становится органичными, музыкальными.

Создавая атмосферу творческой заинтересованности, где процесс обучения будет не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным, важно пробудить в ученике веру в самого себя, уважение к каждому самостоятельно найденному решению пусть даже не всегда интересному.

Интерес учащихся к занятию значительно возрастает, если использовать в сюжете конфликтную ситуацию или препятствие.

Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные упражнения разучивают без музыки поэлементно. Каждое упражнение имеет свое название – позу, которую придумывали сами дети исходя из сюжета сказки, что позволяет сделать исполнение более выразительным и облегчить его запоминание. При разучивании движений комплексов необходимо добиться, чтобы каждое упражнение было выполнено четко и правильно, прежде чем начать следующее.

Разучивание движений проходит в следующей последовательности:

  1. Определяется общий характер движений (вместе с детьми), музыкальный размер.
  2. Образная характеристика движений (сравнение, аналогия).
  3. Показ движения целиком – «в чистом виде».
  4. Раскладка на более простые элементы.
  5. Прокручивание в медленном темпе.
  6. Ускорение темпа исполнения.
  7. Добавление  усложнений.
  8. Исполнение «в чистом виде».

Одним из основных условий выполнений этих композиций, в отличие от традиционных, является одновременное выполнение комплексов педагогом и детьми.  Педагог, таким образом, только демонстрирует образец исполнения, дает пример артистичности и эмоциональности, но и способствует непрерывной организации их движений. У всех детей с ОВЗ разный темперамент, и не одинакова степень переключаемости, разный уровень памяти, поэтому показ педагога является в первую очередь подсказкой и залогом одновременного и синхронного исполнения движений. Ребенок в этом случае концентрирует внимание не на запоминании композиции, а на эмоциональности, выразительности, качестве исполнения.

Необходимо помнить, что все упражнения должны исполнятся в левую и правую стороны, равномерная нагрузка способствует развитию симметрии и гармонии движения. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально вначале осваивать и тренировать движения доминирующей рукой, а потом противоположной.  Простые по координации движении можно показывать «зеркально»,  а сложные – стоя спиной к детям.

Упражнения должны быть разнообразны. Это связано, в частности, с тем, что в отличие от взрослых, дети быстро теряют интерес к выполнению одних и тех же комплексов.  Повышенные нагрузки и однообразие вызывает у них негативную реакцию, в результате которой они отказываются выполнять задания. Наиболее целесообразна смена комплексов через 6-8 занятий. Таким образом при структурном сходстве движений, обеспечивающим, достижение необходимого тонизирующего эффекта, различия в музыкальном содержательном материале позволяют избегать явления монотонности, поддерживать интерес ребенка к занятиям на оптимальном уровне.

Поскольку дети с проблемами развития в силу своих психофизических особенностей не справляются с сериями ритмических упражнений в аудиозаписи, полезно разучивать комплекс в сопровождении живого голоса или фортепьяно, когда музыкальный руководитель играет «под детей». Только после свободного овладения движениями можно приступить к исполнению под магнитофонную запись.

Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо проанализировать следующие параметры упражнений:

-                координационную сложность;

-                объем движений;

-                переключаемость движений.

Определение сложности и доступности для детей музыкально-ритмической композиции, безусловно, относительно. Педагог должен соотнести все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка.  Но важно так же ориентироваться и на  средние показатели уровня развития детей в группе.

При составлении целостной композиции важно так же, чтобы двигательные упражнения отражали музыкальный образ, были не стереотипными, логичными, что бы последовательность их исполнения была удобной и целесообразной (чередование напряжения и расслабления)  и, конечно, чтобы они были выразительными, нравились детям и побуждали их к дальнейшему творчеству.

И еще несколько рекомендаций по контролю за физическим и психическим самочувствием детей во время занятий ритмикой. Здесь необходимо руководствоваться общей заповедью «Не навреди!» поэтому необходимо:

1)        Постоянно следить за самочувствием детей на занятиях.

2)        Дозировку физической нагрузки, а так же характер двигательных упражнений определяются с учетом состояния здоровья ребенка.

3)        Проверять по внешнему виду и измерениями пульса дозировку нагрузки на занятиях.

4)        Прислушиваться внимательно к жалобам детей, не заставляйте их заниматься, если они не хотят двигаться (это может быть не проявлением лени, а началом заболевания).

5)         Следить за чистотой зала, его проветриванием, а также удобством одежды и обуви детей для занятий. Особое внимание обратить на покрытие пола (с точки зрения возможности травм – не скользкий ли пол, не торчат ли гвозди из паркета и т. д.).

6)        Используйте разные формы несловесной поддержки – улыбку, поглаживания, подмигивание, эмоциональное благополучие для ребенка все равно, что для ростка свет и тепло.

7)        Экспрессия педагога при ведении занятий облегчает детям подражание, и эмоционально заражая, усиливает их физические ощущения. Очень важны своевременные по ходу композиции комментарии педагога: название ощущений, указание их места, характера ассоциативного образа.

8)        Не фиксируйте внимание на неудачах. В исполнении ритмопластических композициях у детей не бывает правильных и неправильных действий. Здесь все у всех получается все проявляют себя как могут и как хотят, не боясь получить порицания и осуждение.

    Таким образом, предмет ритмики, на котором органически соединены движение, музыка, игра, является дисциплиной, которая способствует нормальному росту, укреплению здоровья, формированию психики, развитию координации, умственных способностей, что создаёт основу для целостного развития личности.

II. Практическая часть

2.1. Ритмопластическая композиция  “Искатели клада”

1 класс

Краткое описание сюжета.

