МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы композиции костюма и цветовой гаммы в костюме» (I год обучения)
материал (5, 6 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Основы композиции костюма и цветовой гаммы в костюме»
(I год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_kompozitsiya_kostyuma_i_tsvetovoy_krug.docx | 14.4 КБ |
prodolzhenie.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Основы композиции костюма и цветовой гаммы в костюме»
(I год обучения)
Автор: Миклашевская Елена Евгеньевна
педагог дополнительного образования
Ярцево
2020 г.
Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т.е. правильно сгармонированным соотношением его элементов, частей и деталей.Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.Общая форма одежды воспринимается человеком в первую очередь, затем -цвет, составные элементы формы и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. В основе костюма можно встретить три основные геометрические формы и их видоизменения: прямоугольник, овал и треугольник. От выбора формы костюма зависит впечатление, которое вы производите на окружающих. Прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность, деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость. Треугольные формы костюма создают ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики.
На основе этих простых геометрических фигур в современной женской одежде сформировались такие силуэты (силуэтные формы), как мешок, прилегающий, трапеция, колокол, ампир, амфора, баллон, мужской.Любая композиция должна обладать такими свойствами, как выразительность, целостность, гармоничность. Эти свойства создаются благодаря применению определенных средств композиции, к которым относятся: пропорции, ритм, симметрия-асимметрия, нюанс и контраст, ритм, цветовое решение. Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и таким образом воздействовать на мысли и чувства зрителей.Средства композиции сложились в результате длительной творческой деятельности человека и одновременно абстрагирующей работы его сознания в основные законы композиции.
Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:
- общая форма одежды
- цвет и составные элементы форм
- детали и подробности
Предварительный просмотр:
Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не обязательно должен быть самым крупным - просто он должен привлекать внимание зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и второстепенные детали, подчиняя все главному.
В костюме роль композиционного центра обычно отводится деталям. Контрастделает образ костюма более ярким и выразительным (рис. 9,10,11). На рисунке 9 центром композиции является огромный бант. В композиции платья, изображенного на рисунке 10, доминируют рукава: они привлекают внимание необычной формой и массой. Акцент в костюме на рисунке 11 поставлен на плече; контраст прямого облегающего платья и округлой детали создает классический и немного экстравагантный образ.
Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если костюм полностью черного цвета, центром композиции может быть прическа или макияж. Если композиционным центром является какая-либо деталь (шляпа, перчатки, бант, рукава), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или массой, привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать от него внимание.
Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он привлекает внимание к телу - к груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен, не запоминается или распадается, то есть не отличается целостностью.
ЦВЕТ В КОСТЮМЕ
Цвет — самое сильное средство в композиции костюма. Недаром смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма.Цвета разделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочетания между собой (оттенки серого). Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения, т.е. различие по светлоте.
Светлота— безразмерная величина, используемая для количественной оценки различия между зрительными (световыми) ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями.Изучение цвета в композиции костюма начинается с ахроматических цветов. Для того чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к основам моделирования костюма, необходимо сначала просмотреть его в черно-белой графике. Увязать форму и цвет очень сложно. Поэтому сначала работают с формой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, затем переходят к разработкам ахроматических композиций с добавлением серого цвета.В художественной практике часто используются трехтоновые композиции, состоящие из черного, белого цветов и их сочетаний разной светлоты. В трехто-новых и более сочетаниях идет светлотное смягчение контраста белого и черного, появляется богатство светлотных оттенков серого цвета, что приводит к некоему компромиссу между контрастными ахроматическими цветами. Ступенчатые градации по светлоте — это постепенное, различимое глазом, насыщение белого черным цветом или черного белым цветом.