Чтобы знать, что все ребята физически подготовлены, они проверяют себя. Проверяют также музыкальный слух. Проверив, что все подготовлены – собираются в дорогу. Но тут из- под забора выходит чёрный кот – признак нечистой силы, и переходит им дорогу. Ребята испугались и расстроились, что не найдут клада. Кот увидел их грустные лица и пожалел их. Предложил им сделать несколько движений, чтобы колдовство не начало действовать. Они сделали эти движения, и колдовство исчезло. Со спокойной душой отправляются за кладом по карте. Было много препятствий. Они проходили волшебный мостик, подземный ход, преодолевали высокую гору. Пришли в заветное место. Откопали клад. Там было много драгоценностей. Ребята очень обрадовались и от радости решили станцевать их любимый танец “Современник”. После столь долгого путешествия, где было очень жарко – они отдыхают.

1 комплекс (разминка)

«Проверка физической подготовки»

речитатив:

Сегодня клад мы отправляемся искать,

Нам много трудностей придется испытать.

Давайте же с вами подготовимся серьезно,

Чтобы справиться с опасностями было возможно

Встанем смирно, без движенья.

Начинаем упражненья:

Руки вверх подняли – раз,

Выше носа, выше глаз.

Упражненье второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражненье –

Руки к плечам – круговые движенья,

Вперед – вперед, назад – назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы –

Наклонов восемь сделать должны.

Сначала два раза вперед наклонись

Затем два раза назад – не ленись!

Вправо и влево ты наклоняйся,

Делай красиво – не ошибайся.

На ноги свои обрати ты вниманье

Делай глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх – скачите дружно.

 

                                                                               

2 комплекс (упражнение на координацию).

“Проверка музыкального слуха”.

Чтоб понять, что ты не глух.

Дружно бегаем по кругу,

Постучим в ладони другу.

Вступление. Бег по кругу, на конец вступления повернутся лицом в круг в и.п. – о.с. (основная стойка).

Первый куплет.

А.   1 – 2. – наклон вперед прогнувшись с полуповоротом туловища направо,                                                                

                    руки  вперед – в стороны ладонями к верху.

        3 – 4. – выпрямится, руки на пояс.

        5 – 8. – повторить счет 1 – 4 в др.сторону.

Б. – повторить движения части А.

В.    1 – 8. – бег на месте с хорошей работой рук.

Г.    1 – 8. – полу-присед, руки согнуты, кисти в кулак “потереть глаза”, или      

                     “вытереть слезы”.                          

Припев.

А.    1 – 2. – с шагом вперед притоп правой, руки на пояс.

        3 – 4. – повторить счет 1 – 2, притоп левой ногой.

        5 – 8. – полу-приседая и вставая, колени вправо – влево (“твист”) с                                                        

                     разноименной  работой рук.

Б.     1 – 2. – четыре акцентированных шага назад на носках со скрестными                                    

                     движениями согнутых перед собой рук.

        3 – 4. – повторить счет 1 – 2.

        5 – 6. – повторить счет 1 – 2.

        7 – 8. – полу-присед и “погрозить пальчиком“.

В.    1 – 8. – бег с захлестыванием голени назад и поворотом направо на 360

                      градусов, поднимая и опуская руки в стороны, кисть на себя.

Г. – повторить движения части В в другую сторону.

Второй куплет.

А – Б – В – повторить первый куплет части А, Б, В.

Г. “главный мой подарочек - это ты!”

        1 – 8. – полу-присед, правую руку вперед, левую на пояс и показать

                     пальчиком на кого – нибудь.

Припев. Повторить упражнения припева.

Проигрыш. Бег по кругу, как на вступлении, но в другую сторону.

3 комплекс (хореографические упражнения)

“Черный кот”

Вступление.

И.П. – основная стойка.

А.   1 – 2. – полу-присед, согнуть руки перед грудью ладонями вперед.

       3 – 4. – встать, разогнуть руки в стороны, потянутся, прогнуться.

       5 – 6. – полу-присед, руки согнуть вперед, пальцы в стороны, поочередно

                    разгибая и сгибая руки вперед (“поточить коготки”).

Б.    1 – 2. – встать, руки на пояс.

       3 – 4. – повороты головы с акцентом направо – налево – прямо.

Первый куплет.

А.   1 – 2. – шаг с притопом правой ногой вперед.

       3 – 4. – приставить левую ногу.

       5 – 7. – повороты туловища направо – налево – направо на каждый счет.

       8 – пауза, туловище прямо.

Б. – повторить движения части А с другой ноги.

В.   1 – 4. – широкий шаг назад правой, руки вперед.

       5 – 8. – приставить левую ногу, полу-приседая и вставая поочередно, разгибая и

                    сгибая руки вперед (“поцарапаться”).

Г. – повторить движения части В с другой ноги.

Д.   1 – 8. – стойка руки дугами наружу (через стороны), вперед на колени,

                    полу-присед, таз налево (показать “хвостик”).

Припев.

А.   1 – 4. – полу-приседая и вставая, правой рукой “погладить” правое кхо.

       5 – 8. – повторить счет 1 – 4 с левой руки.

Б.    1 – 4. – полу-приседая и вставая, круг согнутой правой рукой перед лицом

                    (“помыть мордочку”).

       5 – 8. – повторить счет 1 – 4 с другой руки.

В.   1 – 8. – полу-приседая и вставая, круг руками справа (“погладить шерстку”).

Г. – повторить движения В с кругом руками слева.

Вступление. Повторить упражнения вступления.

Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнения припева А – Г.

Д. – стойка руки согнуты вперед пальцы в кулак. Пять раз разогнуть пальцы (“выпустить когти”) и еще два раза со словами “...мяу – мяу…”.

4 комплекс (part terre)

“Преодоление препятствий”.

Речитатив.                             А теперь мы дружно, смело.

                                               Отправляемся на дело.

                                               Клад должны мы отыскать,

                                               Ждут препятствия ребят.

Дети идут по карте (подготовленной руководителем).

“Преодоление горных вершин” – перелезание через гимнастические снаряды (коня), стульчики, горку матов.

“Переход через бурную реку по мостику”.

Мостик.

И.П.   Лечь на спину, ноги согнуты в коленях так, чтобы пятки касались ягодиц, ладони положить на пол около плеч, согнув руки в локтях.

1). Выпрямляя руки и ноги, поднять тело вверх, опираясь на ладони и ступни. Задержаться нужное время.

2). Медленно вернуться в И.П.

     Дыхание: вдох в 1 – й фазе, выдох в 2 – й фазе.

“Прохождение подземного хода или туннеля” – ходьба через обручи или лазание под натянутыми веревками.

“Прохождение через гору”.

“Гора”.

И.П.   Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты. Руки в упоре сзади или на поясе.

1). Не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться лицом коленей. Задержаться нужное время.

2). Вернуться в И.П.

     Дыхание нормальное.

5 комплекс (танец).

(музыка любая в ритме диско)

Танец “Современник”.

И.П. – дети стоят в парах лицом друг к другу (свободно по залу). Мальчики спиной к основному направлению, девочки – лицом к основному направлению.

А.   1 – 2. – с полуповоротом налево прыжок на левой ноге, правую ногу вперед,

                    руки сомкнуты: левая вперед, правая назад.

       3 – 4. – прыжком смена ног впереди.

       5 – 7. – три прыжка со сменой ног на каждый счет впереди с полуповоротом

                    направо.

       8 – прыжок на две ноги лицом друг к другу.

Б. – повторить движения части А в другую сторону с другой ноги.

В.   1 – выпад вправо.

      2 – хлопок справа.

      3 – выпад влево.

      4 – хлопок в ладони слева.

Партнеры меняются местами (левым плечом друг к другу).

      5 – шаг правой ногой вперед.

      6 – шаг левой ногой вперед.

      7 – поворот на право на левой ноге.

      8 – приставить правую ногу.

Г. – повторить движения части В.

       Танец повторяется сначала.  

6 комплекс (релаксация).

“Как было тяжело нам …!”

Речитатив.                              Подуем на плечо,

                                                подуем на другое,

                                                нас солнце горячо

                                                пекло дневной порою.

                                                Подуем на живот,

                                                Как трубка станет рот,

                                                А теперь на облака

                                                И остановимся пока.

   

2.2.Ритмопластическая композиция   “Страна насекомых”

2 класс

Краткое описание сюжета

Ребята решили сходить и отдохнуть после учебы. Пришли на лесную поляну и она им очень понравилась. Они развеселились и стали танцевать. И тут вдруг из кустов и из травы повыползали разные насекомые. Ребята познакомились с ними и узнали что их повелительница леса, Божья Коровка, очень грустная и есть опасность, что она заболеет. Тут ребятам приходит идея, как спасти Божью Коровку. Ее нужно развеселить. И они для нее начнут веселый танец. Повелительнице леса очень понравилось, и она разулыбалась. Значит нет опасности что она заболеет. Ребята были довольны, что помогли стране насекомых, и они со спокойной душой пошли домой.

1 комплекс (разминка).

“Поход в лес”.

Отправляемся в поход

Много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Дальше – глубже в лес зашли,

Налетели комары.

Руки вверх – хлопок над головой

Руки вниз – хлопок другой.

Комаров всех перебьем

И к болоту подойдем

Перейдем преграду вмиг

И по кочкам прыг, прыг, прыг.

Под кустом пролезть не страшно

И под елкой не опасно.

Друг за другом успевайте,

Только ветки не ломайте.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем

Лес дремучий, ниже ветки,

Испугались наши детки.

На коленях поскорей

Страшный путь преодолей.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко,

Видишь, как идти легко!

2 комплекс (упражнение на координацию).

“Как весело на лесной полянке”.

Вступление.

              1 – 4 – И.П. – стойка в кругу, взявшись за руки (по 6 – 7 человек).

Первая часть.

А – Б.   1 – 16 – шестнадцать беговых шагов по кругу вправо, поднимая колени

              вперед (высокое бедро).

В – Г.   1 – 16 – шестнадцать беговых шагов по кругу влево, поднимая колени

              вперед (высокое бедро), в конце остановка с поворотом лицом в круг.

Д.          1 – 4 – три хлопка в ладони.

              5 – 8 – руки в стороны, четыре хлопка в ладони товарища.

Е.          1 – 8 – повторить движения части Д.

Ж.         1 – 4 – три хлопка в ладони.

              5 – 6 – полу-присед на левой, правую ногу вперед на пятку, руки на пояс.

              7 – 8 – встать, приставить правую ногу к левой.

З.           1 – 4 – три хлопка в ладони.

              5 – 6 – полу-присед на правой, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс.

              7 – 8 – встать, приставить левую ногу к правой.

Вторая часть. Повторить упражнения первой части, только бег по кругу с захлестыванием голени назад.

Третья часть. Повторить упражнения первой части.

Четвертая часть. Повторить упражнение второй части.

3 комплекс (хореографические упражнения)

“Четыре таракана и сверчок”

Вступление.

       И.П. – построение в колонну, взявшись за руки.

       1 – 8 – перестроение в беги в три круга по ориентирам, в конце упор присев

       лицом в круг “…А та-а-а-ам!”.

Припев.

А.   И.П. – упор присев.

       1 – 2 – четыре беговых шага влево в высоком упоре присев.

       3 – 4 – повторить счет 1 – 2 вправо.

       5 – 8 – повторить счет 1 – 4.

Б.    1 – 8 – восемь беговых шагов с захлестыванием голени назад в упоре присев.