В профессиональной среде такой прием называется «растяжка цвета». Растяжка цвета отличается от приема достижения незаметного перехода от белого цвета к черному тем, что разница градации каждой светлоты четко выделяется.Для того чтобы растяжка цвета была постепенной, в ней должно быть не меньше пяти градаций, например: черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый.Что дает растяжка цвета? Она дает навыки в работе с ограниченной гаммой цветов. Глаз может различать, допустим, семь градаций чистого серого, а если в каждую градацию растяжки добавить чуть-чуть другого цвета, то можно получить огромное количество тонких сочетаний «разного серого». А если глаз сможет их различить, значит эти тонкие сочетания мы можем и воспроизвести. Таким образом, работа с растяжками цвета вырабатывает определенную профессиональную культуру цвета.При использовании растяжек белого и черного цветов интересные результаты получаются с применением эффекта контраста внутри формы и «краевого контраста», при котором белый и черный цвета расположены рядом в виде контуров, линий, обводок.Можно добиться эффекта «свечения», или «горения» белого цвета, окружив мотив концентрическими растяжками серого, постепенно доходящего до черного, цвета.Следующим этапом в изучении тонких цветовых сочетаний является применение так называемой ограниченной гаммы.Ограниченность гаммы заключается в том, что к белому и черному цветам добавляется только один цвет. Цвет можно взять любой, например, коричневый. Коричневых цветов на самом деле много: марс коричневый, сепия, красная охра, шоколадный, кофе с молоком, красное дерево, цвет дуба, цвет корицы. Коричневые цвета всех оттенков часто встречаются в одежде. Это цвет натуральный кожи, замши, меха. Коричневые цвета привлекают своей практичностью, возможностью сочетания с любым другим цветом и хорошо подходят к цвету кожи человека.Таким образом, включая в исследование цвета в костюме соотношения белого, черного, оттенков серого и множества оттенков коричневого, мы получаем практически неограниченную палитру тончайших цветовых сочетаний, которые прекрасно взаимодействуют между собой. Это подтверждают расписные и набивные ткани народов Африки — ткани, в которых гармония строится на трех цветах: белом, коричневом и черном. С точки зрения использования ограниченной гаммы, изысканны отличающиеся неброской красотой народные костюмы Бретани (Франция), где издавна сочетали в одежде только черный, коричневый и серый цвета, дополняя их фантастическими накрахмаленными белыми головными уборами.Кроме ахроматических существуют хроматические (окрашенные) цвета, которые характеризуются насыщенностью, тоном, светлотой.Насыщенность— это степень наличия чистого пигмента в цвете (например, насыщенный красный, насыщенный синий и т.д.).Тон — это наличие в одном цвете примесей другого цвета. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.Например, в красном с малиновым оттенком присутствует синий цвет, в красном с оранжевым оттенком присутствует желтый цвет, т.е. по тону эти красные цвета разные.Светлота хроматических цветов — это степень их разбеления. Сильно разбеленные цвета малой насыщенности называются «пастельными» (от цветных мелков «пастель»). Гармония пастельных цветов достигается наличием в каждом цвете белого цвета, который все нивелирует, сглаживает.Цветовая гармония пастельных цветов — это цветовое равновесие, при котором ни один цвет не выделяется.Цветовое равновесие характерно и для гармонии, которая называется «разное черное». В этом случае присутствие черного в насыщенных цветах также нивелирует яркость, создает едва различимые, почти черные, но цветные сочетания.Таким образом, можно сказать, что сочетания пастельных цветов — это светлая гамма, а «разное черное» — это темная гамма.Гамма — это ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности. Например, зеленая гамма может включать в себя все оттенки зеленого: изумрудную зелень, травяной зеленый, ярко-зеленый, бутылочный, цвет яблока, морскую волну, бирюзовый и т.д.
В теории гармоничных цветовых сочетаний рассматриваются различные закономерности.
Существуют гармонии спектральных чистых цветов, которые располагаются в жестком порядке. Это цвета радуги: красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. Чтобы запомнить этот порядок, придумано много шутливых скороговорок: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» или «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь», где первые буквы слов — первые буквы названий цветов.Одна из цветовых гармоний — это гармония цветового круга.Цветовой круг строится на контрастных парах (красный — зеленый, желтый — синий) или на четырех основных цветах, которые находятся на концах диаметров круга.Кроме того, между основными цветами находятся растяжки промежуточ
ных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до
зеленого, от зеленого до желтого).
Если цветовой круг разделить по основным цветам на четыре четверти, то
каждой четверти будет соответствовать своя гармония родственных цветов, которые находятся внутри этой четверти.
Первая четверть (верхняя правая) цветового круга содержит цвета от желтого пигмента до красного пигмента через теплый желтый, оранжевый и красно-оранжевый.