В.    1 – 4 – встать в полу-присед, руки согнуть вперед, шевелить пальчиками

        (усами).

        5 – 8 – встать, руки вверх. Кисти вниз (сверчок).

Первый куплет.

А.    1 – 2 – встать, взяться за руки и с шагом вправо разогнуть левую руку вправо  

        (кик).

        3 – 4 – с шагом влево разогнуть правую руку влево (кик).

        5 – 8 – повторить счет 1 – 4.

Б. Повторить движения части А.

В.    1 – 8 – восемь беговых шагов по кругу вправо.

Г.    1 – 8 – за направляющей восемь беговых шагов к другому кругу (по линии

        танца) в И. П. упор присев.    

Припев. Повторить упражнения припева.

Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнение припева.

4 комплекс (par terre)

“Лесные жители”

“Муравей”

И.П. – сесть, скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке.

1) Медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращен к полу. Стараться локтем коснуться пола. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. Задержаться нужное количество времени.

2) Вернуться в И.П.

3) Повернуть корпус влево  и медленно наклонить правый локоть к левому. Задержаться нужное время.

4) Вернуться в И.П.

5 – 8) Повторить все в обратную сторону.

Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

“Стрекоза”

И.П. – встать на колени, немного раздвинув их. Руки в стороны, ладони вниз.

1) Прямая правая рука идет вверх, левая рука – к правой пятке. Смотреть на пятку. Задержаться нужное время.

2) Вернуться в И.П.

3 – 4) Повторить все в другую сторону.

Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

“Гусеница”

И.П. – сесть в позу прямого угла согнутые в коленях ноги не разводя колени, приблизить пятками к ягодицам. Руки в упор сзади.

1) Поднимая и подворачивая пальцы ног, ползающими движениями продвинуть стопы вперед насколько возможно.

2) Тем же движением вернуться в И.П.

Движение динамичное, дыхание нормальное.

Повторить нужное число раз.

“Бабочка”

И.П. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести, руки на коленях, ладонями вниз.

1) Опустить развернутые колени до пола, надавливая на них руками. Задержаться нужное время.

2) Поднять колени с пола.

Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

“Паучок”

И.П. – встать, расставив ноги как можно шире. Согнутые руки перед грудью, ладонями вперед.

1) Согнуть правую ногу в колене, перенести на нее тяжесть тела. Левую ногу выпрямить. Задержаться.

2) Не возвращаясь в И.П., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить. Задержаться нужное время. Дыхание нормальное.

“Жучок”

И.П. – сесть в позу прямого угла. Руки в упоре сзади или на поясе. Носочки оттянуты.

1) Согнуть правую ногу и в колене, подтянуть ее по полу пяткой к ягодице. Левая нога прямая.

2) Согнуть левую ногу и подтянуть ее к ягодице, одновременно выпрямляя правую ногу.

Движение динамичное. Дыхание нормальное.

5 комплекс.(танец).

(песня “Лети коровка божья” поет Т. Буланова “Мое русское сердце”)

“Божья Коровка”.

Вступление. “Выход”.

А.  1 – 16 – И.П. – основная стойка.

Б.   1 – шаг правой ногой по диагонали.

      2 – приставить левую ногу с хлопком рук вверху справа.

      3 – 4 – повторить счет 1 – 2 в другую сторону, диагональ с левой ноги и

                  хлопком вверху слева.

      5 – 8 – четыре шага вперед с высоким подниманием бедра и взмахами согнутых      

                  рук в стороны на каждый шаг (мах крыльями).

В. Повторить движения части Б.

Г.   1 – 3 – три шага вперед с движением согнутых рук вперед – назад (как при

                   ходьбе).    

      4 – приставить ногу, руки вниз.

Первый куплет. Танец.

А.  1 – согнуть правую ногу вперед, правое плечо вверх.

      2 – основная стойка.

      3 – 4 – повторить счет 1 – 2.  

      5 – согнуть левую ногу вперед, руки влево над головой.

      6 – разогнуть левую ногу, руки вправо над головой.

      7 – повторить счет 5.

      8 – основная стойка.

Б.   1 – согнуть левую ногу вперед, левое плечо вверх.

      2 – основная стойка.

      3 – 4 – повторить счет 1 – 2.

      5 – наклон вперед, руки вправо.

      6 – руки влево.

      7 – 8 – повторить движение руками счета 5 – 6, выпрямляясь.

В.   1 – шаг правой ногой с пятки по диагонали вперед – вправо, правое предплечье

       в сторону, ладонь вперед, голову направо.

      2 – повторить счет 1 с другой ноги в другую сторону.

      3 – шаг правой ногой назад, правую ладонь на живот.

      4 – приставить левую ногу, левую ладонь на живот.

      5 – 8 – повторить счет 1 – 4.

Г.   1 – сгибая и разгибая ноги, наклон вперед, прогнувшись с поворотом налево,

       руки в стороны назад.

      2 – согнуть ноги, полу-присед, руки вниз.

      3 – 4 – повторить счет 1 – 2 в другую сторону.

      5 – 8 – повторить счет 1 – 4.

Припев “Полет”.

А.   1 – 2 – с махом правой ноги вперед прыжком на две ноги, руки в стороны,

       кисть книзу на себя.

       3 – 4 – повторить счет 1 – 2.

       5 – 6 – прыжок на двух ногах с поворотом направо и с круговыми

       поочередными движениями согнутыми руками вперед.

       7 – 8 – повторить счет 5 – 6 с поворотом налево.

Б. – повторить движения части А с другой ноги в другую сторону.

В.    1 – 2 – прыжок на двух ногах вперед, руки согнуты в стороны, с тремя

        взмахами кистями рук.

        3 – 4 – повторить счет 1 – 2 с прыжком назад.

        5 – 6 – тройной притоп с правой ноги в полу-приседе с наклоном вперед прогнувшись, высоко поднимая колени, с тремя круговыми поочередными движениями согнутых рук вперед.

         7 – 8 – повторить счет 5 – 6 с другой ноги.

Г. – Повторить движения части В.

Проигрыш. Повторить упражнения вступления Б – В при шаге на месте.

Второй куплет. Повторить упражнения припева два раза.

Проигрыш.

А.     1 – 4 – четыре шага назад.

Б – В – повторить упражнения вступления Б – В.

Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнения припева.

Припев. Повторить упражнения вступления Б – В с шагами назад (уход).

6 комплекс (релаксация).

   Поднимание  рук – на  вдохе. Свободное  опускание  рук – на  выдохе.

       

 Речитатив:                                 Носом- вдох,

                                                     А  выдох – ртом,

                                                     Дышим  глубже,

                                                     А потом-

                                                     Марш  на  месте,

                                                     Не  спеша,

                                                     Коль  погода  хороша!  

   

2.3.  Ритмопластическая композиция   “Дорога домой”

3 класс

Краткое описание сюжета.

У ребят заканчивался отдых в летнем лагере. Утро. Они сделали бодрую зарядку и стали собираться в дорогу. Вышли все вместе и запели песню. Шли – шли устали. И один товарищ предложил воспользоваться средствами передвижения. Половину пути прошли. Решили добраться автостопом. Останавливается грузовая машина. Они благодарят водителя за то, что он остановился – танцуют танец “Автостоп”.

Дорога была трудной, но они все – таки добираются до родного дома. Ребята очень уставшие ложатся на траву и отдыхают.

1 комплекс (разминка)

“Утро”

И.П. – стоя.

Вступление – стоя в И.П.

1 часть. 1 фраза

1) Повернуть голову 2 раза направо.

2) То же налево.

3) поворот головы направо (подбородком описать полукруг) то же налево.

4) Вращательное движение головой – 1 раз.

2 фраза.

1) Поднять правое плечо – 2 раза.

2) То же левым плечом.

3 – 4) Вращательное движение плечами назад (4 раза).

Руки положить на пояс.

3 фраза.

1) Приставной шаг вправо (плечи поднимаются).

2) Приставной шаг влево, руки раскрыты, затем снова на пояс.

3 – 4) Повторить эти движения.

2 часть.

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки поднять вверх: круговое маховое движение туловищем, руками достать пол и снова поднять вверх. 4 раза в каждую сторону.

2 фигура. 1 часть.

1) Поднять согнутое правое колено вверх, коснувшись локтем левой руки – 2 раза.

2) То же другой ногой.

3) Мах вперед правой ногой, хлопнуть под коленом.

4) Тоже другой ногой – 4 раза.

2 часть – движения повторяются.

3 фигура.

1) имитация игры на скрипке.

2) На гормоне.

3) На тромбоне.

4) Ксилофоне (по музыке).

5) Дудочке.

6) Продолжать играть на дудочке, но с выставлением ног попеременно на пятки.

Заключение. Постепенное поднимание рук через стороны вверх, одновременно пружинить на носках в соответствии с ритмическим рисунком мелодии. Руки также опустить через стороны.

2 комплекс (упражнения на координацию)

“Вместе весело шагать”

Вступление – ходьба на месте (дети стоят свободно или в колонах).

1 куплет.

Припев: Ходьба на месте.

2 фраза. Приседание, руки вперед (4 раза).

Запев.

  1. Руки в стороны.
  2. Руки вверх.
  3. Перед собой.
  4. Опустить руки вниз.

Все эти движения повторить 4 раза.

Примечание: на последний такт руки опускаются плавно, при этом выполняется шаг на месте.

2 куплет.

Припев – движения повторяются.

Запев: И.П. руки на пояс, ноги слегка расставлены.

  1. Поворот туловища направо за рукой.
  2. Вернутся в И.П.

3 – 4) То же выполнить влево.

Припев. Движения повторяются.

3 куплет.

Запев: руки в стороны, ноги в 1 позиции.

  1. Маховое скрещивающееся движения руками (внизу).
  2. То же в обратном направлении до И.П.

3 – 4) Круговое маховое движение руками.

Повторить все 4 раза в обратной последовательности (ноги пружинят).

Проигрыш – прыжки.

Припев. Движения повторяются.

3 комплекс (хореографические упражнения)

“Часики”

Вступление (проигрыш).

И.П. – основная стойка.

А.   1 – 8 – дугами наружу руки прерывисто на каждый счет вверх.

Б.   1 – 8 – дугами наружу руки прерывисто на каждый счет вниз.

Первый куплет.

А.   1 – 4 – руки вперед.

       5 – 8 – четыре хлопка перед собой прямыми руками.

Б.    1 – 4 – руки вверх.

       5 – 8 – четыре хлопка над головой.

В.    1 – 4 – руки в стороны.

        5 – 8 – четыре хлопка под бедром.

Г.     1 – 4 – четыре наклона головой (вправо – влево, вправо – влево), руки на пояс.

        5 – 7 – три хлопка перед собой.

        8 – руки вниз.

Проигрыш. Повторить упражнения части А. Вступление.

Второй куплет.

А.    1 – 4 – руки за голову.

        5 – 8 – четыре на месте с высоким подниманием бедра.

Б.     1 – 4 – руки к плечам.

        5 – 8 – четыре шага на месте с высоким подниманием бедра.

В.    1 – 4 – руки на пояс.

        5 – 8 – четыре шага на месте с высоким подниманием бедра.

Г. – повторить движения части Г. Первого куплета.

Проигрыш. Повторить упражнения вступления А.

Третий куплет.

А.    1 – 2 – наклон вперед прогнувшись, руки в стороны.

        3 – 4 – выпрямится, руки на пояс.