Вторая четверть (нижняя правая) цветового круга включает в себя цвета от красного пигмента до синего пигмента через холодный красный, фиолетовый и сине-фиолетовый. Каждая четверть круга содержит гармоничные сочетания родственных цветов, а если взять цветовые сочетания от желтого до синего (т.е. правую половину цветового круга), то получим гармонии родственно-контрастных сочетаний цветов.
Сочетания родственных цветов — это сравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма, особенно когда нет резких свет-лотных противопоставлений.
Родственно-контрастные цветовые сочетания — сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они характеризуются яркой цветовой активностью вследствие контраста. Использование родственно-контрастных цветов дает более яркую картину, так как теплые желто-красные родственные цвета дополняются холодными красно-сине-фиолетовыми.
Третья четверть (нижняя левая) цветового круга содержит цвета от синего пигмента до зеленого пигмента через сине-зеленый, цвет морской волны, холодный зеленый. Это гармонии родственных цветов холодной гаммы.
Четвертая четверть (верхняя левая) цветового круга заключает в себе родственные цвета от зеленого пигмента до желтого пигмента через теплый зеленый, зелено-желтый и желто-зеленый.
Если две левые четверти цветового круга объединить, то получим родственно-контрастные сочетания цветов, где встречаются и теплая и холодная гаммы зеленого цвета.
Теперь разобьем цветовой круг на верхнюю и нижнюю половины. Верхняя половина соответствует теплой гамме цветов, а нижняя половина — холодной гамме. Так как цветовой круг построен на двух контрастных парах, которые находятся друг против друга (красный — зеленый, желтый — синий), то существуют гармонии контрастных цветов. И если проводить диаметры через центр круга, допустим от красных цветов до зеленых, то каждому оттенку красного цвета будет соответствовать определенный оттенок зеленого цвета, причем ясно видно, какому красному соответствует какой зеленый.
Но такой цветовой круг не учитывает сложных и многообразных сочетаний цветов с белым и черным цветами. Если к каждому основному цвету круга прибавлять белый цвет в определенной пропорции, то получатся внутренние концентрические круги разбеленных цветов, сходящиеся к центру цветового круга. Если к каждому основному цвету круга прибавлять черный цвет с постепенным увеличеним его доли, то получатся внешние концентрические круги зачерненных теневых цветов, уходящие в пространство.
На самом деле цветовой круг представляет собой объемную фигуру из двух конусов, имеющих общее основание. Разбеленные цвета уходят к белому цвету на вершине одного конуса, а зачерненные в разной степени насыщенные цвета уходят к черному цвету на вершине другого конуса. На оси конуса располагаются ахроматические цвета, а в плоскости максимального поперечного сечения — насыщенные цвета (чистые пигменты). Эти два конуса образуют «цветовое тело» Оствальда. По цветовому телу можно составлять гармоничные и сложные комбинации сочетаний цветов.
В графических работах приходится вводить черный и белый цвета, разные разработки цветов и собственно белый цвет. От этого композиция только выигрывает, приобретает графическую выразительность.
Существует одна закономерность: чем больше цвета отличаются один от другого, тем труднее получить цветовую гармонию, т.е. цветовое равновесие, при котором нет преобладания какого-то цвета. Поэтому в цветовых композициях очень важен размер цветовых пятен. Если одно цветовое пятно больше остальных, то оно преобладает по цвету, выделяется среди всех цветов. Цветовое равновесие достигается тремя моментами:
равным количеством пятен основных цветов;
равной светлотой в разбеленных сочетаниях;
равной насыщенностью ярких цветов.
Существует другая закономерность: чем ближе один цвет к другому в цветовом круге, тем больше они гармонируют друг с другом.
Таким образом, гармонии цветовых сочетаний — это совокупность комбинаций цветов с учетом насыщенности, светлоты и тона.
Гармонии цветовых сочетаний зависят от эстетических взглядов общества в разные периоды времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Методическая разработка танцевальной композиции «Вальс выпускников 2012» для коллектива спортивного танца «Современник»
Вальс выпускников: описание основных движений, схема и рисунок танцевальной композиции....
методическая разработка "Основы обучения игры в волейбол"
разработка занятий по волейболу расчитана на 3 года учитель физической культуры Абиленцев А.А....
Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД
Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или в в группе продлённогодня....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)
1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"
Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...
Методическая разработка «Декорирование женского головного убора как элемента народного костюма»
Обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.Для 5 классов....