        5 – партнер с поворотом туловища направо.

        6 – встать в стойку, руки на пояс.

        7 – 8 – повторить счет 5 – 6 в другую сторону.

Б.     1 – 2 – наклон вправо.

        3 – 4 – выпрямится.

        5 – 8 – повторить счет 5 – 8 части А.

Г. – повторить движения части Г первого куплета.

       Счет 1 – 6.

        7 – 8 – полу-присед, руки вперед – наружу ладонями кверху.

                                                     

                                                               4 комплекс. (par terre)

                                                        «Средства  передвижения»

 «Лодка»

И.п. Лечь  ничком, расположить  руки  за  спиной, сложив  кисти  на  крестце. Ноги  вместе, носки  натянуты.

  1. Поднимать  голову,  грудь  и  ноги, прогнувшись  при  этом, насколько  возможно.  Покачаться  на  животе.
  2. Вернуться  в  и.п.

«Велосипед»

  И.п. Лечь  на  спину. Поднять  согнутые  в  коленях  ноги  вертикально  полу,  голени  параллельно  полу,  носки  оттянуты. Руки  вдоль  тела.

  1. Медленно  выпрямить,  не  опуская  на  пол  правую  ногу.  Левая  в  и.п.
  2. Вернуть   правую  ногу  в  и.п.,  одновременно  выпрямляя  левую.

Движение  динамичное. Дыхание  нормальное.

«Лошадка»

И.п. Стать  на  колени. Держа  колени  вместе,  раздвинуть  ноги. Сесть  на  пол  между  ног,  стопы  притянуть  к  себе. Взять  руками  стопы  ног  с  задней  стороны  (подошвы).

  1. Приподнять  руками  стопы  ног. Задержаться  нужное  время. Колени  и  пятки  не  отрывать.
  2. Вернуться  в  и.п.

Дыхание  нормальное.  

«Самолет»

И.п.  Стать  прямо,  ноги  врозь,  руки  в  стороны. Наклониться  вперед. Нижняя   часть  туловища   с  прямыми  ногами   неподвижна,   верхняя  часть  параллельна  полу. Голова  поднята.

1. Не  меняя  положение  ног, правой  прямой  рукой  потянуться  к  правой  ноге,  левая  прямая  рука  поднимается  вверх. Задержаться  нужное  время.  

                                                     5  комплекс  (танец).

                                                        «Автостоп».

                                        (Музыка  в  стиле  диско).    

И. п.-  узкая  стойка  ноги  врозь.

А.  1-2- при    стойке  на  обеих  ногах  два  пружинящих  сгибания  правой  ногой  с  двумя  рывками  согнутых  рук:  левая - вверх,  првая – вниз,  кисти  в  кулак, большой  палец  в  сторону

 3 -4- повторить   счет  1-2  с  дугой  ноги, меняя  положение  рук.

 5 -8- повторить  счет  1-4.

Б.   1- правую  ногу  согнуть  (как  в  счете  1-2), руки  к  правому  плечу,  ладони  вместе  («лодочкой»)

2- повторить  счет  1  с  другой  ноги, меняя  положение  рук.

3- левую  ногу  разогнуть, правую  согнуть, руки  «лодочкой»  к  правому  колену.

4- повторить  счет  3  с  другой  ноги, меняя  положение  рук.

5- левую  ногу  разогнуть, правую  согнуть  скрестный  мах  руками  перед  собой,  левая  рука  сверху.

6- повторить  счет  5,  меняя  положение  ног  и  рук.

7- меняя  положение  ног,  хлопок  за  спиной.

8- повторить  счет  7  с  хлопками  перед  собой.

                                                     6  комплекс  (релаксация)

                            ( звучит музыка в инструментальном  исполнении)

   Дети  ложатся   в  произвольную  позу,  закрывают   глаза  и  отдыхают.  

2.4.   Ритмопластическая  композиция “По следам бременских   музыкантов”

4 класс.

Краткое описание сюжета

Сыщики разыскивают бременских музыкантов. Действие начинается с пропажи Принцессы. Король рассказывает сыщикам когда последний раз он видел свою дочь и о чем с ней разговаривал. Затем сыщики встречают трубадура и расспрашивают не видел ли он бременских музыкантов вместе с принцессой. Он ответил, что никого не встречал. А тем временем в глуши леса хорошо живут все бременские музыканты вместе с Принцессой. Сыщики искали – искали, но не нашли дочь Короля. Остановились на привале и стали отдыхать.

                                              1 комплекс. «Сыщики»

                                                        (разминка)

Занятие начинается построением в одну колонну. Дети вытягивают правую руку вперед и кладут ее на левое плечо впереди стоящего партнера.

Вступление.

Со звуками музыки участники начинают идти по кругу, сохраняя исходное положение и выполняя ходьбу с носка, а затем пружинную ходьбу в ритме музыки.

Куплет.

И.П. – о.с. (основная  стойка), правую ладонь к виску (военная стойка):

1)   1 – 2 – пружиня на левой ноге, правую поставить вперед на пятку, левую руку вынести слегка согнутой вперед, правую – в сторону.

2)   3 – 4 – пружиня на левой ноге перевести правую ногу назад на носок, при этом меняя положение рук.

3)   5 – 6 – пружиня на левой ноге, широкий шаг правой вперед, меняя положение рук.

4)   7 – 8 – приставляя левую ногу к правой в основную стойку, руки опустить.

5)   1 – 8 – повторить с другой ноги.

6)   1 – 8 – повторить еще раз, начиная с другой ноги.

Припев.

  1. 1 – 4 – повернувшись лицом в круг, слегка присесть в стойке, ноги врозь, руки на коленях, и, наклонившись вперед, выполнить несколько резких коротких вдохов через нос (“а нюх как у собаки…”).
  2. 5 – 8 – оставаться в этой стойке; сложив большие и указательные пальцы кружками и поднеся их к глазам, изобразить бинокль и осмотреться вокруг (“…а глаз как у орла”).

Музыкальный проигрыш.

  1. 1 – 8 – пружинные шаги по кругу и остановка в “военной стойке”.

Куплет и припев (повтор два раза).

2 комплекс (упражнения для координации).

“Переполох во дворце”.

Дети перестраиваются в 3 шеренги. Изображают движениями и мимикой Короля с придворными, расстроившихся из – за пропажи Принцессы.

Вступление.

1 – правую руку на голову.

2 – левую руку на голову.

3 – руки вверх.

4 – руки на голову.

Куплет 1.

1)   1 – 8 – 4 приставных шага вправо – влево с одноименным небольшим наклоном головы в сторону.

2)   1 – 8 – повторить.

Припев.

  1.   И.П. – стойка руки к плечам, кисти в кулак:

1 – шаг правой в сторону, правую руку “бросить” вниз.

2 – шаг левой в сторону, левую руку “бросить” вниз.

3 – шаг правой к себе, правую руку на пояс.

4 – шаг левой к себе, левую руку на пояс.

                 Повторить 4 раза.

  1.  И.П. – стойка, ладони сложены у правой щеки:

       1 – 8 – 8 ритмичных подъемов на носки.

Куплет 2.

Повторить приставные шаги вправо – влево, но руки выпрямлять вверх и опускать на голову.

Припев (повтор).

Куплет 3.

Повторить приставные шаги из положения руки вниз, плечи поджимать и опускать на каждый пружинный шаг.

Припев (повтор).

Вместо подъемов на носки выполнить 4 шага галопа вправо и 4 влево, меняя положение рук.

3 комплекс (упражнение из хореографии).

“Дуэт Короля и Принцессы”.

И.П. – 1 позиция ног, руки в подготовительной позиции:

1)   1 – 2 – руки вперед в 1 позицию.

2)   1 – 2 – руки в стороны во 2 – ю позицию.

3)   5 – 6 – руки вверх в 3 – ю позицию.

4)   7 – 8 – руки на пояс.

Ария Короля.

1)   1 – 2 – полуприседание (деми – плие).

2)   3 – 4 – выпрямится.

      Повторить 6 раз.

Ария Принцессы.

1)   1 – шаг правой ногой в сторону, руки согнуть к плечам ладонями

      вперед.

      2 – приседая на правой ноге, левую согнуть назад на носок, руки скрестить на груди ладонями вперед.

      3 – 4 – то же в другую сторону.

      Повторять 4 раза.

2)   1 – 8 – с поворотом направо 8 маленьких прыжков на правой ноге с

      продвижением вперед, левую ногу назад, правую вперед, левую –  

      назад, туловище удерживать вертикально.

      1 – 8 – то же на ноге в другую сторону.

Ария Короля.

И.П. – 1 – я позиция ног, руки в 1 позиции.

1)   1 – 2 – слегка приседая на левой ноге, правую вперед на носок (батман

       –  тондю).      

      3 – 4 – И.П.

2)   5 – 8 – то же с другой ноги.

      Повторить 6 раз.

Ария Принцессы (повтор).

4 комплекс (par terre).

“Песня трубадура”.

1.   И.П. – сед.

1)   1 – 8 – наклоны вперед.

2)   1 – 2 – в упоре сзади прогнуться, поднимая правую ногу вперед.

3)   3 – 4 – сед.

4)   5 – 8 – прогнуться, поднимая левую ногу вперед.

      Повторить 2 раза.

2.   И.П. – сед. ноги врозь.

1)   1 – 8 – 4 наклона вперед по дуге то к правой, то к левой ноге.

2)   1 – 8 – прогнуться в упоре сзади на правую руку, левую вверх.

      Повторить 2 раза, меняя положение рук.

3.   Перекат “звездочка”: И.П. – наклон из седа ноги врозь, руками

      держаться за ноги, 1- 2 наклоняясь к правой ноге, перекат на правый

      бок, а затем на спину, 3 – 4 – перекатом на левый бок сесть в И.П.

      Повторить 4 раза, меняя направление.

4.   И.П. – лежа на животе:

1)   1 – 8 – “рыбка”: из положения лежа на животе, приподнимая прямые

       руки, сгибая ноги, коснуться носочками затылка.

2)   1 – 8 – “лодочка”: из положения лежа на животе, приподнимая прямые

       руки и ноги, прогнуться, удерживая положение 6 счетов.

3)   1 – 8 – гимнастический мост.

4)   1 – 8 – стойка на лопатках.

5 комплекс (танец).

“Баю – баюшки - баю”

И.П. – широкая стойка:

1)   1 – 4 – слегка приседая на правой ноге, выполнить 4 пружинящих

      движения.

      5 – 8 – то же на другой ноге.

Куплет 1 .

2)   1 – 4 – 4 пружинки вправо с небольшим наклоном в сторону,

      сложенные вместе ладони положить под правую щеку.

      5 – 8 – то же влево.

      1 – 8 – повторить.

Припев.

1)   1 – 8 – танцевальные движения типа “Твист” (приседания скручивая

      колени).

2)   1 – 8 – в широком полу-приседе движения коленями внутрь – наружу,

      руки согнуться к плечам, локти выполняют согласованные с ногами

      движения.

3)   1 – 4 – слегка приседая на правой, левую ногу в сторону – вниз, правая

      на носке.

      5 – 8 – то же с другой ноги.

Куплет 2.

1)   1 – 8 – с поворотом направо шаг правой ногой вперед в полу-присед,

      левую ногу согнуть назад, руки сгибаются к плечам, кисти сжаты в

      кулак (4 раза).

2)   1 – 8 – то же с повтором налево с другой ноги.

Припев (повтор).

6 комплекс (релаксация)

“На привале”

Дети ложатся в произвольную позу, расслабляются.

И.П. – стойка ноги врозь:

1)   1 – 16 – пружинные полу-приседы, покачиваясь в стороны, руками

      махи вперед – назад.

2)   1 – 16 – 8 пружинных приставных шагов вправо – влево с

       одновременными хлопками.

3)   1 – 16 – 8 приставных шагов в стороны с одновременным кругом

       рукой перед собой наружу.

Ария Принцессы.

1)   1 -8 – с поворотом налево легкий бег на носках: приседая, “рвать

       цветы” и “складывать” в предлагаемую корзину.

2)   1 – 8 – то же в другую сторону.

       Повторить 4 раза.

Песня друзей и ария Принцессы (повтор).

                                               

                                              Заключение

    Дети с задержкой психического развития – это дети со своеобразной деятельностью и поведением, нервно- психическим складом и эмоционально – волевой незрелостью. Все эти особенности детей хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики.

    Ритмика – это учебная дисциплина, которая решает одну из важнейших задач учебно - воспитательного процесса – организация учебного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях, что способствует разностороннему развитию и преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

Танцевальная культура движений во многом связана с развитием у  школьников с ЗПР физических и психических качеств для формирования, которых в настоящее время используются различные приемы и методики музыкально-ритмических направлений. Одно из наиболее доступных и эффективных – это танцевально-ритмическая  гимнастика или ритмопластика, развивающая сила которой заключается в триединстве воздействия на ребенка взаимосвязанных компонентов: движения, музыки, сюжета сказки.

Эффективность ритмопластики – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям  школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Ритмопластические композиции создают необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, что способствует, укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Опираясь на теоретические и методические положения составления и проведения ритмопластических занятий, нами были разработаны  сюжетные ритмопластические композиции для использования на уроках ритмики в школе для детей с ЗПР.

   Апробирование разработанных композиций на уроках показало эффективность использования данной формы проведения занятий и  положительное воздействие на детей с точки зрения физического, психического и художественного развития.

   Видны явные результаты педагогической деятельности:

     - повысилась способность воспринимать и чувствовать музыку,        активизировалось чувство ритма, выразительность: ориентировка в пространстве и координация движений, умение владеть своим телом; а так же способность воспринимать, чувствовать  и переживать художественные произведения;  у детей были заметны проявления воображения, фантазии, образного мышления,    стремление к импровизации и сочинению музыкально-двигательных образов и танцевальных комбинаций.

   Решение данных задач посредством ритмопластических композиций предопределяет полноценное развитие двигательных и творческих способностей школьников.  

 Данная работа предлагает через познание хореографической культуры компенсировать недостатки психического и физического развития у детей, что в дальнейшем создаёт условия полноценной интеграции детей в обществе.

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буренина А.И. Ритмическая пластика: Учебно – методическое пособие по программе Ритмическая мозаика. – СПб., 1997 – 126 с.
  2. Дубянская Е.М. Нашим детям: Игры, пляски, музыкально – двигательные упражнения для детей младшего школьного возраста – Издательство «Музыка». 1975 – 79 с.
  3. Заводина И. Методическое пособие по ритмике – М.: Музыка, 1999 – 50 с.
  4. Калашникова Т.И., Конев Е.С. Программа музыкально – ритмического воспитания «Ритмика и танец в начальной школе». – Иркутск: ИГПК№1, 2003 – 36 с.
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
  6. Конорова Е.А. Методические пособие по ритмике – М., 1973 г.
  7. Константинова А.И. Игротренинг: Методическое пособие по развитию творческих способностей и психической пластики у детей дошкольного и школьного младшего возраста. – СПб., 1996 – 34 с.
  8. Лифиц И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 24 с.
  9.  Руднева С.К., Фиш Э.В. Музыкальное движение: методическое пособие для педагогов музыкально – двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; 2-е издание, перераб. и доп., СПб. Изд. центр «Гуманитарная академия». 2000 – 185 с.
  10. Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания \ Диссертация на соискание учебной степени кандидата искусствоведения. Ярославль. 2001 – 149 с.
  11.  Франко Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике: Учебно-методическое пособие – М.: Музыка, 1987 – 120 с.
  12.  Программа – «Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы» «Просвещение» 1997г.
  13. Программа по хореографии из сборника программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. 1988г.
  14. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение- Владос, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка танцевальной композиции «Вальс выпускников 2012» для коллектива спортивного танца «Современник»

Вальс выпускников: описание основных движений, схема и рисунок танцевальной композиции....

Использование логоритмических, ритмопластических, корригирующих и коммуникативных игр и танцев на уроках ритмики в начальной школе.

Статья содержит материал по использованию игротерапии на уроках ритмики. Новые формы музыкально-ритмического обучения и воспитания помогут в коррекции физического и психического состояния учащихся с о...

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Разработка скульптурных композиций на занятиях внеурочной деятельности.

Скульптурные композиции из гипса, скотча на основе проволочного каркаса для детей 5-6 класс...

Внеклассное мероприятие. Сценарная разработка литературной композиции «Моя Марина Цветаева».

 Сценарная разработка литературной композиции «Моя Марина Цветаева»  разработана с целью Обучающая: сформировать представление о творческой атмосфере начала 20 в.; знакомств...

План-конспект занятия для учащихся по теме "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества. Выбор (разработка) композиции."

План-конспект занятия "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества" может быть применен на уроках Технологии при изучении темы "Художественная обработка материалов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы композиции костюма и цветовой гаммы в костюме» (I год обучения)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Основы композиции костюма и цветовой гаммы в костюме»(I год обучения)...